Сценарий междисциплинарного урока Отражение реформ Александра-2 в творчестве Н.А. Некрасова (история-лит)

Творчество Н.А.Некрасова по-разному оценивалось критиками и современниками, но очевидное достоинство произведений поэта – в их реалистичности. Некрасов глубоко переживал о жизни и судьбе России, о положении народа.
В доказательство –небольшой экскурс в историю.
Вопрос: В какие годы создавались произведения Николая Алексеевича?
Итак, рассмотрим Россию в первой половине 19 века. Несмотря на то, что Российская империя принадлежала к числу мировых держав, ее территория расширялась на Кавказе, сохранялся международный престиж, очевидной была отсталость и патриархальность. СЛАЙД Россия как минимум на полвека отставала от стран Европы. Сильным тормозом на пути промышленного развития было крепостное право. Количество промышленных предприятий увеличивалось очень медленно, национальные банки еще только развивались, шоссейные и железные дороги появились лишь в центральной части России. СЛАЙД И этими небольшими достижениями Россия была обязана основному производителю – крестьянину.
Вопрос: в каком году появилась первая железная дорога? 1837- официальная линия С-П-Царское село, а в 1834 – братья Черепановы самостоятельно проложили ж.д. ветку на металлургическом заводе на Урале. СЛАЙД
Какое стихотворение Николая Некрасова посмвящено этому событию? (вспомнить стихотворение «железная дорога», прочитать наизусть и сделать небольшой анализ по содержанию)
Вопрос: как вы думаете, сколько процентов крестьян было в составе населения России?
95%(диаграмма). СЛАЙД И эти 95% жили впроголодь, испытывали нужду, гнет со стороны помещиков.
В одной из своих книг кандидат исторических наук Борис Керженцев приводит следующее письмо дворянки своему брату: «Драгоценнейший и всею душою и сердцем почитаемый братец мой!.. все твои крестьяне совершенно разорены, изнурены, вконец замучены и искалечены»
СЛАЙД Крестьяне подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных, принадлежавших царской фамилии.


Особенно тяжелым оставалось положение крепостных, помещичьих крестьян. О необходимости раскрепостить крестьян правителю писал шеф жандармов Александр Бенкендорф: «Во всей России только народ-победитель, русские крестьяне, находятся в состоянии рабства; все остальные: финны, татары, эсты, латыши, мордва, чуваши и т.д. свободны». Император Николай I всячески пытался упразднить крепостное право однако каждый раз сталкивался с недовольством помещиков.
(Сценка из стихотворения «Размышления у парадного подъезда)
СЛАЙД
Однако наметилась положительная тенденция в развитии правового статуса этой категории крестьян. В 1803 г. был принят Указ «О вольных хлебопашцах», по которому помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп. Менее 1% смогли воспользоваться этим правом.
Вопрос: кто из известных вам поэтов и писателей дал вольную своим крепостным?
В 1825 году крестьяне получили разрешение учреждать собственные фабрики и заводы.
Вопрос: Как вы думаете, были деньги на открытие своего дела у крестьян? И в 1861 г –долгожданная отмена крепостного права, которая, к сожалению, не сильно улучшила жизнь крестьян.
19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Что же получили мужики от господ?
Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Но на условии выкупа земли у помещика. Крестьяне, которые начали выплачивать деньгами или отрабатывать выкуп земли, считались временнообязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк или отрабатывать барщину).
Стоимость надела определялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми помещиком с имения при крепостном праве. При выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Да и размер земельного участка помещик имел право сократить. Так крестьяне потеряли до 60% обрабатываемой земли. Помещикам же выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот доход, который они получали до реформы. СЛАЙД
Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая. Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением старой деревни. Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после «освобождения» такого разорения, такой нищеты, таких унижений и такого надругательства, как в России.
Как же воспринял Н.А. Некрасов реформу, которая не дала народу желаемого освобождения? Поэт переживал события тех лет трагически, о чем свидетельствуют, в частности, воспоминания Н.Г. Чернышевского: «В день объявления воли я пришел к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах». «Да разве это настоящая воля! - говорил Некрасов. - Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Так что мне пришлось успокаивать даже его». Итак, Н.А. Некрасов еще в день опубликования Манифеста понял, что народ обманут.
Поэма «кому на Руси жить хорошо» была начата вскоре после Крестьянской реформы. Ее целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых как и во всей России нет счастливого. Поиски счастливого среди верхов общества были для Некрасова лишь композиционным приемом. Счастье «сильных» и «сытых» было для него вне сомнения. Само слово «счастливец», по Некрасову, синоним представителя привилегированных классов. Не случайно в стихотворении "Размышления у парадного подъезда" звучит горькая строчка: "...но счастливые глухи к добру". Изображая господствующие классы (попа, помещика), Некрасов прежде всего акцентирует внимание на том, что реформа ударила не столько «одним концом по барину», сколько «другим по мужику».

(Прочитать наизусть вступление к поэме «Кому на Руси жить хорошо»)
Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 год, т. е. около 14 лет. За это время его замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о ее композиции. Поэт называет странников «временнообязанными», чем показывает, что поэма начата не позднее 1863 года, так как позже этот термин очень редко применялся к крестьянам.
Под главой «Помещик» имеется поставленная автором дата 1865 год, которая свидетельствует, что до этого поэт работал над ее первой частью.
Даты написания других глав: «Последыш», 1872 год; «Крестьянка», 1873 год; «Пир на весь мир», 1877 год.
Некрасов писал «Пир на весь мир», уже находясь в состоянии смертельной болезни, но он не считал эту часть последней, намереваясь продолжить поэму изображением странников в Петербурге.
Литературный критик В. В. Гиппиус в статье «К изучению поэмы «Кому на Руси жить хорошо» еще в 1934 году писал: «Поэма осталась незавершенной, замысел поэта непроясненным; отдельные части поэмы следовали друг за другом в разное время и не всегда в последовательном порядке.

Вопрос: вспомните название деревень из поэмы: «Кому на Руси жить хорошо»
Обратите внимание на названия губерний, уездов, волостей, деревень. О чем они говорят?
Названия населенных пунктов, из которых шествуют путники: Терпигорева, Пустопорожней, Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка

Вопрос: какое название носило родовое гнездо самого Николая Алексеевича?

Где происходит действие поэмы? Вся Русь.
Формула поисков счастливого.
1.Помещик
2.Чиновник
3.Священник (поп)
4.Купец
5.Вельможа
6.Министр
7.Царь
Как вы думаете, что знаменует эта формула? Композиционный замысел или уровень народного самосознания?
Уровень народного самосознания, т.е. его ограниченность – мужики понимают счастье примитивно, сводя его к сытой жизни и богатству.

Наиболее привилегированная часть населения- помещики. СЛАЙД Они не только освобождены от всех повинностей, но и часто живут за счет полного довольствия со стороны государства.
Им принадлежало монопольное право на владение крепостными людьми. Дворяне составляли основу государственного аппарата, занимая в нем все властные должности.
Помещики жили лучше всех остальных сословий. Их владения порой растягивались на 30-50 верст. «соседнее имение Асташково было расположено в 30 верстах от имения Троекурова». Все, чем были заняты дворяне в своих поместьях –« обеды, ужины и танцы». При этом они искренне считали себя не менее нагруженными, чем крестьяне. В перерывах между приемами гостей, а иногда и во время этого помещики развлекали себя поркой крестьян или растлением крепостных девушек. СЛАЙД

Читаем в письме: «Многие помещики наши весьма изрядные развратники: кроме законных жен, имеют наложниц из крепостных, устраивают у себя грязные дебоши, частенько порют своих крестьян, не кем другим, как вашим управителем, немцем Карлом, прозванным у нас «Карлою», который есть лютый зверь, мучитель»
Пример: поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Духовенство, будучи идеологической опорой российского абсолютизма, также продолжало получать привилегии от государства. Так, с 1801 г. священники, а с 1835 г. и их дети были освобождены от телесных наказаний. С 1807 г. дома духовенства освобождались от поземельного сбора, а с 1821 г. от постоя.
СЛАЙД
Городское население России было неоднородно. Большинство составляли мещане. В первой половине XIX в. население городов России значительно выросло, чему способствовала промышленный подъем. СЛАЙД Государство, заинтересованное в развитии торговли и промышленности, наделяло богатых городских жителей особыми привилегиями. В основном это были чиновники, купцы, ремесленники. «Трусливый обыватель», по определению Некрасова
Чиновники -государственные служащие- составляли основу бюрократического аппарата царизма. Советники, коллежские асессоры, секретари, писчие, канцелярские служащие. В чин государственного служащего могли записать мещанина, купца, военного, достигшего 9 лет и знающего основы письма и арифметики. Отсюда – невежество многих чиновников.

А. Бестужев в письме к Николаю I дал более полную характеристику ситуации, сложившейся в стране к началу 1860-х годов: "Все элементы были в брожении. (...) Одни судебные места блаженствовали, ибо только для них Россия была обетованной землей. Лихоимство их взошло до неслыханной степени бесстыдства. Писаря заводили лошадей, повытчики покупали деревни, и только возвышение цены взяток отличало высшие места. (...) В казне, в судах, в комиссариатах, у губернаторов, у генерал-губернаторов, везде, где замешался интерес, кто мог, тот грабил, кто не смел, тот крал" [[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Пример: стих-е «Трусливый обыватель»
Итак, угнетенный народ, промышленная и сельско-хозяйственная отсталость России, чиновничья бюрократия, всеобщая апатия, нужда, пьянство
Вопрос: Что еще можно внести в этот список?
Практическое задание: определить по отрывку, о представителе какого сословия идет речь и насколько реалистично он описан поэтом.
Некрасов задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы - русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер крестьянской реформы и ухудшение народной участи. Но главное - это показ таланта, воли, стойкости и оптимизма русского мужика. По своим стилевым особенностям и поэтическим интонациям поэма близка к произведениям фольклора. Композиция поэмы сложна, прежде всего, потому, что на протяжении времени менялся его замысел, произведение так и осталось незавершенным.
Темные стороны – суеверие, пьянство, семейный деспотизм.
Светлые стороны – талантливость, одарённость, стремление и способность осмыслить своё положение, несогласие с существующим порядком.

Домашнее задание. Подготовиться к практической работе:
что открывается в народе мужикам-правдоискателям.
1. Яким Нагой (ч. I, гл. 3).
2. Ермил Гирин (ч. I, гл. 4).
3. Савелий, богатырь святорусский (ч. III, гл. 3).
4. Матрена Тимофеевна Корчагина (ч. III, гл. 48).
План (Получает каждый).
1. Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид?
2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?
3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе?
4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?
5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?
6. Почему странники не признали героя счастливым?
7. Какой смысл содержится в говорящей фамилии героя?
8. Какова смысловая роль фольклорных элементов в главах о герое?
Подведение итогов. Оценивание работы на уроке.
15