План — конспект урока Эпоха Великих реформ



План – конспект.

В феврале 1855 года умер Николай Первый и Россия вступила в новую эпоху. На первый взгляд казалось, что ничего, кроме смены на императорском престоле не произошло. По-прежнему шла Крымская война и впереди еще были падение Севастополя и позор Парижского мира, по-прежнему благосостояние общества и государства покоилось на принудительном труде миллионов крепостных. Но не пройдет и года, как новый император начнет разворачивать тяжелый и неповоротливый российский корабль на новый курс. После поражения в Крымской войне, стало совершенно ясно, что старая Россия нежизнеспособна. Вдохнуть новую жизнь могли только реформы.
Тема нашего урока: «Эпоха Великих реформ».Сегодня у нас третье, итоговое занятие.
Отношение к реформам Александра Второго как у современников, так и у потомков противоречивое. Для одних реформы крепостнические, являющиеся обманом для народа, для других – великие, самые удачно продуманные в истории России. Сегодня свое отношение к реформам предстоит определить и вам.

Эпиграфом к уроку являются слова русского поэта Федора Тютчева, сказанные об Александре Втором: «Его сердце обладало инстинктом к прогрессу».

Так был ли прогресс? Реформы Великие или крепостнические? Открыли ли они путь скорейшей модернизации России?

На этот вопрос вам предстоит ответить в конце занятия.

В течение прежних двух уроков мы подробно разбирали основные положения реформ, говорили об изменениях, которые они внесли во многие сферы жизни нашего государства. Вы получили творческое задание: символами изобразить


представляемую реформу, для этого взвод быль поделен на группы, каждая из которых уже готова презентовать свой проект.

Вопросы к выступающим:
Как реформа изменила жизнь общества, чему способствовала, какое значение имела для государства?
Дополнительные вопросы: Что имел в виду Н.Некрасов в этих строках

Распалась цепь великая,
Распалась и ударила
Одним концом - по барину,
Другим - по мужику.

А в других:
Знаю на место цепей крепостных,
Люди придумали много иных.

Дополнение о земствах.
К 1880 г. было открыто 12 тыс. земских школ. За это время в земских школах получили образование до двух миллионов крестьянских детей. Земства подготовили за свой счет 45 тыс. учителей и значительно подняли материальный и общественный статус народного учителя. Земские школы считались лучшими. По их образцу стали действовать и школы Мин. просв. Медицинские учреждения на селе, хотя еще и малочисленные и несовершенные, целиком были созданы земствами. На средства земств были созданы фельдшерские курсы специально для села. Благодаря усилиям земских врачей показатель смертности среди крестьян сократился с 3,75 до 2,8%.

О судебной реформе.
Старушка украла чайник (дело рассматривалось в Московском суде). По закону - совершена кража, за которую следуют разные наказания, в том числе и лишение свободы. Прокурор на суде сам сказал, что кража незначительная, старушка нуждается. Тем не менее, он потребовал наказания, поскольку собственность не прикосновенна и «если позволить людям посягать на нее, страна погибнет». В суде выступал выдающийся адвокат Ф.Н.Плевако. Речи адвокатов длились несколько часов, как правило. А в этом случае - не более минуты. Ф.Н.Плевако произнес: «Много бед и испытаний пришлось претерпеть России за ее более чем тысячелетнее существование. Печенеги ее терзали, половцы, татары, поляки. Двенадцать языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь старушка украла чайник ценою в 50 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно». Благодаря этой речи старушка была оправдана.
Что изменилось в судебной системе? Оправдают ли старушку присяжные?
Проверка знаний через тест. Перед вами рабочий лист урока №1.Задания из части А ЕГЭ.
Усложним задачу. Рабочий лист урока №2. Задание повышенной сложности части С.

Подводя итог урока, предлагаю каждой группе определить свое отношение к реформам и ответить на поставленный в начале урока вопрос: Был ли прогресс, способствовало ли это модернизации России?
Группы определяются и прикрепляют на доске свои решения.

Выводы:
Итак, подводя итог урока, можно сказать, что реформы второй половины 19 века, несмотря на минусы, непоследовательность проведения и сохранение крепостнических черт, не зря называют Великими. Они стали переломом в истории нашего государства. Вместо России феодальной рождалась Россия буржуазная. В июне 2005 года, рядом с восстановленным Храмом Христа Спасителя,
был открыт памятник Александру Второму, как свидетельство возрождения современной России. Вот уже двадцать лет в нашем государстве проходят реформы. В этом смысле наша эпоха созвучна периоду правления Александра Второго. Диалог с прошлым позволит нам лучше понять современность.

Домашнее задание: повторить параграфы 70-71, готовиться к сам. работе.
15