Цель: • закреплять умение интонационно выделять звуки в словах • познакомить детей с понятиями звук”, “согласный звук”, научить пользоваться их условными обозначениями • закрепить знания детей о предложении • упражнять в умении делить слова на слоги, о

ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Тема: Гласные и согласные звуки.
Цель:
закреплять умение интонационно выделять звуки в словах;
познакомить детей с понятиями звук”, “согласный звук”, научить пользоваться их условными обозначениями;
закрепить знания детей о предложении;
упражнять в умении делить слова на слоги, определять ударный слог, ударный гласный звук;
развивать фонематический слух, внимание, память.

Ход занятия.
Повторение.
- С помощью чего люди общаются друг с другом?
- Из чего состоит наша речь?
-Из чего состоит предложение?

1. Кто запомнил, что значит выражение “Слова звучат?” (они состоят из звуков). Звуки, которые произносит человек, бывают самые разные. Один из них можно узнать, если вы, посмотрев на мой рот, придадите своим губам такое же положение (рот или широко открыт, или губы улыбаются, или они круглые, как бублик и т.д.) и “Включите” голос.
Узнавание гласных по беззвучной артикуляции.
Что вы делали? (включали голос).
Эти звуки произносятся при свободном прохождении воздуха через рот, их можно тянуть и петь (пропеть) и называются они “гласные”. Раньше, давным-давно, голос называли “глас” (сравните голос, глас, гласные).
Но языкам, губам, зубам тоже захотелось принимать участие в образовании звуков, и они начали строить преграды свободно проходящему воздуху, губы сомкнулись, включили при этом голос и прозвучат звук [б].
Губы, зубы и язык стали строить разные преграды воздуху, голос то включался, то выключался. Так появились согласные звуки.
Гласные тянутся
К песенке звонкой,
Могут заплакать
И закричать.
В темном лесу
Звать и аукать,
Но не желают
Свистеть и вёрчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.

В. Берестов
2. Звуковой анализ слов. Анализ слов лук, мак; называние слов, последовательное выделение и название звуков; определение какой звук произнесли и услышали (гласный и согласный).

Л УК МАК
Теперь обозначим звуки на схемах: гласные звуки мы будем обозначать красным цветом, согласные, которые мы произносим в этих словах синим.
Анализ слов кит и кот. (устно)
Одинаково ли звучат эти слова? Прислушайтесь к их звучанию. Сколько в них звуков? Охарактеризуйте их. Одинаково ли звучат первые звуки в словах?
Звук [к] твердый, а звук [к’] мягкий. Поочередное их произношение (показать, что язык немного приподнимается). Мягкие согласные на схеме слова мы будем обозначать зеленой фишкой.
Выложить схемы слов, “прочитать” их.
Обобщение: Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки можно тянуть и петь. Согласные звуки бывают твердые и мягкие.
3. Упражнение в различии твердых и мягких согласных: на мягкий звук (слог с мягким согласным) поднять зеленую фишку; с твердым синюю. (Можно использовать предметные е картинки, или просто проговаривать отдельные слова)
Упражнение в различии гласных и согласных. Работа в азбуке-тетради. (первое задание).
4. Отгадайте загадки, найдите картинки - отгадки, проверьте себя, “прочитан” слово по схеме, закрасьте гласные.
5. Психогимнастика.
Вы будете изображать кошку, мышку, петуха. Нужно показать, как они двигаются, какое выражение вашего лица подойдет для изображения этих животных (передачи их характера), какие звуки они издают, каким голосом. Воспитатель называет животное, дети изображают.
Вы использовали звуки, движения, мимику, изменяли голос. Мимика это различные выражения лица. Покажите огорчение, уныние, а теперь радость и восторг.
6. Дополнительная работа

Рассмотреть картинки, выделить в их названиях первые звуки. Если слово начинается на гласный звук, соединить с синим домиком, если на согласный с зеленым.
7. Работа с предложением.
(на доске персонажи сказки «Репка»)

Из какой сказки эта картинка?
Что находится под картинкой? (схемы предложений).
Попробуем “прочитать” сказку по схемам. (“читают”, выделяют отдельные слова, считают их количество).
Вся ли сказка здесь “записана”? Что было дальше?
8. Обобщение:
Все звуки делятся на две группы: гласные и согласные. Гласные звуки это звуки, которые можно тянуть и петь, при их произношении воздух не встречает преграды. При произношении согласных звуков появляется преграда. Е создают губы, зубы, язык. Согласные звуки произносятся коротко.
9. Выполнение графических упражнений.

10. Итог занятия.
Подводится на впечатлениях детей.

15