Актуальные аспекты здоровьесбережения в системе учебно-воспитательной работы педагогического коллектива техникума


Актуальные аспекты здоровьесбережения в системе учебно-воспитательной работы педагогического коллектива техникума
Самое ценное, что есть у человека, это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботился о своем здоровье, здоровье своих детей и близких.
Индивидуальное здоровье человека составляют три компонента:
а) социальное здоровье (благополучие);
б) духовное (нравственное) здоровье;
в) физическое здоровье.
Социальное благополучие – когда человек уверен в своем завтрашнем дне, имеет жилье, работу, возможность повышать качество образования, карьерный рост, достойную заработную плату, возможность отдыхать согласно своим желаниям и возможностям, имеет возможность поддерживать своих близких, и наконец, чувствует свою «нужность» обществу, т.е. это социальные связи и межличностные отношения, благоприятные условия труда и быта. Социальное здоровье тесно связано с духовным здоровьем человека.
Духовное здоровье – здоровье нашего разума. Духовное здоровье зависит от:
а) - системы мышления, степени познания окружающего мира и ориентации в этом мире;
б) - умения адекватно определить свое положение в окружающей среде, свое отношение к какому-либо лицу, вещи, области знаний.
Духовное здоровье достигается за счет умения:
- жить в согласии с собой, родными, друзьями и другими членами общества
- прогнозировать различные ситуации, влияющие на жизнь;
- разрабатывать и оптимально адаптировать модель своего поведения применительно к окружающей среде.
Физическое здоровье – это здоровье нашего тела. Физическое здоровье зависит от:
а) - двигательной активности человека;
б) - рационального питания;
в) - закаливания;
г) -соблюдения правил личной гигиены;
д) - безопасного поведения в повседневной жизни;
е) - оптимального сочетания умственного и физического труда;
ж) - умения отдыхать;
з) - отказа от употребления алкоголя, наркотиков, курения.
Если человека интересует его здоровье, он должен одинаково заботиться об укреплении духовного и физического здоровья. Компоненты здоровья тесно взаимосвязаны: если человек здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя отлично.
1.Состояние физического здоровья обучающихся техникума на текущий учебный год
В этом учебном году из 611 человек 568 обучающихся имеют основную медицинскую группу здоровья, 18 человек – подготовительную медицинскую группу и 25 человек – специальную медицинскую группу.
2. Что касается социального здоровья студентов техникума, то хочу вам напомнить, что в текущем учебном году у нас обучаются:
Из многодетных семей – 67 человек,
Неполных семей – 138 человек,
Малообеспеченных семей – 54 человека,
Дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей – 24 человека
Дети, имеющие инвалидность – 4 человека
Обучающиеся, относящиеся к «группе риска» - 8 человек состоят на учете в правоохранительных органах и КДН и ЗП и 4 человека на внутреннем учете. Из 8 человек – 3- е состоят на учете за употребение наркотических веществ, 5 человек – по статье 158 (кража) О социальном благополучии вышеназванных обучающихся положительно ответить нельзя.
3.Социальное здоровье тесно связано с духовным. К сожалению, у большей части молодежи отсутствуют умения адекватно определить свое положение в окружающей среде, жить в согласии с собой, родными, друзьями и другими членами общества, часто проявляют агрессию, несдержанность, жестокость.
Эти факты подтверждают  необходимость осуществления мер по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования, поэтому одной из основных компетенций в работе педколлектива является компетенция здоровьесбережения обучающихся, задачами которой являются:
-формирование здорового образа жизни ;
- формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности, стремления к физическому самосовершенствованию;
- вовлечение молодежи к активному занятию спортом;
- формирование ценностного отношения к собственному здоровью;
- пропаганда знаний о проблемах наркомании, курения, алкоголизма и т.д.
- формирование нравственно-ценностного отношения к природе и людям;
- воспитание чувства личной ответственности за состояние окружающей среды;
- воспитание готовности принять практическое участие в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой;
- формирование экологической культуры.
Для формирования и развития компетенции здоровьесбережения в техникуме проводится большая работа. Это такие мероприятия, как:
- Организация процесса адаптации обучающихся 1 курса
- Основу укрепления здоровья составляет физкультурно-оздоровительная деятельность, организованная в учреждении. В 2010 году в техникуме разработана рабочая программа дополнительного образования «Физическая культура». С целью формирования здорового образа жизни обучающихся, повышения уровня социальной активности путем организации и проведения физкультурных и спортивно-массовых мероприятий разработаны и утверждены Положения о физкультурной и спортивно-массовой внеучебной работе ОГАПОУ «Белгородский техникум общественного питания», «Об организации занятий по физической культуре со студентами, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и освобожденными», «Положение о Совете коллектива физической культуры «ОГАПОУ «Белгородский техникум общественного питания»
- Участие в спортивных соревнованиях и праздниках.
- Организация встреч со специалистами и ведущими спортсменами.
- Проведение дней здоровья.
- Участие в экологических акциях.
- разъяснительная профилактическая работа
В опыте работы техникума есть такая страница, как выступление агитбригады. Ключевая тема выступлений агитбригады - борьба с вредными привычками.
Для достижения поставленной цели мы тесно сотрудничаем с различными организациями: общество «Красный Крест», управление молодежной политики администрации г. Белгорода, с областным подростковым наркодиспансером, областным центром по борьбе со СПИДОМ, с правоохранительными органами г. Белгорода и области.
Немаловажным является для здоровьесбережения создание благоприятного психологического климата на уроке. Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт обучающихся во время урока. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция преподавателя на желание студента выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого обучающегося. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность подростков заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого обучающегося и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого студента в работе группы; стимулирование обучающихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения студента.
Немаловажное значение для сохранения физического здоровья студентов является организация горячего питания. В этом учебном году 40% обучающихся обеспечены горячим питанием.
Эстетическое и санитарное состояние техникума, требования к внешнему виду обучающихся – это тоже немаловажные факторы, направленные на мотивацию здорового образа жизни
Все вышеперечисленные технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья обучающихся как в психологическом, так и в физиологическом аспектах.
И все же есть существенные проблемы в работе нашего коллектива.
- Есть случаи, когда преподаватели выгоняют с уроков обучающихся, что совершенно недопустимо.
- нет тесного контакта с родителями. Без семьи проблемы не решить.
- социально-психологическое тестирование, проведенное среди обучающихся техникума 21 и 22 декабря 2015 года, показало, что в молодежной среде все большее распространение получают наркотические и психотропные вещества
- студенты техникума в большинстве своем не обладают знаниями в области законодательства
- В этом учебном году низкий процент занятости подростков во внеурочное время, самое недопустимое не работают спортивные секции.
- Я уже назвала цифры: 18 человек имеют подготовительную медицинскую группу и 25 человек – специальную медицинскую группу. Никто, ни кураторы, ни медицинский работник, не знает, по каким заболеваниям эти дети имеют специальную медицинскую группу. Справки находятся у преподавателей физкультуры. Во время обучения в техникуме за ними должен осуществляться постоянный врачебный контроль.
- Физкультминутки проводятся преподавателями нерегулярно. Напомню, что они должны проводиться в начале 1 и 5 уроков.
- Сейчас в техникуме работает здравпункт. В должностные обязанности заведующей здравпунктом также входит:
-Организация и проведение профилактических и просветительских мероприятий, направленных на снижение заболеваемости;
- организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию, пропаганде здорового образа жизни, в том числе рационального питания, усиление двигательной активности, борьбе с курением и другими вредными привычками.
Сейчас во исполнение Указа Президента Российской Федерации
№ 172 от 24 марта 2014 года «О Всероссийском комплексе ГТО», Постановления Правительства РФ № 540, Положения о ГТО в области ведется активная работа по внедрению комплекса ГТО среди жителей Белгородской области. Цель комплекса ГТО – увеличение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки.
Немного остановлюсь на анализе воспитательной работы за 1 полугодие текущего учебного года.
План воспитательной работы техникума на 2015 – 2016 учебный год имеется. Во второй половине октября были утверждены планы воспитательной работы по группам. За 2, 5 месяца моей работы в техникуме было проведено огромное количество мероприятий воспитательной направленности согласно годовому плану работы. Перечислять их нет смысла. В конце полугодия я попросила кураторов всех групп предоставить самоанализ воспитательной работы в группах за 1 семестр. Мне было интересно узнать позицию каждого куратора. Спасибо всем за откровенные ответы. Картина складывается следующая:
Количество обучающихся, охваченных организованной занятостью во внеурочное время – в техникуме 65 человек, вне техникума 54 человека. От общего количества это составляет 19, 4 %. Это низкий показатель. Самое большое количество детей занято у Панченкова В.А – 18 человек. Я понимаю, это клуб «Альтернатива»
Наиболее значимые мероприятия в группе (перечислите). Какие нестандартные формы проведения вами были использованы? – Кураторы всех групп указали мероприятия, которые были проведены в актовом зале. К сожалению, ответа на этот вопрос я не получила. Предлагаю последний четверг месяца сделать кураторский час. На 2 полугодие запланировано проведение открытых классных часов всеми кураторами групп, в том числе и начинающими.
Сколько человек имеют общественное поручение. Перечислите, какие. – Не более 5 человек в каждой группе имеют общественное поручение. А остальные?
Перечислите за прошедшее полугодие значимые достижения Ваших студентов (грамоты, участие в конкурсах, проектах и т.д.) К сожалению, похвастаться совершенно нечем. Да, есть грамоты, но по итогам мероприятий внутри техникума. Победы в конкурсах студентов – это показатель работы педагога. За 1 полугодие было несколько конкурсов регионального уровня, до вашего сведения они были доведены, но активности никакой. 23 октября Панченков В.А принял участие в конкурсе наследников Победы. Результатов пока нет. Мамонова Я.В. и Головач О.В. предоставили работы на IX Всероссийский творческий конкурс «Святые заступники Руси».
Никто из кураторов не использует интернет-ресурсы, где проводится огромное количество конкурсов воспитательной направленности для студентов и педагогов: проект «Инфоурок», социальная сеть работников образования нс портал.ру, сайт Всероссийских дистанционных олимпиад «Вот задачка» и т.д.
Работа со студентами «группы риска».
По состоянию на 14 января 2016 года дневники педнаблюдений по работе со студентами-сиротами не предоставили на проверку Маркова С.В. (Ткачева ), Панченков В.А (Штельмах и Семененко)
Нет дневников педнаблюдений со студентами «группы риска» у Шинкаренко А.Ю. (Городов А), Лавровой Н.С. (Крыгин)
50 % кураторов используют такую форму работы, как посещение на дому. Это кураторы групп 37 тех, 21 тех, 41 тех, 27 пов, 14 пов, 22 тех, 31 ком, 26 пов, 33 пов, 15 пов. Только 3 куратора отметили, что все родители поддерживают связь с учебным заведением и заинтересованы в учебе своих детей. Это кураторы групп 21ком, 12 тех, 22 тех. Даже были такие ответы «Студенты предпочитают избегать любые мероприятия, проводимые в группе или техникуме»
Решение педагогического совета:
Разработать программу «Внедрение комплекса ГТО в ОГАПОУ «Белгородский техникум общественного питания» до 10.02.2016 года. Ответственные: и.о. зам. директора по УВР Тимошенко Л.А.,
Руководитель физвоспитания Бабак А.А.
Разработать Положение о внедрении комплекса ГТО в образовательное учреждение до 10.02.2016 года.Ответственные:
и.о. зам. директора по УВР Тимошенко Л.А.,
Руководитель физвоспитания Бабак А.А.
Разработать план мероприятий по антинаркотическому воспитанию по результатам социально-психологического тестирования обучающихся до 01.02.2016 года. Ответственный: и.о. зам. директора по УВР Тимошенко Л.А.
Включить в план контроля на февраль 2016 года проверку работы кружков и спортивных секций.
Председателю МО классных руководителей Труновой О.А. активизировать работу школы молодого куратора.