Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме Наречие. Понятие о наречии


Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме "Наречие. Понятие о наречии"
Николаева Валентина Леонидовна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Преподавание русского языка
Цели урока:
дать понятие о наречии как о самостоятельной части речи;
учить определять грамматическое значение и морфологические признаки наречий;
формировать умение “видеть” наречие в тексте, сопоставлять с другими частями речи;
развивать логическое мышление учеников;
расширять их кругозор.
Оборудование:
карточки для работы в группах,
учебник,
мультимедийный проектор.
Ход урока
I. В начале урока рекомендую провести небольшой лексико-орфографический диктант. Однако подбор слов не случаен: слова изучались в теме “Имя числительное”, сложны не только в написании, учащиеся часто нарушают орфоэпические нормы. Диктант оформляется в виде кроссворда. Параллельно задание проецируется на экран с помощью мультимедийного проектора. Слова записываются в тетрадях. Работа должна проходить быстро (разумеется, с необходимыми паузами в случае ошибок в написании).
Назвать одним словом: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье (неделя),
Промежуток времени в десять дней, третья часть месяца (декада),
Часть города, ограниченная пересекающимися улицами (квартал),
Одна шестидесятая минуты (секунда),
В науке мне, в грамматике, и слава, и почет;Я друг и математике: всему я знаю счет (числительное)
1000 граммов (килограмм)
100 килограммов (центнер)

II. Дальнейшая работа строится по технологии критического мышления.
Урок выстраиваю с учетом трех стадий: вызова, осмысления и рефлексии.
На стадии вызова
1)Загадываю учащимся загадку:
Самый трудный я, друзья,И воспитать меня нельзя.Знайте: с кем ни поведусь,Все равно не изменюсь.
Название этой части речи можно прочитать по вертикали под цифрой 1. (наречие)
Запись на доске и в тетради темы урока: Наречие. Понятие о наречии.
1) Учащимся предлагается самим сформулировать цели урока (очень важно управлять беседой, подвести к собственным формулировкам целей)
2) Логические цепочки
Учащиеся работают в группе по 4 человека. Каждая группа получает таблицу, в которой пропущены отдельные значения. Они выписаны на отдельном листе, предлагается восстановить записи. На работу дается 3-4 минуты. Затем по одному человеку от группы выходят к доске и вписывают значения в таблицу. Учитель обращает пристальное внимание на последнюю строку таблицы и предлагает ознакомиться с параграфом 116 учебника, чтобы проверить: верны их предположения или нет.
Часть речи Общее грамматическое значение Морфологические признаки Синтаксическая роль Примеры
Имя существительное   Род, число, падеж, склонение Подлежащее, дополнение  
  Действие Вид, наклонение, время, лицо, число, спряжение   Побежали, бушует
Имя прилагательное Признак предмета   Определение, сказуемое  
Наречие   Не изменяется   Справа, громко, долго, всегда
Глагол
Признак действия, признак признака
Городской, зимний
Предмет
Род, число, падеж
Обстоятельство
Сказуемое
Солнце, растение
В тетрадь заносится часть таблицы по теме урока.
Прошу учащихся, используя материал таблицы, рассказать о наречии как о части речи.
III. На стадии осмысления
1) Предлагаю учащимся выписать наречия со словами, к которым они относятся, определить части речи.
На доске записаны предложения:
Сегодня выпал первый снег.
Ветви деревьев совсем оголились.
Дует очень холодный ветер.
Зима в этом году удивительно теплая.
Учащиеся выписывают в тетради словосочетания: сегодня выпал, совсем оголились, очень холодный, удивительно теплая. Определяют части речи. В ходе беседы делаем вывод: если наречие присоединяется к глаголу, то оно обозначает признак действия, если наречие присоединяется к прилагательному, то оно обозначает признак признака.
2) Приступаем к работе с текстом упражнения № 481 учебника.
Используется прием работы с текстом технологии развития критического мышления.
Учащимся предлагается ознакомиться с первыми двумя абзацами текста. Потом книги закрываются, а учитель просит учащихся предположить, о чем дальше пойдет речь в тексте, и обосновать свои предположения.
На работу отводится не более 5 минут. Затем выслушиваются мнения учащихся о том, какая связь существует между глаголом и наречием. После этого учитель читает третий абзац текста, делается вывод о роли наречий.
3) Для закрепления прочитанного выполняется упражнение №482.
Разбирая выделенные части сложных предложений по членам, учащиеся делают вывод о том, каким членом предложения являются наречия в выделенных фрагментах.
IV. Выслушав ответы ребят, переходим к третьей стадии – рефлексии.
Основная задача- актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях.
1) Из предложенного текста учащиеся должны выписать только наречия.
В лесу стояла необычная тишина. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они постепенно превращались в чистые капли воды. День угасал торжественно, светло и тихо.
Наконец пошел густой снег. Он стремительно таял в черной воде озера, щекотал лицо, уверенно покрывал все вокруг.
2) Контроль осуществляется в парах по ключу, представленному на доске.
Критерии оценивания:
Нет ошибок-“5”
1-2 ошибки-“4”
3-4 ошибки-“3”
5 и более ошибок-“2”
Оценки выставляются карандашом на полях.
V. Домашнее задание:
Параграф 116.
Упр.487
VI. Завершая работу, предлагаю учащимся в художественной форме оценить изученное понятие. Работают в группах по 4 человека.
Синквейн.
Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам.
Правила написания синквейна:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка—это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка — это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Как это делать:
Название (обычно существительное)_________________
Описание (два прилагательных)_____________________
Действие_________________________________________
Чувство (фраза)____________________________________________
Повторение сути______________________