Урок литературы В. Распутин “Уроки французского”. Жажда знаний юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства. Роль учительницы в жизни мальчика.

В. Распутин “Уроки французского”.
(урок литературы в 6 классе)
Тема: Жажда знаний юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства. Роль учительницы в жизни мальчика
Цель: Познакомить учащихся с содержанием рассказа, его героями, показать огромное желание мальчика учиться, его стремление к независимости, выяснить, какую роль сыграла учительница в жизни мальчика, формировать умения и навыки характеризовать героя, давать оценку его поступкам, развивать умения обобщать, делать выводы, высказывать свое мнение, воспитывать любовь к учебе, к учителям, предупреждения усталости на уроке.


Ход урока
Орг. момент
Чтение стихотворения об учителе
Ты нужен, нужен на веку
И юноше и старику,
Чтоб их обогащать упорно.
Так добывается руда,
Так весны свет несут всегда
И так выращивают зерна.
Твой труд
Так ювелир подчас
Шлифуют крохотный алмаз,
Так сообщают блеск булату.
Да, главным в нынешней судьбе
Земля обязана тебе
И высь, открывшаяся взгляду.
Ты, как над колыбелью мать,
Когда опять, опять, опять
Листаешь школьные тетради,
Ночами не смыкая глаз.
Ты знаньями питаешь нас
Добра и счастья в мире ради.
Учитель! Пусть тебя стократ
Восславят, возблагодарят
И вознесут на трон из песен,
Чтоб с каждым поколеньем
Впредь тебе волшебно молодеть,
В труде, который так чудесен!
- О чем и о ком будем говорить на уроке?
Работа над темой урока.
- Сегодня познакомимся с произведением В.Г.Распутина “Уроки французского и его героями”.
1.Беседа по тексту.
- Давайте обратимся к произведению и прочитаем 1 абзац. Какова его главная мысль? Какое настроение оно придает всему произведению?
- Расскажите о жизни мальчика в деревне.
Тяжелая жизнь послевоенной деревни. Каковы ее приметы в рассказе. Примеры.
- Когда у мальчика началась самостоятельная жизнь?
2.”Мозговой штурм”.
- Взрослый человек из села, попадающий в город, не всегда может приспособиться к городской жизни, трудно это сделать так же и ребенку такому, как герой рассказа “Уроки французского”. Посоветуйте юному сельскому жителю, как вести себя, оказавшись в городе. ( писать на доске)
3. Беседа по тексту.
- Посмотрим, как ведет наш герой в райцентре
- Почему “самое страшное” начиналось у него, когда он приходил домой?
- У мальчика однажды была возможность уехать. Почему он отказался?
- Расскажите об игре в чику. Что заставило нашего героя принять в ней участие?
- А как ведет себя наш герой? О чем – это свидетельствует? Черты характера.
Обратиться к советам
4.Ситуация: если бы вы попали в такую ситуацию с игрой на деньги, как герой рассказа Распутина, как бы вы поступили: играли бы по правилам Вадика и Птахи или нет? А были ли у вас такие ситуации? Приведите примеры.
5.Работа с текстом. ( портрет, характеристика)
- Почему именно рассказчика выбрала Л.М. для индивидуальных занятий? Случайно ли это?
- Давайте посмотрим, какую портретную характеристику дает автор мальчикам.
Задание по вариантам:
Найти и выбрать характеристику мальчиков, которые окружали героя.
Найти и выписать характеристику главного героя.
Зачитывают.
- В чем отличие?
6.Продолжение работы с текстом.
- Прочитайте сцену “Возвращения посылки”. Почему мальчик вернул ее? Какие чувства испытает он в этот момент? А что чувствует учительница?
- С какой целью Л.М. стала играть в “замеряшки”? Что выдавало ее во время игры?
- “.. Директор задыхался, ему не хватало воздуха.- Я теряюсь сразу назвать вам поступок Это преступление. Растление, совращение.”
Согласны ли вы с такой оценкой поступка Л.М? А как вы оцениваете ее поступок?
7.Ситуация: Представь себя главным героем рассказа Распутина “Уроки французского” и предположи, как бы сложилась твоя жизнь в городе, если бы не было в твоей школе такой учительницы, как Л.М?
Проверка д/з.
- Воспоминания родителей о своих учителях.
Итог.
“Микрофон”.
- Какую роль в жизни человека играет учитель? Чему учат?
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Средний уровень: подготовить пересказ текста.
Достаточный уровень: составить план рассказа о жизни мальчика.
Высокий уровень: согласны ли вы с мыслью, что испытания, выпадающие на долю человека закаляют его характер? Можно ли утверждать, что это произошло с героем Распутина? Аргументируйте свой ответ.


13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315Нижний колонтитулНомер страницыTimes New Roman