разработка урока по православной культуре на тему: Воля Божия-воля человеческая


Цель деятельности педагога: создать условия для обсуждения темы особого восприятия мира и формирования понятий «Воля Божия и воля человеческая», «апостолы», «искушение», «крестная жертва», «дела любви», «жертвенная любовь», «послушание», «молитва»;
Содействовать воспитанию любви к окружающему миру через воображение и удивление;
Развивать умение работать в коллективе;
Способствовать развитию речи учащихся, навыков осмысленного чтения.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: осуществляют эмоциональное восприятие поступков героев библейских произведений доступных жанров и форм; умеют оценивать поведение библейских героев с точки зрения морали и этики под руководством учителя;
метапредметные УУД: регулятивные - принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя; познавательные - выделяют события, видят их последовательность в произведении; коммуникативные - воспринимают мнение сверстников, проявляют интерес к общению на уроке.
предметные УУД: научатся понимать содержание прочитанных текстов, воспринятых на слух, выделять основные логические части, читать текст, опираясь на цветовое маркирование. Размышлять и отвечать на поставленные вопросы.Тип урока: Усвоение новых знаний
Рассказ. «Да будет воля Твоя». Показ иллюстраций. №№ 75—78. Слушание. № 26.
Изучаем церковнославянскую азбуку. Повторение изученных букв и слов (по выбору учителя).
Творческая работа. Рисование (раскрашивание) тех же букв в «стиле древнерусского орнамента» (детское творчество)
Понятия. Апостолы. Искушение. Крестная жертва. Искупление. «Молитва - любовь - послушание - мужество - счастье». «Искушение - зависть - жадность - осуждение - предательство -грех». Дела любви. Жертвенная любовь.
Ход урока
1.Рассказ. Много людей ходило за Христом, но лишь 12 человек из них стали Его апостолами (посланниками). В их числе были Иоанн, Петр, Иаков. Иисус поучал людей самому главному: «Люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душею твоей и всеми силами твоими». Эта первая и наибольшая заповедь. Но есть и другая, подобная ей: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». В день большого еврейского праздника Пасхи Иисус Христос и Его ученики собрались вечером в горнице (комнате). Иисус со смирением, как слуга, омыл ноги Своим ученикам, чтобы научить и их смиряться и любить друг друга. Он показал: как бы важен по своему положению человек не был, он должен заботиться о других, служить им.
Смотрим. Омовение ног. Икона (илл. № 76).
А неверный ученик Иуда вышел из горницы, пошел и предал Его первосвященникам, говоря: «Кого я поцелую, Того берите».
Смотрим. Тайная Вечеря. Омовение ног. Моление о чаше. Предательство Иуды. Икона (илл. № 75).
Ответить на вопрос: какие события изображены на иконе?
После беседы Господь с одиннадцатью учениками пошел на гору Елеонскую, в Гефсиманский сад.
Смотрим. Н.Г.Чернецов. В Гефсиманском саду (илл. № 77).
Войдя в сад, Иисус Христос сказал ученикам: «Посидите здесь, пока Я помолюсь!» Сам же углубился в сад с Петром, Иаковом и Иоанном. Его охватило смятение, душа печалилась (скорбела). Он стал молится: «Отец, если возможно, да минует Меня (то есть, пройдет мимо) чаша сия (то есть, предстоящие страдания). Однако пусть будет не как Я хочу, но как Ты!» Явился Ему Ангел с неба и укреплял Его. Скорбь Его была так велика и молитва так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота. Затем Он подошел к Своим ученикам и нашел их спящими. Иисус сказал им: «Что вы спите? Встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение».
Смотрим . Ф.А. Бруни. Моление о Чаше (илл. № 78).
Вопросы:
- Кто такие апостолы?
- Сколько апостолов избрал Иисус Христос?
- Чему учил Христос учеников?
- Какие имена апостолов ты знаешь?
- Что сделал Иуда?
- Почему он это сделал?
- Куда и зачем пришел Христос с учениками?
- Почему Иисус Христос омыл ноги ученикам?
- Куда пошел Христос?
- Как молился Христос?
- О чем Он просил?
- Что случилось с апостолами?
- Что сказал им Христос?
2Разрабатываются цепочки нравственных понятий: «жадность - предательство» (Иуды); «зависть - осуждение» (книжники — Вход Господень в Иерусалим); «искушение - грех»; «молитва — послушание — любовь - мужество - счастье» (заповеди). Учитель обращает внимание детей на поступки апостолов: они (верные ученики) заснули, когда Христос сказал бодрствовать; Иуда предал. Что же случилось с Его учениками, почему они вдруг стали непослушными, а один стал предателем? Они впали в искушение. Что это значит?
Обсуждаем-размышляем. Слово «искушение» - значит «опыт, покушение, попытка, опасность». (Записать на доске в столбик.) Какое из значений больше подходит по смыслу? (Ответы.) Христос предупреждает учеников об опасности.
Как уберечься от этой опасности? Откуда приходит искушение? В чем оно выражается? Давайте подумаем вместе.
Искушение — это опасность. Что делает человек, когда знает об опасности? Старается ли ее избежать? (Ответы.)
А как избежать опасности? Для этого надо знать, от кого или чего эта опасность грозит. Может ли опасность угрожать от человека хорошего? Нет, она приходит от злого человека.

Здесь учитель знакомит детей с христианским понятием молитвы, которая является защитой от врагов не только внешних - тех злых людей, которые могли убить. Так однажды Христос сказал апостолам такие молитвенные слова: «...И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого». Этими словами Иисус Христос показал Своим ученикам, чего им следует опасаться. Догадайтесь! Лукавый - это какой? Правильно, это - злой, коварный, хитрый, завистливый. Опасен ли такой человек, и следует ли его оберегаться? (Ответы). Но за этим словом скрылся страшный враг человека - хитрый дьявол. Лукавый — это его имя. Так же, как когда-то в раю согрешил прародитель Адам, только потому, что проявил непослушание, так же с тех пор попадают в опасность (в искушение) и все люди и дети: из-за непослушания воле прежде всего Бога, нарушая Его заповеди. А лукавый сразу пользуется такими случаями. Он всегда рядом, когда человек грешит. Вот для защиты и дал Господь Своим ученикам и всем христианам, как воинам в борьбе с врагом, пример усердной молитвы к Богу и высочайшего послушания, смирения перед Его волей.
Быть послушным нелегко. Человек при этом всегда должен отказываться от своих маленьких или больших удобств и привязанностей. Но избежать искушений (опасностей) легче тому, кто знает заповеди Божий. Христиане стараются выполнять их.
О чем же молился Христос в Гефсиманском саду, от чего Он просил Небесного Отца освободить Его? Господь Иисус Христос пришел к людям, чтобы спасти их. Но для этого Ему предстояло умереть вместо человека, ставшего смертным, и Он знал это. Он не хотел умирать. Но если бы Он не умер - по-прежнему пребывали бы люди во власти смерти. Жертвенная любовь Христа к Своему созданию - человеку, умершему грехом, явилась для Него Чашею, наполненной страданием. Именно такой — жертвенной любви Господь Иисус Христос учил людей, когда говорил: «Да любите друг друга». И Он показал, что любить - значит жертвовать.
3Обсуждаем —размышляем.
Любим ли мы своих близких?
Что доброе делаем для них?
Наши дела любви — это всегда наш труд: посидеть с больной бабушкой, когда хочется пойти погулять с приятелями, почитать книжку сестре, когда у тебя есть своя более интересная, отдать единственную конфету маме... Трудные? Это какие? Это дела, которые требуют нашего труда, усилий, старания. И даже — желания пожертвовать чем-то своим (конфетой, книжкой, временем) для другого человека. Жертвовать (отдавать) может только любящий человек, добрый человек. Дел любви много, но они трудные. На этом пути подстерегают опасности и искушения. Вот поэтому и дал Христос Своим ученикам молитвенный щит. Слушаем. Н.Кедров. «Отче наш» (№ 14). (Музыкальное пособие «Звуковая палитра». 6 урок I четверти, первый год обучения.)

В православных храмах каждый день звучат эти молитвенные слова, данные Господом Своим ученикам и всем христианам. И многие композиторы (мы уже знаем, что это люди, сочиняющие музыку) старались отразить средствами церковной музыки это молитвенное состояние души человека. Послушаем и постараемся услышать знакомые слова. («Отче наш»). После прослушивания, учитель спрашивает, какие слова дети поняли. И делает вывод: «Отче наш» - это молитва, которой Сам Иисус Христос научил людей. Эта молитва звучит на богослужении в православных храмах.
Авторами церковных песнопений, которые написали музыку на слова молитвы «Отче наш», являются многие знаменитые композиторы: Сергей Васильевич Рахманинов, Петр Ильич Чайковский и многие другие (показ портретов композиторов).
Изучаем церковнославянскую азбуку. Повторение слов «пост», «покаяние» и др.
Творческая работа. Раскрашивание буквы «П». Домашнее задание. Задание учебника.
МОУ Афанасьевская СОШ
« ВОЛЯ БОЖИЯ
и воля человеческая»
(урок православной культуры в 3 классе)
Подготовила
учитель православной культуры:
Карташова В.Н.
2012год