Конспект по окружающему миру на тему Человек — часть природы, выполненного в технологии развития критического мышления (2 класс)

Урок окружающего мира во 2 классе
выполненного в технологии развития критического мышления

Тема: Человек – часть природы.

Цели: Определить вместе с учащимися место человека в окружающем мире (он – часть живой природы), сравнить человека с другими животными и при этом сначала выявить сходные с ними признаки, позволяющие сделать вывод о принадлежности человека к царству животных, а затем выявить конкретные отличия человека от других животных; продолжить формирование понятия «отличительный признак»; продолжить развитие воображения, способности выделять главное, обобщать, анализировать, структурировать знания.
Ход урока.

1. Организация класса.

2. Стадия вызова

2.1. Отгадывание загадки.
На двух ногах бочка,
На бочке кочка,
А на кочке – лес.
(Человек.)
-Какая тема нашего урока? (Человек – часть природы)

Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал.»

Учитель: Перед вами на столах лежат пока ещё пустые таблицы «ЗХУ». Вспомните все, что вам уже известно о человеке и запишите это кратко в первую колонку таблицы. Подумайте, что бы вы ещё хотели узнать, и запишите это во вторую колонку. (Дети самостоятельно работают с таблицей)

Знаю
Хочу узнать
Узнал







2.2. Стадия осмысления.

Приём «Кластер»

- Вспомните, на какие три части разделили окружающий мир? (Слайд)
- По каким признакам делили ?










К какой части окружающего мира ты относишься.

-Какие царства живой природы вы знаете? (Слайд)

2.3. Чтение текста-размышления. (з.3, с.59)
- Согласны ли вы с рассуждениями школьника?
- К какому же царству относится человек?
Итак, человек относится к царству животных, то есть, строго говоря, является одним из животных.
- Вспомните, в 1 классе сколько классов животных мы выделяли? (6)
Назовите их.(Слайд)














2.3. Работа с учебником (з.4, с. 60) (Слайд)
- Рассмотрите шутливые рисунки и назовите, представители каких групп животных на них изображены (рыбы, насекомые, птицы, звери).
- Подумайте, что общего в этих рисунках? (животные на них заняты человеческими делами: рыбы проводят соревнования по плаванию, муравьи заняты строительством, орёл «ведет» планер, медведь катается на велосипеде).

2.4. Последовательная (по группам животных) работа с таблицей.

(Слайд)
Рыбы. Отличительные признаки.
Один признак (костный скелет) имеется и у человека. Но ни чешуи, ни плавников и хвоста, ни жабр для дыхания в воде у человека нет.
Умения рыб.
Люди не умеют «разговаривать» в воде. Рыбы, безусловно, далеко превосходят человека в умении плавать, нырять и прятаться в водорослях и на дне среди камней.
Человек смог придумать устройства, которые позволяют ему и далеко плавать, и опускаться на морское дно.

Насекомые. Отличительные признаки.
Нет.
Умения.
Человеку недоступно ползание по потолку.
Постройки маленьких насекомых бывают довольно сложными и учитывающими погодные условия (муравьи строят жилище в основном под землёй и накрывают его хвоей, чтобы стекала вода; дикие пчёлы забираются в дупла деревьев; куколки бабочек переносят тяготы погоды в коконе).

Птицы. Отличительные признаки.
Две ноги.
Но у человека, увы, нет крыльев для полета, нет такого острого зрения, которое позволяет птицам на лету ловить маленьких насекомых, замечать с высоты птиц и мышек на земле.
У человека не клюв, а нос, через который человек только дышит и больше им никак не пользуется, в отличие от птиц.
Птицы очень изобретательны в строительстве гнезд и птенцы быстро учатся летать и добывать себе пищу.
-Что делают птицы с помощью клюва? (дышат, добывают пищу, строят гнезда, чистят перышки, ласкают птенцов, дерутся и т.д.)
Ничего подобного человек не делает своим носом.

Млекопитающие. Отличительные признаки.
Кроме, наличия четырех ног, все отличительные признаки и умения могут быть отнесены и к человеку. И это, конечно, не случайно: человек относится к классу млекопитающих.
Нога человека больше всего похожа на ногу медведя: (есть пятка, ногти, похожие на когти, пять пальцев, похожи следы).

- Чем похожи наши руки на лапы зверей?
(Есть пальцы, ногти похожи на когти, есть чувствительные подушечки)
- А что же умеют лапы животных?
(Лазить по деревьям, строить жилища, рыть землю, рвать и держать плоды, выкапывать корешки растений, чесаться, царапаться и т.д.).

- Назовите умения своих рук, которые от умений животных.
(Играть на музыкальном инструменте, рисовать красками, вышивать, лепить, делать аппликации, выжигать, и т.д.

2.5. Заполнение пропусков в тексте. (С. 60) (Слайд)

Приём «До и после»

Детям предлагается таблица.
Есть ли сходства человека с животными?
Чем же человек отличается от животных?







Предположения детей записываются в таблицу

2.7. Чтение текста в учебнике (с. 61).

Приём ТРКМ «Инсерт»
Напоминаю, вы должны быть очень внимательны при чтении. Возьмите простой карандаш и на полях учебника отмечайте во время чтения то, что вы уже знали знаком «V», новые сведения – «+», а если вы что-то не поняли, поставьте «?». Затем внимательно рассмотрите рисунки на страницах учебника.
(Дети самостоятельно работают с текстом учебника

Сверяем таблицу после прочтения текста

- Верно ли вы рассуждали?

Однако животные обладают удивительными способностями, в чем-то превосходящими способности человека (острый слух, острое зрение, нюх, ловкость и т.д.).

2.8. Загадки про умелых животных.
Знают дело мастера: Землекоп
Рубят лес без топора. Почти слепой
Выбирают для плотины Строит город
Вербы, ивы да осины. Под землей.
(Бобры) (Крот)

Быстрый, как мяч, Тонна – ушко,
Рыжий циркач Тонна – ножка.
Шишку сорвал – Поднимает тонну
В дупло убежал. «Крошка».
(Белка) (Слон)

2.9. Дополните фразы. Когда так говорят?
- Неуклюжий как ; ласковый, как ; хитрая, как ; упрямый, как ; угрюмый, как .
2.10. Задание № 5, с. 61
Расскажи по рисункам, для чего люди изобрели эти предметы. (Слайд)

2.11. Стадия рефлексии

Приём «Мысли во времени»

Учитель называет ключевое слово Человек.
В течение 1 минуты учащиеся непрерывно записывают свои мысли, которые "приходят в голову" и связаны с заданным словом. По истечении времени ученики читают записи про себя. Затем мысленно отвечают на следующие вопросы.
Почему я записал именно эти слова?
О чем я думал, когда писал эти слова?
Чтобы я хотел в записях изменить?
Написанное мной имеет или не имеет для меня значение?


3. Домашнее задание. С. 59 – 61.








































грибы


животные


растения

Рукотворный
мир

Неживая
природа

Живая
природа


природа

Млекопита-
ющие

Пресмыкаю-
щиеся

земноводные

рыбы

птицы

насекомые

грибы

животные

растения

Рукотворный
мир

Неживая
природа

Живая
природа

природа