КОНСПЕКТ УРОКА «Имя прилагательное. Роль имени прилагательного в русском языке» 2 КЛАСС


Тема: «Имя прилагательное. Роль имени прилагательного в русском языке»
Класс: 2
Тип урока: урок введения нового материала.
Форма урока: урок-исследование
Цели: формировать представление о роли имени прилагательного в русском языке
Задачи:
Обучающая – учить правильно использовать имена прилагательные в речи, находить прилагательные по существенным признакам, определять признак предмета.
Развивающая – развивать критическое мышление , умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, устную и письменную речь
Воспитывающая – создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитывать культуру общения в группе сверстников, воспитывать любовь к животным
Планируемые результаты:
знание учащимися отличительных свойств имён прилагательных;
умение грамотно писать прилагательные, составлять словосочетания с прилагательными, составлять текст.
Предварительная работа: индивидуально-дифференцированные задания для учащихся
План урока.
I Орг. момент
II Чистописание
III Актуализация опорных знаний
Групповая работа.
Прием " Дерево предсказаний
IV Работа по проблеме урока.
Прием " Толстые и тонкие вопросы".
Работа в группах
V Физкультминутка для глаз.
VI Подведение итогов урока.
V II Домашнее задание.
Ход урока:
Этап деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Стадия вызова
(вводная часть урока) I. Орг. момент
Итак, русский язык друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
II.Чистописание (выполняется в рабочей тетради)
Посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня прорабатывать на минутке чистописания? Она встречается в каждой строчке данного поля.
к н о р ы ч м и ю
й ц в н а п р д б
г щ у ы ч т н э я
з х ф ъ о д ж н е
-Верно, сегодня будем писать строчную букву Н.
- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?
- Назовите, из каких элементов состоит буква
Пока дети пишут, появляется карточка.
100139553975нн00нн
- А какое правило напоминает вам это соединение?
Продолжите строку до конца, написав сочетание букв НН.
На доске учитель открывает слова: длина, осень, лимон, луна.
- Измените каждое слово так, чтобы буква  Н в словах стала удвоенной.
- Полученные  слова запишите на второй строке, диктуя. Найдите слово с безударной гласной, подчеркните букву.
Взаимопроверка выполнения задания. Оценивание по шкале «ПЗ»(правильность знаков)
III. Актуализация опорных знаний.
- А сейчас мы станем исследователями. Кто из вас знает, кто такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос?
Обратимся к словарю С.И. Ожегова
- Как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать? Давайте еще раз прочитаем слова, которые записали в тетрадь.
-На какой вопрос отвечают слова? Какой частью речи являются? Что будет предметом нашего исследования?
Групповая работа.
Прием " Таблица ЗХУ".
- Заполните таблицу
З - что мы знаем   про имя прилагательное? Х – что хотим узнать?
Работа  в группах, проверка выполнения задания 11557009280525 НН
00 НН
круг радости
(дети делятся друг с другом хорошим настроением)
(Определяют на буквенном поле букву для чистописания)
- сегодня на чистописании мы будем прописывать букву н.
(анализ написания буквы, дети прописывают в тетради половинку строки).
- написание слов с  удвоенной согласной.
-длинный, осенний, лимонный, лунный
-в толковом словаре.
«Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».
- имя прилагательное
-какой
-прилагательным
- имя прилагательное
( каждая группа заполняет карточки)
Знаем-
Часть речи.
Связана с именем существительным.
Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
Хотим узнать - Зачем используется в речи?
Стадия вызова
(сообщение темы и целей урока) На доске появляется тема урока:
48069583363 Роль имени прилагательного в русском языке
00 Роль имени прилагательного в русском языке

- Как вы думаете, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?
Прием " Дерево предсказаний
 Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями?                          -мы хотим об этом узнать
(Дети предполагают о роли имени прилагательного в русском языке)
Стадия осмысления IV. Работа по проблеме урока.
Наблюдения над ролью прилагательных в речи.
Прием " Толстые и тонкие вопросы". (Ученикам в группах предлагается составить по одному толстому и тонкому вопросу, записывая в таблицу продолжение предложенных вопросов).
Толстые  ? Тонкие  ?
С какой целью….( в нашей речи используются прилагательные)?
Почему вы считаете, что…(прилагательные необходимы в речи)?
Предположите, что будет, если … ( из речи исчезнут все прилагательные)? Зачем…( прилагательные нужны в речи) ?
Можно ли …( обойтись в речи без прилагательных)?
 Задание 1.
Группы (1 и 3), (2 и 4) получают одинаковые загадки.
331914551435001. Хитрая плутовка,    Рыжая головка,    Пушистый хвост-краса.    Кто же это?
3634283-7798002.  Мягкие лапки, на лапках царапки.

 Задание - подготовьте устное описание своего зверька.
(3 минуты.)
- Группы 1 и 2: уберите в своих описаниях имена прилагательные и опишите животное, используя только существительные.
- Группы 3 и 4
- Кто из учеников испытывал при описании большие трудности? Почему?
 - Чьё описание оказалось более точным?
- С какой целью используются в речи имена прилагательные?  На доску помещается карточка:
116641233849 точность описания
00 точность описания

Задание 2.
  - Составьте сравнения из слов первого и второго столбиков.
Вставьте пропущенные буквы. Запишите их по образцу. Подчеркните имена прилагательные.
Образец: голодный как волк.
 г...лодный               лиса
неуклюж...й           волк
трусливый               м...две...
к...лючий               за...ц
хитрый                      ё...
 Проверка выполнения. Орфографическая работа.
 - Знание какого правила вам потребовалось, чтобы правильно написать слово?
Самопроверка с самооценкой по шкале « П» ( правильность)
- Какую роль выполняют прилагательные ?- Выполнение этого упражнения, помогло ответить нам на какой из предложенных   вами вопросов?
Физкультминутка для глаз.
 Задание 3.     
  Работа в группах.
 Прочитайте 2 текста. Сравните их.
        Текст 1.
252410045В лесах живут олени. Это животные с рогами. Охота на оленей запрещена.
00В лесах живут олени. Это животные с рогами. Охота на оленей запрещена.

         Текст 2.
2524-2227В больших непроходимых лесах живут благородные олени.  Это красивые стройные  животные с ветвистыми рогами. Охота на  благородных оленей запрещена.
00В больших непроходимых лесах живут благородные олени.  Это красивые стройные  животные с ветвистыми рогами. Охота на  благородных оленей запрещена.

 - Какой из текстов вам понравился больше? Почему?  
 - Что помогло нам ярче, точнее представить описываемый предмет? Какую роль выполняют прилагательные в тексте?   - На какой из своих вопросов вы получили ответ?  
На доску помещается карточка:
85669783185 красота описания
00 красота описания

Задание 4.      Сказка.   Игра "Мозаика"  
-3279944919На ... ... планете жили... ... человечки, у них были ....глаза, .... волосы,... уши.  Зато  очень... характер. Домики у человечков были ...., с .....крышами. Возле каждого домика  сидела... собачка. Собачки на этой... планете были вместо кур, потому что... домики охраняли... дракончики и ...страусы. Они сидели на ... веревочках и рычали. На ... ... деревьях пели ... песни ... мухи. В ... лесах водились ... слонята, ... цыплята, ... ежики и  ... ящерицы. А на ... черепахах ... человечки ездили в гости.
00На ... ... планете жили... ... человечки, у них были ....глаза, .... волосы,... уши.  Зато  очень... характер. Домики у человечков были ...., с .....крышами. Возле каждого домика  сидела... собачка. Собачки на этой... планете были вместо кур, потому что... домики охраняли... дракончики и ...страусы. Они сидели на ... веревочках и рычали. На ... ... деревьях пели ... песни ... мухи. В ... лесах водились ... слонята, ... цыплята, ... ежики и  ... ящерицы. А на ... черепахах ... человечки ездили в гости.
 
  -Прочитайте текст. Какую картинку можно к нему нарисовать.  Какой получается картинка? Почему? - Чего в ней не хватает? Что поможет украсить картинку?  
 -  Нравится ли вам такой текст? Почему? Чего, на ваш взгляд, не хватает в тексте? 
 Дома детям предлагается закончить сказку, используя карточку с набором из различных прилагательных.
-3279979348 ( Прилагательные для мозаики: голубой,  клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый,  смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, бумажный, носатый, хвостатый,  ушастый, звонкий и др).
00 ( Прилагательные для мозаики: голубой,  клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый,  смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, бумажный, носатый, хвостатый,  ушастый, звонкий и др).


Подведение итогов урока.
  - Может ли человек обойтись в речи без имен прилагательных?
  - Какую роль они выполняют в речи?
  Обращается внимание на дерево предсказаний.  
- Какие из наших предсказаний  оправдались? В чем мы ошиблись? (Группы озвучивают вопросы )-лиса
-кот
описывают животное, используя существительные и прилагательные.
-чтобы точно описать предмет
-для того чтобы назвать его признаки

- описывают, характеризуют предмет
-прилагательные описывают предмет, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным
-не хватает имен прилагательных
-без прилагательных было бы невозможно украсить речь
Стадия рефлексии - вернемся к таблице "ЗХУ", и заполним последнюю колонку.
Групповая работа. Заполнение таблицы
З - что мы знаем   про имя прилагательное?  Х – что хотим узнать?   У – что мы узнали
Заслушиваются ответы детей.
З - что мы знаем   про имя прилагательное Х – что хотим узнать?   У – что мы узнали
Часть речи.
Связана с именем существительным.
Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? Зачем используется в речи? Имена прилагательные описывают предмет, называют его характерные  признаки,  украшают речь, делают текст  точным и интересным, ярким, красочным.
Речь человека становится яркой. Образной.
 - А теперь попробуйте все, что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нём полученные на уроке знания. (Работа выполняется в парах. Если приём детям незнаком, следует объяснить правило его составления, либо выполнить его под руководством учителя.)- Зачитайте свои синквейны.
VI.Домашнее задание.
Используя карточку подсказку, закончить сказку!
Имя прилагательное
-яркие, разнообразные
-украшают
-описывают-уточняют
-без них речь наша пуста!
-богатство
Приложение:
137604588265нн00нн2817495285916 Роль имени прилагательного в русском языке
00 Роль имени прилагательного в русском языке
Карточки
3380105146685 красота описания
00 красота описания
1375410127000 точность описания
00 точность описания

к н о ры ч м и ю
й ц в н а прд б
г щ у ы ч т н э я
з х ф ъ о д ж н е
Раздаточный материал
Толстые  ?Тонкие  ?С какой целью….
Почему вы считаете, что…
Предположите, что будет, если … Зачем…
Можно ли …
г...лодныйлиса
неуклюж...йволк
трусливый м...две...
к...лючийза...цхитрый ё...
З - что мы знаем   про имя прилагательное? Х – что хотим узнать? У – что мы узнали
       Тексты
56515259080В лесах живут олени. Это животные с рогами. Охота на оленей запрещена.
00В лесах живут олени. Это животные с рогами. Охота на оленей запрещена.

-14613172884В больших непроходимых лесах живут благородные олени.  Это красивые стройные  животные с ветвистыми рогами. Охота на  благородных оленей запрещена.
00В больших непроходимых лесах живут благородные олени.  Это красивые стройные  животные с ветвистыми рогами. Охота на  благородных оленей запрещена.

-273878013На ... ... планете жили... ... человечки, у них были ....глаза, .... волосы,... уши.  Зато  очень... характер. Домики у человечков были ...., с .....крышами. Возле каждого домика  сидела... собачка. Собачки на этой... планете были вместо кур, потому что... домики охраняли... дракончики и ...страусы. Они сидели на ... веревочках и рычали. На ... ... деревьях пели ... песни ... мухи. В ... лесах водились ... слонята, ... цыплята, ... ежики и  ... ящерицы. А на ... черепахах ... человечки ездили в гости.
00На ... ... планете жили... ... человечки, у них были ....глаза, .... волосы,... уши.  Зато  очень... характер. Домики у человечков были ...., с .....крышами. Возле каждого домика  сидела... собачка. Собачки на этой... планете были вместо кур, потому что... домики охраняли... дракончики и ...страусы. Они сидели на ... веревочках и рычали. На ... ... деревьях пели ... песни ... мухи. В ... лесах водились ... слонята, ... цыплята, ... ежики и  ... ящерицы. А на ... черепахах ... человечки ездили в гости.

-2738351501 ( Прилагательные для мозаики: голубой,  клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый,  смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, бумажный, носатый, хвостатый,  ушастый, звонкий и др).
00 ( Прилагательные для мозаики: голубой,  клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый,  смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, бумажный, носатый, хвостатый,  ушастый, звонкий и др).

-1748723-2675923-731432157721Урок русского языка
2 класс
Тема: «Имя прилагательное.
Роль имени прилагательного в русском языке»
Составитель: Левченко Е.Е.
Учитель начальных классов
ГУ «Баталинская средняя школа»
0Урок русского языка
2 класс
Тема: «Имя прилагательное.
Роль имени прилагательного в русском языке»
Составитель: Левченко Е.Е.
Учитель начальных классов
ГУ «Баталинская средняя школа»