Конспект урока по русскому языку на тему Роль имени прилагательного в предложении


КГУ «Гимназия № 15»
Открытый урок
по русскому языку в 3 классе
Тема: «Роль имени прилагательного в предложении».
Цели:
Формировать знания учащихся о роли имени прилагательного в предложении.
Совершенствовать навыки нахождения определения – как второстепенного члена предложения.
Закрепить знания учащихся об имени прилагательном; о жанрах изобразительного искусства.
Развивать орфографическую зоркость у учащихся, обогащать устную и письменную речь.
Воспитывать прилежность, самостоятельность, прививать интерес к предмету.

Урок разработала
учитель начальных классов
Гукова Светлана Александровна
г. Алматы.
Ход урока.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
- Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим сразу все к работе.
- Сегодня на уроке, я предлагаю вам представить себя художниками. Людям этой профессии необходимо быть чуткими, внимательными и очень восприимчивыми.
Оформление тетрадей. Запись числа, минутки чистописания.
А, а
акварель
Фонетический разбор слова:
краски
Словарная работа: картинный диктант.
- На доске показываю картины, а вы записываете словарные слова.



Взаимопроверка. Работа в парах.
Постановка проблемы. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке нам поможет художник, а что это за художник, отгадайте:
Художника нашего знает весь свет.
Раскрасит художник всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?
(Имя прилагательное)
- Итак, мы с вами на сегодняшнем уроке закрепим наши знания об имени прилагательном, и узнаем, какова его роль в предложении.
Давайте вспоминать:
- Что такое имя прилагательное?
- Как может изменятся имя прилагательное?
(по родам, числам и падежам)
- Как определить род, число или падеж прилагательного?
Формирование новых понятий и способов деятельности.
- Наша речь без прилагательных, была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира.
Ну, а раз мы художники, то должны знать жанры изобразительного искусства. Догадайтесь, о каком жанре мы сейчас будем говорить:
- Картина с изображением фруктов, цветов и других неодушевлённых предметов.
(натюрморт)
-Перед вами натюрморт. Давайте назовем признаки каждого предмета:

Лимон – по цвету, по форме, по вкусу (жёлтый, овальный, кислый)
Яблоко – по цвету, по форме, по вкусу (красное, круглое, сладкое)
Лук – по цвету, по форме, по вкусу (зелёный, длинный, горький)
- В этом задании, какая часть речи помогла ОПРЕДЕЛИТЬ признаки каждого предмета?
- Угадываем следующий жанр:
- Изображение на картине человека.
(портрет)
2720340307341
00

У меня есть подруга. У неё длинные густые волнистые волосы. Высокий лоб и курносый носик. Когда она стесняется, то щёки становятся пунцовыми. Она весёлая и добрая девочка.
- Назовите слова, которые определяют признаки данного человека.
- Как вы думаете, если имя прилагательное помогает нам ОПРЕДЕЛЯТЬ признаки предметов в предложении, то главным или второстепенным членом оно является?
- Конечно, оно является второстепенным членом в предложении. А называется он ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
Динамическая пауза.
- Прилетела бабочка.
Села на указку.
Попытайтесь вслед за ней
Пробежаться глазками.

Формирование умений и навыков. Применение.
- А у нас – следующий жанр.
- Картина или рисунок, изображающий природу.
(пейзаж)
2713267310905
0

Самостоятельная работа.
- Найдите в тексте определения. Подчеркните их волнистой линией.
Стоит ясный зимний день. В январе деревья одеты в белые шубы. Пушистый снег повис на ветвях елочки. На рябине горят алые ягодки. По небу плывут пушистые облака. Зима нарисовала чудную картину.
Взаимопроверка. Работа в парах.
Контроль и оценка результатов деятельности.
Работа с сигнальными карточками.
Зелёная карточка – ответ ДА
Оранжевая карточка – ответ НЕТ
- Имя прилагательное - это часть речи.
- Имя прилагательное обозначает предмет.
- Имя прилагательное обозначает признак предмета.
- Имя прилагательное отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
- Имя прилагательное отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
- Имя прилагательное в предложении является главным членом СКАЗУЕМЫМ.
- Имя прилагательное является в предложении второстепенным членом – ОПРЕДЕЛЕНИЕМ.
Рефлексия.
- Какие бывают цвета в изобразительном искусстве? (тёплые и холодные)
- Наступил новый год. Символ этого года – петух.
Давайте вы сами раскрасите этого петуха. Если у вас после нашего урока осталось тёплое настроение, то используйте стикеры тёплых цветов, а если холодные чувства, то стикеры холодных цветов.
- Спасибо вам за урок! Вы были молодцы!