Урок по русскому языку Роль имени прилагательного в речи в 4 классе


Тема урока: Роль прилагательных в речи. (4 класс)
Цель: познакомить учащихся с ролью прилагательных в речи; учить различать прилагательные
Задачи: формировать навык определения имен прилагательных , морфологических признаков; развивать умения использовать прилагательные в речи, формировать навыки грамотного письма, каллиграфии; воспитывать коммуникативную культуру общения на уроке, интерес к учению.
Оборудование: графопроектор, ноутбук, экран, презентация к уроку, карточки
Тип урока: урок- практикум
Методы работы: словесные, практические, частично-поисковые, наглядно-образные
Форма работы: беседа, практическая работа, индивидуальная
Ход урока.
Организационный момент. Психологический настрой.
К нам на урок пришли гости. Повернитесь к ним и подарите свою добрую и солнечную улыбку. Я желаю всем успехов и добра. А теперь урок начать пора.
Мотивация учебной деятельности (слайд 1)
Я хочу обратить ваше внимание на слова великого писателя А.Н.Толстого:
«Обращаться с языком кое-как – значит мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно»
Сообщение темы и цели урока. (слайд 2)
Сегодня у нас важный урок. Мы повторим и закрепим наши знания об имени прилагательном, научимся определять его синтаксическую роль в предложении.
Открываем тетради, записываем дату урока.
Этап актуализации
Минутка чистописания
Пальчиковая гимнастика на развитие моторики кисти.
Птички в гнездышке сидят и на улицу глядят (хлопки в ладоши)
Погулять они хотят и тихонько все летят (руки вперед, пальцы выпрямить и разжать)
Чтение отрывка из стихотворения В.Я.Брюсова (слайд 3 )
Ландыш милый, ландыш нежный,
Белый ландыш, ландыш снежный.
-О чем идет речь? К какой части речи относится слово ландыш? Определите род, число и склонение.
Пропишите: Лл лл Лл ллл Лл
Ла ан нд ды ыш
-Поставьте от слова ландыш вопросы к другим словам. К какой части речи они относятся? -Выпишите из стихотворения имена прилагательные (милый нежный белый снежный)
(Слайд 4)-Спишите предложение: Родился ландыш в майский день (синтаксический разбор)
Этап усвоения и первичного запоминания новых знаний и способов деятельности.
-Для чего нам нужны имена прилагательные? Представьте себе, что в нашем языке не было бы прилагательных. Мы не смогли бы описать предметы, явления, людей, животных, не сумели бы рассказать о размерах, цвете, форме и других признаках. Предложение без прилагательного, как торт без украшения - совсем пустое и скучное.
Наблюдение над ролью прилагательного в речи.(слайд5)
Работа по учебнику
А) В гости к загадкам: упр.270 (устно)
Б) Письмо под диктовку: игра «Наоборот»(слайд 6)
Белый, мягкий, холодный, сытый, тупой, больной (уч-ся записывают слова-антонимы)
Вывод: для чего нужны антонимы?
Физминутка(слайд 7)
Дом построен из сугроба.
А какой он вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой он ширины?
Вот такой он ширины.
Погляди-ка, потолки ледяные
Высоки-превысоки, кружевные.
Мы по лестнице шагаем,
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, и слева –хлоп.
В) Чтение правила на с.129
Г) Упр. 272 (распределительное письмо, на доске и в тетрадях)
Физминутка для глаз
Д) Упр. 273 (выборочное письмо)
Е) Упр. 274 (коммент.письмо, по цепочке)
6. Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности, контроля и самоконтроля. (слайд )
Работа по индивидуальным карточкам (самостоятельно найти в тексте и подчеркнуть имена прилагательные)
В яркий солнечный день маленький Петя и его старшая сестра Ольга пошли на ближний луг. Там они нарвали красивый букет для мамы. В нём были лиловый горошек, белый и красный клевер, синий василёк и голубой колокольчик. (взаимопроверка)
Этап подведения итогов урока.(слайд )
-О чем мы говорили на уроке?
«Тонкие вопросы» (дети выбирают полоски с вопросами и дают ответы)
-Какая часть речи делает нашу речь точной и выразительной?
-На какие вопросы отвечают имена прилагательные
-Что обозначает имя прилагательное?
-Изменяются ли имена прилагательные по родам, числам и падежам?
-Сколько в русском языке падежей?
-Чем является имя прилагательное в предложении?
8. Этап информации о домашнем задании (слайд )
Упр. 276, правило с. 129
9.Этап рефлексии (слайд )
+ если все понятно на уроке, и вы справились со всеми заданиями
? если вы недостаточно поняли тему, и у вас остались вопросы по изученной теме
- если вам не понятна тема урока
«Бекітемін» «Тексерілді»
Мектеп директорының м.а.
Осипова Н. Н._________
Открытый урок
по русскому языку
в 4 классе
на тему:

Провела: учитель начальных классов:
Назаренко Г.С.
Сары- Обинская сш
2015-2016 учебный год