Организация массовых турниров в школах и детских оздоровительных лагерях


Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Красногвардейского района Санкт – Петербурга
«Детско-юношеский центр «КРАСНОГВАРДЕЕЦ»
«Организация массовых турниров в школах
и детских оздоровительных лагерях»
Автор-составитель:
Самойлова Марина Игоревна
Педагог дополнительного образования
Санкт – Петербург
2016 год
Пояснительная записка
к работе: «Организация массовых турниров в школах и детских
оздоровительных лагерях»
Автор-составитель:
Самойлова Марина Игоревна
Педагог дополнительного образования
Актуальность: работа с начинающими и с учащимися массовых разрядов является базовой в дополнительном образовании
Цель и задачи: Популяризация и пропаганда шашечной игры, задачи: общеобразовательные, социальные, воспитательные.
Адресность: Работа предназначена для учителей, педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов, инструкторов по спорту, воспитателей.
Педагогическая целесообразность: помощь педагогам в организации учащихся.
Возможность распространения методической разработки:
методическая разработка может быть использована в ОУ Санкт-Петербурга
Организация массовых турниров в школах
И ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ лагерях
В помощь организаторам и судьям
Организация массовых турниров в школах и детских оздоровительных лагерях является важнейшим средством привлечения детей к шашечному спорту.
Жизнь требует от шашечных работников умения организовывать самые различные турниры. Далее пойдет речь о турнирах для низших спортивных разрядов и начинающих. При организации подобных турниров необходимо твердо знать и цели и первостепенные задачи. Их можно свести к следующему:
а) Выявление перспективных юных шашистов для дальнейшего их привлечения в учебно-тренировочные группы.
б) Популяризация и пропаганда шашечной игры.
в) Организация первого этапа чемпионата города, района или области.
г) Выполнение плана подготовки низших спортивных разрядов по шашкам.
В соответствии с поставленной целью следует обратить внимание на те или иные моменты организации турниров.
I. Подготовительный период
На этом этапе необходимо:
Назначить крайние сроки для проведения турниров.
Договориться о месте и времени проведения финальных соревнований.
Выработать положение о соревнованиях с учетом награждения победителей призами и дипломами.
Подготовить информационное письмо директорам школ (начальникам лагерей) от вышестоящей организации (РОНО, профсоюзной или спортивной организации).
Утвердить данное положение и письмо в соответствующей организации.
Проверить наличие необходимого количества инвентаря - комплектовшашек, карточек швейцарской системы, карточек для учета спортсменов, бланков сеансов одновременной игры, квалификационных книжек и соответствующих спортивных значков. В случае отсутствия квалификационных билетов можно напечатать справки о выполнении разрядов.
7. Направиться с письмом к директору школы (начальнику лагеря) и договориться:
а) о месте проведения турнира (и осмотреть помещение);
б) о времени прибытия судей (за полчаса до начала турнира), о времени начала и окончания турниров (сеансов);
в) о планируемом количестве участников;
г)о наличия комплектов шашек;
д)о фамилии и телефоне работника школы (лагеря), ответственного за проведение турнира, оформление объявления, оповещение участников, подготовку помещения и порядок;
е)о возможности награждения победителей турнира (чемпионата школы, лагеря) и технике оформления разрядов.
Обычно для проведения одного турнира необходимо 2—2,5 часа при количестве участников 100—150. В школах желательно проводить турниры для второй смены с 11.30 до 13.30, для первой — с 14.00 до 16.00 в один день.
Если директор школы не имеет возможности, оформить разряды, то эту работу должны взять на себя шашечные работники.
8. Составить общий график со сроками проведения всех турниров (сеансов).
9.Организовать общественных помощников с назначением их в конкретные школы (лагеря).
Организовать инструктаж общественных помощников по следующим вопросам: швейцарская система, местонахождение турнира (сеанса), оформление документации, техника проведения турнира (сеанса).
Подготовить передвижные плакаты, витрины и другие средства наглядной агитации, рассказывающие о сильнейших шашистах Мира, России, города, о шашечной игре и интересных случаях (фотографии, рассказы, доступные шашечные позиции и т. п.).
II. Проверка и «страховка»
1.Перед каждым турниром необходимо еще раз созвониться с работником школы (лагеря), ответственным за организацию турнира, с целью выяснения возможны: изменений, касающихся сроков, количества участников и места проведения турнира.
2.Проверить наличие инвентаря:а) карточки швейцарской системы;
б) комплекты шашечной игры — с учетом комплектов, имеющихся в школе (лагере);
в)учетные карточки спортсменов, спортивные значки и квалификационные книжки;
г)бумагу и ручки;
д) картотеки присвоенных до начинающегося турнира низших разрядов;
е) материалы для наглядной агитации.
3.Назначить ответственных за доставку инвентаря в школу (лагерь) и организацию «страховки»; — в случае неявки кого-то из судей.
Инвентарь желательно доставить к месту турнира на день раньше.
III. Проведение турнира
1. Проверить количество столов и стульев.
С помощью ответственного работника поручить ребятам расставить шашечные доски и шашки, а также разместить средства наглядной агитации.
Регистрация участников — отдельно девочек и мальчиков. На карточках швейцарской системы отметить фамилию, имя и спортивный разряд. Если намечается, зачет по классам (отрядам), то надо также отметить номер класса.
Открытие соревнований:
а)беседа с судьями;
б) информация о турнире для участников — чемпионат школы (лагеря) в двух группах (девочки и мальчики), разрядные требования I юношеского и II юношеского разрядов, шесть туров, закрытие с награждением и выдачей спортивных значков на торжественной линейке (физкультурном вечере), заполнение учетных карточек выполнившими разряды;
в)оглашение порядка соревнований: поведение участников, жеребьевка, определение цвета шашек, сообщение результатов, присуждение партии после 15 минут игры, приведение в порядок шашек после партии.
г)простейшие правила игры — обязательный бой, тронул — ходи, бойчерез последнюю горизонталь;
д) информация о финальных соревнованиях и приглашение в тренировочные группы.
5.Судейство турнира.
В карточках не отмечается цвет шашек. Присуждение — практическое (например, три дамки против одной — ничья) с привлечением самих участников — в зависимости от уровня их игры.
При заполнении учетных карточек участников, выполнивших спортивные разряды, уделить внимание заполнению всех граф (особенно.— фамилии, имени, отчества, домашнего адреса, года рождения и номера школы).
Установить после игры на месте проведения турнира первоначальныйпорядок — с помощью участников и ответственного за соревнования работника.
IV. Проведение лекции и сеанса одновременной игры
Иногда практикуется проведение сеанса одновременной игры сразу после турнира, чтобы дать возможность судьям подготовиться к закрытию (оформление результатов турнира, подготовка дипломов, призов и т. д.).
1.Назначение судьи сеанса, задачи которого:
а)представить сеансера, объявить его спортивное звание и лучшие достижения;
б)объявить правила игры в сеансе (тему лекции);
в)регистрировать участников и их результаты;
г)поддерживать порядок, следить, чтобы соблюдались правила шашечной игры и правила сеансов;
д)к концу сеанса переставить доски играющихся партий ближе друг кдругу.
2.Короткая лекция сеансера на запланированную тему.
3. Сеанс одновременной игры. Общие правила:
а)сеансер все партии играет белыми;
б)правило «тронул -ходи» не распространяется на сеансера;
в)пропускать ходы не разрешается;
г)совещаться нельзя;
д)если имеется время, проигравший уступает место другому игроку;
я) ходы делаются только в присутствии сеансера, разбор партии на доске не допускается;
ж) прекращение партии в явно безнадежных позициях.
4) Оглашение окончательных результатов сеанса, награждение сеансера и победителей.
V. Оформление результатов турнира
1. На карточках швейцарской системы пишется место, каждого участника и выполненный им спортивный разряд. В случае одинакового количества очков, для экономии времени, место определяется по системе Бухгольца (т, е. по сумме очков противников).
Переписать окончательные результаты на лист бумаги и вручить результаты директору школы (начальнику лагеря). Если возможно, то вручаются также значки и квалификационные книжки (при этомнеобходима подпись о получении).
Выяснить точную дату и время закрытия турнира и по возможностина нем присутствовать.
Написать приказ о присвоенных разрядах и номер приказа сообщитьдиректору школы. Можно также заранее сообщить предполагаемый номер. Разослать копии приказов в соответствующие инстанции.
5.. Дополнить картотеку учета спортсменов:
VI. Финальный турнир, и подведение итогов
1. Установить состав участников и судей финального турнира. Позвонить всем и напомнить о сроках и месте проведения финала.
2. Судейство финала, оформление спортивных разрядов в установленном .порядке, награждение.
3.Выписка необходимых итоговых данных:
а)Количество турниров и участников;
б)количество присвоенных спортивных разрядов;
в)победители всех турниров,
Подготовка отчета о проведенной работе для вышестоящих организаций.
Организация статей об итогах финальных соревновании для местных газет.
.6. Разослать приглашения в учебно-тренировочные группы всем разрядникам и перспективным юношам и девушкам.
7. Ходатайствовать перед вышестоящими организациями о награждения лучших школ (лагерей), их руководителей, лучших судей и сеансеров.