Как делить слова на слоги?


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 1 «А»
Предмет: Русский язык
Тема: «Как определить сколько в слове слогов?»
Цель: Закрепление умения правильно определять кол-во слогов в слове и умения правильно их называть.
Задачи: Обобщить представление о слоге как части слова
Развить умения различать количество слогов в слове по количеству гласных букв.
Сформировать каллиграфические навыки письма, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
УУД (формируемые): Личностные:
- чувство необходимости учения (Л-1),
- формируется собственная точка зрения (П-2),
- формируются  познавательные мотивы и интересы (Л-3).
Познавательные:
- Научить ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике (П-1),
- Научить сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу (П-2),
- Научить определять умения, которые будут сформированы на основе изученного (П-3).
Коммуникативные:
- Научить соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить (К-1),
- Научить понимать речевое обращение другого человека.
Слушать и понимать речь других (К-2),
- Научить читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное (К-3).
Регулятивные:
- Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно (Р-1),
- Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р-2). 
Планируемый результат: Научиться различать количество слогов в слове по количеству гласных букв.
Научиться правильно обозначать слоги в словах.
Тип урока: Урок актуализации знаний и умений.
Межпредметные связи: Окружающий мир.
Оборудование: Доска, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал.
Этапы урока Содержание Примечания
1. Орг.момент.
( 1 мин.)
2. Минутка чистописания.
( 3 мин.)
3. Актуализация знаний
( 5 мин.)
4. Работа с учебником.
( 15 мин.)
5.Физ. минутка
( 1 мин.)
6.
Работа с карточками.
(10 мин.)
7.Словарная работа.
(7мин.)
7.Рефлексия
( 3 мин.)
Деятельность учителя Деятельность учеников УУД (формируемые)
Здравствуйте, дети! Меня зовут Алина Олеговна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка.
Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должны лежать рабочие тетради, учебник и пенал! Проверьте, все должно аккуратно лежать на краешке парты
А теперь глубоко вздохнули, выпрямили спины, улыбнулись друг другу.
Теперь открываем рабочие тетрадки записываем число, классная работа. Где мы с вами будем записывать число и классную работу? с начала строчки?
Подчеркиваем орфограммы зеленой ручкой в классной работе.
Что такое орфограмма?
Какие вы подчеркнули орфограммы?
Как нам проверить эти орфограммы?
Значит, эти орфограммы проверить нельзя, нам необходимо их просто запомнить, что бы правильно писать эти слова.
А сейчас приступим к чистописанию.
* На доске: Сл ги о*
Прописывем одну строчку.
А теперь поменяйтесь тетрадками с соседом по парте.
Возьмите в руку карандаш и подчеркните ту букву или сочетание букв, которые, как вам кажется, наиболее удачно получилось у вашего соседа. И меняемся обратно.
Давайте составим слово из этих букв и сочетаний букв, и попробуем назвать тему урока. Кто сможет сказать тему нашего сегодняшнего урока?
Правильно! Давайте запишем в тетради тему урока. Записываем тему посередине с заглавной буквы, зеленой ручкой.
Эта тема для вас не новая, вы её изучали на прошлом уроке, а сегодня мы с вами постараемся ее вспомнить.

Давайте с вами вспомним, что такое слог?
Правильно, слог- это часть слова. Слово состоит из нескольких слогов. А бывают слова, у кот. 1 слог?
Приведите пример?
А как мы с вами поняли, что там один слог?
И так, кто помнит, как определить, сколько в лове слогов? Назовите правило.
Это значит, что бы узнать, сколько слогов в слове, нам необходимо посчитать….. что?
А почему посчитав согласные в слове, я не смогу узнать, сколько слогов в этом слове?
А как мы с вами в слове выделяем слоги? Что мы пишем между слогами?
Молодцы! А скажите пожалуйста, а такие слоги могут быть?
* На презентации « А|У» *
Правильно, могут, существуют слоги, состоящие из 1 гласной. Какие слоги еще могут быть?
*На презентации «ПА|ПА»*
Отлично! А еще каким может быть слог?
*На презентации « СТРА|НА»*
Какой мы с вами можем сделать вывод? Что обязательно есть в каждом слоге?
Правильно! В слоге обязательно дожжен быть 1 гласный звук!
Теперь откроем учебники на стр.34. Обращаем свое внимание на упр.6.
Давайте прочитаем задание. Кто сможет прочитать?
Все посмотрите на картинки. Кто мне назовет нарисованные предметы, слева направо?
Отлично! А теперь прочитаем задание под кружочком.
Что бы нам выполнить это задание что нам нужно?
Как нам это узнать?
В 1ом слове, кот. нам нужно записать должен быть 1 слог. А если 1 слог, то сколько гласных должно быть в этом слове?
Давайте подумаем, в каком из перечисленных нами слов, 1 гласная. Кто может сказать что это за слово?
Это единственное слово, в кот. 1 слог?
Значит можем его уже записать?
Кто сможет записать на доске?
Все остальные работают в своих тетрадках.
Записывать слова будем в строчку через запятую.
Записываем первое слово с какой буквы?
Теперь нам с вами нужно найти слова в кот. 2 слога, а если 2 слога, то сколько гласных звуков будет в слове?
Какие это слова?
Кто запишет на доске слово пенал и разделит его на слоги, поставит ударение и подчеркнет орфограмму?
Почему пишем пЕнал?
Кто запишет и разберет слово заяц?
Теперь нам нужны слова в кот. 3 слога. Какие это слова, объясните свой ответ?
Кто сможет записать слово воробей на доске, выделяя ударение и орфограммы (объяснить их). и разделить на слоги?
Давайте запишем последнее слово. Кто выйдет к доске и разберет его?
А сейчас нам нужно отдохнуть, а то есть провести физ.минутку. Какую физ.культ минутку вы сегодня хотите провести?
Нужны 2 человека, что бы провести физ.мин., кто хочет?
Я раздам вам карточки с заданием, кот. вы выполните самостоятельно.
Но прежде чем начать работу, давайте с вами прочитаем задание, читаем про себя.
Вам надо, соединить линиями «голоса» животных и названия этих животных. Когда вы соединили, вам необходимо будет обвести названия животных. В названиях поставить ударение и разбить их на слоги.
На выполнение задания даю вам 4 мин. Кто все сделает поднимает руку.
*Учитель проверяет работы, у тех учеников, кто раньше выполнил задание*
А теперь давайте с вами все вместе проверим.
*На доску направлен проектор, на кот. задание с карточек*
Теперь давайте отгадаем с вами загадки!
Рыжая, с пушистым хвостом,
Живёт в лесу под кустом.
Хвост пушистый
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.
* на презентации иллюстрация с изображением лисицы*
Лисица – это хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом.
- Запишите слово лисица, сверяясь с учебником на стр. 34 (внизу). Поставьте ударение, выделяем зеленым безударную гласную, поделите слово на слоги.
*учитель на доске записал слово лисица*
Теперь давайте с вами проверим. Кто из вас разделит слово на слоги, подчеркнет орфограмму и поставит ударение?
Давайте устно составим с этим словом предложение.
-Чем мы занимались сегодня на уроке?
-Как узнать сколько в слове слогов?
Какие слоги бывают?
Без какого звука (гласного или согласного) не получится слог?
Молодцы! Вы очень хорошо поработали на этом уроке! Спасибо, урок окончен! *Дети проверяют свою готовность к уроку*
* На доске: 5 марта
Классная работа*
- Нет, посередине.
- Такое место в слове, где можно допустить ошибку.
- «СС» в слове классная. и «А» в слове работа.
- Классная от слова класс, класс пишется с 2 «СС», т.к. это словарное слово. Работа тоже словарное слово.
*Записывают в тетради*
*Меняются*
*вернули друг другу тетради*
- Слоги
* Записывают*
-Это часть слова
-Да!
*ответы детей*
-Там только 1 гласная.
- В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.
- гласные звуки.
- Потому что в слоге обязательно должна быть гласная. Не может быть слога, состоящего только из согласных.
- Вертикальную черточку.
-Могут!
- Состоящие из 1 согласного и 1 гласного звука.
- Состоящий из нескольких согласных и одного гласного звука.
-В каждом слоге обязательно есть 1 гласный звук.
*Открывают учебники*
*Читает задание*
- Пенал, заяц, воробей, карандаш, стул.
*читает*
-узнать сколько слогов в слове.
- посчитать сколько гласных в слове.
- 1 гласная.
- Стул, в нем 1 слог, т.к а слове 1 гласный звук У.
-Да!
- Да!
*Ученик выходить*
-С заглавной.
- 2 гласных звука.
- Пенал ( гл.з- е,а). заяц (гл.з- а,я.)
*Ученик записывает:
Пе|нал
-Это словарное слово.
* Ученик выходит к доске:
за|я′ц - 2 слога, т.к в слове 2 гл.звука а,я . Орфограмма- я, пишем Я т.к заяц словарное слово.
- Воробей ( 3 слога, т.к 3 гл.звука – о,о,е. ) , карандаш ( 3 слога, т.к 3 гласных звука- а,а,а)
*ученик выходит к доске:
во|ро|бе′й- словарное слово
*ученик выходит к доске:
ка|ран|да′ш – словарное слово.
* Ответы детей*
*дежурные проводят физ.минутку.*
*Дети читают задание про себя*
*Дети выполняют задания на карточках*
*Дети на доске соединяют голоса и названия животных.
Названия животных делят на слоги*
-Лисица!
-Лисица!
*Дети записывают у себя в тетрадях*
*Ребенок выходит к доске*
-Делили слова на слоги.
- В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.
1. слоги в кот. только 1 гласный звук
2. слоги, в кот. 1 звук гласный и 1 согласный.
3. слоги, в кот. несколько согласных звуков и 1 гласный.
- Без гласного.
К-1, К-2.
Фронтальный опрос.
Р-2,
К-2,
Л-1, Л-3.
Фронтальный опрос.
Р-1,
П-2, П-3,
П-2,
К-2.
Фронтальный опрос.
Л-3,
К-4,
П-1.
Индивидуальная работа.
Фронтальный опрос.
Л-3,
К-1, К-2, К-3,
Р-2.
Фронтальный опрос.
К-2,К-3,
Р-2.
Фронтальный опрос.
Л-1,Л-2, Л-3,
К-1, К-2, К-3.