Технологическая карта урока по теме «Кодирование информации»


Технологическая карта урока информатики
Табл. № 1
Авторы, разработчики: Головко Ю. А.
Предмет Информатика и ИКТ
Класс 5
Тип урока Урок изучения и закрепления новых знаний.
Технология построения урока Технология развития критического мышления
Тема Кодирование информацииЦель Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации
Основные термины, понятия Условный знак, код, кодирование.
Табл. № 2 Планируемый результат
Предметные умения
Оперировать понятиями: Условный знак. Код. Кодирование и декодирование информации.
Кодировать информацию, используя таблицу кодов.
Планировать последовательность действий в речевой форме, ориентируясь на вопрос (задание) .Находить (исследовать) признаки, по которым изменяется каждый следующий в ряду объект,
Выявлять (обобщать) закономерность и выбирать из предложенных объектов те, которыми можно продолжить ряд, соблюдая ту же закономерность.
Личностные УУД:
- любознательность;
- креативность мышления;
- находчивости,
- активности при решении задач;
- способности к организации своей деятельности;
-умения слушать и слышать собеседника
- сознательного принятия и соблюдения правил работы с компьютером в школьной сети, а также правил поведения в компьютерном классе, направленное на сохранение школьного имущества и своего здоровья и здоровья одноклассников Регулятивные УУД:
-вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
-осознавать качество и уровень усвоения.
- принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи
Познавательные УУД:
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-строить логические рассуждения - обобщать, делать выводы;
Коммуникативные УУД:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания,
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Табл. № 3 Организация пространства.
Формы работы
Ресурсы (пример: учебники, пособия, литература, источники Интернет и ТСО (компьютер, проектор) и т.п.)Частично- поисковый метод
Беседа с применением игровой технологии
Практические задания
Учебник для 5 класса (Л. Босова)
Рабочая тетрадь
Презентация к уроку
Демонстрационный компьютер, проектор
Ресурсы Интернет:
http://school-collection.edu.ru/ (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)
Табл. № 4 Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока Дидактические задачи
Вызов Установить тематическую рамку («могу»)
Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)
Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)
Осмысление Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению
Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма
Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями
Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки
Рефлексия Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона
Формировать адекватную оценку правильности результатов действия
Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности
Табл. № 5 Технология изучения
Этапы урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность обучающихся Вызов - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-обобщать полученные знания;
-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Учитель организует повторение пройденного материала.
Что такое информация?
Какие действия человек совершает с информацией?
Как человек хранит информацию? (см. Презентация, слайд 2)
Какие современные носители информации вам известны?
Учитель организует введение в новую тему.
Давайте обратим внимание на следующий слайд. Этот человек пытается нам сказать что-то, однако мы не можем его понять. Как вы думаете, что он хочет сообщить нам этим жестом?
Но мы не можем точно утверждать, что именно он нам хочет сказать, поскольку в разных странах одни и те же жесты означают совершенно разное. И что же следует предпринять, чтобы правильно понять людей этих стран?
Давайте подумаем и попробуем выяснить, что же самое главное в ваших ответах и определим тему урока.
Предполагаемые ответы учащихся.
Информация - это сведения об окружающем нас мире (все, что нас окружает. Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.
Хранение информации в уме - собственная (внутренняя информация) - оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества.
Магнитные - винчестер, дискета; лазерные диски - CD и DVD, флеш-карты.
Ученики предлагают свои варианты ответов.
Главное – жест может означать разные понятия, то – что под этим жестом закодировано, тема урока – кодирование информации.
Осмысление Строить логические рассуждения - обобщать, делать выводы.
Оперировать понятиями: Условный знак. Код. Кодирование и декодирование информации. Введение в содержание темы урока.
Информация, которую мы получаем из окружающего мира поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Это свет, звук, запах, касания, это слова, значки, символы, жесты и движения.Для того чтобы произошла передача информации, мы (приемник) должны не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.
Что необходимо для правильного понятия разных сигналов?
От чего зависит способ кодирования зависит?
Учитель предлагает рассмотреть слайд презентации и высказать свои предположения.
Учитель предлагает привести примеры использования кодов в повседневной жизни.
Наиболее яркие примеры подкрепляются демонстрацией в презентации.
Требуется разработка кода или кодирование.
Работа в тетради (ученики записывают основные понятия урока).
Код - это система условных знаков для представления информации.
Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).
Обратное преобразование называется декодированием.
Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации.
Учащиеся делают вывод о том, что выбор способа кодирования может зависеть от цели кодирования.
Существует три основных способа кодирования информации:
Графический - с помощью рисунков или значков;
Числовой - с помощью чисел;Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.
Рефлексия Кодировать информацию, используя таблицу кодов.
Планировать последовательность действий в речевой форме, ориентируясь на вопрос (задание)
Находить (исследовать) признаки, по которым изменяется каждый следующий в ряду объект,
Выявлять (обобщать) закономерность и выбирать из предложенных объектов те, которыми можно продолжить ряд, соблюдая ту же закономерность. Для закрепления материала ученикам предлагается выполнить самостоятельную работу в тетради:
азбукой Морзе;
числовой код;
кода Цезаря.
Давайте вернемся к вопросу «Что необходимо приемнику для полноценного получения информации?». Обсудите этот вопрос с соседом по парте и выскажите свое мнение.
Что такое «код»? Что вы понимаете под «кодированием информации»?
Запишите домашнее задание
Ученики выполняют 1 задания по вариантам (с последующей взаимопроверкой).
Задание 2,3 выполняются самостоятельно (проверка с доски).
Для успешного получения информации необходимо знать код, с помощью которого закодировано сообщение.