Технологическая карта к уроку информатики Кодирование информации (5 класс)

Технологическая карта
Тема «Кодирование информации» 5 класс, УМК Босова Л.Л.

Тема
Кодирование информации (1 час)

Цель темы
Научить различным способам кодирования и декодирования информации.


Основное содержание темы, термины и понятия
Многообразие способов кодирования и декодирования информации.
Код, кодирование, декодирование, графический, числовой, символьный способы кодирования..

Планируемый результат
Предметные
Метапредметные
Личностные


общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования; представление о методе координат.
умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую; понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи.
понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики;
понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.

Организация пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы

Математика, чтение, ИЗО
(аналитико-синтетические умения; умение устанавливать взаимосвязи между объектами)
Фронтальная,
в малых группах,
индивидуальная
Учебник Информатика 5 класс
Рабочая тетрадь Информатика 5 класс
Методическое пособие Л.Л.Босова, А.Ю.Босова
Наглядный и раздаточный материал:
презентация «Кодирование информации»;
видеоролик «Азбука Морзе» (215485);
интерактивные задания «Расшифруй слово» (170362) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);
Карточки с алфавитом и таблицы с флажковой азбукой Карточки с закодированным текстом (письмо)


I этап Мотивация к деятельности
Цель – мотивировать учащихся на изучение темы «Кодирование информации»
Проблемная ситуация
Учитель раздаёт заранее подготовленное послание с закодированным текстом. Отгадайте ребус. (Компьютер)
Получилось ли у вас прочитать текст? Почему не получилось? Что же нам делать? Анализ ответов учащихся приводит к выводу: чтобы прочитать зашифрованный текст надо знать код, с помощью которого он был закодирован.

II этап Учебно-познавательная деятельность
Последовательность
изучения
Учебные задания
Универсальные учебные действия
Диагностические
задания



Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные


Тема урока «В мире кодов. Способы кодирования информации»

Цель – показать учащимся многообразие окружающих человека кодов и объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования
Задание № 1
Что вы понимаете под кодированием информации?





















Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
анализ объектов;
подведение под понятие.
Целеполагание;
прогнозирование;
контроль;
коррекция;
оценка;
саморегуляция.
Владение определенными вербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
умение слушать собеседника;
учет разных мнений и умение обосновать собственное;
умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он
знает и видит, а что
нет.
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Учебник стр.53
№ 1


Задание № 2
Где мы в повседневной жизни встречаемся с кодированием?
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
контроль;
коррекция;
оценка; саморегуляция.
эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; умение слушать собеседника; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
учет разных мнений и умение обосновать собственное.
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.




Задание № 3
Как вы думаете, почему люди кодируют информацию?
Поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
доказательство.
Коррекция;
оценка;
саморегуляция.
Умение договариваться, находить общее решение;
умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
учет разных мнений и умение обосновать собственное.
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Учебник стр.53
№ 2


Задание № 4
Мальчик заменил каждую букву своего имени её номером в алфавите. Получилось 18 21 19 13 1 15. Как зовут мальчика?
Поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
доказательство;
знаково-символическое моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель;
синтез.
Целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль;
коррекция;
оценка;
саморегуляция.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Учебник стр.53
№ 7


Задание № 5
Зашифруй с помощью азбуки Морзе своё имя и название любимого школьного предмета.
Поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
знаково-символическое моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель;
анализ;
синтез.
Целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль;
коррекция;
оценка;
саморегуляция.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Рабочая тетрадь стр.61 № 87


Задание № 6
Зная, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после неё буквой в алфавите русского языка, который считается записанным по кругу (после «Я» идёт «А»), декодируйте следующие сообщение:
ажуцёг льл, г ргмжиыя – дзузёл.
Поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
знаково-символическое моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель;
анализ;
синтез.
Целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль;
коррекция;
оценка;
саморегуляция.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Учебник стр.53
№ 8

Диагностика качества учебно – познавательной деятельности

Цель – установить степень усвоения учащимися изученного материала по теме «Кодирование информации»
Самостоятельная
работа
Предметные
результаты
УУД




Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные


Задание 1
Раб. тетрадь стр.61 № 88
Поставьте каждой букве в соответствие её порядковый номер в алфавите (заполните пустые клетки). Зная, что каждому числу соответствует буква алфавита с таким же порядковым номером, расшифруйте следующие сообщение.
20-12-7-20
20-12-1-25
20-12-1-15-10 15-1
17-13-1-2012-10 20-1-15-6
Умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования
Поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
знаково-символическое моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель;
анализ;
синтез.
Планирование;
прогнозирование;
контроль;
коррекция;
оценка;
саморегуляция.


Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.


III этап Интеллектуально – преобразовательная деятельность
Цель – учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания
Рабочая тетрадь, стр. 56 - 57
Дана кодовая таблица флажковой азбуки. Старший помощник Лом сдаёт экзамен капитану Врунгелю. Помогите ему прочитать следующие слова и попытайтесь объяснить их значение.
Репродуктивное задание (по образцу). Формируется репродуктивное мышление.
Лому необходимо используя таблицу флажковой азбуки расшифровать данные слова.
Импровизационное задание
Закодируйте с помощью флажковой азбуки новый морской термин самостоятельно.
Эвристическое задание
Представьте, что Лом остался на корабле один без связи. Но в зоне видимости от него проходит другой корабль. Помогите ему составить из флажков просьбу о помощи. (Вариант выполнения – могут быть малые группы)
Самоорганизация в деятельности
Подготовьтесь к выполнению задания, выполните, представьте и оцените свою работу.

IV этап Контроль и оценка результатов деятельности
Формы контроля: контрольное задание
Самооценка учителя / рефлексия своей деятельности по изучению данной темы

Задание на карточках
Декодируйте текст.
21-19-22-6-16-17 * 4 * 22-26-7-16-11-11 – 14-7-5-13-17 * 4 * 3-17-33. Правило кодирования установите по ключу. Ключ: 11-16-21-7-19-16-7-21 – расшифровывается как самый современный информационный канал.
Учебные цели и планируемые результаты достигнуты
















ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебный предмет Информатика 5 класс, автор Л.Л.Босова, А.Ю.Босова
Тема урока «Кодирование информации»
Д. Толлингерова рекомендовала для целеустремлённого составления учебных задач, назвав его исчислением индекса вариабельности, следующее соотношение Ив= число разного типа задач = 8 = 0,8
общее число задач в наборе 10
№ здания
I
II
III
IV
V


1.1
1.2
1.3
1.4
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4.1
4.2
4.3
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5

1














+













2






















+





3

















+










4


























+

5





















+






6

























+


7
















+











8






+





















9






















+





10





















+







Просчитанный индекс вариабельности учебных задач (по Д. Толлингеровой) = 0,8, что позволяет достичь поставленные обучающие цели: научить различным способам кодирования и декодирования информации. Познакомить учащихся с методом координат.

15