Поверхностное натяжение 7 класс


Поверхностное натяжение
Цель урока:
1. Образовательная: учащиеся должны знать основные агрегатные состояния тел; иметь представления о свойствах жидких тел, о верхних слоях жидкости.
2. Развивающая: учащихся должны уметь сравнивать и делать выводы; выполнять самостоятельно эксперименты при применении физических приборов и веществ.
3. Воспитательная: учащиеся должны уметь делать выводы.
Оборудование: стаканчики: с водой, с мыльной водой, с маслом, с “ферри”, спирт, 2 пипетки, тальк, скрепки, иголка, проволочный каркас с ненатянутой нитью, пустой стаканчик, (все это в 4 экземплярах).
Тип урока: экспериментально-исследовательский
Метод урока: частично-поисковый
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие, отметить отсутствующих.
Целеполагания.
Актуализация знаний.
Физическая минутка.
Рассчитайтесь на раз, два, три.
Представьте себе что вы молекулы, и покажите как должны располагаться в веществе.
1 группа показывает расположение молекул в твердом теле. 2 группа показывает расположение молекул в газообразном веществе. 3 группа показывает расположение молекул в жидко образном веществе (учащиеся выстраиваются, так как расположены молекулы в веществе)
А теперь покажите как движутся молекулы в каждом своем состоянии.
Повторение.
Деление на группы (Учащиеся делятся на четыре группы. Каждый учащиеся вытягивает свой цвет и рассаживаются по местам).
Выбор лидера группы, оценочный лист.
Таблица – синтеза (учащиеся должны исходя из ключевого слова познакомить с информацией и доказать почему его теория важна)
Вспомним основные агрегатные состояния веществ. Твердое тело, жидкость, газ.
1.Вспомним основные свойства твердых тел:
а) не имеют форму
б) сохраняют объем
в) несжимаемы, т.к. молекулы находятся на малых расстояниях друг от друга.
2.Вспомним основные свойства газа:
а) не имеют формы
б) не сохраняют объем
в) сжимаемы, т.к. молекулы находятся на больших расстояниях друг от друга.
3.Вспомним основные свойства жидкостей:
а) не имеют формыб) сохраняют объемв) несжимаемы, т. к. молекулы жидкости находятся на малых расстояниях друг от друга.
Самопроверка. (После каждого названного свойства на слайде появляется правильный ответ в таблице)
Итоги, обобщение, оценивание.(лидер группы)
Изучение нового материала
Сегодня мы познакомимся еще с одним проявлением свойств жидкости.
У вас на партах расположены различные стеклянные колбочки, стаканчики, и вещества. И сейчас мы проделаем ОПЫТЫ.
Для этого мы сделаем их следующим образом. Каждой группе я раздам задания и каждая группа выполняет свое задание. Затем капитан команды выбирает учащегося, который лучше всего сможет повторить этот опыт и объяснить его. И отправляет учащегося в другую группу, который показывает и объясняет опыт. И так четыре раза.
(Учащимся раздаются задания с выполнением эксперимента. После выполнения эксперимента учащиеся должны описать опыт и сделать вывод.)Задание 1 (выполняет 1 группа)
Оборудование: небольшой стаканчик, колба с водой и скрепки.
Проведите эксперимент
До краев наполнить стаканчик водой. Можно ли поместить в стаканчик еще что-нибудь (например, скрепки) не пролив воды.
В стакан одну за другой погрузите скрепки.
Опишите происходящее.
Сделайте вывод
Задание 2 (выполняет 2 группа)
Оборудование: колба с разбавленным спиртом, пипетка, капля растительного масла.
Проведите эксперимент
В колбу с разбавленным спиртом помещаем пипеткой каплю растительного масла.
Опишите происходящее.
Сделайте вывод
Задание 3 (выполняет 3 группа)
Оборудование: проволочные каркасы с ненатянутой нитью внутри, мыльный раствор
Проведите эксперимент
На столах проволочные каркасы с ненатянутой нитью внутри и погружают их в мыльный раствор, а затем вынимают.
Рассмотрите расположение нити на пленке.
Прокалите пленку с одной стороны.
Опишите происходящее.
Сделайте вывод
Задание 4 (выполняет 4 группа)
Оборудование: небольшой стаканчик, колба с водой, тальк, капля моющего средства “Ферри”.
Проведите эксперимент
Насыплем на поверхность воды тальк.
Теперь капнем из пипетки на поверхность воды маленькую каплю моющего средства «Ферри».
Опишите происходящее.
Сделайте вывод
После выполнения опыта в группе и его обобщения учащиеся выбирают лидера и он демонстрирует опыт для другой группы. И так в течение всей работы все четыре группы будут ознакомлены со всеми демонстрирующими ранее опытами, показав их остальным группам, учащиеся оценивают друг друга и заполняют оценочный лист.
Лидер каждой группы оглашает результат работы проделанной в течении всей работы.
Работа в тетрадях.
1.Задание: записать определение поверхностного натяжения.
Молекулы поверхностного слоя оказывают молекулярное давление на жидкость, стягивая ее поверхность к минимуму. Этот эффект называют поверхностным натяжением.
2.Задание:
Поверхностное натяжение зависит:
1группа - задание Гроздья
2 группа - задание Верно не верно
3группа - задание Перекрестная дискуссия
4 группа – задание Шаг за шагом
А) от рода жидкости
Б) наличия примесей
В) от температуры –
После выполнения работ лидер группы оценивает деятельность каждого учащегося.
Закрепление. Кроссворд
Вопросы:

V. Рефлексия
Учащимся раздаются стикеры на которых они должны написать все ли им было понятно на уроке, понравился ли им урок и т.д., и прикрепить стикеры к соответствующей колбе на доске.
VI. Задание на дом
§ 60, составить синквейн со словом поверхностное натяжение.
Спасибо за ваше внимание и работу.