Школьный музей – не только молчаливый хранитель прошлого, но и источник, разви-вающий у детей качества, необходимые для будущего (из опыта работы школьного музея ГБОУ СОШ п. г. т. Осинки «Край родной» Могилиной Г. Н.)


Школьный музей – не только молчаливый хранитель прошлого, но и источник, развивающий у детей качества, необходимые для будущего
(из опыта работы школьного музея ГБОУ СОШ п. г. т. Осинки «Край родной» Могилиной Г. Н.)
Музей ГБОУ СОШ п. г. т. Осинки «Край родной» организован 10 октября 2013 года с целью воспитания учащихся в духе патриотизма, любви к родному краю, его историческому прошлому.
Основными направлениями деятельности музея являются поисковая работа, экспедиционная, фондовая, просветительская деятельность.
Профиль музея - Историческое краеведение
Работа в музее ведётся на основе музейной документации:
Приказ № 165 от 8.10.2013 года об открытии музея;
Положение о музее ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки «Край родной»;
Книга поступлений музейных материалов;
Программа краеведческого отряда «ЮниК».
В музее организованы следующие экспозиции: «Домострой», «Я прошёл по той войне», «Развитие нефтепромысла на осинской земле», «История школы п. Осинки», «История развития рабочего посёлка нефтяников» и Сменные экспозиции.
Школьный музей способствует:
расширению общеобразовательного кругозора учащихся;
приобщению обучающихся к историческому и духовному наследию родного края через практическое участие в сборе, изучении и хранении документов, изучении и благоустройстве исторических и культурных памятников;
воспитанию познавательных интересов и способностей учащихся.
Задачами школьного музея являются:
использование культурных и исторических ценностей родного края для патриотического воспитания и исторического развития детей и подростков;
содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
охрана памятников истории, культуры и природы родного края;
активная экскурсионно-массовая работа с обучающимися, населением, тесная связь с жителями и общественными объединениями;
формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности;
организация просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешённой законом.
А главной задачей работы в школьном музее считаю сохранение исторической памяти у учащихся о своей малой родине, односельчанах, развитие и укрепление связей между поколениями, воспитание чувства ответственности и любви к Родине. Наш посёлок скоро отметит столетний юбилей и это первый музей на осинской земле.
Организация школьного музея является результатом краеведческой работы обучающихся, преподавателей ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки и населения п.г.т. Осинки, Безенчукского района, Самарской области.
Учредителем школьного музея является администрация школы.
Учёт и регистрация школьного музея осуществляется в соответствии с «Положением о паспортизации школьных музеев Самарской области», утверждённым Министерством образования Самарской области.
Музей Осинской школы проходит процедуру регистрации, ожидаем в этом году номерное свидетельство установленного образца.
Создавая наш школьный музей, мы понимали, что основной его социокультурной функцией является коммуникация - процесс общения, передачи информации и воспитание подрастающего поколения. Образование в своей совокупности живой нити истории.
Наш музей ещё молодой, но есть свои наработки, свой опыт. Музей пополнился работами детей по различным направлениям:
Экспозиция «Домострой»: «Они были первыми», «Летопись земли осинской», «Судьба посёлка в лицах», «Судьба семьи в истории посёлка, района, страны», «О родных с любовью», «История развития рабочего посёлка нефтяников» и тд.
Экспозиция «Я прошёл по той войне»: «Учителя и ученики нашей школы – фронтовики», «Спасибо деду за Победу!», «Пусть мы на фронте не были в те дни…», «Военные дороги земляков», «Герои Самарской области», «Вклад моей семьи в освобождение Родины от немецких захватчиков», «Ратные подвиги наших земляков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг» и тд.
Экспозиция «Развитие нефтепромысла на осинской земле»: работы выполнены на основе семейных и административных архивов. Ведётся рассказ о трудовых династиях, о нелёгком труде нефтяников.
Экспозиция «История школы п. Осинки» Создается летопись школы с момента её открытия и по настоящее время.
Больше внимания стали уделять учителям и выпускникам. Вся работа строится таким образом, чтобы ученические коллективы через своих ребят в краеведческом отряде «ЮниК» знали как можно больше о его деятельности, вовлекались в орбиту интересных и нужных школьных дел: работали с родителями и семейными архивами, так как очень много наших родителей – это выпускники нашей школы, готовили классные часы, подбирали материалы для уроков. Таким образом, вместо механического соединения музея и школьного коллектива возникает творческое содружество, создаётся единая музейнообразовательная среда.
Ребята создают исследовательские работы такие как: «Пионерское детство и комсомольская юность наших родителей», «Учителями славится Россия», «вехи истории осинской школы» и тд.
Сменные экспозиции. В год 70-я ВОВ была создана экспозиция посвящённая участникам и ветеранам ВОВ. В год культуры оформили экспозицию о культурной жизни нашего посёлка. 2016 год объявлен годом кино и мы готовим экспозицию к этой дате.
Также оформлена экспозиция «От малого до великого», посвящённая адресу нашего посёлка: стране, области, посёлку. Поисково-исследовательская деятельность даёт возможность пополнить фонды музея. В основном фонде музея учтено более 600 единиц хранения: архивные документы, материалы из газет и журналов, фотографии, ордена, медали и наградные документы военного времени, предметы народного быта, книги и другие материалы, которые приносят в дар музею ученики, родители и посетители нашего музея. И здорово, что люди не прошли мимо, сохранили и принесли эти вещи в музей. Именно здесь мы видим, как поисково-исследовательская работа стала для многих детей, да и их родных личностно-значимой и сделала неравнодушными.
Собранный материал преобразуется в новые экспозиции музея, включается в экскурсии, используется в работе.
Самые уникальные экспонаты: ордена и медали участников Великой Отечественной войны; письма и открытки с фронта; документы военных лет; гимнастёрка Казакова Ивана Павловича; трофейная гармонь Горячева Михаила Андреевича; фотографии военных лет да и много других.
Школьный музей не может и не должен ограничиться поисковой и экскурсионной деятельностью. Исходя из этого, мы включаем в работу музея мероприятия, проводимые с использованием экспозиции – это уроки истории 9 и 11 классы (по плану); занятия по внеурочной деятельности (по графику); организация научно – исследовательской работы (отряд «ЮниК»); уроки и занятия; кружковая работа; ознакомительные экскурсии; громкие чтения; дни Памяти; вечера встреч; семинары; конкурсы, которые проводятся в нашем образовательном учреждении. Такой широкий спектр позволяет привлечь к активной деятельности многих школьников, помочь им раскрыть таланты и помогает превратить школьный музей в центр гражданско-патриотического воспитания в школе и населённом пункте.
План работы школьного музея разрабатывается ежегодно в соответствии с моделью образовательного пространства школы, её приоритетными направлениями, а также сложившимися школьными традициями, материально-техническими и кадровыми возможностями. Краеведческий отряд «ЮниК» и отряд «Тимуровцы» принимают активное участие в подготовке и проведении традиционных школьных, районных и окружных мероприятий.
Наша работа не ограничивается работой с детьми, мы проводим и просветительскую работу с населением: ознакомительные экскурсии; Дни Памяти; вечера встреч; киносеансы (музей оборудован компьютером, проектором, экраном); визитной карточкой музея, видимой для посетителей, является наша экспозиционно-выставочная работа на сходе граждан п.г.т. Осинки.Из опыта работы других музеев мы практикуем практику не использовать таблички «Руками не трогать» действительно это вызывает у школьников особый восторг. У нас всё можно фотографировать, почти ко всему прикоснуться и даже примерить на себя экспонат – солдатскую каску, шлем танкиста, школьную форму или форму военнослужащих Советской Армии в которой можно представить себя бравым солдатом.
В нашей школе существует ещё и интерактивный музей – это страница в социальной сети http://www.odnoklassniki.ru/ 11 шагов – Музей Осинской школы
Интерактивная экскурсия по экспозиции «Я прошёл по той войне» размещена на школьном сайте osinki.ebihost.ru и на странице в социальной сети m.vk.com (в Контакте)
Подводя итоги, учитывая все плюсы и минусы, считаем, что прошедшие 2 с половиной года были достаточно результативны. В процессе деятельности ребята научились находить факты для отстаивания своей точки зрения, логически излагать материал, работать с архивными источниками, проявлять настойчивость, самостоятельность, силу воли, ответственность за выполнение задания, требовательность и дисциплинированность.
Нам удалось прийти к следующим результатам:
1. у учащихся нашей школы повышен интерес к истории школы, района, страны, через совместную поисковую работу родителей и учеников с архивами семьи, воспитание уважения к отцам, дедам, ветеранам.
2. привлечены к поисковой работе дети из неблагополучных семей;
3. ведется поисковая работа через сбор материала: воспоминаний, фотографий, отражающих прошлое и настоящее, через поиск контактов с учителями ранее работавшими в школе, акцию «Отзовись, выпускник!» и т.д.
4. созданы постоянные (пополняющиеся) экспозиции;
5. разработаны экскурсионные маршруты, направленные на патриотическое отношение к Родине, ветеранам, памяти о событиях Великой Отечественной войны, истории школы и посёлка.
6. оказывается содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса в школе;
7. продолжается формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности:
8. созданы условия для самовыражения, самореализации каждого члена объединения через конкретные проекты.
Таким образом, через участие в работе школьного музея конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения, реализуется региональный компонент образовательных стандартов, то есть изучается история родного края и родной страны, основные события её истории.
Но, тем не менее, нам предстоит продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания учащихся; формировать готовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции; отвлекать учащихся от противоправной деятельности; заполнить свободное время подростков социально значимыми, интересными делами, остановив, тем самым, нарастающую бездуховность; оказывать повседневную помощь каждому ребёнку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей; создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности.
А работы у нас хватит на всех. В условиях того что от 6000 жителей нашего посёлка осталось только 3000, старшее поколение чувствует себя носителями истории и охотно участвуют в работе музея. Они испытывают радость от общения, удовлетворение от осознания принадлежности и причастности к истории родного края, от того, что их жизненный опыт и знания пригодились. Делятся не только воспоминаниями, но и пополняют копилку экспонатами.