Программа работы школьного музея «Школьный музей в системе учебно-воспитательной работы в школе-интернате»


Муниципальная казенная общеобразовательная школа-интернат г. Астрахани «Общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования №3»
ПРОГРАММА
«Школьный музей
в системе учебно-воспитательной работы
в школе-интернате»
Программа составлена
руководителем музея
Беловой Н.В.
г. Астрахань
2012 год
Оглавление
1.Пояснительная записка………………….………………………………. ……..3
2.Нормативно-правовое обеспечение Программы……………………………...4
3.Управление и участники Программы…………………………………………..4
4. Обеспечение и финансирование Программы………………………………….5
5.Сроки реализации Программы………………………………………………….5
6.Этапы реализации Программы …………………………………………………5
7.Цели и задачи………………………………………………………….…………6
8.Формы реализации Программы….……………….…………………………….6
9. Модель реализации Программы……………………………………………… ..7
10.Основные направления реализации Программы …………………………….7
12.Содержание Программы………………………………………………………8
13.Планирование работы школьного музея «Боевой путь 51 Армии»
и отряда «Память» по реализации Программы…………………………………10
14.Предполагаемый результат……………………………………………………19
15.Оценка эффективности результата Программы….…..……………………...20
16. Партнеры по реализации Программы………………………………………...21
17.Заключение …………………………………………………………………….22
18.Литература …………………………………………………………………….23
Пояснительная записка
В условиях формирования демократического общества и становления правового государства в нашей стране задача воспитания новой личности с активной гражданской позицией, способной к управлению делами общества, открытой к инновациям, обладающей правовой и политической культурой, является первоочередной. Духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание и развитие молодежи является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.Программа патриотического и гражданского воспитания всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.
В нашей школе-интернате сложилась комплексная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Используем такие формы работы, как выставки, конкурсы, экскурсии, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, круглые столы, викторины. Все они воспитывают у юных граждан чувства уважения и любви к Отечеству, малой родине.
Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, географии, ОБЖ, основ государства и права, в процессе внеклассной работы, во время проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами Отечества.
Важное место в данной программе занимает деятельность патриотического отряда «Память» и школьного музей «Боевой путь 51 армии». Школьный музей это не только музейные выставки в стенах школы, но и многообразные формы деятельности воспитанников, включающие в себя поиск и сбор материалов, работу в походах, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию экспозиций и выставок, праздников и встреч.
Неотъемлемый элемент патриотического воспитания – подготовка учащейся молодёжи к службе в армии. В Конституции записано:«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» обязывает школу осуществлять подготовку обучающихся до призыва на военную службу. Военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому определённая психологическая подготовка и знание основ военного дела помогут молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. Основное воспитательное значение здесь имеют изучение основ военной службы в школьном курсе ОБЖ и практическая учёба на ежегодных сборах и экскурсиях в воинскую часть, в ДОСААФ, проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта, проведение смотров строя и песни, встреч с воинами локальных войн, солдатами воинских частей. Проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, осуществляется организация Уроков Мужества, экскурсий в музеи города, по улицам и местам родного города и края.Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории.
Наряду с досуговыми мероприятиями ведётся работа по оказанию помощи и поддержки одиноким пожилым людям, детям - сиротам и инвалидам. Проводятся акции «Милосердие», «Забота» в рамках территориальной программы «Шаг навстречу», «Поздравь ветерана на дому».
Программа «Школьный музей в системе учебно-воспитательной работы в школе-интернате» должна познакомить воспитанников (актив музея, членов отряда «Память») с основами музееведения, поисковой, фондовой, экспозиционной деятельности, с историей и культурой родного края. Основной акцент в данном плане делается на специфику школьного музея, как на ближайший очаг культуры для школьников. Дает возможность держать связь с учебной программой литературы, географии, русского языка, истории, с воспитательной работы школы.
Нормативно-правовое обеспечение Программы
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- ЗакономРоссийской Федерации "Об образовании" РФ;
- ЗакономРоссийской Федерации "О воинских (памятных) днях России";
- Конвенцией о правах ребенка;
- Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.», которая является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы»;
-Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»;
- Уставом образовательного учреждения МКОШИ «Общеобразовательная школа-интернат № 3».
Управление и участники Программы
Координация и утверждение Программы - Совет школы;
Управление, разработка и реализация Программы - заместитель директора по воспитательной работе, организатор внеурочной работы, библиотекарь, руководитель школьного музея.
Реализация – учителя-предметники, классные руководители, воспитатели, руководитель музея, организатор внеурочной работы.
Участники – воспитанникиинтерната (430 человек), учителя, воспитатели, родители, сотрудничающие со школой организации.
Обеспечение Программы
Материально-техническая база:актовый зал, спортивный зал, спортивная площадка, полоса препятствий, библиотека, помещение школьного музея, кабинет информатики, ОБЖ, литературы, географии, тематические стенды, стенд отряда «Память».
Финансирование Программы:осуществляется за счет бюджета школы, спонсорскойпомощи.
Условия реализации и пути решения идей: методические пособия, технические средства (фотоаппарат, компьютер, ксерокс, видео-аудио магнитофон, портативный жесткий диск);активное участие администрации и педагогического коллектива; помещение и оборудование, обеспечивающие сохранность музейных предметов и условия их показа.
Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на 3 года (2012-2015 гг.) и предполагает участие детей с 7 лет до 17.
Этапы реализации Программы
Реализация Программы осуществляется в три этапа:
I этап: реализация первоочередных мер по выполнению приоритетных задач и мероприятий программы.
Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.
Задачи:
Изучить нормативно-правовую базу, подзаконные акты.Разработать, обсудить и утвердить Программу музея по патриотическому воспитанию.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации Программы.
Подобрать диагностические методики по основным направлениям Программы.Разработать систему организации ученического самоуправления.
II этап: формирование основных элементов системы патриотического воспитания.
Цель: реализация Программы патриотического воспитания.
Задачи:
Организация работы отряда «Память».Оформление стендов рекреаций школы.
Отработка содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия.Разработка методических рекомендаций по патриотическому воспитанию.Подготовка экскурсоводов.Расширение и укрепление связей и отношений школы с учреждениями, социальными партнерами.Проведение мониторинга эффективности Программы, информирование педагогов, обучающихся, родителей о ходе и результатах реализации Программы.Активное участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсных мероприятиях патриотической тематики.Освещение хода и результатов Программы в СМИ.
III этап: обобщение результатов практической реализации Программы и определение приоритетов на перспективу.
Цель: анализ итогов реализации Программы.
Задачи:
Обобщение результатов работы муниципального общеобразовательного учреждения.Проведение коррекции затруднений в реализации Программы.
Планирование работы на следующий период.
Цели и задачи Программы
Цель Программы: воспитание гражданина, любящего свою Родину, преданного своему Отечеству, человека высокой культуры и нравственности.
Основные задачи:
1.Пробуждение интереса и уважения к малой родине, изучение истории и культуры родного края, приобщение к духовным ценностям народа.
2.Воспитание любви к родной школе, городу, краю, Отечеству;формирование культуры межнационального общения.
3.Дать обучающимся возможность почувствовать причастность к истории своего края через работу школьного музея.
4.Создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности.
5. Воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям своего народа.
6.Овладение навыками поисковой работы, самостоятельной работы с литературой, краеведческими источниками, овладение искусством поделиться своими знаниями;
7.Вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
Формы реализации Программы
Организационно-методические основы:
- тематические беседы, лекции, уроки, экскурсии;
- встречи и консультации со специалистами;
- работа с литературой, с источниками, документами;
- индивидуальная, коллективная творческая работа;
- наблюдения, посещение музеев, выставок, библиотек, архивов;
- творческие встречи с интересными людьми;
- устный журнал, предметные недели, конкурсы,круглые столы, читательские конференции, акции,«Уроки мужества»;
- праздники, концерты, посвященные памятным датам;
- фототеки, тематические стенды, сбор материала для школьного музея;
- привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных  организаций, родителей,  отдельных граждан.
Обучающиеся, активисты школьного музея должны знать:
- особенности работы школьного музея;
- систему музейного фонда;
- методику сбора материала.
Получить навыки:поисковой работы, самостоятельной работы с литературой, статьями из СМИ, краеведческими источниками.
Уметь:оформить результаты поисковой работы в виде отчета, доклада, картотеки, альбома, папки, презентации. Представить собранный материал в виде экспозиции, выставки; подготовить и провести экскурсию, беседу, лекцию по созданной экспозиции, теме выставки; брать и давать интервью по интересующим темам.
Модель реализации Программы
Творческие кружки:
- труд
- ИЗО
- музыка Дополнительное образование:
- краеведение
- историко-этнографическое
- фольклорно-музыкальное Уроки:
- русскийи английский язык
- литература
- история
- география
Музей

Поисково-исследовательская работа Просветительская работа Экспозиционная работа Фондовая работа
Переписка и связь:
-с родственниками;
-с исследователями;
- с учеными;
- с журналистами.
Внеклассная воспитательная работа:
- классный час;
- беседы;
- встречи;
- линейки;
- экскурсии. Общегородские мероприятия:
- семинары;
- конференции;
- встречи и экскурсии для ветеранов, студентов, воспитанников.
Основные направления реализации Программы
Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе, крае.
Духовно- нравственное.Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста, связь с разными учреждениями и организациями.
Военно–патриотическое. Ориентировано на формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины, формирования культуры здорового образа жизни.
Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Содержание Программы
Роль школьного музея в обучении и воспитании.
Задачи школьных музеев в свете актуальных проблем современной общеобразовательной школы.
Роль и место школьного музея в системе обучения и воспитания обучающихся. Школьный музей как одно из средств связи школы с историей и современностью.
Понятие «школьный музей». Основные признаки школьного музея.
Понятие «профиль музея». Профили школьных музеев: исторические (истории школы, района, города, этнографические и др.), литературные, художественные, естественно-научные, комплексные краеведческие. Мемориальный (посвящённый конкретной личности и размещённый в доме, котором жил, работал или учился этот человек) и персонифицированный (посвящается одному человеку, но не в здании, в котором был этот человек).
«Положение о школьном музее» - основной документ по организации и деятельности школьного музея.
Принципы организации и работы школьных музеев: полнота и научность экспозиции; связь с современностью; связь с учебно-воспитательным процессом; исследовательская работа обучающихся, включающая краеведческий поиск, как основа развития и деятельности музея; самостоятельность, творческая инициатива , выступающая важнейшим фактором создания жизни музея; помощь учительского коллектива; связь с общественностью, представителями науки, литературы и искусства.
Воспитаниекультуры ознакомления с музейными экспозициями, музейными экспонатами как одна из задач школьного музея.
Литература по школьному музееведению и краеведению (обзор).
Вопросы организации и деятельности школьного музея.
Поисково-исследовательская работа.
Роль администрации и педагогического коллектива школы в создании и постоянном функционировании школьного музея. Наличие постоянного актива, ведущих под руководством педагогов поисково-исследовательскую работу и участвующих в комплектовании, учёте и хранении фондов, в пропаганде собранных материалов – одно из условий успешной деятельности школьного музея.
Совет музея и его структура.
Участие в работе музея школьников различных возрастных групп – одно из условий обеспечения преемственности в работе музея.
Планирование поисковой работы.
Формы и виды поисково-исследовательской работы воспитанников.
Работа в библиотеках, в музеях, в архивах.
Переписка с краеведами, учёными, другими исследователями.
Встречи с учёными, журналистами. Запись их рассказов. Точность и достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний, рассказов.
Основной и вспомогательный фонды музея.
«Положение о музейном фонде».Основной фонд и его состав: подлинные письменные и печатные источники, фотографии, различные предметы.
Вспомогательный фонд и его состав: фото- и ксерокопии письменных и печатных материалов, копии художественных произведений, макеты, модели, таблицы, схемы и т. д.
Учёт и хранение фондов. Инвентарная книга.
Научное определение и описание музейных материалов.
Шифровка собранных предметов и документов.
Порядок приёма и выдачи музейных материалов.
Экспозиции школьного музея.
Место и роль подлинных и научно-вспомогательных материалов в школьном музее.
Этапы создания музейной экспозиции: изучение и отбор материалов, принципы отбора; составление тематических планов; разработка художественного решения музея; изготовление текстов, аннотаций, элементов оформления; оформление и монтаж экспонатов.
Постоянное пополнение и актуализация музейной экспозиции – важнейшее условие функционирования школьного музея.
Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов, передвижных выставок.
Использование технических средств в процессе организации и работы школьного музея.
Виды технических средств: фотоаппарат, видеокамера, магнитофон, видеомагнитофон, диктофон, компьютер.
Видео-, фото-, фонодокументы.
Применение технических средств в процессе сбора и экспонирования музейных материалов.
Методика использования материалов школьного музея вучебной и внеклассной работе школы.
Приёмы и методы использования материалов музея на уроке: рассказ учителя, беседа по материалам музея, сообщение учащегося и т. д.
Экскурсия как одна из основных форм работы музея. Экскурсии учебные и внеурочные, тематические и обзорные.
Школьный музей и работа факультатива, кружка, клуба, отряда.
Музей и школьные традиции: открытие и закрытие выставок, дни памяти, встречи с гостями и т. д.
Просветительская работа активистов школьного музея, членов лекторской группы. Работа в качестве экскурсовода, лектора.
Опыт создания школ юных экскурсоводов и лекторов.
Подготовка экскурсовода: выбор темы экскурсии; изучение различных источников информации, в том числе и экспонатов; подготовка текстов экскурсии; прослушивание, обсуждение и утверждение текста экскурсии.
Маршрут экскурсии.
Отбор экспонатов. Использование различных методов и приёмов в ходе экскурсии.
Требование к языку экскурсовода.
Роль предметных методобъединений, администрации школы в планировании работы музея. Включение её в общешкольный план.
Планирование работы школьного музея «Боевой путь 51 Армии» и отряда «Память» по реализации Программы
2012-2013 учебный год.
№ Месяц Мероприятия Ответственные
1. Сентябрь 1. Утвердить Совет музея и список отряда «Память».
2. Заседание Совета музея. Планирование работы музея на учебный год. 3. Учебно-методическая подготовка учащихся 7-х, 9-х классов к проведению экскурсий по школьному музею. Работа с документами.
4. Линейка памяти, посвященная 70 летию со дня образования 28 армии.
5. Учеба актива «Музееведение» (по отдельному плану). Н.В. Белова
Совет отряда
Н.В. Белова
10, 5 «А»
Совет отряда
Н.В. Белова
2. Октябрь 1. Архивно-поисковая работа, встречи с ветеранами, родственниками; подготовка очерков о ветеранах: Бобровой - Зеленской Н.Л., Рябичкиной А.Е.
2. Возобновить переписку с руководителем Музея 51 Армии в Украине Красногвардейского р-на в селе Клепинино Пономаренко Виктором Исааковичем.
3. С целью увековечивания памяти Героев Советского Союза разработать проект «Кто для нас Сергей Тюленин». Мониторинг.
4. Встречи с районным, областным Советом ветеранов.
5. Выставка фото «Ветеран моей семьи», приуроченный к 25- летнему юбилею Российской организации ветеранов.
6. Учеба актива «Музееведение» (по отдельному плану).
Н.В. Белова
Совет музея
Н.В.БеловаСовет музея
Н.В. Белова
Т.А. Останина
Совет музея, воспитатели.
Н.В.Белова3. Ноябрь 1. Проведение экскурсий по музею для учащихся 1-2 классов.
2. Работа над оформлением стенда «Герои Советского Союза 51 Армии».
3. Конкурс чтецов «Поклон, вам, фронтовики - астаханцы!», о доблести, мужестве наших земляках для учащихся 1-11 классов.
4. Сбор сочинений «Ветеран моей семьи» в архив музея, приуроченный к 25- летнему юбилею Российской организации ветеранов войны, труда, вооруженных сил, правоохранительных органов.
5. Учеба актива «Музееведение» (по отдельному плану). Совет музея
Н.В. Белова
Е.А. КрайнюковаИ.М. Башлаевавоспитатели
4. Декабрь 1. Проведение экскурсий по музею для учащихся 3-4 классов.
2. Виртуальная экскурсия по Музею 51 Армии Красногвардейского р-на села Клепинино для Совета музея.
3. Заседание Совета Музея. Подготовка и проведение Дня защитника отечества.
4. Учеба актива «Музееведение» (по отдельному плану). Совет музея
Н.В.БеловаН.В.Белова5. Январь 1. Проведение экскурсий по музею для учащихся 5-6 классов.
2. Проведение уроков мужества "900 блокадных дней" для учащихся 5-6 классов.
3. Акция «Погружение».
4. Учеба актива «Музееведение» (по отдельному плану). Совет музея
Н.В. Белова
воспитатели
классные руководители
6. Февраль 1. Проведение экскурсий по музею для учащихся 7-8 классов.
2. Конкурс рисунков «Кто может стать героем» для учащихся 1-8 классов.
3. Проведение уроков мужества «Подвиг комсомольцев в годы войны» для учащихся 7-8 классов.
4. День памяти. Встречи с участниками «горячих точек». Составление очерков о них, пополнение альбома фотографиями.
5. Поздравление ветеранов ВОВ и тружеников тыла с Днем Защитника Отечества.
6. Учеба актива «Музееведение» (по отдельному плану). Совет музея
Совет музея
воспитатели
Н.В.БеловаН.В.БеловаСовет музея
Н.В.Белова7. Март 1. Проведение экскурсий по музею для учащихся 9-11 классов
2. Виртуальная экскурсия «По городам-героям» для учащихся 5-6 классов.
3. Учеба актива «Музееведение» (по отдельному плану).
Совет музея
воспитатели
классные руководители
Н.В. Белова
8. Апрель 1. Выпуск буклетов, альбомов о Героях Советского Союза с целью увековечивания памяти.
2. Вечер памяти «Чтобы знали и помнили» о герое-комсомольце Сергее Тюленине.
3. Поздравление открытками ветеранов ВОВ с праздником Победы и приглашение их на торжественный концерт и встречи с учащимися.
4. Учеба актива «Музееведение» (по отдельному плану).
воспитатели
Н.В.БеловаС.А. БагрянцеваПолякова В.С.
Актив проекта
Совет музея Н.В.Белова9. Май 1. Подготовка к празднованию 68 – годовщины окончания Великой Отечественной войны.
2. Торжественный концерт «Мы этой памяти верны» с приглашением ветеранов.
3. Встречи ветеранов «За круглым столом».
4. Посещение и поздравление на дому ветеранов.
5. Смотр-конкурс «Георгиевская ленточка руками детей».
6. День музеев. Экскурсии в музеи города.
7.Заседание Совета Музея: анализ работы за год, подведение итога работы Совета музея. Составление плана работы музея на 2013-2014 учебный год.
8. Учеба актива «Музееведение» (по отдельному плану).
Н.В.БеловаСовет музея
Воспитатели классные руководители
Н.В. Белова
10. Июнь 1.Проведение экскурсий по музею для детей, находившихся на летней площадке.
2.Конкурс рисунков на асфальте «Миру -мир!»
3. Линейка «Живая память о войне», минута молчания. Начальник лагеря
воспитатели
11. В течение года 1.Участие в общегородской акции «Всем миром, всем народом!»
2. Акция «Милосердие» по оказанию бытовой помощи пожилым, одиноким, больным людям.
3. Участие во всероссийских, областных, городских конкурсах, смотрах, акциях и т.д. в рамках патриотического воспитания.
4. Цикл тематических классных часов героических эпизодах войны «Неизвестная высота».
5. Освещение работы школы по патриотическому воспитанию в средствах массовой информации, сайтах интернета, в выпусках школьной газеты «Переменка». воспитатели классные руководители
2013-2014 учебный год.
№ Месяц Мероприятия Ответственные
1. Сентябрь 1. Утвердить Совет музея и список отряда «Память».
2. Заседание Совета музея. Планирование работы музея на учебный год.
3. Оформление нового помещения под школьный музей «Боевой путь 51 Армии» ко 25-летию со дня образования.
Проверить состояние фондов, обновить электронную версию на школьном сайте.
4. Учебно-методическая подготовка учащихся 6 - 9-х классов к проведению экскурсий по школьному музею. Работа с документами.
5. Урок мужества для 5-6 кл., посвященный 90 летию со дня рождения Зои Космодемьянской – партизанке, Герою Советского Союза «Герои той войны».
6. Учеба актива «Музееведение» (по отдельному плану). Т.А. Останина
Е.А. КрайнюковаН.В. Белова
Н.В. Белова
Н.В. Белова
Совет музея
2. Октябрь 1. Продолжить создание подобной летописи боевого путиветеранов: Бобровой - Зеленской Н.Л., Рябичкиной А.Е.
2. С целью увековечивания памяти Героев Советского Союза продолжить работу над проектом «Кто для нас Сергей Тюленин».
3. Час вопросов и ответов для 4 кл. «Что мы знаем о наградах», к 75 летию медалей «За отвагу», «За боевые заслуги».
4. Встречи с городским Советом ветеранов.
5. Акция «Поздравь ветерана».
6. Учеба актива «Музееведение» (по отдельному плану). Н.В. Белова
воспитатели
Совет музея
Н.В.БеловаСовет музея
Н.В. Белова
3. Ноябрь 1. Проведение экскурсий по музею для учащихся 1-2 классов.
2. Продолжить работу над оформлением стенда «Герои Советского Союза 51 Армии».
3. К 20-летнему юбилею Государственного герба и Российского флага провести цикл классных часов для учащихся 1-11 классов.
4. Конкурс на лучший эскиз школьного герба и флага.
5. Учеба актива «Музееведение» (по отдельному плану). Совет музея
Воспитатели
Классные руководители
4. Декабрь 1. Проведение экскурсий по музею для учащихся 3-4 классов в честь 72-й годовщины Московской битвы.
2. К Всемирному дню «Спасибо» и Дню героев Отечества провести фотовыставку «Война и моя семья».
3. Заседание Совета Музея. Подготовка и проведение Дня защитника отечества.
4. Учеба актива «Музееведение» (по отдельному плану). Совет музея
Н.В.Белова5. Январь 1.Проведение экскурсий по музею для учащихся 5-6 классов в честь 70-й годовщины снятия блокады Ленинграда.
2. Выставка рисунков, посвящённая 70-й годовщине снятия блокады Ленинграда 1-9 кл.
3. Учеба актива «Музееведение» (по отдельному плану). Совет музея
Н.В. Белова
воспитатели
6. Февраль 1. Проведение экскурсий по музею для учащихся 7-8 классов в честь 80-летия со дня рождения Юрия Алексеевича Гагарина.
2. Провести мероприятие, посвящённое 96-й годовщине Дня защитников Отечества «Есть такая профессия - Родину защищать!» для 6-х классов.
3. Участие в акции «От сердца к сердцу» совместно с Советом матерей.
4. День памяти о россиян, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Встречи с ветеранами. Составление очерков о них, пополнение альбома фотографиями.
5. Поздравление ветеранов ВОВ и тружеников тыла с Днем Защитника Отечества.
6. Учеба актива «Музееведение» (по отдельному плану). Совет музея
Совет музея
воспитатели
Н.В.БеловаН.В.БеловаСовет музея
Н.В.Белова7. Март 1. Проведение экскурсий по музею для учащихся 9-11 классов
2. Виртуальная экскурсия «По городам-героям» для учащихся 5-6 классов.
3. Учеба актива «Музееведение» (по отдельному плану). Совет музея
воспитатели
классные руководители
Н.В. Белова
8. Апрель 1. К 30 летнему юбилею Международного дня памятников и исторических мест провести экскурсию для учащихся 1 класса к школьному памятнику Сергею Тюленину -Герою-комсомольцу.
2. Поздравление открытками ветеранов ВОВ с праздником Победы и приглашение их на торжественный концерт и встречи с учащимися.
3. Учеба актива «Музееведение» (по отдельному плану). воспитатели
Н.В.БеловаАктив проекта
Совет музея
Н.В.Белова9. Май 1. Подготовка к празднованию 69 – годовщины окончания Великой Отечественной войны.
2. Торжественный концерт с приглашением ветеранов.
3. Встречи ветеранов «За круглым столом».
4. Посещение и поздравление на дому ветеранов.
5. Акция «Георгиевская ленточка».
6. День музеев. Экскурсии в музеи города.
7.Заседание Совета Музея: анализ работы за год, подведение итога работы Совета музея. Составление плана работы музея на 2014-2015 учебный год.
8. Учеба актива «Музееведение» (по отдельному плану). Н.В.БеловаСовет музея
Воспитатели классные руководители
Н.В. Белова
10. В течение года 1.Проведение рейда «Забота» практики шефства школы над ветеранамипо оказанию бытовой помощи.
2. Участие во всероссийских, областных, городских конкурсах, смотрах, акциях и т.д. в рамках патриотического воспитания.
4. Цикл тематических классных часов героических эпизодах войны.
5. Освещение работы школы по патриотическому воспитанию в средствах массовой информации, сайтах интернета, в выпусках школьной газеты «Переменка». воспитатели классные руководители
2014-2015 учебный год.
№ Месяц Мероприятия Ответственные
1. Сентябрь 1. Утвердить Совет музея и список отряда «Память».
2. Заседание Совета музея. Планирование работы музея на учебный год.
3. Оформление стенда «Астраханцы – Герои Советского Союза» в рекреации школы.
4. Проверить состояние фондов, обновить электронную версию на школьном сайте.
5. Учебно-методическая подготовка учащихся 7 - 9-х классов к проведению экскурсий по школьному музею. Работа с документами.
6. Учеба актива «Музееведение» (по отдельному плану).
7. Составить план работы с Советом ветеранов Советского района к 70- летию Великой Победы.
8.Организовать смотр - конкурс патриотических дел в классах в рамках школьного конкурса «Самый классный класс».
9. Экскурсии в Музей Боевой Славы. Т.А. Останина - зам. директора по ВР,
Е.А. Крайнюкова – педагог - организатор,
Н.В. Белова-
руководитель музея
Н.В. Белова
Н.В. Белова
Совет ветеранов
Воспитатели
Воспитатели
2. Октябрь 1.Акция «Поздравь ветерана» ко Дню пожилого человека.
2. Привлечение учащихся 4-х классов к работе музея в рамках внеурочной деятельности.Музейный урок «О празднике «День Победы (9 мая)».

3. С целью увековечивания памяти Героев Советского Союза продолжить работу над проектом «Кто для нас Сергей Тюленин».
4. Старт поисковой работы1-8 классы «Старинная вещь, которая хранится в моей семье».5. Конкурсная программа «Сильная семья – сильная держава» ко Дню семьи.
6. Учеба актива «Музееведение» (по отдельному плану).
7. Экскурсии в Музей Боевой Славы. Н.В. Белова
воспитатели
Совет музея
Н.В.БеловаСовет музея
Отряд «Память»
Воспитатели
Н.В.БеловаВоспитатели
3. Ноябрь 1. Проведение экскурсий по музею для учащихся 1-2 классов «Здравствуй, музей!».
2. Планирование экскурсий для учащихся МОУ СОШ №28.
3. Учеба актива «Музееведение» (по отдельному плану).
4. Музейный урок для воспитанников 7 класса «Дети на защите Отечества».
5. Экскурсии в Музей Боевой Славы.
Совет музея
Отряд «Память»
Н.В.БеловаСовет музея
Воспитатели
4. Декабрь 1. Проведение экскурсий по музею для учащихся 3-4 классов в честь
2. Ко Дню героев Отечества провести
мероприятие «О них помним, мы их не забыли…», посвященное молодогвардейцу С. Тюленину. Открытие мемориальной таблички на памятнике С. Тюленину.
3. Заседание Совета Музея. Подготовка и проведение Дня защитника отечества.
4.Учеба актива «Музееведение» (по отдельному плану). Совет музея
Н.В.БеловаОтряд «Память»
Совет музея
Н.В.Белова5. Январь 1.Проведение экскурсий по музею для воспитанников 5 классов в честь 70-й годовщины Победы.
2. Подготовка к празднованию 70 – годовщины окончания Великой Отечественной войны.
3. Учеба актива «Музееведение» (по отдельному плану).
4. Музейный урок «Награды России» для воспитанников 6 классов. Совет музея
Н.В. Белова
Воспитатели
Е.А. КрайнюковаН.В. Белова
Отряд «Память»
6. Февраль 1. Проведение экскурсий по музею для воспитанников 8 классов.
2. Провести мероприятие, посвящённое 97-й годовщине Дня защитников Отечества «Мы верим в тебя, солдат!» для 7-х классов.
3. Участие в акции «От сердца к сердцу» совместно с Советом матерей.
4. Ко Дню памяти о россиян, исполнявших служебный долг за пределами Отечества провести встречи с ветеранами «Опаленные войной». Составление очерков о них, пополнение альбома фотографиями.
5. Поздравление ветеранов ВОВ и тружеников тыла с Днем Защитника Отечества.
6. Учеба актива «Музееведение» (по отдельному плану).
7.Смотр строевой песни с прохождением торжественным маршем, посвященный Дню Победы. Совет музея
Совет музея
воспитатели
Н.В.БеловаН.В. Белова
Совет музея
Отряд «Память»
Н.В. Белова
воспитатели
учитель ОБЖ Д.Х. УтебаевЕ.А. Крайнюкова
7. Март 1. Читательская конференция «Великая Отечественная война в художественной литературе и краеведении» для воспитанников 9-11 классов.
2. Конкурс презентаций «Мои предки в труде и бою».
3.Учеба актива «Музееведение» (по отдельному плану).
4. Викторина для 7-х классов «Мы - патриоты».
Библиотекарь
Отряд «Память»
Совет музея
воспитатели
классные руководители
Н.В. Белова
8. Апрель 1. Литературно-музыкальная композиция «Дорога к Храму», посвященнаягороду Москве, которому50 лет назад8 маяприсвоено звание «Город- герой».
2. Поздравление открытками ветеранов ВОВ с праздником Победы и приглашение их на торжественный концерт и встречи с учащимися.
3. Учеба актива «Музееведение» (по отдельному плану).
4. К 25 летию школьного музея «Боевой путь 51 Армии» провести интегрированный урок по географии и истории «Оборона Севастополя».
5. Фотовыставка «Семейные фотохроники». воспитатели
Н.В.БеловаОтряд «Память»
Н.В.БеловаСовет музея
Н.В.БеловаОтряд «Память»
Воспитатели
9. Май 1.Подведение итога смотра - конкурса патриотических делв классах в рамках школьного конкурса «Самый классный класс».
2.Тематический вечер «В жизни всегда есть место подвигу» с приглашением ветеранов ВОВ.
3.Организация и проведение торжественного праздника для ветеранов войны и труда, посвященного 70 годовщине Победы «Спасибо за Победу, ветераны!»
4. Организация встреч с ветеранами «Боевая Слава» в классах.
5. Посещение и поздравление на дому ветеранов.
6. Акция «Георгиевская ленточка».
7. День музеев. Экскурсии в музеи города.
8. Участие в акции «Забота».
9.Учеба актива «Музееведение» (по отдельному плану).
10. Проведение легкоатлетического кросса, посвященного Дню Победы.
11.Заседание Совета Музея: анализ работы за год, подведение итога работы Совета музея. Составление плана работы музея на 2015-2016 учебный год. Е.А. КрайнюковаН.В.БеловаСовет музея
Е.А. КрайнюковаВоспитатели
Воспитатели классные руководители
Н.В. Белова
Н.В. Белова
Воспитатели,
Учитель физкультуры
В.Н. ГорьковыхН.В. Белова
Совет музея
10. В течение года 1.Проведение рейда «Забота» практики шефства школы над ветеранами по оказанию бытовой помощи.
2. Участие во всероссийских, областных, городских конкурсах, смотрах, акциях и т.д. в рамках патриотического воспитания.
4. Цикл тематических классных часов героических эпизодах войны, посвященных юбилею Победы.
5. Освещение работы школы по патриотическому воспитанию в средствах массовой информации, сайтах интернета, в выпусках школьной газеты «Переменка». воспитатели классные руководители
Отряд «Память»
классные руководители
Предполагаемый результат
1. Ознакомление детей с историей родного края, традициями и культурой.
2. Воспитание у детей любви к своей малой Родине.
3. Развитие чувства патриотизма.
4. Наличие у детей экологических знаний.
5. Сплочение детского коллектива.
6. Развитие активности детей, их творческих способностей.
7. Сбор материала для школьного музея.
Оценка эффективности результата Программы
Оценка эффективности Программы«Школьный музей в системе учебно-воспитательной работы в школе-интернате»обеспечивается:
- через публичный доклад школы, "Дни открытых дверей", конференции, круглые столы, семинары, педсоветы, проводимые администрацией школы, управлением образования;
- регулярным обсуждением хода реализации программы в методических объединениях, на совещаниях;
- проведением диагностической работы в ходе внедрения программных мероприятий в практику воспитания школы;
- разработкой локальных актов, методических материалов, направленных на совершенствование системы воспитания в образовательном пространстве МКОШИ г. Астрахани «Общеобразовательная школа-интернатсреднего (полного) общего образования №3»;
- подготовкой и информационным обеспечением кадров, ведущих работу по реализации Программы;
- участием и победами в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах патриотической направленности.
Оценка результатов Программы включает в себя следующие показатели:
- широта охвата объектов воспитания;
- целенаправленность;
- системность;
- содержательность;
- инновации.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
 Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
-       умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
-       знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
-       умение принимать и защищать свои решения;
-       готовность к участию в общественных делах;
-       готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
-       патриотизм и любовь к Родине;
-       права и свободы человека и гражданина;
-       символика Российской Федерации;
-       национальное самосознание;
-       уважение чести и достоинства других граждан;
-       гражданственность.
Количественные параметры
1.     Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации.
2.     Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам).
3.     Отсутствие детей с девиантным поведением.
4.     Деятельность органов ученического самоуправления.
5.     Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике.
6.     Проведение мероприятий.
Модель «Гражданина - патриота России»:
Партнерыпо реализации Программы
Астраханская областная общественная организация по патриотическому, правовому и физическому развитию молодежи
Подразделение морской пехоты Каспийской флотилии
Региональным отделением Красного Креста.
Совет старейшин Вайнахской диаспоры
Совет ветеранов Кировского района, Советского района
Российский союз ветеранов Афганистана (РСВА)
Региональное отделение ДОСААФ России по Астраханской области
Музей Боевой Славы
Городские библиотеки
МОУ «СОШ №4», МОУ «СОШ №28», МОУ «СОШ №11»
Музей 51 Армии в Крыму Красногвардейского р-на села КлепининоЗаключение
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание воспитанников, как основа личности гражданина России.
Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием. Разнообразная работа на базе музеев помогает школьникам овладеть навыками познания истории малой родины и пропаганды ее ценностей, развивает в них потребность в исследовательской деятельности, дает возможность самореализации, позволяет подрастающему поколению прийти к пониманию таких важных жизненных ценностей, как память и долг, духовность и нравственность, стремление быть полезным в своем коллективе, а следовательно, - быть достойным гражданином своей Родины. Школьный музей активно включен в жизнь местного сообщества, местных средств массовой информации. Активное содействие общественности, местной администрации школьным музеям позволит ему стать действительно центром патриотической, духовно-нравственной и гражданско-правовой работы не только в школе, но и в регионе.
Патриотизм призван дать новый импульс духовного оздоровления народа, формирования в России, и в области в частности, единого гражданского общества. Патриотическое сознание граждан является важнейшей ценностью, условием стабильного развития общества, духовно-нравственного единства и фактором обороноспособности страны.
ЛИТЕРАТУРА
Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – С. 23
Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 №8 – С. 17
Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011) "Об образовании" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)
Историческое краеведение. /Под ред. Г-Н. Матюшина. — М.,1980.
Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. «Патриотическое воспитание школьников: методическое пособие», М.: Айрис-пресс, 2006.-64 с.
Конституция Российской Федерации.
Краеведение: Пособие для учителя. /Под ред. А.В. Даринского. — М., 1987, с-219
Лещинин Н.П. Литературный музей и школа. — М., 1976.
Мирошниченко Т.А. «Система работы по воспитанию патриотизма у учащихся 5-11 классов». Волгоград: ИТД «Корифей». 2007.-96 с.
«Патриотический Интернет-сайт» Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ.
Пашкович И.А. «Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий». Волгоград: Учитель, 2006.-169 с.
Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».
Сейненский А.Е. «Музей воспитывает юных: о работе школьных, общественных, политических музеев». М.: Просвещение, 1988 г.- 208 с.