Рабочая программа дисциплины Латинский язык


Министерство здравоохранения Оренбургской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Бугурусланский медицинский колледж»
Сестринское дело
Общепрофессиональный цикл
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СПО
«Бугурусланский медицинский колледж»
_______________________________
И.Г. ИнжеватовРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией
По специальности 34.02.01 Сестринское дело
Форма обучения: очная
Курс 1 Регистрационный № _________
Семестр II Экз. № _______
Вид и объем занятий Часов Форма контроля Количество/ семестр
Объем по учебному плану (всего) 54 Дифференцированный зачет 1/II
В том числе: Лекции 18 Практические 18 Контрольная работа 2ч Самостоятельная работа студента 18 Бугуруслан 2014
Рабочая программа разработана на основании ФГОС СПО, утвержденного 12 мая 2014 г. № 514 по специальности 34.02.01 Сестринское дело, примерной рабочей программы по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией», утвержденной УМО в 20 г.
Рабочую программу разработала:
Фамилия И.О.
Должность Ученая степень ПЦК
Майборода И.И. Преподаватель иностранных языков и основ латинского языка с медицинской терминологией Социально – гуманитарный цикл
Рецензенты:
Фамилия И.О.
Должность Ученая степень ПЦК
Муртазина Г.Ю. Преподаватель клинических дисциплин, заместитель директора поПОКулдарева Н.П. преподаватель русского языка высшей квалификационной категории Бугурусланского медицинского колледжа, заместитель директора по УР ПЦК
социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК социально – гуманитарных дисциплин:
Протокол № ____ от « ___ » __________________201 __ г.
Председатель ПЦК
_____________ Цыганкова С.С.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена методистом:
________________ Шубина Е.А.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена заместителем директора по УР:
________________ Кулдарева Н.П.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
5
11
13
1. ПаСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы латинского языка с медицинской терминологией»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:34.02.01. Сестринское дело
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по специальности 34.02.01. Сестринское дело дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся долженуметь:
- правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины;
- объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;
- переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному
образцу.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- элементы латинской грамматики и способы словообразования;
- 500 лексических единиц;
- глоссарий по специальности.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС СПО и ОПОП СПО по данному направлению подготовки (специальности):
общих (ОК):
5.1. Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
5.2. Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):
5.2.1. Проведение профилактических мероприятий.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
1.4. РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ:
максимальной учебной нагрузки обучающегося54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36часов; самостоятельной работы обучающегося 18часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36
в том числе: практические занятия 16
контрольные работы 2
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 18
в том числе: Работа с учебно-методической литературой 3
Выполнение упражнений
Составление алгоритмов действий по теме
Составление схем, логико- дидактических структур
Составление кроссвордов
Создание презентаций
Подготовка рефератов
Выполнение заданий в тестовой форме 2
2
2
2
3
2
2
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины«Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень
освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Введение. Фонетика. 4 Тема 1.1.
Введение. Фонетика. Введение. Краткая история латинского языка, его роль в медицине и общегуманитарное значение.
Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний.
Практическое занятие №1. Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога.
Самостоятельная работа. Работа с учебно-методической литературой. Выполнение лексико – фонетических упражнений. Подготовка реферата : «История развития латинского языка». 2
2
2 1
Раздел 2.
Тема 2.1. О медицинской терминологии.
Состав слова. Словообразование. Имя существительное Имя прилагательное. Основные категории.
Морфология латинского языка. Анатомическая номенклатура. 16 2
Грамматический строй латинского языка. Имя существительное. Грамматические категории имен существительных. Словарная форма. Обзор пяти склонений существительных. Определение склонения. Существительные I ,II, IV, V склонений существительных. Несогласованное определение. Существительные греческого происхождения на -e,-on. Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных. Словарная форма. Группы прилагательных. Прилагательные I группы.
Практическое занятие №2. Обзор пяти склонений существительных. Определение склонения. Несогласованное определение. Существительные греческого происхождения на -e,-on. Согласование прилагательных I группы с существительными.Самостоятельная работа. Работа с учебно-методической литературой и электронно-образовательными ресурсами(ЭОР), выполнение лексико-грамматических упражнений. Составление алгоритмов по изученной теме. 2
2
2 Тема 2.2.Латинские анатомические термины. 3 склонение существительных. Степени сравнения
прилагательных.
Согласование
существительных
с прилагательными
О строении латинских анатомических терминов..III склонение существительных, словарная форма. Типы существительных III склонения. Исключения из правил о роде. Греческие существительные на –is.
Степени сравнения прилагательных, их употребление анатомической и фармацевтической терминологии. Согласование существительных с прилагательными. Работа с анатомической лексикой.
Практическое занятие №3Степени сравнения прилагательных. Согласование существительных
с прилагательными. Составление алгоритма действий по согласованию существительных с прилагательными I и II группы.
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебно-методической литературой и ЭОР.
Выполнение лексико-грамматических упражнений
Составление глоссария. 2
2
2 2
2
2
Тема 2.3
Рецепт.
Структура
рецепта.
Глагол.
Грамматические
категории
глагола.
Тема 2.4. Рецепт.
Раздел 3.
Тема3.1.
Химическая
номенклатура.
Тема3.2.
Названия
групп лекарственных
средств поихфармакологическому действию.
Раздел 4.
Тема4.1. Клиническая терминология. Латинские и греческие приставки в сложных словах.
Тема 4.2.
Дифференцированный зачет.
Глагол. Грамматические категории глагола. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глагола. Образование повелительного и сослагательного наклонения глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках. Краткие сведения о рецептуре. Структура рецепта. Предлоги в рецептах. Важнейшие рецептурные сокращения.
Практическое занятие №4. Глагол. Грамматические категории глагола. Рецепт. Структура рецепта. Предлоги в рецептах.
Самостоятельная работа. Работа с учебно- методической литературой. Выполнение упражнений. Создание презентаций.
Рецепт, структура, форма рецепта. Предлоги в рецептах. Несогласованное определение. Греческие существительные. Имя прилагательное. Словарная форма. Группы прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Согласование существительных с прилагательными. Глагол. Грамматические категории глагола. Словарная форма, спряжения.
Практическое занятие №5. Контрольная работа по теме: «Рецепт». Самостоятельная работа. Работа с учебно-методической литературой. Составление алгоритма действий по теме «Рецепт».
Химическая номенклатура.
Химическая номенклатура. Названия важнейших химических элементов и их соединений (кислот, оксидов и солей).
Практическое занятие№6 : Химическая номенклатура.
Самостоятельная работа.
Работа с учебно-методической литературой.
Выполнение лексико-грамматических упражнений.
Выполнение заданий в тестовой форме.
Названия групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов.
Употребление в рецептуре.
Практическое занятие № 7:
Названия групп лекарственных средств по их фармакологическому действию.
Самостоятельная работа. Работа с учебно-методической литературой. Выполнение упражнений. Выполнение заданий в тестовой форме.
Клиническая терминология.
Клиническая терминология.. Терминологическое словообразование. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). Важнейшие латинские и греческие приставки. Греческие клинические терминоэлементы. Греко-латинские дублеты. Суффиксы-oma, -it (is)-, ias(is)-, os(is), ism- в клинической терминологии.
Практическое занятие № 8. Особенности структуры клинических терминов. Анализ клинических терминов по терминоэлементам, конструирование терминов в заданном значении.
Самостоятельная работа: Выполнение лексико-грамматических упражнений. Составление кроссвордов. Подготовка рефератов.
Анатомическая, химическая и клиническая терминологии. Состав слова. Словообразование. Рецепт. Структура рецепта.
Практическое занятие № 9. Дифференцированный зачёт.
Всего: 2
2
2
2
2
2
8
2
2
2
2
2
2
8
2
2
4
2
2
54 2
2
Тематическое планирование лекционных занятий учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
№п/пНаименование
разделов и тем Объем
часов Содержание учебного материала Вид учебно го занятия Домашнее
задание
1 Тема 1.1.
Введение. Фонетика. 2 Введение. Краткая история латинского языка, его роль в медицине и общегуманитарное значение.
Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний. Вводная лекция. Конспект лекции. Подготовить реферат по теме «История развития латинского языка»
2 Тема 2.1. О медицинской терминологии. Состав слова. Словообразо- вание. Имя существительное Имя прилагательное. Основные категории. 2 Грамматический строй латинского языка. Имя существительное. Грамматические категории имен существительных. Словарная форма. Обзор пяти склонений существительных. Определение склонения. Существительные I ,II, IV, V склонений существительных. Несогласованное определение. Существительные греческого происхождения на -e,-on. Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных. Словарная форма. Группы прилагательных. Прилагательные I группы. Лекция-визуализация Конспект лекции. Составить алгоритм работы по теме несогласованное определение и склонение существительных.
3 Тема 2.2.Латинские анатомические термины. 3 склонение существительных. Степени сравнения
прилагательных.
Согласование
существительных
с прилагательными 2 О строении латинских анатомических терминов..III склонение существительных, словарная форма. Типы существительных III склонения. Исключения из правил о роде. Греческие существительные на –is.
Степени сравнения прилагательных, их употребление анатомической и фармацевтической терминологии. Согласование существительных с прилагательными. Работа с анатомической лексикой. Лекция-визуализация Составить глоссарий по теме анатомические термины. Выучить лексику. Выполнить лексико-грамматические упражнения.
4 Тема 2.3
Рецепт. Структура
рецепта. Глагол.
Грамматические категории глагола. 2 Глагол. Грамматические категории глагола. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глагола. Образование повелительного и сослагательного наклонения глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках. Краткие сведения о рецептуре. Структура рецепта. Предлоги в рецептах. Важнейшие рецептурные сокращения. Лекция-информация Конспект лекций. Выучить алгоритм составления рецепта. Создать презентацию.
5 Тема 2.4. Рецепт. 2 Рецепт, структура, форма рецепта. Предлоги в рецептах. Несогласованное определение. Греческие существительные. Имя прилагательное. Словарная форма. Группы прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Согласование существительных с прилагательными. Глагол. Грамматические категории глагола. Словарная форма, спряжения. Лекция-информация Презентация по теме «Рецепт»
6 Тема 3.1.
Химическая
номенклатура. 2 Химическая номенклатура. Названия важнейших химических элементов и их соединений (кислот, оксидов и солей). Лекция-информация Конспект лекций. Составить глоссарий по теме. Выполнение лексико-грамматических упражнений.(тест)
7 Тема 3.2.
Названия групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. 2 Названия групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов.
Употребление в рецептуре. Лекция-консультация Конспект лекций. Составить глоссарий по теме.
8 Тема 4.1. Клиническая терминология. Латинские и греческие приставки в сложных словах. 2 Клиническая терминология.. Терминологическое словообразование. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). Важнейшие латинские и греческие приставки. Греческие клинические терминоэлементы. Греко-латинские дублеты. Суффиксы-oma, -it (is)-, ias(is)-, os(is), ism- в клинической терминологии. Лекция-визуализация Составить кроссворд по теме. Написание рефератов.
9 Тема 4.2.
Дифференцированный зачет.
2 Анатомическая, химическая и клиническая терминологии. Состав слова. Словообразование. Рецепт. Структура рецепта. Лекция-консультация Подготовиться к дифференцированному зачёту
Тематическое планирование практических занятий учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
№п/пНаименование
разделов и тем Объем
часов Содержание практического занятия
1 Тема 1.1.1
Введение. Фонетика. 2 Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога.
2 Тема 2.1.1 О медицинской терминологии. Состав слова. Словообразо- вание. Имя существительное Имя прилагательное. Основные категории 2 Обзор пяти склонений существительных. Определение склонения. Несогласованное определение. Существительные греческого происхождения на -e,-on. Согласование
прилагательных I группы с существительными.
3 Тема 2.2.1.Латинские анатомические термины. 3 склонение существительных. Степени сравнения
прилагательных.
Согласование
существительных
с прилагательными 2 Степени сравнения прилагательных. Согласование существительных
с прилагательными. Составление алгоритма действий по согласованию существительных с прилагательными I и II группы.
4 Тема 2.3.1
Рецепт. Структура
рецепта. Глагол.
Грамматические категории глагола. 2 №4. Глагол. Грамматические категории глагола. Рецепт. Структура рецепта. Предлоги в рецептах.
5 Тема 2.4.1 Рецепт. 2 Контрольная работа по теме: «Рецепт».
6 Тема 3.1.1
Химическая
номенклатура. 2 Химическая номенклатура.
7 Тема 3.2.1
Названия групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. 2 Названия групп лекарственных средств по их фармакологическому действию.
8 Тема 4.1.1 Клиническая терминология. Латинские и греческие приставки в сложных словах. 2 Особенности структуры клинических терминов. Анализ клинических терминов по терминоэлементам, конструирование терминов в заданном значении.
9 Тема 4.2.1
Дифференцированный зачет.
2 Дифференцированный зачёт.
Тематическое планирование самостоятельных занятий обучающихся учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
№п/пНаименование
разделов и тем Объем
часов Содержание самостоятельной деятельности Форма контроля
1 Тема 1.1.
Введение. Фонетика. 2 Работа с учебно-методической литературой. Выполнение лексико – фонетических упражнений. Подготовка реферата : «История развития латинского языка». Проверка рефератов
2 Тема 2.1. О медицинской терминологии. Состав слова. Словообразо- вание. Имя существительное Имя прилагательное. Основные категории 2 Работа с учебно-методической литературой и электронно-образовательными ресурсами(ЭОР), выполнение лексико-грамматических упражнений. Составление алгоритмов по изученной теме. Тест.
3 Тема 2.2.Латинские анатомические термины. 3 склонение существительных. Степени сравнения
прилагательных.
Согласование
существительных
с прилагательными 2 Работа с учебно-методической литературой и ЭОР.
Выполнение лексико-грамматических упражнений
Составление глоссария. Терминологический диктант.
4 Тема 2.3
Рецепт. Структура
рецепта. Глагол.
Грамматические категории глагола. 2 Работа с учебно- методической литературой. Выполнение упражнений. Создание презентаций. Составление рецепта по алгоритму
5 Тема 2.4. Рецепт. 2 Работа с учебно-методической литературой. Составление алгоритма действий по теме «Рецепт». Контрольная работа
6 Тема 3.1.
Химическая
номенклатура. 2 Работа с учебно-методической литературой.
Выполнение лексико-грамматических упражнений.
Выполнение заданий в тестовой форме. Терминологический диктант
7 Тема 3.2.
Названия групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. 2 Работа с учебно-методической литературой. Выполнение упражнений. Выполнение заданий в тестовой форме. Терминологический диктант
8 Тема 4.1. Клиническая терминология. Латинские и греческие приставки в сложных словах. 2 Выполнение лексико-грамматических упражнений. Составление кроссвордов. Подготовка рефератов. Проверка рефератов, кроссвордов
9 Тема 4.2.
Дифференцированный зачет.
2 Выполнение лексико-грамматических упражнений. Составление кроссвордов. Подготовка рефератов. Дифференцированный зачёт
3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ латинского языка с медицинской терминологией.

Оборудование учебного кабинета:
столы, стулья для преподавателя и студентов, шкафы для хранения наглядных пособий, учебно-методической документации, таблицы ( фонетические, морфологические, грамматические), плакаты ( пословицы, поговорки, афоризмы), слайды, компакт-диски с учебным материалом.
Технические средства обучения:
Компьютерное и мультимедийное оборудование, видео-
аудивизуальные средства обучения.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Основные источники:
1. Городкова Ю. И. Латинский язык: Учебник.- Москва: ГЭОТАР-МЕДИА,
201, -С.315. Гриф МО_РФ.
2. А.А. Марцелли. Латинский язык и основы медицинской терминологии:
Ростов на Дону: «Феникс» 2013, -С.366.
3.Аксенова О. В. «Основы латинского языка и медицинской терминологии»
Казань 2010, -С.85.
Дополнительные источники:
1. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии.-Москва «Медицина». – 2013.
2. Латинско-русский словарь.Авт. сост. К.А. Тананушко.Москва: ООО «Харвест»,2012.
3. Международная анатомическая номенклатура.- Москва: «Медицина», 2012.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
-правильно читать и писать на
латинском языке медицинские(анатомические, клинические ифармацевтические) термины;
-объяснить значение терминов познакомым терминоэлементам;
-переводить рецепты и оформлять их
по заданному нормативному образцу.
Знать:
-элементы латинской грамматики и
способы словообразования;
-500 лексических единиц;
-глоссарий по специальности.
Контроль навыков чтения и письма,
тестирование, терминологическийдиктант, контроль выполнения
упражнений, контроль результатов
внеаудиторной самостоятельной работы;
тестирование лексики, грамматики ,терминологический диктант,
контроль выполнения упражнений;
тестирование, терминологическийдиктант, выполнение упражнений почтению, переводу и оформлению рецептов;
тестирование, терминологическийдиктант, контроль выполнения
упражнений ,контрольная работа;
тестирование, терминологическийдиктант, рефераты, презентации.