Концепция развития школьного музея Музей-развивающая образовательная среда


СОГЛАСОВАНО
Председатель Управляющего совета МБОУ «СОШ №1»
_____Л.В. Гомлякова18.01.2013 УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ « СОШ №1»
_______М.А. Бондаренко
18.01.2013
КОНЦЕПЦИЯ
«Музей – развивающая образовательная среда»
музей « Истории школы №1» МБОУ « СОШ №1» г. Барнаула
на 2013-2015 годы
Введение.
В настоящее время возрос интерес к краеведению, т.е. комплексному изучению родного края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом. Многие учителя в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще обращаются к проблеме использования краеведческого материала с целью формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, развитию творческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края. Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране".
В современных условиях, которые характеризуются постоянным обращением учащихся к различным источникам СМИ и как следствие - частичным отрывом моральных принципов от сформированных предыдущими поколениями нравственных ценностей, крайне актуальной задачей становится воспитание гражданственности подрастающего поколения.
Но, воспитывая в учащихся сознательное отношение к Родине, Отчизне, важно обращать внимание на формирование умения любить и ценить свою малую Родину — район, город, край. Поэтому основным направлением в деятельности музея является краеведение.Школьный музей - тематическое систематизированное собрание подлинных памятников истории, культуры, комплектуемое, сохраняемое и экспонируемое в соответствии с действующими правилами. Очень важно на сегодняшний день планомерная, систематическая работа в музее, т.к. она расширяет кругозор, формирует гражданственное самосознание молодого человека, прививает навыки исследования.
Только в музее исторические знания смогут преобразоваться в убеждения. Этому способствует наличие в музее подлинника истории и культуры, в котором проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства. В музее информация приобретает наглядность, образность и активизирует визуальное мышление, становящееся эффективным средством преемственности культуры.
Музей школы является уникальной точкой преломления культуры и образования. 
Общими задачами школьного музея являются:
1. Воспитывать чувство патриотизма.
2. Сохранить для воспитанников и потомков подлинники, первоисточники, музейные предметы, представляющие историческую, художественную или иную ценность.
3. Способствовать внедрению музейного материала в учебный процесс.
4. Преобразовать музейный предмет в средство информационного и эмоционального восприятия минувших эпох.
5. Способствовать включению учащихся в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории малой Родины.
6.             Способствовать формированию духовных ценностей.
Основной идеей  Концепции была принята целевая установка - «Музей – развивающая образовательная среда».
Постановка проблемы разработки новой концепции школьного музея основывалась на том, что современный этап развития цивилизации характеризуется глобализацией, охватывающей все сферы человеческой деятельности (политики, экономики, культуры и др.), а также нестабильностью, возникновением глобальных проблем и кризисов, политических и национальных конфликтов. Умение их преодолевать и предотвращать в будущем, адаптироваться к условиям быстро меняющегося окружающего мира и быть социально мобильным человеком возможно при условии достижения каждым россиянином высокого уровня образования. Особая роль при этом отводится формальному (общему) и неформальному (дополнительному) образованию школьников.
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы школьник мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию. Требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.
Школьный музей позволяет обеспечить интеграции формального (общего) и неформального (дополнительного) образования, обеспечивая комплексное решение вопросов воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления обучающихся на основе создания педагогически целесообразно организованной развивающей образовательной среды. Эта среда не только и не столько организация экскурсий и других просветительских мероприятий, но и собирание, изучение и исследование музейных предметов и артефактов в процессе совместной деятельности обучающихся и взрослых (педагогов и родителей школьников).
Развивающая образовательная среда школьного музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, педагогические технологии и методы деятельности, знания различных научных областей, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации.  Дополнительное образование, реализуемое краеведческим музеем, способствует интегрированному восприятию, обобщению школьных знаний и эмоциональному сопереживанию школьников, значительно расширяют их кругозор, развивая интеллектуальную и эмоциональную сферы личности ребенка, творчество, формируют самостоятельность и гражданскую инициативу.
Целью развития на 2013-2015 гг. школьного музея « Истории школы №1»   в соответствии с Концепцией «Музей – развивающая образовательная среда» является создание развивающей образовательной среды музея как средства формирования разносторонне развитой личности школьника - социально активного россиянина.Сформулированная цель обусловила постановку следующих задач:1. создание интегрированного социально-культурного развивающего образовательного пространства формального (общего) и неформального (дополнительного) образования;2. поиск, собрание и создание материальных объектов (музейных экспозиций, экспонатов, макетов) в процессе совместной поисковой , проектной и исследовательской деятельности обучающихся , их родителей (законных представителей) и педагогов;3. интегрирование предметной среды музея, в котором школьники осваивают окружающий мир средствами и формами музейной педагогики и краеведческой деятельности через освоение предметных, межпредметных и ключевых компетенций;4. опытно-экспериментальная проверка содержания, форм и методов деятельности школьного краеведческого музея, моделирующих духовно-нравственное, интеллектуальное, творческое и физическое развитие ребенка.
Решение выдвинутых задач должно основываются при соблюдении следующих принципов:- развития, который позволяет компенсировать недостающие знания, умения, навыки через совместную теоретическую и практическую деятельность обучающихся, их родителей и педагогов в школьном музее, содержащую дополнительные (расширенные и/или углубленные) знания расширяющим содержание общеобразовательных предметов;- единства сознания и деятельности , суть которого заключается в том, что человеческая психика проявляется и формируется в активной деятельности – трудовой, учебной, игровой и пр.; данный принцип позволяет достичь как ориентир не только конечный результат, но и то, как он был достигнут, какими способами действовали обучающиеся, насколько самостоятельной была их познавательная деятельность, каковы были их мотивы через формирование непосредственного интереса к «предмету» музейной деятельности;- доступности обучения, который требует учета психофизических и возрастных особенностей развития школьников, анализа содержания учебно-воспитательного материла по общеобразовательным предметам и программ дополнительного образования краеведческого профиля с точки зрения его доступности и такой организации обучения и воспитания, при которой обучающиеся не испытывают интеллектуальных, моральных и физических перегрузок, дискомфорта;- связи содержания обучения и воспитания школьных учебных предметов с жизнью через использование активных форм музейной педагогики и краеведческой деятельности. Реализация данного принципа, стимулирует процесс использования обучающимися полученных в школе знаний в решении практических задач в деятельности музея, реальной жизнедеятельности, позволяет анализировать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды, а полученные практические знания использовать на уроках;- рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов организации урочной, внеурочной и внешкольной деятельности в развивающем образовательном пространстве музея. Реализация данного принципа предполагает использование разнообразных форм организации воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления, а также различных способов взаимодействия обучающихся в таких видах деятельности как: индивидуальная работа, работа в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах, в разновозрастном коллективе;- комплексного воздействия на личность развивающего, воспитывающего и рекреационного характера, направленного на формирование духовно-нравственных и гражданских качеств, патриотизма и любви к Родине, служащих основой выбора обучающимися жизненных идеалов и поведения в социальной среде.
Основные направления, содержание, формы и методы деятельности музея.
 
Работа с фондом музея включает сбор, систематизацию, хранение и демонстрацию экспонатов основного и вспомогательного фондов по разделам музейной экспозиции.Основные формы и методы деятельности:
- поисковые, совместная деятельность педагогов со школьниками и их родителями, жителями микрорайона по сбору музейных предметов;- работа с краеведческими, литературными информационными и научными источниками, с архивным материалом; опрос и анкетирование местных жителей, родственников, дарителей, специалистов для определения и описания музейных предметов, их регистрации в инвентарной книге музея;
Просветительская (образовательная) деятельность музея включает разработку и проведение разнообразных образовательных форм деятельности со школьниками (тематические уроки, классные часы, экскурсии, лекции, беседы; индивидуальный образовательный маршрут школьника, представленный краеведческой исследовательской, проектной или творческой работой; краеведческие конференции, конкурсы, олимпиады и др.).Информационно-аналитическая деятельность музея включает оформление стендов, витрин, выставок различной тематики; выпуск краеведческих газет, создание презентации краеведческой тематики, страницы на сайте школы.
Комплексное (разностороннее) изучение родного края и России реализуется через работу объединений дополнительного образования школьников краеведческой направленности; выполнение краеведческого исследования на индивидуальных образовательных маршрутах; разработка и проведение различных образовательных форм деятельности школьников в музее.
Общественно-полезная деятельность музея включает реставрацию музейных экспонатов, создание поделок, макетов и других наглядных материалов; создание и монтаж разделов музейной экспозиции; выполнение общественно-полезной работы на местности.
Связь с учреждениями (образования, культуры, науки, общественными организациями и др.), в том числе – на основе договоров о совместной деятельности и сотрудничестве с целью получения краеведческой информации и материалов, научно-методической помощи и консультаций.
Проектирование и реализация индивидуального образовательного маршрута обучающихся (выполнение краеведческой исследовательской работы) в рамках одной или нескольких научных областей на основе интегрированного знания.
Педагогические технологии и методики.
 
Педагогические технологии и методы деятельности, используемые педагогами в деятельности музея, позволяют обучающимся овладеть комплексом познавательных, практических, оценочных умений, основами взаимодействия друг с другом, способностью самостоятельно приобретать новые научные знания, интегрировать их, а также приобрести социально-профессиональный опыт и способствовать нравственному и гражданскому самоопределению: технология проектного обучения, технология учебно-исследовательского обучения, технология личностно-ориентированного образования, методика коллективной творческой деятельности, методика социально-профессиональных проб.Развитие музейных экспозиции предполагает:
Сохранение имеющихся коллекций и разделов экспозиции музея: «Страницы истории школы», «Ими гордится школа», « Час мужества», «Техническое творчество учащихся», «Спортивная жизнь школы»и их пополнение новыми предметами и экспонатами.Формирование новых разделов музейной экспозиции по темам, связанным с историей развития и становления школьного образования.
Сохранение и пополнение основного и вспомогательного фондов музея, развитие музейной экспозиции в процессе совместной краеведческой, творческой и трудовой деятельности школьников, педагогов и родителей обучающихся.
 
Условия реализации Концепции, влияющие на результативность деятельности музея.
Для результативности деятельности музея как развивающей образовательной среды необходима реализация следующих педагогических и организационных условий.
Формирование кадрового потенциала развития музея необходимо осуществлять через:- подготовку педагогов к обеспечению процесса формирования развивающей образовательной среды музея (формирование мотивационной заинтересованности, операционная подготовка, формирование коллектива педагогов-единомышленников) через организацию и проведение семинаров, методических объединений, педагогических советов и других, в том числе - коллективных, групповых и индивидуальных форм; через добровольное сотрудничество и межличностное взаимодействие на основе общего интереса;- создание традиций музейной деятельности;
- привлечение педагогов дополнительного образования на основе заключения договоров о сотрудничестве и совместной деятельности с образовательными учреждениями и организациями окружающего социума.
Научно-методическое и программное обеспечение осуществляется через:
- разработку и апробацию содержания программ дополнительного образования школьников по музейной деятельности;
- создание специализированной методической библиотеки, объединяющей фонды методической литературы и собственных разработок учителей и педагогов, использования его фондов в образовательном процессе школы;
- организацию и проведение лекций, семинаров; заседаний методических объединений и педагогических советов по проблемам: формирование развивающей образовательной среды музея, организации краеведческой исследовательской деятельности обучающихся, использование возможностей музея в образовательной деятельности школы, и др.;
- информационно-аналитическое обеспечение образовательного процесса (отслеживание результативности деятельности музея, корректировка целей и задач, направлений, содержания, форм и методов деятельности) .Вовлечение школьников и их родителей в деятельность музея через:
- непосредственное участие в органах самоуправления деятельностью Совета музея;
- расширение сети и вовлечение во внеурочную краеведческую деятельность ;- максимальное вовлечение детей и их родителей в проведение краеведческих исследований в содружестве с педагогами;
- участие в районных, городских и краевых конференциях;
- вовлечение в подготовку и проведение в музее различных образовательных форм деятельности (уроки, экскурсии, занятия, конкурсы, классные часы, краеведческие исследования;- работу по направлениям деятельности музея.Управленческий компонент предусматривает:
- нормативно-управленческое обеспечение (разработка совместно с администрацией школы соответствующих приказов и распоряжений, касающихся деятельности музея, определяющих и уточняющих права всех участников;
- организационно-педагогическое сопровождение (разработка направлений деятельности музея, планирование и корректировка при осуществлении каждого этапа работы, согласование расписания уроков и занятий дополнительного образования, кадровое обеспечение, организация взаимодействия и координация работы музея и других структурных подразделений школы);
- финансовое и материально-техническое обеспечение (совместно с администрацией школы решение вопросов стимулирования труда педагогов и обучающихся школы, внесших вклад в результативность деятельности музея; определение источников финансирования деятельности школьного музея.Ожидаемые результаты.
 
Школьный музей «Истории школы №1» важнейшая составляющая развивающей образовательной среды школы, в которой интегрируются интересы всех участников педагогического процесса: школьников, их родителей и педагогов, где возможно решение многих образовательных, социальных и профессионально-педагогических проблем.
Деятельность музея обеспечивает интеграцию содержания общего и дополнительного образования школьников, расширяя, углубляя и систематизируя знания по общеобразовательным предметам и фундаментальным наукам; обеспечивает межпредметную интеграцию знаний, формирующую мировоззрение обучающегося и адекватное миропонимание; обеспечивает формирование предметных, межпредметных и ключевых компетенций обучающихся, позволяющих применять теоретические знания в практической деятельности, умение анализировать, ставить цель, продуцировать идеи, планировать, проектировать, продуктивно действовать, принимать решения и т.д.
Музей обеспечивает свободный выбор видов деятельности, в процессе которых формируются и развиваются коммуникативные способности; ориентацию на личностные интересы, потребности, способности, позволяющей организовать досуг школьников в свободное от учебных занятий время; создает возможности для выращивания уникальности, неповторимости каждой личности, развития ее творческого, духовно-нравственного и гражданского потенциала.
Реализация Концепции «Музей – развивающая образовательная среда» позволит достичь эффективности деятельности школы, отраженных в индикаторах1.  образовательной результативности - степени успешности функционирования педагогической системы школы, в достижении цели создания развивающей образовательной среды музея как средства формирования личности социально активного россиянина, выраженной результатами педагогической деятельности, отраженной в критериях и показателях на уровне музея, обучающихся, педагогов и школы.
2. социально-педагогической результативности – степени успешности функционирования музея в достижении социальной значимости деятельности школы, отраженной в критериях и показателях на уровнях родителей и школы.
Критерии образовательной результативности:
- на уровне музея: динамика увеличения фондов, количество образовательных мероприятий; количество работ, представленных на краеведческих конференциях, конкурсах;
- на уровне обучающихся: количество школьников, вовлеченных в деятельность музея; количество школьников, вовлеченных в краеведческую исследовательскую деятельность; качество знаний, сформированность предметных, межпредметных и ключевых компетенций;
- на уровне педагогов: мотивация на участие в деятельности музея, обогащение опытом практической деятельности по музейной педагогике; участие в научно-исследовательской работе; степень удовлетворенности участием в музейной деятельности;
- на уровне школы: количество школьников-участников краеведческих конкурсов, конференций, олимпиад; количество педагогов, включенных в деятельность музея; владение педагогами методиками организации поисково-исследовательской работы; количество проведенных в музее образовательных мероприятий.
 
Критерии социально-педагогической результативности:
- на уровне родителей: приобретение психолого-педагогических знаний о своем ребенке, улучшение взаимоотношений с ним, мотивация на участие в разнообразных формах общего и дополнительного образования школы;
- на уровне школы: престиж школы в среде родителей, количество школьников и родителей, вовлеченных в деятельность музея; профессиональные достижения педагогов; количество проведенных на базе музея , городских и районных мероприятий.