Открытый урок на тему: Алгоритмы и их исполнители, формы записи алгоритмов. Блок схемы, типы алгоритмов: линейный, разветвляющийся, циклический



Краткосрочный план урока
Класс: 7 Дата: 21.10.2016 г. Четверть: I Предмет: Информатика Учитель: Ибраева Г.С.
Тема урока: Алгоритмы и их исполнители, формы записи алгоритмов. Блок схемы, типы алгоритмов: линейный, разветвляющийся, циклический
Цель урока: создать условия для понимания и применений теоретических знаний об алгоритмах и исполнителях.
Задачи урока: образовательные – создать условия для формирования теоретических знаний и практических умений, а также навыков в программирования, формирования системы знаний о структурных особенностях составления программы, овладение навыками самостоятельного поиска и глубокого анализа различных видов данной информации.
развивающие – создать условия для развития критического мышления, логических, интеллектуальных и творческих способности, учащихся средствами инфокоммуникационных технологий;
воспитательные – создать на уроке условия для формирование умений, групповой и парной работы, воспитание информационной культуры, ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм при использовании инфокоммуникационных технологии;
Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.
Ожидаемые результаты Знают понятие алгоритм и исполнитель; структуру программы на языке программирования; типы алгоритмов;
Умеют правильно записывать элементы языка и понимает правила применения и смысл программы, составлять простейшие программы на языке программирования. Демонстрирует быстрый набор текста программы, знает сочетания клавиш для компиляции, определять типы переменных; составлять программы линейной структуры, слушать, аргументировать свое мнение;
Ресурсы Интерактивная доска
Флипчарты
Фломастеры, конспект.
Подходы в преподавании / обучении  Использование информационно-коммуникационная, компетентностно - ориентированная, элементы технологии критического мышления.
Оборудование проектор, мультимедиа презентация (основная и физкультминутка для глаз), ПК, Интерактивная доска, компьютер.
Активные формы работы ГР, ПР, ИР работа учащихся в группах, в паре;
составление кластера;
КОЗ: решение ситуационных задач;
взаимооценка, самооценка .

План урока

п/п Ход занятия Содержание Форма организации учебной деятельности
Организационный момент и постановка цели урока Оценка внешнего вида, приветствие, готовность учащихся, кабинета и оборудования, цели урока, мотивация учебной деятельности. Проверка знаний ранее изученного материала Проверка знаний по теме «Классификация и общая характеристика программного обеспечения. Понятие операционной Кроссворд
Мозговой штурм
Изучение нового материала Самостоятельное изучение темы по направлениям, которые дает учитель Эвристическая беседа работа с конспектом и создание проектов на флипчартах
Самостоятельная работа Написание программы в ABC Pascal Индивидуализированная работа за компьютером
Анализ и рефлексия Подведение итогов урока
Инструктаж по домашнему заданию Информация о домашнем задании и правила ее выполнения II этап: Стадия осмысления
III этап: Стадия рефлексии
Структура урока:
I этап: Стадия вызова
1) Организационный момент
2) Актуализация знаний
3) Целеполагание
ХОД УРОКА
Этапы урока Действия учителя Действия учащихся на что направлено задание
1 этап
Стадия вызова
2 этап
Стадия осмысл-ения 1.Организационный момент и постановка цели урока
Звучит мелодия. Учитель читает.
У каждой программы два назначения: что она должна делать и чего не должна.
Алан Джей Перлис
- Здравствуйте, ребята! Урок сегодня у нас не совсем обычный, на нем присутствуют гости. И мы должны с вами активизировать свою мыслительную деятельность и продемонстрировать хорошие знания и умения.
- Прежде чем мы перейдем к изучению новой темы, повторим основные понятия изученной на прошлом уроке темы «Классификация и общая характеристика ПО. Понятие ОС».
- развитие предметных компетенций;
- развитие личностной компетенции;
- определение западающей зоны по теме;
-определение сформированности информационной компетенции;
2. Проверка знаний ранее изученного материала
Фронтальный опрос:
Что такое программное обеспечение?
Какие функции выполняет программное обеспечение?
Назовите виды программного обеспечения?
Что такое операционная система?
(Программное обеспечение это (software) – это набор команд, управляющих работой компьютера. Без программного обеспечения компьютер не сможет выполнять задачи, которые мы обычно связываем с компьютерами.).
(Функции программного обеспечения следующие:
управлять компьютерными ресурсами организации;
обеспечивать пользователя всеми инструментами, необходимыми для извлечения пользы из этих ресурсов; выполнять роль посредника между организациями и хранимой информацией.)
(Существует два основных типа программного обеспечения: системное и прикладное. Каждый тип выполняет различные функции. Системное программное обеспечение (system software) – это набор программ, которые управляют компонентами компьютера, такими как процессор, коммуникационные и периферийные устройства. К прикладному программному обеспечению (application software) относятся программы, написанные для пользователей или самими пользователями, для задания компьютеру конкретной работы. Программы обработки заказов или создания списков рассылки – примеры прикладного программного обеспечения.
(ОС — это самое важное программное обеспечение, которое работает на компьютере. Она управляет памятью, процессами, и всем программным и аппаратным обеспечением. Можно сказать, что ОС — это мост между компьютером и человеком. Потому что без операционной системы, компьютер бесполезен. Как только операционная система запустилась, она управляет всем программным и аппаратным обеспечением компьютера.).
- развитие предметных компетенций;
-актуализация субъективного опыта учащихся;
- развитие личностной компетенции;
- определение цели и задач работы;
- организация общения в группе.
3. Изучение нового материала
Наш урок сегодня будет посвящен изучению новой темы, название которой вы узнаете, разгадав кроссворд (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
- Молодцы! А теперь запишите в тетрадь число и тему урока: «Алгоритмы и их исполнители. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов».
А теперь о происхождение понятия алгоритма расскажет нам Глухова Ирина.

Вы решили порадовать маму и в день её рождения испечь любимый торт. Для этого вы возьмете кулинарную книгу и найдете там подходящий рецепт. Например такой (на экране):
Торт «Наполеон»
Для коржей:
200 г масла или маргарина (холодного кусочками)
200 мл сметаны
2 яйца
½ ст. сахара
муки — до консистенции пельменного теста (650–700 г)
Крем:
1 л молока
500 мл сливок (жироность сливок — какую хотите, чем жирнее — тем вкуснее крем)
6 яиц
6 ст. л. муки
2,5 ст. сахара
3 пакетика ванильного сахара
Приготовление коржей
Размешиваем масло со сметаной, яйцами, сахаром и, постепенно добавляя муку, вымешиваем тесто.
Дальше отщипываем по кусочку примерно с половину ладони — должно получиться 10–12 коржей, наверное, диаметром 20 см или чуть больше и раскатываю скалкой в тонкий корж, обрезаем ножом по тарелке, накалываем вилкой. Cтавим в духовку вместе с обрезками — минут на 10–12, до золотистого цвета.
Приготовление крема
Сначала отмерять чуть больше стакана молока и размешать его до полного исчезновения комков с яйцами, мукой и сахаром. Остальное молоко со сливками влить в кастрюлю и довести до кипения, постоянно мешая лопаткой. Мешать непрерывно, чтобы не пригорело ко дну. Kак закипит, продолжая мешать, тоненькой струйкой влить нашу смесь, затем добавить ванилин и через минуту — как только крем начинает густеть — убираем с плиты. По мере остывания надо время от времени перемешивать ложкой крем, чтобы не появилась пленка сверху.
Коржи промазываем кремом в холодном виде. Испеченные обрезки обмолоть в крошку — ею посыпаем верх торта.
(Слайд )
Чтобы приготовить торт нам нужно выполнить определенную последовательность действий, описанных в рецепте.
Последовательность действий в этом примере принято называть алгоритмом.
Наша учеба, работа, личные дела - это каждодневное, ежечасное решение различных задач. Каждая задача требует для своего решения выполнения определенных действий. Многократно решая задачи, можно заметить, что необходимые действия должны выполняться в строго определенном порядке. В таких случаях принято говорить об алгоритме решения задач. Понятие алгоритма считается одним из древнейших. Оно возникло задолго до появления ЭВМ, но с развитием вычислительной техники его роль значительно возросла.
Ребята, используя конспект у вас на столах найдите определение терминам и приведите примеры. 1 группа – алгоритм. 2 группа – исполнитель.
Оценим работу противоположных групп Напишите оценку на стикере и наклейте на флипчарт.
Виды алгоритма
Существуют три вида алгоритма. Используя конспект, составим кластер «Виды алгоритма»
И запишем определения.
Способы записи алгоритмов
Для записи алгоритмов используют самые разнообразные средства. Выбор средства определяется типом исполняемого алгоритма. Выделяют следующие основные способы записи алгоритмов:
-вербальный (словесный), когда алгоритм описывается на человеческом языке;
-графический (язык блок-схем), когда алгоритм описывается с помощью набора графических изображений.
- программа, тексты на языках программирования.
1 группа – создает проект о словесном способе записи алгоритма
2 группа – создает проект о графическом способе записи алгоритма
Оценим жестом Слово «алгоритм» происходит от имени великого узбекского учёного Мухаммеда аль-Хорезми́, жившего в первой половине IX ве́ка (точные годы его жизни неизвестны, но считается, что он родился около 780 года, а умер около 850). «Аль-Хорезми» означает «из Хорезма» (исторической области в нынешнем Узбекистане, центром которой был город Хива).
Алгоритм - это точное и понятное предписание (указание) исполнителю совершить определенную последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или решение поставленной
Пример
Исполнитель алгоритма – это объект, способный выполнять определенный набор команд. Исполнителями алгоритмов могут быть как живые существа, так и технические устройства.
Пример
Линейный
Разветвляющийся
Циклический
Линейный алгоритм - это алгоритм, действия (команды) которого строго выполняются друг за другом.
Разветвленный алгоритм - это алгоритм, включающий выбор тех или иных действий в зависимости от какого-либо условия «истинно»или «ложно».
Циклические алгоритмы – это алгоритмы, в которых действия повторяются конечное число раз.
Словесная запись алгоритмов ориентирована, прежде всего на исполнителя-человека и допускает различную запись предписаний, но при этом запись должна быть достаточно точна.
Графический способ предполагает использование определенных графических символов - блоков.
-развитие предметных компетенций;
-развитие информационной и коммуникативной компетенций;
-развитие устной и письменной;
-развитие навыков исследовательской деятельности
Учитель рассказывает о программном способе записи алгоритма
При записи алгоритмов в виде программ для ЭВМ используются языки программирования - системы кодирования предписаний и правила их использования. Для записи алгоритмов в виде программ характерна высокая степень формализации.
Сегодня мы с вами решим задачу с использованием программы ABC Pascal.
Рассмотрим более детально построение программы.
Она начинается со слова Program  имя программы- начало программы
Следующая строка Begin-начать
Write(ln)-ввод данных где ln обозначает переход на следующую строку. Ввод данных на русском языке вводим в скобках и апосторофах программы
End-окончание программы
Обсудить с учащимися правила написания имени программы.
В конце каждой операции ставим точку с запятой.
После слова Begin ни чего не ставим. После опретора End ставим точку
4. Самостоятельная работа
1. Загрузите систему программирования Pascal АВС. 2. Запишите текст " Желаю успехов " Program strokа;
Begin
Writeln (‘ Желаю удачи‘);
End.
-умение использовать теоретические знания в практике и устанавливать причинно-следственные связи;
- развитие управленческой компетенции
- развитие устной коммуникации.
3 этап
Стадия рефлексии 5. Анализ и рефлексия.
Дайте ответы на следующие вопросы:
Что нового мы изучили на уроке?
Зачем нужны алгоритмы?
Какую практическую значимость имеют полученные знания?
Что вам удалось сделать на уроке?
Были ли вы успешны во время урока?
Детям выставляются отметки за урок с комментариями.
6. Инструктаж по домашнему заданию.
Домашнее задание: написать стихотворение в программе ABC Pascal
- умение анализировать свою деятельность;
- развитие управленческой компетенции