Статья: Проектная деятельность на уроках истории, истории и культуры Санкт-Петербурга



ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ,
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.


 
Важнейшая цель исторического образования - обеспечить средствами предмета воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. Иными словами, с помощью исторических знаний человек должен самоопределиться в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.
Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет
реализовать основные направления модернизации образования. Он основывается на личной заинтересованности учащегося в приобретении знаний для решения
реальной проблемы. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт
как школьникам, так и педагогам, невозможный при других формах обучения.
Метод проектов – это дидактический инструментарий, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному. Ведущая идея опыта- это формирование пректных умений
как одного из условий развития индивидуальности, повышения общей
культуры личности за счет дополнительной информации.
Каким образом организуется проектная деятельность?
Примерный план моей работы:
Проанализировать учебную программу и определить возможные темы для
выполнения проектов.
Выделить проблему, которую необходимо решить учащимся в ходе
выполнения проекта.
На основе проблемы определить тип проекта, его тему.
Определить цель предстоящей работы.
Составить план работы над проектом.
Организовать практическую (исследовательскую) деятельность по выполнению проекта:
--выдвижение гипотез исследования, выбор и обоснование основной гипотезы;
--сбор информации (литература, СМИ, опрос, наблюдение, анкетирование,
интервью, эксперемент и т.д.);
-- решение промежуточных задач;
-- анализ информации;
--формулирование выводов;
-- оформление результатов.
7. Продумать форму представление проекта:
-- критерии оценки процесса и результатов работы в ходе выполнения проекта.



Рефлексия (самооценка) – размышление о проделанной работе.
Представление проекта на научно-практической конференции.
Процесс работы не менее важен чем сам результат :
для учителя – это владение искусством коммуникативности, не навязывать свою точку зрения, способностью генерировать идеи, направлять учащихся путем решения поставленных проблем.
Для учащихся:
--знание и владение исследовательскими методами (анализ литературы, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем;
--умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания;
-- тщательное выполнение работы;
--полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей инновационного
поиска новых средств.
Организация исследовательской работы позволяет решить ряд задач:
- осуществить более прочное освоение учебного материала;
- познакомить с методами исследования;
- показать алгоритм эксперимента и методы анализа его результатов;
- включить ребенка в контекст научного исследования;
- научить формулировать гипотезу исследования, его цели и задачи;
- приобщить к разнообразным формам организации.
Опыт организации самостоятельной проектной деятельности учащихся позволил выделить следующие положительные результаты данного метода:
развитие ключевых компетенций, отработка их на практике; расширение
кругозора учащихся; выявление лидерских организационных способностей; раскрытие инициативности и творческого потенциала учащихся.
Есть определенные трудности: трудно совместить данный метод с урочной работой, трудоемкий метод.
Результатами метода проектов по истории являются;
- повышение творческой активности учащихся на уроке;
- развитие их логического и критического мышления;
- расширение кругозора школьников.
Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать
и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание , погружение в
проблему, переживание «ситуации успеха». Учащийся делает открытие в самом
себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип связи
обучения с жизнью.
Главный результат – компетентность учащихся в области истории, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности.
Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок,





развитию критического мышления учащихся преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.
Реализация проектов способствует формированию самостоятельной
мыслящей и творческой личности.


Кудряшова Вера Сергеевна учитель первой категории ГОУ СОШ №262
г.Санкт-Петербурга

Литература:
Брыкова О.В. «Проектная деятельность с использованием информационных
технологий в учебном процессе», СПб, 2007 г.
2. Поливанова К.Н. «Проектная деятельность школьников», Москва, «Просвещение», 2008 г.




Презентации
Новые способы работы с источяниками информации (интернет мульт. Экциклопедии и друг.)_
Формировать основы информационной культуры. Проявлять свою
Творческую индивидуальность
Ххххх
Развитие личности, способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых и нестандартных проблем:
Школа развития
Демократичность
Диологичность
Открытость
Рефлексировать

Методы обучение: групповые, проблемные частично-поисковый
Исследовательский рефлексивный

Ведущий тип
Деятельности: Продуктивный творческий проблемный

Формула обучения: Проблемная деятельность рефлексия
Способы усвоения: Поисково мыслительная деятельность, рефлексия





Функция учителя: Организатор
Сотрудничества
Консультация
Управляющий
Поисковый работой учащихся

Позиция ученика: Активность, наличие мотива к самосовершенствованию,
Наличие интереса к деятельности

---
Презщентация – важнейший навык, который напоминает речь,
Ассоциативное мышление, рефлексию.

Если поставил цель. Распределил задачи, выполнил работу, расскажи. Что получилось, сделай вывод, разрекламируй
Представь публике свою работу

000000
Результатом проектной деятельности является сформированные в школьный период умения:
-проблематизация
-целеполлагание
-поанирование
-поиск исследов. Умения
--презентационные умения
-- рефлексивные умения
Возможность раскрыть свои способности, подняться в глазах своих
однокласн. На более высокий уровень.

Конкретизировать

Приобщить к разнообразным формам организации исследовательской работы
Формам итогового оформления и оценивание ее результатов.

Проектно-исследовательская деятельность составляет основу педагогического опыта
Методы проектной деятельности –исследовательские


Как организую проектную деятельность? Примерный план работы:
1.Проанализировать учебную программу и определить возможные
Темы для выполнения проектов.



2.Выделить проблему, которую необходимо решить учащимся в ходе
Выполнения проекта.
3.На основе проблемы определить тип проекта, его тему.
4.Определить цель предстоящей работы.
5.Составить план работы над проектом.
6.Организовать практическую (исследовательскую) деятельность учащихся по
Выполнению проекта
- выдвижение гипотез, выбор и обоснование основной гипотезы;
-сбор информации (литература, СМИ опрос наблюдение анкетирпование интервью эксперемент) и т д.
- решение промежуточных задач
- анализ информации
-формирование выводов;
-оформление результатов
7. прдумать форму представление проекта
-критерии оценки процесса и результатов работы в ходе выполнения проекта
8. Рефлексия (самооценка) – размышление о проделанной работе.
9.Представление проекта на научно-проктической конференции


Представлена схема этапов работы над проектом.

Меняется роль учащихся они выступают активными участниками процесса
Учитель –руководитель проекта выполняет следующие функции
--проведение консультаций с участниками проекта
--руководит проектной деятельностью
--осуществляет метод поддержки
--планирование совместно с учащимися работы в течение всего периода
Работы
--поэтапное осмысление результатов пректной деятельности
-- координация внутригрупп. Работы учащихся

Качественно меняется роль учителя, она различна на различных этапах
проектирования


Начинание
Поанирование Сод.работы Анализ проблемы определение источников информации
Постановка задач и выбор критериев оценки результатов
Распределение ролей в команде

Исследов. Сбор и уточнение информации обсуждение альтернативности
Выбор оптимального варианта
Уточнение планов деятельности

Деятельность учащихся
исследов.начин.
Уточняют информацию обсуждают задание
Планирование: Формируют задачи
Выбирают свои критерии успеха




Исследование
Консультирует Работают с инфрмацией
Советует Проводят синтез и анализ идее
Выполняют исследование и работают над проектом
Оформляют проект

Защита Подговление доклада защита

Презентация - Рассказ о понимании проекта о выборе пути ее решения
результата
Демонстрация проекта, работы над проектом

Учитель сообщает свое резюме


Процесс работы не менее важен чем результат

Учитель

-владение искусством коммуникации
Не навязывать свою точку зрения
-способсностью генерировать идеи направлять учащихся
На поиск путей решения поставленных проблем
- владение компетентной грамотностью
- умение самостоятельно интегрировать
-тщательно выполнение работы
Полнейшее равноправие и свобода вырвжениях мыслей и идей


Реализация проектов способствует формированию самостоятельной
Мыслящей творческой личности
Процесс работы не менее важен чем ее результат



Этапы работы
Начинание
Планирование исследование
Защита
Рефлексия
презентация

проектное обучение стимулирует истинное учение самых учащихся, потому что
--лично ориентировано
Самомотивированно возрастание интересап
Позволяет учиться на собственном опыте и опыте других
Приносит удовлетворение учащимся ипользующих продукт своего труда

Цели: привлечение молодого поколения к познанию и сохранению
Памяти исторических событий малой родины

Задачи: Выработка самостоятельного поиска и осмысление исторических явлений,
Совершенствование навыков использования справочной литературы
Развитие грамотности информационной культуры

«Волзрождение забытых традиций
Традиция- память. Это наследие, которое живо сегодня, то прошлое, которое важно для наших современников
Традиция это присутствие прошлого в настоящем

Результативность
Реализация принципа обучения с жизнью
Формирование компетенции
Коммуникативной
Ценностно-смысловой
Социальной
Компетенции личностного совершенствования


Учебным результатам опыта проектирования является способность
Создавать и защищать свой продукт
Через эмоциональное переживание, погружение в проблему
Проживание «ситуации успеха» учащиеся делают открытие в самом себе.
В товарищах в окружающем мире в предмете исследования
Реализуется принцип связи обучения с жизнью.



Цель и методов проектов научить:

Преобретать знания самостоятельно
Искать пути решения проблемы
Использовать приобретенные знания для решения конкретных задач
-планировать свою деятельность
-работать в группах выполнять разные социальные роли
-объективно оценивать процесс и результат проектирования.


Ведущая идея опыта
Формирование проектных умений учащихся как одного из условий
Развития их индивидуальности. Повышение общей культуры личности
За счет дополнительной информации.

Исследовательская работа
Лучший репортаж
Фото
Лучшая работа
Будущее красного села


15