ФАКУЛЬТАТИВЫ ПО ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ.

ФАКУЛЬТАТИВЫ ПО ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ.
Учитель истории и права Куркина Александра Павловна
§ 1.Роль факультативов в процессе обучения истории.
§ 2.Викторианство в контексте культуры повседневности.
§ 1. Роль факультативов в процессе обучения истории.
Особенно возрастает интерес у учащихся к истории, когда формы и методы обучения разнообразны и учитель задумывается над ролью данной темы в развитии способностей ученика. Большую помощь в обучении и воспитании учащихся оказывает систематическое использование дополнительного материала по истории. Дополнительные факты из истории оживляют преподавание и повышают интерес учащихся к истории; расширяют кругозор учащихся; помогают им лучше уяснить связь между различными разделами истории и тем самым способствуют лучшему уяснению школьного курса истории; способствуют развитию у учащихся трудолюбия (подготовка и оформление докладов, исторические вечера, стенгазеты и т.д.)
И поэтому с целью углубления и расширения знаний, удовлетворения познавательных интересов и развития способностей учащихся в школе введены факультативные занятия.
Участие школьников в факультативах - дело добровольное, как и во внеклассной работе. Перед каждым учащимся открывается возможность углубленно заниматься тем, что его влечет. В школах имеются факультативы по разным предметам, тот или иной выбирается в начале учебного года. Но выбор должен быть продуманным: факультативная группа (от 15 до 25 человек) сохраняется в течение всего учебного года. Занятия идут по расписанию, как и уроки (35 часов в год, одно занятие в неделю), ведется журнал занятий.
Работая с относительно небольшим числом за интересованных учеников, учитель в большей мере, чем на уроке, может осуществлять дифференцированный подход, подбирать задания в зависимости от склонностей и особенностей учеников.
Факультативные занятия предполагают высокий уровень творческой самостоятельности школьников. Здесь шире, чем на уроках, может быть применен исследовательский метод, который современная дидактика рассматривает как воспитательный в системе методов. Исследовательский характер работы зависит не только от формулировки задания, сколько от подхода ученика к работе: он опирается на сведения, добытые наукой, пользуется некоторыми приемами научного анализа, чтобы решать новые для него и его товарищей задачи.
Работа участников факультативных занятий оценивается несколько по-иному, чем на уроках: пяти бальная система обычно не применяется, но признание подготовленного доклада или сообщения достойными того, чтобы повторить их в более широкой аудитории – на уроке, на вечере, одобрение и благодарность учителя и товарищей, удовлетворение самого ученика, радость самостоятельного, пусть скромного открытия – все это побуждает думать, искать, выполнять относительно сложные задания.
Факультативы создают благоприятные условия для того, чтобы школьники почувствовали общественную ценность учебного труда.
Их участники, как правило, «Становятся творческим активом класса на уроках по основному курсу, инициативны и деятельны во внеклассной работе, являются ближайшими помощниками учителя и библиотекаря в пропаганде книги ».
В результате проведения факультатива у учеников формируются качества, помогающие изучению истории на уроках и способствующие общению с искусством вне рамок школы.
На первом вступительном занятии учитель, знакомя школьников с программой факультатива, говорит об организации их работы. Далее, приступая к очередной теме, учитель на вводном занятии рассматривает вместе с учащимися, учитывая их предложения, план занятий, распределяет и объясняет задание.
Задания выстраиваются как бы по спирали: основные виды работы повторяются, но сложность их возрастает.
В качестве темы для факультатива надо избирать не частный, как это порой бывает, а существенный для идейного и эстетического развития школьников вопрос, который объединяет все занятия факультатива общей и содержательной мыслью. При этом характер проблемы, центральной для факультатива, необходимо соотнести с уровнем, возможностями восприятия школьников, с кругом вопросов, их интересующих.
Факультативные курсы развивают и дополняют содержание, и ведущие идеи основного курса истории образуют в сочетании с ним программу повышенного уровня среднего исторического образования.
Образовательно-воспитательные цели факультативных занятий по истории позволяют сделать вывод об общем и специфическом в изучении истории на уроках и факультативных занятиях.
Общим для основного и факультативного курсов являются цели изучения истории в школе, главные задачи исторического образования, воспитания и развития, сама структура учебного предмета. Можно с уверенностью сказать, что не существует каких-то особых методов и приемов факультативного обучения, так же как и форм организации учебного процесса, которые в тех или иных сочетаниях не применялись бы на уроках истории, во внеклассной работе.
Вместе с тем важнейшими специфическими признаками факультативного изучения истории являются свободный выбор учениками исторической темы как предмета изучения и целенаправленное развитие исторических интересов и способностей учащихся на основе более глубокого, чем в основном курсе, толкования исторических процессов, явлений, усвоения дополнительных исторических знаний и развития устойчивых сложных умений, обеспечивающих адекватность, глубину и концептуальность восприятия, анализа и оценки исторических фактов и явлений. Здесь в особенности четко проявляется основное предназначение факультативов – совершенствование результатов изучения истории по основной программе, прямые и обратные связи урока и факультатива, перенос знаний и умений, учащихся в новую ситуацию, закрепление и углубление их на новом материале.
В известном смысле факультативные занятия занимают промежуточное положение между основными уроками в классе и разнообразной внеклассной работой по истории. В отличие от внеклассной работы факультативы имеют строго образовательную направленность, предусматривают систему знаний, определенных учебной программой, и т.д. Вместе с тем на факультативах используются некоторые формы внеклассной работы – элементы игры и соревнования, приемы занимательности, викторины, выставки, литературные композиции, иная, более свободная, по сравнению с уроком, обстановка занятий.
Можно сказать, что учебный процесс на факультативных занятиях включает в себя все основные виды внеклассной исторической работы. Говоря об учебном процессе, подозревают под ним «систему организации учебно-воспитательной деятельности, в основе которой лежит органическое единство и взаимосвязь преподавания и учения: учебный процесс направлен на достижение целей обучения и воспитания; он включает в себя все виды (формы) обязательных учебных занятий и внеклассной работы учащихся».
К основным, наиболее специфическим формам учебного процесса на факультативных занятиях можно отнести беседы, лекции, практические занятия и семинары. При этом имеется в виду, что на факультативных занятиях применяются, в основном, те же методы обучения, что и в классной работе при изучении основного курса истории.
Беседа требует для своего проведения значительного учебного времени, а при сравнительно небольшом составе факультативной группы (10-15 человек) открывается возможность участия в беседе подавляющего большинства учеников и создается обстановка большей, чем в классе, непосредственности общения учителя и учеников. Беседа на факультативных занятиях имеет универсальный характер, она фрагментарно включается в лекцию, становится разновидностью практических и семинарских занятий. Применение в процессе беседы эвристического метода, проблемных заданий, организация поисковой деятельности учащихся повышает познавательную активность учащихся и эффективность обучения.
Лекция учителя служит введением и заключением к теме, содержит в себе новый, преимущественно обобщающий материал, в ней освещаются основополагающие теоретические и методологические проблемы, излагаются основы системы знаний по соответствующей теме. Восприятие лекции требует от учащихся устойчивого произвольного внимания; готовность и умение слушать и конспектировать серьезную лекцию составляют предмет специальных обучающих воздействий со стороны учителя (в том числе в форме заданий по составлению плана, тезисов и конспекта лекции учителя и своей собственной).
Практические занятия имеют, как правило, тренировочный характер, они способствуют развитию сложных исторических умений учащихся на основе повторения и обобщения исторических знаний; школьники выполняют много самостоятельных работ сравнительно небольшого объема и конкретного содержания, преимущественно в процессе самих занятий. Здесь обогащаются и совершенствуются принципы и методы анализа литературно-исторического произведения в целом и отдельных его сторон, приемы работы с источником, критическими статьями, научными текстами, мемуарами, развиваются библиографические навыки и умения.
Семинары – форма учебных занятий, представляющая наибольшую самостоятельность учащимся; на семинарах создаются благоприятные условия для обмена мнениями, для дискуссии. Основными элементами семинарской работы являются рефераты, доклады учащихся, обсуждения докладов, развернутая беседа по отдельным проблемам, выдвинутым докладчиками или предложенным руководителем, вступительное и заключительное слово учителя по общим проблемам семинара. Кроме того, для семинара, диспута большое значение имеет такая форма обучения как консультация для всех слушателей факультатива и особенно для докладчиков.
Все формы учебного процесса на факультативных занятиях требуют постепенного, но интенсивного усиления доли самостоятельной работы учеников. Это влечет за собой индивидуализацию обучения и еще более поднимает руководящую роль учителя, потому что методическое обеспечение эффективной самостоятельной работы учеников нуждается в серьезной, продуманной подготовке со стороны учителя. Для беседы и диспута учитель готовит темы и вопросы, он разрабатывает задания и упражнения для практических работ, темы и планы семинаров. Однако недостаточно распределить темы между учащимися и дать им общие указания. Необходимо развивать индивидуальные умения школьников, а так же знакомить их с библиографией по теме: 2-3 учебных часа в факультативном курсе учитель должен отвести на фронтальные занятия, связанные с техникой подготовки сообщения, доклада, реферата, с библиографической информацией, формированием библиотечных и библиографических навыков.
Для того чтобы ученики овладевали умением самостоятельной работы с критическими и научными источниками, учитель проводит общую консультацию, на которой знакомит слушателей с элементами библиографической работы (каталоги, справочники, правила цитирования, ссылок и др.), демонстрирует рабочие материалы (самого учителя или учащихся прошлых лет): подборки литературы по вопросу, картотеки выписок, конспекты, тезисы и варианты доклада, сам доклад с подборкой цитат. Здесь же актуализируются и систематизируются знания учащихся об основных отличительных признаках аннотации, конспекта тезисов, доклада, реферата. Школьники знакомятся с основными требованиями к докладу (реферату): соответствие теме, глубокое ее раскрытие, наличие плана изложения (в том числе деления текста на части – главы, параграфы, абзацы); выделение главных мыслей, формулирование основных положений (желательно приложение тезисов), стилистически и грамматически правильное оформление текста, правильное оформление цитат и ссылок; приложение списка использованной художественной и критической литературы.
Учитель не может полностью полагаться на самостоятельность ученика при подготовке им первого сообщения, доклада, реферата, да и во второй – третий раз, если тема достаточно сложная, ученик нуждается в помощи учителя. Поэтому индивидуальные консультации имеют очень важное обучающее значение. На первой из них учитель помогает докладчику определить предмет и границы темы, рекомендует литературу (или дает ученику необходимые книги и указывает нужные фрагменты). На второй консультации, после того, как ученик прочитал и законспектировал материал, учитель помогает выработать «концепцию» доклада, выделить круг проблем, составить план. На третьей консультации учитель знакомится с текстом доклада и выступает его редактором; эта консультация для опытных докладчиков обязательна.
На практических занятиях и семинарах возможно широкое использование групповой работы, при которой все участники занятий делятся на группы в 3-5 человек. Каждая группа получает задание, вместе готовит его, обсуждает результаты работы и выдвигает докладчика или распределяет сообщения по отдельным вопросам между собой; другие члены группы дополняют выступающих. Задания для групповой работы должны иметь проблемный характер, т.е. заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному использованию знаний и умений, составлять основу для коллективной деятельности и обмена мнениями. Все группы могут получать одинаковые задания, и тогда возникают предпосылки дискуссии; или получать разные задания в рамках общей темы, и тогда каждая группа вносит свою долю информации в раскрытие этой темы. Учитель наблюдает работу групп, в случаях затруднений помогает выработать план их действий, при необходимости ставит наводящие вопросы, а после выступлений представителей групп делает заключения.
К групповой работе на факультативных занятиях относится также выполнение небольшими коллективами учащихся долговременных исследовательских (в учебном смысле) заданий, которые не могут быть выполнены на основе одной, двух обобщающих работ, а «требуют отбора сведений из разных и многочисленных источников.
В отличие от вузовского, школьный семинар должен основываться на большем разнообразии видов самостоятельной работы учащихся с учетом разных уровней их общего и исторического развития, разных возможностей и способностей учеников, их склонностей к той или иной деятельности.
Таким образом, планируя работу факультатива, содержание которого не отступает от учебных тем, преследуется развитие познавательного интереса к истории у школьников и усиление их умственной активности. Все виды и формы факультативов позволяют развить самостоятельность суждений, настойчивость, дисциплинированность, выдержку, внимательность, умение отстаивать собственные взгляды, активно включаться в поиск интересующей информации.

Программа факультатива «Культура и быт стран Европы в XVI-XIX вв.».
Данный факультатив рассматривает особенности развития истории культуры и быта стран Европы на протяжении XIV-XIXв.
Программа курса включает в себя следующие разделы:
1. Культура и быт стран Европы в эпоху Возрождения и Реформации.
2. Культура и быт стран Европы в эпоху Просвещения.
3. Культура и быт стран Европы в XIX в.
Цель преподавания факультатива: проанализировать трансформацию и выявить основные особенности культуры и быта европейцев в XVI-XIX вв.
Задачи:
- познакомить учащихся с выдающимися деятелями культуры;
- рассмотреть основные черты культуры и быта, характерные для эпохи Возрождения и Реформации, Просвещения , XIX в.
- показать влияние эпохи на культуру и повседневную жизнь людей.
У учащихся при изучении факультатива должен сложится образ эстетических впечатлений; опыт общения с миром прекрасного, что в свою очередь призвано развивать потребность в постоянном расширении и накоплении эстетического опыта.
Воспитательные возможности факультатива направлены на формирование духовной богатой, высоко моральной личности.
Распределение часов по темам занятий.
Тема занятий.
Часы.

1. Расцвет и упадок культуры Возрождения в Италии.
2

2. Развитие гуманистических идей и их влияние на формирование культуры и повседневной жизни Франции.
2

3. Культура и быт Англии в эпоху Возрождения.
2

4. Германское Просвещение: культура и быт.
2

5. Культура и быт Италии в эпоху Просвещения.
2

6. Влияние Просвещения на культуру и повседневную жизнь Франции.
2

7. Английское Просвещение и его влияние на повседневную культуру Англии.
2

8. Влияние революции 1848-1849 гг. во Франции на её культуру и быт.
1

9. Культура и быт Германии в XIX в.
1

10. Викторианство в контексте культуры повседневности.
1


В результате изучения данного факультатива учащиеся должны знать: имена деятелей культуры и их основные достижения; основные особенности развития культуры и быта Англии, Франции, Германии, Италии в эпоху Возрождения и Реформации, Просвещения, XIX в., влияние эпох на историю культуры и повседневной жизни данных стран.

§ 2. Викторианство в контексте культуры повседневности.
В качестве одного из факультативных занятий предлагаю разработку факультатива по теме: « Повседневная жизнь Викторианской Англии»
Форма занятия: лекция.
Цель занятия: проанализировать основные черты и особенности развития повседневной жизни Викторианской Англии.
Образовательные задачи:
- рассмотреть общую характеристику развития Викторианского стиля;
- выявить основные стереотипы, ценности, ментальность культуры;
- определить основные стандарты публичного поведения.
Развивающие задачи:
- способствовать развитию у учащихся интереса к истории культуры и повседневности;
- расширять исторический кругозор;
- формировать умения слушать, конспектировать;
- развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные задачи:
- формирование уважения к культурному прошлому;
- привитие культурных норм, ценностей, эстетического вкуса;
- расширение опыта общения с миром прекрасного;
- формирование духовно богатой и высоко моральной личности.
План:
1.Общая характеристика Викторианского стиля.
2.Ментальность. Ценности. Стереотипы.
3.Стандарты публичного поведения.
Ход урока
Содержание и приемы работы учителя
Содержание и приемы работы учащихся

1. Орг. момент
Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию
Подготовка к уроку

2. Переход к изучению новой темы
Современная английская культура покоится на наследии, доставшемся ей от викторианской эпохи. В это время трансформировался психологический облик англичан, многие из тех качеств, которые мы сегодня воспринимаем как типично английские, были приобретены именно в XIX в.Викторианская эпоха создала особую массовую идеологию и мифологию.
Сегодня на занятии мы с вами рассмотрим Викторианскую Англию в контексте культуры повседневности. Посмотрим как Данная эпоха повлияла на формирование повседневеой жизни англичан.


3.Изучение новой темы.
1.Общая характеристика Викторианского стиля.
1)Как вы думаете, почему данный период называют Викторианским?
Виктория стала королевой в 1837 г. Это редкое по длительности и устойчивости правление охватило более полувека и оказалось для Англии «мостиком» в двадцатое столетие.
Годы правления королевы Виктории (1837-1901) справедливо именуют золотым веком Британской империи. Если ранее архитектурные и мебельные стили называли в честь французских самодержцев Людовиков, то в обозначенные десятилетия ярко проявился, приобретя вполне определенные знаковые черты, уже другой общемировой аналог - стиль эпохи королевы Виктории.
В искусстве викторианского периода выделяют три этапа:
- ранний, или период неостилей (1835-1855);
- средне-викторианский период («Mid-Victorian period», 1855-1870);
- поздний, или «свободное возрождение Ренессанса» («Free Renaissanse revivals», 1870-1901).
Ранневикторианский период характерен параллельным развитием стилей неогрек, Неорококо, Неоготики, византийского, мавританского, китайского стилей. Упадок искусства был неизбежен. Готику долгое время коверкали, чтобы сделать ее подходящей для коммерческих зданий. Фасадами греческих храмов украшали жилые дома и банки. Римские бани проглядывали в облике железнодорожных станций. Эклектика сопровождалась негативным влиянием первых результатов промышленной революции. Машинным способом можно было сделать быстро и дешево любой исторический декор: барочную резьбу из папье-маше, или крашеного гипса, золоченые рокайли из жести. Керамикой имитировали металл; викторианская мебель в стиле Людовика XIV соединялась с готическим декором. И все это на фоне тяжелых занавесей и почерневших академических картин в золоченых рамах. В карикатурных проявлениях викторианский стиль - искусство имитаций и подделок, суррогат, в котором из дешевых материалов механическими приемами создавалась иллюзия роскоши других времен старой Англии.
К 1860-м годам относится наивысший подъем деятельности У. Морриса - художника, писателя и публициста, организатора движения «Искусства и ремесла», ставившего целью возрождение традиций средневекового ручного ремесла. Эти начинания составили «антивикторианское» течение английского искусства середины XIX в. и подготовили второй, «средневикторианский период». Он ознаменовался крупнейшим событием в истории - проведением первой Всемирной выставки в Лондоне (1851), а также инициативами принца Альберта и архитектора Г. Земпера по организации художественно-промышленной школы и музея декоративного искусства. Одним из проявлений «антивикторианского» движения была деятельность прерафаэлитов.
Поздний этап в искусстве викторианской эпохи развивался под влиянием идей английского писателея У. Пэйтера, автора популярной книги об Итальянском Возрождении. В те годы в художественной практике царило невообразимое смешение исторических стилей: Луи XIV, Рококо, Елизаветинского Ренессанса и Тюдор-Ренессанса, а также барочных стилей «короля Якова» и «Реставрации Стюартов». В других европейских странах, прежде всего во Франции и Германии, наряду с Неоготикой, или стилем трубадур, с 1860-х гг. получает развитие неоренессанс - причудливое смешение элементов искусства Готики, Итальянского и Северного (немецкого) Возрождения, Маньеризма и Барокко. Англия ответила на это свободным возрождением Ренессанса. Однако в кривом зеркале вкусов викторианской эпохи и этот неостиль оказался эклектичным. Громоздкая, перегруженная дробным, мелким декором мебель была иронично названа современниками «стилем подставок и верхушек». Более цельно новое течение проявилось в лондонской архитектуре, где оно получило наименование готического возрождения, или Неотюдор, поскольку здания в этом стиле включали отдельные элементы в подражание перпендикулярному стилю эпохи Тюдор-Ренессанса (XVI в.). Большинство существующих готических зданий Лондона построено в викторианскую эпоху.
Среди них величественное сооружение - здание Парламента на берегу Темзы с Башней Виктории и часовой башней с колоколом «Большой Бен» - произведение архитектора Ч. Бэрри (1836-1860). Внутренняя отделка и мебель в готическом стиле созданы по рисункам О. Пьюд-жина. В 1886-1894 гг. в стиле Неотюдор построен мост Тауэр через Темзу. Многие средневековые замки в это же время воссоздавал А. Сэлвин. В стиле готического возрождения работали архитекторы У. Бёрджес, Дж. Добсон.
2. Ментальность. Ценности. Стереотипы.
Каждая историческая эпоха формирует свои доминирующие модели поведения, но викторианство в этом отношении дает особенно интересные и специфичные примеры. Процесс формирования английскости, как черты менталитета, позволяет проследить происходившие изменения поведенческих норм, в том числе и гендерных ролей, не только на уровне повседневной культуры, но и в глубинных пластах культуры этой исторической эпохи.
Английский образ жизни акцентировал в «кодексе джентльмена» нормы подобающего поведения.
2) Какими качествами по вашему мнению должен был обладать джентельмен в данную эпоху?
Викторианский джентльмен прославился благодаря своим высоким нравственным качествам: был законопослушным, прекрасным семьянином, уважал порядок, его дом - крепость (и никому не должно быть дела до того, какие бури бушуют за ее стенами), он всеми почитаемый член общества, ратующий о благе бедняков, блюститель нравственности и гонитель порока. Джентльмен почти никогда не причиняет боли и страданий, а, напротив, занят устранением препятствий, которые мешают свободному и непринужденному общению, согласовывая свои поступки с действиями и словами остальных людей. Общение с ним предельно комфортно и удобно для окружающих. Истинный джентльмен тщательно избегает всего того, что может стать причиной столкновения во мнениях, чувствах, вызвать подозрение или сомнение, предотвращает нежелательные намеки. В любых обстоятельствах он должен был демонстрировать личное душевное мужество и самообладание, тяжелый труд служения обществу, лояльность и верность, учтивость.
Именно в Викторианскую эпоху женщины среднего класса стали считать материнство и домашнее хозяйство наиболее достойным призванием. «И, соответственно, в середине XIX столетия появляется та семья, которую мы называем традиционной. Тогда же появилась современная домашняя архитектура с акцентом на личную жизнь. Это стало возможным только тогда, когда в домах появились прихожие и отдельные спальни». Понятие «дом в викторианском стиле» активно используется в современном английском рекламном дискурсе: обладание таким домом выражает следование традиционным семейным ценностям, подчеркивает высокий социальный статус его владельца и определенные черты его личности: жизненный успех и консерватизм.
3) Как вы Считаете какими качествами должна была обладать женщина в эту эпоху?
Традиционная концепция женственности, разработанная во второй половине XIX в., подразумевала, что женщина должна быть своего рода собственностью мужчины, служить украшением его дома, быть «ангелом в доме» - эта метафора из стихотворения Ф. Патмора была широко распространена в Викторианскую эпоху. Вместе с тем отношение к женщине как к «леди» подразумевало рыцарское поведение, которое было закреплено в кодексе викторианского джентльмена. Женщине категорически запрещалось работать, что значительно подавляло многие способности женщин, в том числе и интеллектуальные. Если же она испытывала материальные затруднения, то ее должны были поддерживать другие члены общества. Она сама могла ничего не делать для этого, за исключением того, чтобы принимать с благодарностью то, что ей предлагалось. В каждом викторианском романе обязательно присутствовала благодарная и благородная по происхождению бедная родственница.
К. Хьюитт подчеркивает, что единственной альтернативой для женщины была роль гувернантки, но это в большинстве случаев означало, что впредь женщина будет исключена из социальной жизни: гувернантка обычно не могла проводить свое свободное время вместе с семьей, в которой она работала, но из-за своего положения не могла общаться наравне и со слугами. Это «пограничное» положение приводило к социальной изоляции, выдержать которую было достаточно сложно. Одиночество и соответствующий страх перед такой судьбой, своего рода общественным заточением, были настолько сильны, что девушки предпочитали уехать за границу (отсюда, кстати, множество английских гувернанток в России).
Несмотря на неравное положение женщин, «английскость» является неотъемлемой характеристикой и для леди. Главные ценностные ориентации в повседневной нравственной культуре женщин средних классов - это искренность, естественность, скромность. Не презирая никого открыто, она должна была чувствовать нежную жалость к неудачливому человеку, или более низшему по своему положению, или к «неосведомленному». В то же самое время она несла в себе невинность и добросердечность, которые разоружали недоброжелательность и приносили ей всеобщее уважение и любовь. Манеры истинной леди на улице регламентируются рамками викторианской повседневной культуры достаточно строго: как и в доме, она скромна, осторожна, добра и требует соответствующего обращения. Она всегда несет с собой благоприятную атмосферу, которая привлекает всех и делает общение с ней непринужденным.
Одним из важных компонентов образа джентльмена является его отношение к женщине. Женщина не является главным предметом забот джентльмена. Он обращает на нее внимание лишь тогда, когда ему необходимо жениться, составить во всех отношениях хорошую партию, причем финансовый вопрос здесь далеко не всегда выходит на первое место. Главными ценностями в женщине для него являлись добродетель, невинность, покорность, мягкость, нежность, благородство. Красота женщины в этом списке следует последним пунктом. Для него женщина - всего лишь крепкий тыл, который обеспечит ему отдых в спокойной, уютной обстановке от опасностей и грязи публичной жизни. Таким образом, женщина и жена для джентльмена являются синонимами. Любовь его спокойна и дружественна, благородна и обещает защиту. Он готов вступиться за честь девушки, если добродетель ее доказана. Леди сопровождала джентльмена на выездах, принимала в его доме друзей, поддерживая его репутацию, рожала ему детей, читала для него книги и газеты, занималась благотворительностью, выполняя его обязательства, на которые ему просто не хватало времени, т. е. она полностью жила его жизнью и для него. Ради такой женщины джентльмен готов на многое, но не на все: на все он готов лишь ради своей карьеры или чтобы угодить другому джентльмену.
3.Стандарты публичного поведения.
В викторианский период власть разнообразных норм и установлений в обществе была беспрецедентно велика. Чрезвычайно жесткие требования их соблюдения одна из главных характерных черт викторианства. Другим важным моментом является их унификация. Тогда как в традиционных сообществах социальные нормы существенно варьировались в различных прослойках, в викторианском обществе наблюдается если не полное единообразие, то, по крайней мере, существенное сближение стандартов поведения. Это было вполне объяснимо и обоснованно. Росло население, росли города, увеличивалось число безличных социальных контактов, которые были немыслимы в малых сообществах доиндустриального периода. В таких условиях бесконфликтные социальные отношения напрямую зависели от дисциплинированности, предсказуемости поведения людей и общего понимания поведения. И выработка, и соблюдение точных правил, стандартизирующих поведение и регулирующих взаимоотношения, становились превентивной мерой против анархии, преступности и беззакония, источником социальной стабильности и порядка.
Невозможно осознать значение социальных норм в повседневной практике, если, хотя бы вкратце, не остановиться на таком понятии, как репутация, и связанным с ней понятием респектабельность. Термин репутация можно охарактеризовать как оценку личности обществом. Эта оценка могла быть как позитивной хорошая репутация, так и негативной плохая репутация. В отличие от репутации, респектабельность, которая также являлась критерием оценки личностных качеств, могла существовать только со знаком плюс. Она означала признание обществом достоинств индивида и давала ему внутреннее сознание своей значимости.
Респектабельность предполагала законопослушность граждан и надлежащее уважение к господствующей морали. Поскольку в викторианском обществе было трудно отделить этические аспекты от теологических (атеизм неизменно связывался с аморальностью), на практике это означало обязательное проявление религиозности посещение церковных служб, отказ от развлечений в воскресные дни, благотворительную деятельность. Респектабельность также выражалась в строгой семейной жизни, соблюдении норм сексуальной морали, в приличии в речах и поведении, опрятности, трезвости и соблюдении статусной субординации.
Ввиду того, что оценку респектабельности давало общество, ориентация на общественное мнение являлась первостепенным фактором, определяющим публичное поведение. Общественное мнение (власть миссис Грунди) становилось поистине всемогущим: для большинства викторианцев более важным было то, что скажут о них в обществе, чем то, как они сами оценивают свои поступки. Они говорили правильные вещи, делали правильные вещи, и, по выражению У.Хогтона, искренность они приносили в жертву пристойности.
Сильное давление на личность общественного мнения, требований социального соответствия противоречили принципам свободы, индивидуализма, плюрализма и терпимости, то есть идеалам прежде всего среднего класса. И в то же время именно в средних классах давление ощущалось особенно сильно. К тому же морально-этический кодекс здесь был особенно суров и подчас противоречил самой человеческой природе. Поэтому вряд ли стоит удивляться, что в этих группах подавление или сокрытие личных убеждений и желаний носило практически всеобщий характер и вело к тому лицемерному конформизму, который для многих потомков стал коннотацией слова викториансво.
Это лицемерие могло иметь различные формы и причины. В одних случаях оно было неосознанным: люди не желали углубляться в самоанализ и вели себя определенным образом просто в силу укоренившихся обычаев или правил, привитых им еще в детстве. В других случаях двуличие осознавалось лишь частично и принимало форму самообмана. Стремление к моральному совершенству, неустанно пропагандируемое в средних классах, зачастую выливалось в претензии на моральное превосходство над ближними и, как следствие, в ханжество. Очень часто лицемерие могло быть вполне сознательным и рассчитанным на социальные дивиденды.
Впрочем, далеко не все викторианцы, осознанно практиковавшие конформизм, руководствовались, в первую очередь, корыстными мотивами. Во многих случаях конформизм был оправдан, так как жизнь человека, не соблюдающего установленные правила, существенно осложнялась. Ему труднее было сделать карьеру, мало того, он вообще мог лишиться работы. Законодательство, бюрократия, социальная иерархия, профессиональная жизнь были изрешечены правилами, обычаями, традициями, практикой, которые поддерживали моральное и религиозное соответствие. Несмотря на то что к рассматриваемому периоду многие законы, дискриминировавшие католиков и сектантов, были отменены, полной свободы совести достигнуто не было. Атеизм вел к снижению кредита доверия во всех сферах жизнедеятельности.
Человек, игнорирующий установленные нормы, становился объектом подозрения и подвергался социальному остракизму. С. Смайлс отмечал: Большая часть людей находится в нравственном рабстве у того сословия или той касты, к которой принадлежат. Между ними существует что-то вроде нравственного заговора против отдельных личностей. Каждый отдельный кружок, разряд и класс имеют свои особые нравы и обычаи, считаться с которыми необходимо; от несоблюдающего все сторонятся, как от зачумленного. И даже если человек сам был готов к таким жертвам, он не имел морального права подвергать им свою семью.











1)Викторианская эпоха - условное название длительного периода в истории Англии второй половины XIX в., связанного с годами правления королевы Виктории (1819-1901) и принца консорта (англ., consort - супруг) Альберта (1819-1861)























































































































































2)Джентельмен должен был быть законопослушным, хорошим семьямином, честным, справедливым, мужественным, добропорядочным.

















































3)Искренностью, нежностью, добротой, скромностью, добропорядочностью.А также должна была быть заботливой матерью и женою.


4. Закрепление изученного материала.
1.Какую эпоху в Англии называют Викторианской?









2.Назовите три этапа в развитии искусства викторианской Англии.















3.Какими нравственными качествами должен был обладать викторианский джентельмен?






















































4. Расскройте содержание традиционной концепции женственности.




















































5. Что обозначает термин респектабельность? И какое значение он имел среди социальных норм в эпоху Викторианства?









































Вывод: таким образом, трагикомедия викторианства состояла в том, что положенные в его основу благородные соображения о достоинстве, приличиях и неприличиях сделались самодовлеющими, выродились в мелочную регламентацию. За 64 года пребывания на троне королева превратила могущественную Британскую империю в единый дом образцовой добропорядочности. Невозможно было найти область жизни леди и джентльмена, к которой она не приложила бы свою руку. Все это тем более любопытно, что до воцарения королевы Виктории английское общество отнюдь не отличалось чрезмерной строгостью нравов и чопорностью в поведении.

1.Викторианская эпоха - условное название длительного периода в истории Англии второй половины XIX в., связанного с годами правления королевы Виктории (1819-1901) и принца консорта (англ., consort - супруг) Альберта (1819-1861)
2.В искусстве викторианского периода выделяют три этапа:
- ранний, или период неостилей (1835-1855);
- средне-викторианский период («Mid-Victorian period», 1855-1870);
- поздний, или «свободное возрождение Ренессанса» («Free Renaissanse revivals», 1870-1901).
3.Викторианский джентльмен прославился благодаря своим высоким нравственным качествам: был законопослушным, прекрасным семьянином, уважал порядок, его дом - крепость (и никому не должно быть дела до того, какие бури бушуют за ее стенами), он всеми почитаемый член общества, ратующий о благе бедняков, блюститель нравственности и гонитель порока. Джентльмен почти никогда не причиняет боли и страданий, а, напротив, занят устранением препятствий, которые мешают свободному и непринужденному общению, согласовывая свои поступки с действиями и словами остальных людей. Общение с ним предельно комфортно и удобно для окружающих. Истинный джентльмен тщательно избегает всего того, что может стать причиной столкновения во мнениях, чувствах, вызвать подозрение или сомнение, предотвращает нежелательные намеки. В любых обстоятельствах он должен был демонстрировать личное душевное мужество и самообладание, тяжелый труд служения обществу, лояльность и верность, учтивость.
4.Традиционная концепция женственности, разработанная во второй половине XIX в., подразумевала, что женщина должна быть своего рода собственностью мужчины, служить украшением его дома, быть «ангелом в доме» - эта метафора из стихотворения Ф. Патмора была широко распространена в Викторианскую эпоху. Вместе с тем отношение к женщине как к «леди» подразумевало рыцарское поведение, которое было закреплено в кодексе викторианского джентльмена. Женщине категорически запрещалось работать, что значительно подавляло многие способности женщин, в том числе и интеллектуальные. Если же она испытывала материальные затруднения, то ее должны были поддерживать другие члены общества. Она сама могла ничего не делать для этого, за исключением того, чтобы принимать с благодарностью то, что ей предлагалось. В каждом викторианском романе обязательно присутствовала благодарная и благородная по происхождению бедная родственница.

5.Респектабельность предполагала законопослушность граждан и надлежащее уважение к господствующей морали. Поскольку в викторианском обществе было трудно отделить этические аспекты от теологических (атеизм неизменно связывался с аморальностью), на практике это означало обязательное проявление религиозности посещение церковных служб, отказ от развлечений в воскресные дни, благотворительную деятельность. Респектабельность также выражалась в строгой семейной жизни, соблюдении норм сексуальной морали, в приличии в речах и поведении, опрятности, трезвости и соблюдении статусной субординации.
Ввиду того, что оценку респектабельности давало общество, ориентация на общественное мнение являлась первостепенным фактором, определяющим публичное поведение.
















13PAGE 15




13PAGE 15







15