Разработка урока по литературному чтению на тему Долганская сказка. Как появились разнве народы.

Тема: Долганская сказка «Как появились разные народы»
Класс: 2
Цель урока: познакомиться с народной долганской сказкой «Как появились разные народы»
Задачи урока:
Развитие устной связной и логической речи;
Расширение словарного запаса обучающихся;
Развитие навыков чтения, умений работать с текстом;
Воспитание чувства коллективизма, трепетного отношение к дружбе, братству, Родине.
Расширить кругозор учащихся, привить интерес к творчеству других народов.
Оборудование: учебники, фотографии, иллюстрации народов севера и северных животных.
Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся
Формируемые УУД

Организационный момент


-А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?




личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)


Подготовительная работа


Речевая разминка
-Прочитаем скороговорку:
Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.
-Кто попробует прочитать ее быстрее?
-Прочитаем все вместе, увеличивая темп чтения

-Какие сказки вы прочитали дома?
-Какие загадки встретили в этих сказках?
-Что объединяет все эти сказки?

-А сегодня мы с вами познакомимся с новой сказкой. Ее сочинил долганский народ.
-Откройте учебники на стр. 26. Прочитаем название сказки.
-Чем интересно название сказки?
-Как вы думаете, только ли долган интересовал этот вопрос?
-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Можно ли предположить, где живут люди, изображенные на ней?
-Кто еще изображен?

Словарная работа
-В сказке вам встретятся сложные слова. Например, что такое чум?
-Дичь?
-Еще вам встретятся названия народов, такие как долгане, эвеки, якуты, нанайцы. Давайте послушаем небольшие сообщения об этих народа, которые подготовили ребята.















-«Мудрая дева», «Мудрый старик» и т.д.
- Мудрые загадки.

-Они народные.




Работа с учебником.

-Оно звучит как вопрос.
-Этот вопрос интересует все народы.



-На Севере.
-Птицы.


-Переносное жилище северных народов.

-Дикие птицы.
- Эвенки – означает: живующий в горных лесах народ.  Эвенки говорят на эвенкийском языке Эвенки не имеют собственной письменности, в скотоводческих районах эвенками широко используется монгольская письменность, в сельскохозяйственных и горных районах – китайская письменность.
- Якуты - самый многочисленный коренной народ севера России. Якуты занимались в основном коневодством и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми ухаживали мужчины, а за крупным рогатым скотом - женщины. На севере разводили оленей.
- Нанайцы относятся к коренным народам Приамурья. Традиционно они занимаются рыбной ловлей, охотой, собирательством. Реки и окружающая тайга кормили и одевали нанайцев, обеспечивали семьи всем необходимым. Орудиями охоты были лук со стрелами, копье, различные самострелы, петли, сетки на мелких пушных зверей.

коммуникативные (развитие речевых умений)












регулятивные (актуализация полученных ранее знаний)

познавательные Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации;


регулятивные (целеполагание; планирование);




познавательные
Логические: построение логической цепи рассуждений.







Общеучебные: самостоятельный поиск информации.




коммуникативные
(развитие речевых умений)








Первичное восприятие и анализ текста


-Первый раз читаем сказку самостоятельно в пол голоса.
-Подтвердилось ли наше предположение, о ком эта сказка?
-Как называются народы, о которых вы сейчас прочитали?
Чтение текста.

-да


- долгане, эвеки, якуты, нанайцы.

регулятивные (целеполагание)


M° познавательные (поиск и выделение нужной информации)

Повторное чтение


-На сколько частей можно разделить текст?
-Читаем текст по частям и озаглавливаем каждую часть.

Чтение текста по частям
-На 3 части.
-Смелый человек.
-Дальний путь.
-Ссора.

познавательные
(логические: анализ объекта, деление на части)


Анализ содержания произведения


-Читаем один абзац и сразу отвечаем на вопросы по нему.

Почему птицы не замерзают в снегу, а согреваются?
Зачем человек пошел искать теплую страну?
Почему его можно назвать смелым человеком?
Как отнеслись люди и птицы к словам смелого человека?
Почему смелый человек не ушел со своим племенем?
Что произошло со смелым человеком?

- Древние люди думали, что каждое племя, род происходит от какого-то предка- животного. Такой предок по началу назывался тотемом. Смелый человек превратился в тотемную птицу.
6. Как шли люди в теплую страну?


-Из-за чего поругались люди?
-Как обиженный человек решил наказать обидчика?
-К чему это привело?
Чтение текста по абзацам с комментированием.

-Под снегом птицы согреваются.
-Он хотел помочь своему народу.
-Он не побоялся идти один.

-С подозрением.

-Он хотел остаться на родине.
-Он превратился в птицу.








-Дружно, все вместе.

Чтение до конца.

-Из-за перьев.
-Говорить на другом языке.

-Все стали разговаривать на разных языках.

познавательные (логические: анализ прочитанного, смысловое чтение, извлечение необходимой информации)

коммуникативные (умение полно и с точностью ответить на вопрос)





















Обобщающая беседа


-Почему это произведение можно назвать сказкой?
-Что значит выражение «говорить на разных языках»?
-Какая еще мудрость спрятана в сказке?
-Много вымышленного.

-Не понимать друг друга.

- Из-за своей жадности люди перестали понимать друг друга.

познавательные (логические: анализ прочитанного, смысловое чтение, извлечение необходимой информации)

коммуникативные (разрешение конфликтов, выявление, идентификация проблемы)






















Откуда пошли разные народы
В старину были очень жестокие зимы. Однажды поднялась страшная пурга. Люди даже высунуться не смели из чумов. Гуси и разные другие птицы зарылись в снег с головами. Лишь один человек оказался смелым и отправился в путь. Долго блуждал он и вот набрел на теплую страну. Вернулся он к своим людям и сказал:
- Я нашел, хорошее, жаркое место.
Услыхала его рассказ маленькая птичка-чирок и оповестила весь свой птичий народ. Узнали о теплой стране гуси, лебеди и другие птицы, и все улетели. И люди из племени того человека, который весть принес, тоже стали собираться в путь. А человек этот сказал:
- Все теперь слышали мою весть!
Но сам он не пошел, остался на прежнем месте. Сшил он себе теплую доху, чтобы спастись от холода. Надел эту доху и в птицу луня превратился.
Идут люди все вместе, держатся друг за друга, ищут дорогу в теплую страну. По пути подстреливают дичь для своего пропитания. У старинных людей оружием были луки. Чтобы стрелы летели прямо в цель, люди привязывали к их нижним концам орлиные перья. Однажды убили эти люди по пути орла и стали делить его перья. Из-за дележа принялись спорить и пререкаться: одному, мол, мало, а другому много перьев досталось. Один человек другому стал говорить:
- Мало перьев дал ты мне. Не стану теперь говорить на твоем языке!
И каждый из этих людей стал говорить на другом языке. Вот откуда пошли долгане, якуты, тунгусы и самоеды. Вот почему появились народы, говорящие по-разному.

15