Урок литературного чтения на тему Долганская народная сказка Как появились разные народы (2 класс)

Тема: Долганская народная сказка «Как появились разные народы»
Цели:1.Познакомить с долганской народной сказкой, продолжить работу по формированию у детей полноценного навыка чтения и умения работать с текстом произведения;
2.развивать логическое мышление, память и связную речь учащихся;
3.прививать интерес к книге, к чтению, стремление жить с окружающими людьми в мире и согласии; 
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, карточки для словарной работы
Ход урока
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Гульнара Гаяновна, и я сегодня буду вести у вас урок чтения.
Заливистый школьный звонок
Позвал 2 г класс на урок.
Будьте внимательны,
А ещё старательны.
-Сейчас мы послушаем фрагмент песенки, которая подскажет нам тему сегодняшнего урока (заслушивание муз.фонограммы «В гостях у сказки»)
-Догадались? Какая же тема нашего урока?(сказки)
-Да, мы продолжим с вами путешествие по сказкам разных народов мира.
2 Актуализация знаний.
-Но сначала я хочу проверить, как внимательно вы работали над предыдущими сказками?
Их названия вы видите на доске.
Киргизская народная сказка
Мудрый старик

Татарская народная сказка
Мудрая девушка

-Рассмотрите внимательно эти записи. Всё ли здесь верно?
--Давайте наведём порядок в этой записи. Кто хочет выйти и исправить ошибку?
-Ребята, скажите, что общего между этими 2 сказками? (Герои сказок загадывали загадки)
-Какие загадки вам запомнились? ( Какое расстояние между западом и востоком? Между правдой и ложью )
В татарской сказке падишах отменил свой жестокий указ. В киргизской сказке «Мудрая девушка» хан Болотбек простил свою жену. В обеих сказках правители признали себя побеждёнными. Почему? Если вы ответите на этот вопрос, значит, вы поняли народную мудрость, заключённую в сказках.
Вывод: Все народы во все времена ценят умных , мудрых людей, независимо от возраста. Ум, находчивость, метко сказанное слово часто спасали людей в трудные минуты.
II. Постановка проблемы.
- Мы прочитали 2 сказки разных народов. Сегодня нас ждёт встреча ещё с одной сказкой. Откройте свои учебники на стр.26, найдите заголовок новой сказки. Зачитайте его вслух. Чем интересен заголовок сказки? (В заголовке – вопрос)
-Какой народ пытается ответить на этот вопрос? ( долгане)
 -А вы когда-нибудь, задумывались, как образовались разные народности?
- Вот и малочисленному народу долганам было, интересно, откуда пошли разные народности, так они назвали свою сказку, где дают объяснение образованию народностей.
– Можно ли предположить, где живут люди, изображенные на иллюстрации?  
- Как догадались? (Эти люди живут на Севере. А на Севере очень холодно. Они одеты в меховые шубы. Разводят оленей. Ездят на собачьих упряжках.)
3.Чтение сказки учителем
– Подтвердилось ли наше предположение, о ком эта сказка?(да, это сказка о народах Севера)
- Как называются эти народы, прочитаем хором «эхом».
Словарная работа.
чум долгане
дичь эвенки
уточка-чирок якуты
лунь нанайцы

1.Работа над артикуляцией. Дыхательная гимнастика
2.Игра «Холодно»
- Щечки – комочки,
- носики – курносики,
- реснички – сестрички,
- ушки – непослушки,
-пальчики- мальчики.
5.Работа парами. Чтение друг – другу
V Закрепление изученного материала.
Повторное чтение по цепочке с комментариями(по абзацам)
1-й абзац.
- Что такое чум? (переносное жилище народов) (показ картинки0
– Почему птицы зарылись в снег?
2- абзац
– Зачем человек отправился на дальний путь?
- Почему он смелый человек?
3-й абзац
– Как отнеслись люди и птицы к словам смелого человека?
4-й абзац
– Почему смелый человек не ушел вместе со своим племенем?
– Что с ним произошло?
- Древние люди думали, что каждое племя, род происходят от какого-то предка-животного. Такой предок по-научному называется «тотемом». Смелый человек превратился в тотемную птицу.
5-й абзац
- Как люди шли в тёплую страну?
-Из-за чего поругались люди?
6-й абзац
- Как решил наказать обиженный человек другого? (решил не говорить на одном языке)
- К чему это привело?
Можно ли этот поступок назвать мудрым? А каким?
Подвижная физминутка
Игра « Белый шаман»
6.Выступление детей о народах Севера.(показ презентации)
Показ по карте
1-я группа
Основное занятие долган - оленеводство, охотопромысел и рыболовство. Женщины-долганки - в основном все хорошие мастерицы по пошиву национальной одежды, по украшению оленьих снаряжений, по оформлению домашней утвари для кочевой жизни.
2-я группа
Нанайцы относятся к коренным народам Приамурья. Традиционно они занимаются рыбной ловлей, охотой, собирательством. Реки и окружающая тайга кормили и одевали нанайцев, обеспечивали семьи всем необходимым. Орудиями охоты были лук со стрелами, копье, различные самострелы, петли, сетки на мелких пушных зверей.
3-я группа
Эвенки – означает: живущий в горных лесах народ.  Эвенки говорят на эвенкийском языке.  Эвенки не имеют собственной письменности, в скотоводческих районах эвенками широко используется монгольская письменность, в сельскохозяйственных и горных районах – китайская письменность
4-я группа
Якуты - самый многочисленный коренной народ севера России. Якуты занимались в основном коневодством и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми ухаживали мужчины, а за крупным рогатым скотом - женщины. На севере разводили оленей.
Работа в группах
-Перед вами карточки. Внимательно прочитайте слова. Что объединяет эти слова? (качества человека).
-Какие качества человека? (отрицательные)
-Выберите и те слова- качества человека , из-за которых люди поругались?.Объясните.
Глупость
Жадность
Хитрость
Трусость
Скупость
Ленивость
Грубость
-Давайте, ребята, выберем к этим словам антонимы.
-Какие качества человека вы бы выбрали для себя?
7.Обобщающая беседа.
Почему это произведение- сказка? Что, по- вашему, в ней реально, а что вымышлено? (Реально то, что есть такие народы , живущие на крайнем севере нашей необъятной страны. А вымышлено то, что человек превратился в птицу)
-Как вы думаете, зачем долгане рассказывают своим детям эту сказку? (Они рассказывают о происхождении своего народа, своего рода. В основе сказки лежит легенда.)
- Почему долганская сказка «Как появились разные народы» помещена в раздел «Сказка мудростью богата». ( В сказке спрятана между строк ещё одна мудрость: за то, что люди поссорились из-за своей жадности, они наказаны тем, что перестали понимать друг друга) 
8.Рефлексия
- Какой вывод для себя вы сделаете после чтения данной сказки? (Любую проблему или вопрос можно решить мирным путём, путём договора. Совсем
неважно, на каком языке говорят люди. Все они должны жить дружно, тогда и любое дело будет у них ладиться.)
8. Повторное обращение к иллюстрации.
- Какой момент сказки изобразил художник?
-Смелый человек нашёл тёплую страну, а мы попробуем попасть в тундру.
(звучит песня «Увезу тебя я в тундру»)





















Выберите те слова- качества человека , из-за которых люди поругались. Объясните.
Глупость
Жадность
Хитрость
Трусость
Ленивость
Грубость










Выберите те слова- качества человека , из-за которых люди поругались. Объясните.
Глупость
Жадность
Хитрость
Трусость
Ленивость
Грубость





1-я группа
Основное занятие долган - оленеводство, охотопромысел и рыболовство. Женщины-долганки - в основном все хорошие мастерицы по пошиву национальной одежды, по украшению оленьих снаряжений, по оформлению домашней утвари для кочевой жизни.





2-я группа
Нанайцы относятся к коренным народам Приамурья. Традиционно они занимаются рыбной ловлей, охотой, собирательством. Реки и окружающая тайга кормили и одевали нанайцев, обеспечивали семьи всем необходимым. Орудиями охоты были лук со стрелами, копье, различные самострелы, петли, сетки на мелких пушных зверей.










3-я группа
Эвенки – означает: живущий в горных лесах народ.  Эвенки говорят на эвенкийском языке.  Эвенки не имеют собственной письменности, в скотоводческих районах эвенками широко используется монгольская письменность, в сельскохозяйственных и горных районах – китайская письменность



4-я группа
Якуты - самый многочисленный коренной народ севера России. Якуты занимались в основном коневодством и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми ухаживали мужчины, а за крупным рогатым скотом - женщины. На севере разводили оленей.