Рок-опера Иисус Христос – суперзвезда урок музыки 7 класс


Урок для 7 класса
Тема: Рок-опера "Иисус Христос – суперзвезда"
Цель : Познакомить учащихся с жанром рок-оперы; знакомить с фрагментами рок-оперы Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда»; рассматривание вопросов о традиціях и новаторстве в жанре оперы; изучение драматурги и музикального языкаосновных образов рок-оперы; воспитывать уважение к религии и інтерес к современному искусству.
Тип урока: комбинированный
Музыкальные произведения: . Уэббер Э.Л. Фрагменты из рок-оперы: увертюра, сцена из Пролога и сцена в Гефсиманском саду, песня «Суперзвезда», «Колыбельная Марии Магдалины», хор «Осанна», «Небом полна голова», «Сон Пилата», «Песня царя Ирода», «Раскаяние и смерть Иуды» - по выбору учителя, Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы».

Ход урока:
І. Орг. Момент.
ІІ. Актуализация, мотивация опорных знаний.
- Что такое опера? (О́пера (итал. — дело, труд, работа) —жанр театрально-музыкального представления, в котором текст подчинен музыке. Представления, в которых объединялись музыка и пение. Литературная основа оперы — либретто. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.
- что такое либретто? (Либретто - (итал. libretto, букв. - книжечка) – словесный текст музыкально-драматич. произведения - оперы, оперетты, в прошлом также кантаты и оратории.) В основе либретто оперы лежит литературное произведение – сказка «Снегурочка», былина «Садко», миф «Орфей и Эвридика», поэма «Руслан и Людмила», новелла «Кармен» или исторический факт – событитя русской истории 1612г. – «Иван Сусанин», борьба русских воинов с половцами в 1185 г. – «Князь Игорь».
Сегодня мы поговорим не просто об опере, про рок-оперу.
Основные черты рок-музыки:
родилась среди молодёжи, её истоки – рок-н-ролл, ритм-энд-блюз
особая манера пения – «открытые» звуки, с выкриками
специфический инструмент – электрогитары, электронно-клавишные инструменты, усилительная аппаратура
в 60-е г. 20в. Появилась классика рок-музыки – Битлз, Пинк Флойд, Роллинг Стоунс и др.
- Что же такое рок-опера?
Рок-о́пера — опера в жанре рок-музыки. Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты. Возникла в кон. 1960 х гг. в США как разновидность мюзикла. Среди рок опер выделяются «Иисус Христос суперзвезда» Л. Э. Уэббера.
Именно об этой рок-опере сегодня пойдёт речь.
ІІІ. Новый материал. Беседа.
Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» была создана в 1969г. молодыми англичанами Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс.
Это произведение отразило отношение целого поколения к проблемам христианской веры и показало, что евангельские сюжеты и образы можно воплощать в форме оперы и стиле рока.
12 июля 1971 года состоялась премьера рок-оперы «Иисус Христос – Суперзвезда». Тогда появление оперы со столь скандальным названием, по мнению церкви, было настоящим святотатством, но по прошествии лет, страсти улеглись – даже Ватикан был вынужден признать художественную ценность этого произведения. Мюзикл «Иисус Христос – Суперзвезда» приобрел необычайную популярность во всем мире – был поставлен в 17 странах, вышел на видеокассетах и в формате DVD. Кроме того, на основе его сюжета сняты два фильма.
В основу сюжета рок-оперы положены события Евангелие, повествующие о последних семи днях земной жизни Иисуса Христа.
- Что такое Евангелие? (Это книга, входящая в состав Библии, в которой рассказывается о жизни и смерти Иисуса Христа)
В рок-опере органично переплелись различные направления классической оперы и популярной музыки (такой как соул, хард-рок, джаз, рок-н-ролл, балладный рок и др.), что сделало доступными образы и музыкальный язык рок-оперы широкому кругу молодежи, слушателям, которые желали приблизиться к пониманию библейской легенды об Иисусе Христе, как о Спасителе мира. Впоследствии опера была экранизирована (т.е. по сюжету оперы был снят кинофильм режиссером Н. Джуисоном). Публика (зрители, особенно молодежь) приняли рок-оперу с восторгом, некоторые песни из рок-оперы стали хитами 20-го века. Пластинки с записью оперы разошлись невиданно большим тиражом. Постановке рок-оперы предшествовало появление песни «Суперстар» (что обозначает «Суперзвезда»), эту песню стали транслировать множество радиостанций Англии.
СЮЖЕТ ОПЕРЫ
В основе – сюжет, взятый из Евангелие, рассказывающий о семи последних днях жизни Христа, о «страстной неделе». Драма Иисуса, пострадавшего за людские грехи, предательство Иуды, отречение апостола Петра, фигура Пилата – римского наместника Иудеи, вершащего неправедный суд, толпа, отвергающая своего пророка.
ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ
Иисус Христос – предназначен для избавления людей от зла, но в итоге сам оказывается жертвой
Иуда – предатель, но который предает ради спасения самого Христа и его дела
Понтий Пилат – который наказывает против своей воли
царь Ирод – в нем воплощены все возможные пороки.
Иисус в опере совершенно не тот, которого мы знаем по писаниям евангелистов. Скорее он напоминает лидера движения молодых хиппи. Он видит свою цель в избавлении людей от зла, но при этом полон сомнений, трагических предчувствий. Иисус верит в судьбу, в её роковое предназначение.
Слушание музыки. Увертюра к оперы «Иисус Христос – суперзвезда»
Слушание 1-го раздела увертюры.
-Каким было начало увертюры? Как звучала музыка?(Тревожно, мрачно, напряженно)
Открывается (начинается) увертюра мрачным гудением низких струнных инструментов, на фоне которых звучит однообразно повторяющаяся тема с интонациями вопроса, интонациями неопределенности.
В увертюре к рок-опере можно условно выделить четыре раздела. С музыкой первого раздела мы познакомились. После первого раздела (без паузы) сразу начинает звучать второй раздел увертюры. Мы с вами сейчас так и послушаем: сначала первый, а затем сразу второй. Постарайтесь определить по слуху, какие черты приобретает музыка во втором разделе увертюры.
Слушание 1-го и 2-го разделов увертюры.
-Какие черты приобретает музыка во втором разделе увертюры? (Музыка приобретает черты активно-грозного звучания, при поддержке агрессивного ритма, напоминающего скачку.)
-Какие музыкальные инструменты солируют во втором разделе увертюры?(Медные и ударные)
В следующем, третьем разделе увертюры на фоне «вдалбливаемых» ритмических формул начинают звучать нисходящие «крутящиеся» попевки. Напряжение звучания усиливается. Мелодия практически отсутствует, а короткие мелодические формулы обрываются, не успев оформиться в завершенные музыкальные мысли.
Слушание 3-го раздела увертюры.
На фоне тревоги и взволнованности начинается последний, четвертый раздел увертюры (кода). Послушайте этот раздел.
1-е слушание 4-го раздела увертюры.
-Какую знакомую мелодию вы услышали в четвертом разделе увертюры? (Здесь звучит знакомая нам тема песни «Суперстар») Эта инструментальная тема не достигает своего завершения, а обрывается как будто бы на полуслове.
-Как вы думаете, почему тема песни «Суперстар» неожиданно обрывается?
(Это песня об Иисусе Христе, это Он назван в рок-опере вождем, лидером, «суперзвездой». Его жизнь трагически обрывается в конце оперы.) Увертюра показывает нам краткое содержание оперы, поэтому композитор еще в увертюре обрывает на полуслове песню «Суперзвезда».
Тема песни «Суперзвезда» обрывается (как жизнь Иисуса Христа) и дальше звучит короткий, скорбный, трагический вокализ, напоминающий хорал. В увертюре словно нет точки, композитор предлагает слушателям поразмышлять над этой темой.
2-е слушание 4-го раздела увертюры.
Мы познакомились с увертюрой рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда», условно выделив четыре раздела для того, чтобы лучше понять музыку увертюры.
После увертюры следует песня «Heaven on their Minds» («Небом головы полны»), представляющая нам Иуду.
Слушание музыки. Песня «Heaven on their Minds» («Небом головы полны»)
Ария Иуды – хард-рок. Он созвучен образу Иуды, неистовству, жестокости, решительности этого персонажа. В хард-роке особая, напористая ритмическая энергия и экспрессия. В опере Иуда не предатель Мессии, а, скорее – наоборот самый верный и последовательный из его учеников. Однако осмыслить ситуацию логически он не в состоянии. Он считает, что Иисус, создав миф о самом себе, отходит от истинных целей своего учения. «Ты сам начинаешь значить больше чем то, чему ты учишь», – говорит он Христу. В своей арии Иуда предвидит финал событий и предупреждает Иисуса:
Слушай, Джизес, оглянуться пора.Ты поверь мне – я хочу нам добра.Но раскрой глаза – неразумно же брести наугад.За тобой идет толпа.Но толпа всегда слепа.Жаждет в рай, а попадет в ад!
Наравне с Иисусом, Иуда – один из главных героев.
Слушание музыки. Колыбельная Марии Магдалины
Лирическая линия оперы раскрывается в романтическом отношении Марии Магдалины и Христа.
Слушание музыки. хор «Осанна»
На последней недели перед Пасхой Иисус входит в Иерусалим. Первая встреча с толпой. Христос для неё Бог, герой, суперзвезда. Толпа преклоняется перед ним, воспевает его
«Мир падет к твоим ногам»
Слушание музыки. «Сон Пилата»
Предчувствия римского императора.
Слушание музыки. «Песня царя Ирода»
Царь Ирод – это воплощение всех пороков человека. Живет в свое удовольствие, ни в чем себе не отказывает.
И встречу с Иисусом он воспринимает, как некую игру. Он просит Христа показать ему чудо. Получив отказ он передает Иисуса обратно Пилату.
…Ну какой ты к черту Бог?Ты – обычный пустобрех.Прочь от меня,Твоя слава – брехня.Вон отсюда, Иудейский царь!
Слушание музыки. Раскаяние и смерть Иуды
Когда Иуда начинает понимать, что Иисусу грозит смерть, в которой история обвинит только его одного, он сам себя объявляет жертвой
«Зачем ты избрал меня для своего кровавого преступления?».
Логика Иуды такова: если Иисус — действительно сын Бога, значит, он всё предвидел заранее, сам расписал сценарий событий и пригласил его, Иуду, на роль «проклятого на все времена».
Эпилог
Последняя сцена говорит о том, что перед нами развернулось театральное представление. Спектакль на тему, которую в искусстве называют «вечной» – о любви, дружбе, предательстве, жертвенности. «Вечной» эта тема называется потому, что заставляет задуматься, размышлять людей всех эпох, всех возрастов.
ІV . Распевание.
V Работа над: интонацией, текстом, дикцией, артикуляцией. Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы».
VI. Обобщение изученного материала. Итог урока.
- С каким произведением рок-оперы вы сегодня познакомились?
- Почему оперу не признавала церковь?
- На какое развитие событий в опере настраивает нас увертюра? (Увертюра настраивает слушателей оперы на тревожный, взволнованный лад, на трагическое окончание рок-оперы.)