Отчет о проведенной учебной деятельности в рамках Программы Кембриджского университета за второе полугодие 2013-2014 учебного года учителя истории Шевченко Е. В.

Отчет
о проведенной учебной деятельности
в рамках Программы Кембриджского университета
за второе полугодие 2013-2914 учебного года
учителя истории Шевченко Е. В.

За второе полугодие 2013-2014 учебного года мною было проведено 17 уроков по всемирной истории средних веков, 17 уроков по краеведению и 34 урока по истории средневекового Казахстана в параллели седьмых классов.
Учебные занятия проводились согласно идеям Программы Кембриджского университета, в основе которой заложены принципы конструктивистской теории обучения. В процессе учебной деятельности мною активно внедрялись идеи семи модулей Программы. Основным модулем при проведении уроков являлся модуль «Обучение критическому мышлению», поскольку идеи и стратегии данного модуля наиболее близки к специфике предмета «история». Из урока в урок использовались такие стратегии, как ассоциации, «мозговой штурм», театрализация, РАФТ, написание синквейнов, отсроченная догадка, постановка проблемного вопроса, заполнение синтез таблиц, insert, ЗХУ, диаграммы Венна, стратегия «шести шляп» и другие стратегии.
Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» также использовался на каждом уроке и по сути дела являлся фоновым, поскольку помимо индивидуальной работы применялись формы работы в группах, малых группах, тройках, парах. Создание благоприятной образовательной среды в начале занятий и поддержание её во время всего учебного процесса является залогом успешности урока. Процесс обучения осуществлялся посредством диалогового общения учащихся, что мы и можем отнести к стратегиям данного модуля.
Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» представлен формативным и суммативным оцениванием. На уроках использовались такие виды формативного оценивания, как взаимопроверка, взаимооценивание, самооценивание, критериальное оценивание, устная оценка, наблюдение, проверка правильности понимания, индекс карточки, одноминутное эссе, трехминутная пауза, «светофор», «измерение температуры» и многое другое. Особый упор я делала на критериальном оценивании и взаимооценивании, способствующим развитию у учеников навыков саморегуляции и взаимной ответственности. Рефлексия как отдельная часть урока и являющаяся одной из целей оценивания, также применялась на каждом уроке и была разнообразна.
Стратегии модуля «Использование ИКТ в преподавании и обучении» применялись систематически на уроках и выражались в участии учеников в Интернет олимпиадах, использовании Интернет ресурсов, электронных карт, презентаций с применением интерактивной доски, планшетов и мобильных телефонов.
На каждом уроке были созданы условия для выявления одаренности учеников и раскрытии их талантов и способностей. Индивидуальные разноуровневые задания, составленные с учетом возрастных особенностей учащихся также давали возможность раскрытия талантов учеников, возможность находиться в собственной «зоне ближайшего развития» каждого ребенка. Процесс обучения при этом становится более личностно – направленным. Отмечу, наиболее способствуют этому индивидуальные задания поискового характера (самостоятельная подготовка сообщений по новой теме, презентаций, игра «пресс-конференция», отсроченная догадка), когда часть урока проводили сами ученики. Также на уроках ученики, самостоятельно проводившие упражнения или объяснявшие материал, оценивали одноклассников и аргументировали критерии оценивания.
Что касается моей деятельности на уроке, то прежде всего хотелось бы сказать о направляющем и организационном характере, подталкивающим учеников к активной самостоятельной деятельности в процессе получения знаний. Создавая условия для комфортного процесса обучения, я, как учитель-лидер, побуждала учеников к метапознанию (учиться собственному обучению).
Подводя итоги, хотелось бы выделить сильные и слабые моменты в педагогической деятельности в течении второго полугодия 2013-2014 учебного года.
Работая в группах, ученики достаточно хорошо развили коммуникативные навыки, учатся сотрудничать и прислушиваться к мнению друг друга.
Процесс обучения стал более комфортным и понятным для них. Это видно из рефлексии. Раскрылись «тихие» ученики, заинтересовались ученики со слабой мотивацией. Здесь могу особенно отметить Абиева Диаса (7 «Д»), Артукова Фахриддина (7 «Б»), Япрынцева Алексея (7 «В»).
Повысился познавательный интерес и как следствие, количество положительных оценок за урок. Повысились требования к собственной дисциплине на уроке (особенно в 7 «В», «Д» классах).
Очевиден процесс взаимообучения, инициаторами которого являются ученики с высокой мотивацией. При групповой, парной работе они берут на себя роль инициатора учебной деятельности. Ярко проявляются данные качества у Габидуллиной Златы (7 «А»), Мусиной Даяны, Талгатбек Акерке (7 «В»), Ким Елены, Нарметова Ойбека, Нигматиллаева Давлатбека (7 «Д»).
Вместе с тем имеются трудности при работе с 7 «Г» классом. Тяжело идет работа по развитию навыков критического мышления, групповой работе. Это обусловлено языковым барьером определенного количества учащихся и слабой мотивацией. Думаю, в следующем учебном году необходимо будет более подробно изучить личностные особенности учеников класса и на основании выводов вносить корректировки в планирование уроков.
Хотелось бы чаще использовать ИКТ на уроках. Это разнообразить структуру уроков и сделает урок более интересным и насыщенным.
Также планирую продолжать работу по внедрению критериального оценивания, поскольку убедилась в эффективности данного вида формативного оценивания. Дети стали заметно ответственнее и самостоятельнее. Повысились их требования к оцениванию и дисциплине.
15