Урок Соединение деталей изделия (5 класс)


5 класс.
Тема урока:
Соединение деталей изделия.
Практическая работа:
Перевод симметричных деталей.
Тип урока:
Изучение нового материала.
Характеристика темы:
Раздел "Проектирование и изготовление рабочей одежды» рассчитан на 24 часа. Тема является новой для учащихся, так как они еще не занимались переводом симметричных деталей на швейном изделии. На данном уроке закладываются основы технического моделирования, приемы технологии обработки швейного изделия. Тема направлена на развитие творческой стороны личности, поэтому воспринимается с интересом, способствует хорошей мотивации и развитию познавательной активности.
Характеристика класса:
Из 12-ти девочек могут работать: 3 – на репродуктивном уровне, 5 – на конструктивном уровне, 4– на творческом уровне.
Общая дидактическая цель:
создание условий для обеспечения усвоения первоначальных знаний на основе технического моделирования, приемов обработки швейного изделия, работы над проектом.
Триединая дидактическая цель:
Развивающий аспект: создать условия для развития наглядно-образного мышления, моторных навыков.
Познавательный аспект: обеспечить усвоение учащимися приемов технического моделирования, основных приемов обработки швейных изделий.
Воспитательный аспект: воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской и творческой деятельности. Воспитание личностных качеств, способствующих успешной деятельности в ученическом коллективе.
Оборудование:
ножницы, нитки, иголки, булавки, линейки, мел, карандаши, учебник 5-го класса.
Методы обучения:
репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический.
ХОД УРОКА
1.  Оргмомент Проверка готовности учащихся к занятию. Организация рабочего места. Включение всех учащихся в деловой ритм.
2.  Мотивация
Мы сегодня продолжаем работу над творческим проектом «Изготовление фартука». На сегодняшний день мы оформили часть проектной документации по фартуку в папку с проектом, начали создавать презентацию для защиты проекта, обработали такие детали кроя как бретель, нагрудник, нижняя часть и подготовили к обработке карманы. Сегодняшней нашей задачей будет являться соединение карманов с нижней частью фартука.
3.  Актуализация
Прежде чем приступить к новой теме, давайте поработаем на доске, ибо повторение – мать учения, а терпение и труд – все перетрут!
На доске тест с вариантами верных ответов.
4.  ЦелеполаганиеДавайте вспомним, когда мы с вами занимались конструированием чертежа выкройки, то говорили, что строим чертеж на половину фигуры. Чем это мы можем объяснить?
То есть, благодаря симметричности фигуры человека мы можем строить половину выкройки, что естественно упростит нам задачу. Из этого следует, что в целой выкройке будут симметричные детали.
Так у нас на фартуке карманы должны располагаться симметрично. А если мы возьмем нашу бумажную выкройку и деталь нижней части, на которой должны крепиться карманы, то увидим, что чертеж кармана присутствует с одной стороны, а подготовленные карманы нам нужно настрочить симметрично на нижнюю часть. Тоесть, получается, что нам каким- то образом нужно перенести конструктивные линии симметричных деталей. И так, у нас есть проблема, но пока мы не знаем пути ее решения. Какие предложения у вас будут по этому поводу? Как можно решить эту проблему?
5.  Первичное усвоение материала
Существуют различные пути, это:
перенос рисунка при помощи копировальной бумаги,
перенос рисунка путем «перебивания» меловых линий,
еще раз обвести выкройку с другой стороны,
воспользоваться линейкой
перенести при помощи копировальных стежков (стр. 29)
Вы предложили различные варианты решения. Как вы думаете, какой из предложенных способов будет наиболее эффективным? А что значит «Эффективный»? А каким образом можно доказать эффективность метода?
6.  Осознание и осмысление учебного материала
Сейчас каждой из вас предстоит выбрать тот способ переноса линий, который показался вам самым эффективным и доказать правильность вашего выбора.
В зачет доказательств принимается
Время, затраченное на выполнение задания
Точность работы
Но перед началом выполнения задания нелишне будет напомнить правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами:
Не закалывать колющие инструменты в одежду
Не держать их во рту
Использовать игольницу
Сосчитать количество булавок до и после работы
Ножницы на столе должны находиться с сомкнутыми концами
Передавать ножницы кольцами вперед
И, так приступаем к выполнению задания.
7.  Первичное закрепление учебного материала
Практическая часть
После окончания работы подведем промежуточные итоги. Какой способ переноса линий оказался самым быстрым? А самым точным? Тоесть, можно сделать вывод, что существует несколько довольно хороших методов и у каждого есть право выбора какой способ применить.
После того как мы подготовили нижнюю часть для работы нам осталось закрепить карманы по намеченным линиям. Для этого вам потребуются булавки, иголка с ниткой и ножницы. На стр. 65 учебника есть инструкционная карта по наметыванию кармана. Но там дана информация по обработке одного кармана, который находится посередине нижней части. А у нас два кармана. Прочитайте внимательно инструкцию и предложите свой вариант последовательности работ. Верный вариант последовательности, или алгоритм мы отразим на доске, и, используя его, проведем работу.
Наложить карманы по намеченным линиям.
Приколоть карманы булавками
Наметать карманы
Удалить булавки
Настрочить карманы отделочной строчкой на расстоянии 0,2 см от их краев. В начале и в конце выполнить закрепку.
Удалить наметочную строчку. Приутюжить карманы.
После окончания 4 пункта (наметывания), предъявите мне для контроля поузловую обработку. Если работа выполнена верно, вы сможете на следующем уроке приступать к выполнению машинных работ.
Практическая часть
8.  Подведение итогов, рефлексия
Результаты своей работы я прошу оценить самостоятельно, используя предложенную карту пооперационного контроля, которую вы видите на доске.
Чему научились на уроке?
А как вы добывали полученные знания и умения?
Понравилась ли вам своя работа?
Выставление оценок.
Анализируем работы учащихся, выявляем и демонстрируем лучшие работы.
9.  Домашнее задание.
Найти пословицы и поговорки, прославляющие труд для оформления проектной документации.