Рабочая программа по предмету Мир природы и человека 1 класс ФГОС образования обучающихся с умственной осталостью (интеллектуальными нарушениями)


Общеобразовательное казённое учреждение города Холмска _______________________________________________________
Россия, 694620, Сахалинская область, город Холмск, ул. Капитанская, дом 11; тел./факс: (424233) 2-02-96; (424233) 2-01-80, e- mail: korrekschool@mail.ru
СОГЛАСОВАНОУТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО
методическим решением и. о. директора ОКУ г. Холмска
объединениемпедагогического совета_________ И.Н. Слугинаучителей и протокол №__1__
воспитателей от «31» августа 2016 г.
ГПД
протокол № _1_
от «_31_» августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
____________________ Мир природы и человека. ______________
(наименование учебного предмета)
_______________________1 класс ______________________
(уровень образования)
__________________________ 1 год____________________________________
(срок реализации программы)
Программа разработана на основе адаптированной
общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
на 2016-2020 гг.
(наименование программы)
_____________________________Смирновой Н. Ю.________________________
кем (ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу)
г. Холмск
2016 годПояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа по предмету мир природы и человека для 1 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2016-2020 гг., и реализует программу под редакцией Бгажноковой И.М. для специальных (коррекционных образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, «Просвещение» С-Петербургский филиал, 2014 г.
Перечень нормативных документов:
1. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2016-2020 гг.
3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой. – М., Просвещение, 2014.
4. Учебный план образовательного учреждения.
Цель данной программы — формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Основные задачи программы:
Уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах.
На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.
Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные.
Сформировать знания обучающихся о природе своего края.
Сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить обучающихся бережному отношению к природе.
Программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану общеобразовательного казённого учреждения г. Холмска на изучение предмета мир природы и человека отводится 65 часов в год (2 часа в неделю).
1 четверть – 8 учебных недель – 17 часов.
2 четверть – 8 учебных недель – 15 часов.
3 четверть – 9 учебных недель – 15 часов.
4 четверть – 8 учебных недель – 18 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты.
1) осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
2) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
5) самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
6) понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
7) готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Метапредметные результаты.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
1) вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
2) использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
3) обращаться за помощью и принимать помощь;
4) слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
5) сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
6) договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
1) адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
2) принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
3) активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
4) соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
1) выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
2) устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном матер1) иале;
3) пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями, читать; писать;
4) наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
5) работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Предметные результаты.
Минимальный уровень:
Обучающиеся должны усвоить следующие представления:
о мире живой и неживой природы, растениях, животных;
о человеке, его общине, работе его органов чувств;
о погоде и ее явлениях;
о смене времен года.
Уметь:
правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы;
называть свое имя, фамилию, возраст, пол.
- уметь называть и показывать органы чувств человека.
Достаточный уровень:
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
Должны применять практически следующие знания:
-правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
- различать объекты живой и неживой природы;
- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
- называть наиболее распространенных диких и домашних животных своей местности;
- знать органы чувств человека, их названия и назначение.
- знать характерные признаки лета, осени, зимы, весны;
- знать некоторые взаимосвязи в неживой и живой природе;
- знать значение и зависимость от изменений в природе сезонного труда людей;
- знать особенности зимующих птиц;
- знать особенности и различия деревьев, кустарников, травянистых растений, лиственных и хвойных растений;
- знать части растений;
- уметь охранять свое здоровье от простудных заболеваний;
- уметь вести наблюдения в природе по заданиям;
- уметь правильно строить режим дня, выполнять необходимые правила личной гигиены;
- уметь ухаживать за комнатными растениями;
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека».
I. Сезонные изменения в природе.
Сезонные изменения в неживой природе.
Влияние солнца на изменения в природе (Зима - солнце светит мало, греет слабо; жизнь замирает. Лето - солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью).
Знакомство с временами года и их названиями.
Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.
Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
Растения и животные в разные времена года.
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха.
Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.
Животные зимой. Медведь, заяц.
Одежда людей, игры детей в разное время года.
II. Неживая природа.
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь. Их признаки/
Деятельность человека в течение суток.
Земля: песок, камни, глина.
Солнце - источник тепла и света.
Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.
III. Живая природа.
Растения.
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения (различия этих групп не разбираются).
Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.
Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года.
Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран; растения холодных стран; их сравнение.
Животные.
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).
Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные холодных стран, их сравнение.
Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времени года (1-2 хорошо знакомых животных).
3.Человек.
Пол, возраст, имя, фамилия.
Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.
Осанка человека. Кожа. Порез, ожог.
Первая помощь при порезах, ожогах.
Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.
Элементарные представления о строении и работе органов чувств
(глаза - орган зрения, ухо - орган слуха и т.д.). Профилактика травматизма и заболеваний органов
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Мир природы и человека»
№ п/п Дата проведения Раздел, тема Кол-во часов Основные виды учебной
деятельности обучающихся Контрольно-оценочная деятельность
план факт I четверть Неживая природа. 02.09 Введение. Экскурсия. Живая и неживая природа. 1 Игровая, познавательная, наблюдение. Устный, индивидуальный
2 07.09 Объекты живой и неживой природы. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
09.09 Земля и солнце. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
14.09 Влияние солнца на изменения в природе . 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
16.09 Солнце и жизнь растений. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
21.09 Знакомство с временами года и их названиями. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
23.09 Наблюдение за сменой дня и ночи. 1 Игровая, познавательная, наблюдение.. Устный, индивидуальный
28.09 Небо днем, ночью: солнце, облака, луна, звезды. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
30.09 Знакомство с понятием - сутки. Восход, закат. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
05.10 Занятия людей в течении суток. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
Сезонные изменения в природе. 07.10 Экскурсия. Сезонные изменения в природе. 1 Игровая, познавательная, наблюдение. Устный, индивидуальный
12.10 Осень. Наблюдения за изменениями погоды. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
14.10 Признаки осени. Растения и животные осенью. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
19.10 Признаки осени: изменение окраски листьев на деревьях, листопад. Поведение насекомых и птиц осенью. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
21.10 Занятия и одежда детей осенью. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
26.10 Ноябрь. Сезонные изменения в природе. 1 Игровая, познавательная, наблюдение. Устный, индивидуальный
28.10 Обобщающий урок. 1 Игровая, познавательная. Устный, индивидуальный
II четверть 09.11 Экскурсия. Сезонные изменения в природе в ноябре. 1 Игровая, познавательная, наблюдение. Устный, индивидуальный
Живая и неживая природа. Устный, индивидуальный
11.11 Части растений (корень, стебель, ствол, лист, цветок, плод). 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
16.11 Выявление представлений о мире растений, их разнообразие: кустарники, травы. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
23.11 Знакомство с животными своей местности. Домашнее животное: кошка. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
25.11 Знакомство с животными своей местности. Домашнее животное: собака. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
30.11 Понятие о месте обитания животных, повадках, приспособление к смене времен года. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
02.12 Солнце – источник тепла и света. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
07.12 Влияние солнца на изменения в природе зимой (солнце светит мало, греет слабо, все замирает) 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
09.12 Земля – песок, камень, глина. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
14.12 Зима. Изменения в природе (холодно, ветер, снег, снегопад) Экскурсия. 1 Игровая, познавательная, наблюдение. Устный, индивидуальный
16.12 Одежда людей в разное время года. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
21.12 Одежда людей в разное время года. Зимняя одежда. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
23.12 Игры детей в разное время года. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
28.12 Игры детей в разное время года. Зимние игры. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
30.12 Обобщающий урок. 1 Игровая, познавательная. Устный, индивидуальный
III четверть Повторение.
18.01 Экскурсия. Сезонные изменения в природе. Признаки зимы. 1 Игровая, познавательная, наблюдение. Устный, индивидуальный
20.01 Дикие животные: заяц. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
25.01 Дикие животные. Медведь. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
27.01 Приспособление диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
01.02 Приспособление диких животных к разным условиям жизни: животные холодных стран. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
03.02 Приспособление диких животных к разным условиям жизни, их сравнение. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
08.02 Экскурсия. Зимний покой деревьев. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
10.02 Мир растений в зимой. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
22.02 Мир животных зимой. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
24.02 Мир животных, его разнообразие: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
01.03 Экскурсия. Весна. Сезонные изменения в природе. Признаки весны ( таяние снега, сосульки) 1 Игровая, познавательная, наблюдение. Устный, индивидуальный
03.03 Влияние солнца на изменения в природе. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
10.03 Одежда людей весной. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
15.03 Игры детей весной. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
17.03 Обобщающий урок. 1 Игровая, познавательная. Устный, индивидуальный
IV четверть Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека
31.03 Экскурсия. Ранняя весна в природе. 1 Игровая, познавательная, наблюдение. Устный, индивидуальный
05.04 Наблюдения за набуханием почек, появление листьев. 1 Игровая, познавательная, наблюдение. Устный, индивидуальный
07.04 Выявление представлений о мире, растений, их разнообразий: цветковые растения. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
12.04 Экскурсия. Первые весенние цветы. Наблюдения за растениями нашей местности: береза, клен, мать-и-мачеха. 1 Игровая, познавательная, наблюдение. Устный, индивидуальный
14.04 Приспособление растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения холодных стран, их сравнение. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
19.04 Уход за комнатными растениями: пересадка, рыхление, полив. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
21.04 Появление первых перелетных птиц. Грач. Скворец. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
26.04 Животные весной. Заяц, медведь. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
Человек. 28.04 Человек. Пол, возраст, имя, фамилия. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
03.05 Внешний облик человека, голова, шея, туловище, руки, ноги. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
05.05 Осанка человека. Части тела человека. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
10.05 Кожа. Порез, ожог. Первая помощь при порезах, ожогах. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
12.05 Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
17.05 Органы чувств человека: глаза, уши, рот,. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
19.05 Органы чувств человека: кожа. 1 Игровая, познавательная, усвоение нового материала. Устный, индивидуальный
Повторение. 24.05 Повторение: живая и неживая природа. 1 Игровая, познавательная. Устный, индивидуальный
26.05 Повторение. Сезонные изменения по итогам наблюдений (осень, зима, весна). 1 Игровая, познавательная. Устный, индивидуальный
31.05 Экскурсия во двор школы для наблюдения за изменениями в природе. Задания на лето. 1 Игровая, познавательная. Устный, индивидуальный
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Требования к оснащению учебного процесса на уроках по предмету мир природы и человека разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.
Перечень учебно-методической литературы.
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией
И.М. Бгажноковой. – М., Просвещение, 2014.
2. Учебник Матвеевой Н.Б, Коткиной М. С.- «Живой мир»: учебник для 1 класса / Матвеева Н.Б. - М.: Просвещение, 2014.
Дополнительная литература:
1. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
2. Касаткина Н.А. «Учебно – воспитательные занятия в группе продленного дня». Волгоград: Учитель, 2007.
3. Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Ознакомление с окружающим миром». М: Мозаика – Синтез, 2006.
4. Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.: Владос, 2002.
5. Зикеев А.К. Развитие речи специальных (коррекционных) образовательных учреждений: учебное пособие для студентов вузов.
6. Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников 1-4
классов.
Оборудование: компьютер, проекционное оборудование; демонстрационный материал, картинки по развитию речи, наглядные пособия для обучающихся (картины по темам) и др... Картины по развитию речи: 2.1.1 «Зимние забавы», 2.1.2 «Ранняя весна», 2.1.5 «Сказки», 2.1.16 «Новый год», 2.1.27 «Помоги зимующим птицам».