Адаптированная образовательная программа по предмету Речевая пракьтика, 1 класс, 8 вид


МБОУ Есаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта)
СОГЛАСОВАНО:УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВРДиректор МБОУ
Есаульская СКШИ
________ В.А. Речкалова__________ Р.К. Байгутина« » __________ 2016 г.« » __________ 2016г.
Адаптированная образовательная программа
по предмету «Речевая практика»
для 1 класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель программы:
учитель начальных классов
высшей категории
Щипова Е.П.
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № 1 от « » ____________ 2016 г.
Руководитель ШМО: _________ Т.Г. Воронова
Содержание адаптированной образовательной программы по математике предусматривает следующие разделы:
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной образовательной программы.
1.3 Система оценки достижения обучающимися с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы.
2. Содержательный раздел.
2.1. Программа формирования базовых учебных действий.
2.2. Содержание программы по предмету.
3. Организационный раздел.
3.1.Учебно - методический комплекс.
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный уровень:
Конвенция о правах ребенка (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1998 г. Подписана от имени СССР 26 января 1990.);
Декларация прав ребенка (Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1995 г.);
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление главного Государственного врача от 10.08.2015 г. № 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2. 3286-15 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ»
Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;
Приказ  Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20. 09. 2013 г. N 1082 г. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 октября № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»;
Региональный уровень
Приказ МОиН Челябинской области № 01-2540 от 25.08.2014 «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов), для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014-2015 учебный год»;
Письмо МОиН Челябинской области 0т 11.09. 2015 г «О направлении рекомендаций по вопросам разработки и реализации адаптированных образовательных программ в общеобразовательных организациях»;
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 17.07.2014 г. № 03-02/5561 «Об использовании в работе рекомендаций к содержанию заключений ПМПК»
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 12.12.2014 г. № 03-02/9894 «Об использовании в работе рекомендаций к содержанию заключений ПМПК по форме ОГЭ и ЕГЭ для лиц с ОВЗ»
Приказ МОиН Челябинской области от 03.02. 2016 г. «Об исполнении органами местного самоуправления в сфере образования, возложенных на них мероприятий ИПРА инвалида и ИПРА ребенка – инвалида ФГУМСЭ»
Устав МБОУ « Есаульская школа-интернат»;
Локальные акты МБОУ «Есаульская школа-интернат»
Адаптированная образовательная программа основана на принципах реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в соответствии с их способностями и возможностями в целях их социальной адаптации и интеграции в общество, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Цель курса «Речевая практика»:
- Совершенствование речевого опыта обучающихся, обогащение языковой базы. Формирование выразительной стороны речи. Воспитание культуры речевого общения.
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:
-Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
-Формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;
-Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
-Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и
содержанию;
-Развитие навыков устной коммуникации;
-Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников. Школьникам предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, понятия.
Программа ориентирована на использование учебника «Устная речь: учебник для 1класса» / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2011.
Место учебного предмета
Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий.
Рабочая программа по курсу «Речевая практика» в соответствии Учебным планом МБОУ Есаульская школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели (2 часа в неделю в соответствии с расписанием).
Количество часов в год – 66ч.
Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 35 минут. Распределение учебных часов по разделам программы

1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной образовательной программы.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС,
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
2) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми вповседневной жизни;
3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия;
4) способность к осмыслению социального окружения, своего места внем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося;
6) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками вразных социальных ситуациях.
К предметным результатам освоения АООП относятся:
Обучающие должны уметь:
1)формулировать просьбы и желания с использованием этикетных слов и
выражений;
2)участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
3)воспринимать на слух сказки и рассказы; отвечать на вопросы учителя поих содержанию с опорой на иллюстративный материал;
4)выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения сопорой на образец чтения учителя.
1.3 Система оценки достижения обучающимися
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы.
В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Во время обучения в первом подготовительном и I-м классах, а также в течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность
ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
2. Содержательный раздел.
2.1. Программа формирования базовых учебных действий.
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и
осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Коммуникативные учебные действия
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми.
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности.
Познавательные учебные действия:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

2.2. Содержание программы по предмету.
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, данная рабочая программа предусматривает повторяемость материала (в разных формах). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется, что способствует более прочному усвоению элементарных математических знаний умственно отсталыми учащимися.
Аудирование и понимание речи.
Выполнение простых и составных
устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях.
Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители.
Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменномвиде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующейслову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельныхслогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении
педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту,пересказ.
Дикция и выразительность речи.
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях.
Использование мимики и жестов в общении.
Речевое и неречевое общение.
Правила речевого общения.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения.
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития
коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации
их жизни.
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме
ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и
формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение
ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложногомонологического) по теме ситуации.
3. Организационный раздел.
3.1.Учебно - методический комплекс.
Учебно-дидактический материал для учащихся:
Устная речь: учебник для 1 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2011.
Методические пособия для учителя:
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Календарно-тематическое планирование по предмету «Речевая практика»
1 класс
№ Тема Кол-во часов Дата Задачи Словарь Оборудование
1 четверть-18часов.
1. Давайте познакомимся!
Игра «Наши имена»
1 Прививать навыки коммуникативного поведения.
Учить отвечать на
вопросы учителя впроцессе беседы, активизировать словарный запас, развивать слуховую память. Имена одноклассников,
ФИО учителя и
воспитателя Учебник, иллюстрации
2. Давайте познакомимся!
Игра «Наши имена» 1 Познакомить с ритуалами социального взаимодействия содноклассниками и учителем. Учить строить
ответные реплики втиповом диалоге,
активизировать
словарь,
развивать слуховое восприятие, внимание. слова-приветствия,
названия школьныхпредметов учебник,
иллюстрации,
аудиозапись
песни из м/ф
«Крошка Енот».
3. Экскурсия по школе «Давайте познакомимся!» 1 Развивать наблюдательность, внимание, память, мыслительные операции, расширять словарный запас. слова-приветствия,
названия школьных кабинетов 4. Давайте познакомимся! Игра «Приветствие, подари улыбку» 1 Формировать у учащихся умение отвечать на вопросы учителя в процессе беседы. Слова-приветствия Учебник
5. Повторение правил поведения при знакомстве. 1 Закреплять правила поведения при знакомстве, умение строить ответные реплики в диалоге. Коррекция недостатков познавательной сферы. Слова-приветствия Учебник
6. Знакомство во дворе. Тренировочные упражнения в мимике. 1 Познакомить с одним из правил участия в диалоге: приветливо смотреть на собеседника во время беседы. Побуждать
инициировать диалог,
Развивать
зрительную память,
словесно-
логическое мышление. здравствуйте,
давайте
познакомимся учебник,
иллюстрации.
7.
8. Знакомство во дворе.
Игра «Дополни предложение» 2 Расширять знания о
правилах поведения при знакомстве,
Корригировать
эмоционально-
волевую сферу. Воспитывать положительную учебную мотивацию. площадка,
разрешите познакомиться учебник,
иллюстрации, игрушки.
9. Знакомство со сказкой «Теремок». 1 Познакомить с
русской народной
сказкой «Теремок»,
Учить строить ответные реплики в типовом диалоге. теремок, лиса, заяц,
мышка, лягушка,
волк учебник,
иллюстрации, м/ф
«Теремок»
10. «Теремок». Коллективное рассказывание. 1 Учить пересказывать сказку по вопросам учителя, по иллюстрации.
Развивать
интонационные
умения в процессе
пересказа. теремок, лиса, заяц,
мышка, лягушка,
волк Учебник,
иллюстрации.
11.
12. Теремок. Инсценирование. 2 Развивать интонационные и жестово – мимические умения в процессе инсценирования сказки. Развивать
диалогическую речь, внимание, память, последовательность мышления. теремок, лиса, заяц,
мышка, лягушка,
волк Учебник,
иллюстрации, игрушки, маски
13. Знакомство в гостях. Правила поведения при знакомстве с ровесниками и старшими. 1 Продолжать формировать у учащихся представления о поведении в ситуации знакомства. Обобщить и расширить представления о правилах поведения при знакомстве с ровесниками и старшими. Развивать интонационные и жестово – мимические умения.
правила поведения признакомстве, гость, гостья Учебник
14. Знакомство в гостях. Коллективное составление рассказа. 1 Познакомить с понятием «познакомить кого-то с кем-то». Обобщить и расширить представления о правилах поведения при знакомстве с ровесниками и старшими. Развивать
диалогическую речь, внимание, память, последовательность мышления. Воспитывать положительную учебную мотивацию. Меня зовут…,
Как вас зовут, извините пожалуйста, добро пожаловать, познакомьтесь пожалуйста. Учебник, кукла
15. Знакомство в гостях. Ролевая игра «Кукла встречает гостей». 1 16. Знакомство в гостях. Составление рассказа «Как я ходил в гости». 1 17. Знакомство в гостях. Составление рассказа «Как я встречал гостей» 1 18. Повторение изученного в
1 четверти. Закрепить ранее
полученные знания. Развивать интонационные и жестово – мимические умения.
вежливые слова Учебник,
иллюстрации, игрушки,