АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Мир природы и человека» 1 класс


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ
Рассмотрена на заседании методического объединения
протокол от _______2016 г №________ Утверждена приказом от _______ 2016 г
№________
Принята на заседании НМС
от ________ 2016 г. протокол №________ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Мир природы и человека»
(индивидуальное обучение на дому, Глиняный Дмитрий)
Составитель: Наумова Марина Николаевна,
учитель начальных классов (обучение детей с ОВЗ)
первой квалификационной категории
2016 – 2017 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
№ п\пНазвание раздела № страницы
I. Пояснительная записка II. Общая характеристика учебного предмета III. Место предмета «Мир природы и человека» в учебном плане IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета V. Содержание учебного предмета VI. Тематическое планирование VII. Система оценки достижения учащегося с умственной отсталостью планируемых результатов освоения адаптированной программы VIII. Планируемые результаты освоения предмета «Мир природы и человека», требования к знаниям и умениям учащегося IX. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для учащегося 1б класса с умственной отсталостью составлена в соответствии с:
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Концепцией специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.;
«Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы» / Под ред. В.В. Воронковой; 6-е издание. - М.: Просвещение, 2013;
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
СанПиНом 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".Федеральным образовательным стандартом для умственно отсталых детей;
Примерной основной образовательной программой для умственно отсталых детей;
Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Гимназии г. Лабытнанги (1-4 классы) на 2016-2020 г. г.
Курс «Мир природы и человека» для детей с умственной отсталостью является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития понятийного мышления на материале сведений о живой и неживой природе.
Живой мир как предмет по развитию речи должен обогащать и развивать активный словарный запас. На уроках учащиеся должны составлять простые предложения, сложные предложения с союзами, и описывать под руководством учителя предметы и явления природы.
Цель программы обучения:
-углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
-формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи программы обучения:
уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира;
выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;
сформировать знания учащихся о природе своего края;
сформировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.
II. Общая характеристика учебного предмета
 Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
III. Место учебного предмета в учебном плане
Согласно индивидуальному учебному плану обучения на дому учащегося 1б класса Глиняного Дмитрия Гимназии г. Лабытнанги в 2016-2017 учебном году на изучение предмета «Мир природы и человека» отводится 33 часа (из расчета 1 ч в неделю, всего 33 недели).
Учебно-тематический план
№ Тема Количество часов
1 Раздел « Неживая природа» 5
1 Введение. Экскурсия. 1
2 Объекты живой и неживой природы. Земля и солнце 1
3 Значение солнца. Солнце и жизнь растений 1
4 День и ночь. Небо днем и ночью 1
5 Сутки. Занятия людей в течение суток 1
2 Раздел «Сезонные изменения (времена года)» 10
2.1 Осень 3
1 Осень. Признаки осени 1
2 Занятия и одежда детей осенью 1
3 Осенняя прогулка. Составление коллекции листьев. 1
2.2 Зима 2
1 Зима. Признаки зимы 1
2 Одежда и занятия детей зимой 1
2.3 Весна 3
1 Весна. Признаки весны 1
2 Признаки весны 1
3 Одежда и занятия детей весной. 1
2.4 Лето 2
1 Лето. Признаки лета 1
4 Одежда занятия детей летом 1
3 Живая природа 18
3.1 Растения 6
1 Растения. Экскурсия в природу, наблюдение за растениями. 1
2 Строение и сходство растений. Различие растений 1
3 Разнообразие цветов. Семена. 1
4 Плоды растений. Овощи и фрукты 1
5 Приспособление растений к сезонным изменениям в природе.
Приспособление растений к разным условиям жизни. 1
6 Растения (обобщающий урок) 3.2 Животные 5
1 Животные. Строение и сходство животных 1
2 Различие животных. Детеныши животных 1
3 Домашние животные. Дикие животные 1
4 Приспособление животных к различным условиям жизни.
Приспособление животных к временам года 1
5 Животные (обобщающий урок). 1
3.3 Человек 7
1 Человек. Части тела человека 1
2 Гигиенические навыки 1
3 Лицо человека. Глаза. Уши. Нос 1
4 Уши. Нос 1
5 Рот. Кожа 1
6 Осанка. Скелет и мышцы человека 1
7 Обобщение и закрепление знаний по теме 1
IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Мир многогранен, интересен и всё время изменяется – необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.
Природа жизненно необходима и ранима – нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.
В мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни – следует изучать и уважать его.
Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.
V. Содержание учебного предмета
Неживая природа
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро день, вечер, ночь их признаки.
Деятельность человека в течение суток.
Земля: песок, камни, глина.
Солнце - источник тепла и света.
Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.
Сезонные изменения в природе
Влияние солнца на изменения в природе: зима-солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето-солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.
Знакомства со временами года и их названиями.
Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха.
Наблюдения и описания зимующих птиц; ворона, воробей.
Животные зимой. Медведь, заяц.
Одежда людей, игры детей в разное время года
Живая природа
Растения
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения
Части растений.
Наблюдения за жизнью растений в своей местности.
Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни.
Животные
Общие представления о мире животных, их разнообразии.
Знакомство с животными своей местности.
Человек
Пол, возраст, имя, фамилия.
Внешний облик человека.
Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.
Первая помощь при порезах, ожогах кожи.
Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.
Органы чувств человека.
Элементарные преставления о строении и работе органов чувств.
VI. Тематическое планирование
№ Тема урока Кол-во часов Дата Основные виды
учебной деятельности
(на уровне БУД)
Неживая природа. 5 Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
Умение работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Умение наблюдать;
умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале
1 Объекты живой и неживой природы. Земля и солнце 1 2 Значение солнца. Солнце и жизнь растений 1 3 День и ночь. Смена дня и ночи. Занятия людей днем и ночью. 1 4 День и ночь. Небо днем и ночью 1 5 Сутки. Занятия людей в течение суток 1 Сезонные изменения в природе. Осень 3 6 Осень. Признаки осени 1 7 Занятия и одежда детей осенью 1 8 Осенняя прогулка. Составление коллекции листьев. 1 Живая природа. Растения. 6 9 Растения. Экскурсия в природу, наблюдение за растениями. 1 Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо - родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
10 Строение и сходство растений. Различие растений 1 11 Разнообразие цветов. Семена. 1 12 Плоды растений. Овощи и фрукты 1 13 Приспособление растений к сезонным изменениям в природе.
Приспособление растений к разным условиям жизни. 1 14 Растения (обобщающий урок) 1 Сезонные изменения в природе. Зима 2 15 Зима. Признаки зимы 1 16 Одежда и занятия детей зимой 1 Живая природа. Животные. 5 - Умение наблюдать;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
17 Животные. Строение и сходство животных 1 18 Различие животных. Детеныши животных 1 19 Домашние животные. Дикие животные 2 20 Приспособление животных к различным условиям жизни.
Приспособление животных к временам года 1 21 Животные (обобщающий урок). 1 Сезонные изменения в природе. Весна 3 Умение наблюдать,
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик);
стремление к безопасному поведению в природе и обществе.
22 Весна. Признаки весны 1 23 Признаки весны 1 24 Одежда и занятия детей весной. 1 Живая природа. Человек. 7 25 Человек. Части тела человека 1 26 Гигиенические навыки 1 27 Лицо человека. Глаза. Уши. Нос 1 28 Уши. Нос 1 29 Рот. Кожа 1 30 Осанка. Скелет и мышцы человека 1 31 Обобщение и закрепление знаний по теме Сезонные изменения в природе. 2 Умение наблюдать, активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
умение оценивать свои действия.
32 Лето. Признаки лета 1 33 Одежда, занятия детей летом. Обобщающий урок 1 VII. Система оценки достижения учащимся с умственной отсталостью
планируемых результатов освоения адаптированной программы
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Оценку этой группы результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.
VIII. Планируемые результаты освоения предмета «Мир природы и человека»
Личностные результаты:
 Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
 Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
 Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
 Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар, библиотекарь.
 Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Предметные результаты:
 о мире живой и неживой природы;
 о человеке, работе его органов чувств;
 о погоде и её явлениях;
 о смене времён года.
Минимальный уровень:
 узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
 правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы;
 называть своё имя, фамилию, возраст, пол;
 называть и показывать органы чувств человека;
 знать правила гигиены органов чувств;
 относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);
 относить изученные объекты к определенным группам (корова -домашнее животное);
Достаточный уровень:
 узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
 правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
 знать правила гигиены органов чувств;
 знать отличительные существенные признаки групп объектов;
 различать объекты живой и неживой природы;
 выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
 называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
 называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение.
Основные требования к знаниям и умениям учащегося
на конец 1 года обучения
Учащийся должен уметь:
- правильно называть изученные объекты и явления;
- сравнивать и различать растения сада, леса, огорода, поля;
- различать диких и домашних животных, птиц, уметь описать их повадки и образ жизни, значение в жизни человека;
- различать времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных и человека в разные времена года.
Учащийся должен знать:
- о земле, её составе, свойствах, значении для жизни растений;
- о растениях поля, сада (цветковых растениях), их строении, использовании человеком;
- о домашних животных и птицах, их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;
- о насекомых, их роли в жизни природы;
- о взаимосвязях сезонных изменениях в живой и неживой природе;
- о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы для здоровья и жизнедеятельности человека;
- правила ухода за растениями сада, как использует человек;
- о необходимости бережного отношения человека к себе и к природе.
IX. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. «Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы» / Под ред. В.В. Воронковой; 6-е издание. - М.: Просвещение, 2009.
2. Матвеева Н. Б. Живой мир. 1 класс. Учебник для образовательных организаций, реализующих адапт. Основные образоват. Программы\ Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова. – М.: Просвещение.-2016 год
3. Матвеева Н. Б. Рабочая тетрадь №.1, 2 . Москва:Просвещение.-2016 год/
Аннотация к адаптированной рабочей программе
по учебному предмету «Мир природы и человека»
для работы в 1б классе в 2016-2017 учебном году
Разработчик: Наумова Марина Николаевна, учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Рабочая программа на учебный год составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы» / Под ред. В.В. Воронковой; 6-е издание. - М.: Просвещение, 2009.
Место учебного предмета в Учебном плане Гимназии г. Лабытнанги.
Согласно индивидуальному учебному плану обучения на дому учащегося 1б класса Глиняного Дмитрия Гимназии г. Лабытнанги в 2016-2017 учебном году на изучение предмета «Мир природы и человека» отводится 33 часа (из расчета 1 ч в неделю, всего 33 недели).
Цель преподавания (освоения) учебного предмета
-углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
-формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи преподавания (освоения) учебного предмета:
уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира;
выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;
сформировать знания учащихся о природе своего края;
сформировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.
Используемый УМК по учебному предмету в данном классе.
Матвеева Н. Б. Живой мир. 1 класс. Учебник для образовательных организаций, реализующих адапт. Основные образоват. Программы\ Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова. – М.: Просвещение.-2016 год
Матвеева Н. Б. Рабочая тетрадь №.1, 2 . Москва:Просвещение.-2016 год/