РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Социально-бытовая ориентировка» 1 КЛАСС VIII ВИД (II вариант)


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 131
Красносельского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТАрешением педагогического совета
ГБС(К)ОУ № 131
Протокол № 1 от ____________2015 г.
Председатель педагогического совета
____________Л.Н. Ненашева
УТВЕРЖДЕНА
Приказом № ___ от ________2015 г.
директора ГБС(К)ОУ № 131
______________ Ненашевой Л.Н.

Рабочая программа
по предмету «Социально-бытовая ориентировка»
Класс 1 «Д» количество часов по учебному плану: 1
2015-2016 учебный год
Ф.И.О. учителя: Зайцева Юлия Юрьевна,
учитель начальных классов
Категория: не аттестована
Санкт-Петербург
2015
Оглавление
№ п / пСодержание Страницы
1 Оглавление 1
2 Пояснительная записка 2
3 Тематический план 5
4 Содержание программы 5
5 Требования к уровню подготовки учащихся 7
6 Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 7
7 Календарно-тематический план 9
8 Лист корректировки программы 13
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 1 класса VIII вида (II варианта) составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Распоряжением Комитета по образованию СПб от 13.05.2015 № 2328-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год»;
Распоряжение Комитета по образованию СПб от 06.05.2015 №2158-р;
«О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2015/2016 учебном году»;
Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10.06.2014 года № 03-20-2419/14-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
Учебный план ГБС(К)ОУ школы №131 Красносельского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год;
Образовательная программа ГБС(К)ОУ школы№ 131 Красносельского района Санкт-Петербурга ;
Положение о рабочей программе ГБС(К)ОУ школы №131 Красносельского района Санкт-Петербурга;
Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся классов VIII вида ГБС(К)ОУ школы №131 Красносельского района Санкт-Петербурга.
Практическая направленность всего образовательного процесса, ориентированного на индивидуально-типологические особенности каждого учащегося является важной составляющей обучения предмету «Социально-бытовая ориентировка». В основу уроков по предмету положен интегративный подход, который предполагает освоение учащимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме. На уроках дети обучаются элементарным социально-бытовым умениям сначала с помощью учителя, а затем и с элементами самостоятельности. Необходимость включения предмета «Социально-бытовая ориентировка» в учебный план с первого класса обусловлена крайне низким развитием высших психических функций учащихся, сниженными возможностями манипулятивных действий и участия в любом виде деятельности. Раннее начало коррекционных занятий позволит учащимся в более полном объеме усвоить социально значимые умения и навыки. На уроках учащиеся постепенно готовятся к взрослой жизни через овладение ими навыков самообслуживания, общения, приспособление их к жизни в обществе, воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год, годовым календарным учебным графиком, праздничными днями, установленными постановлением Минтруда и расписанием уроков, данная рабочая программа рассчитана на 33 часа в год (исходя из 33 учебных недель в году).
Целью обучения, по данному предмету является освоение учащимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме.
В соответствии с требованиями базовой программы, курс «Социально-бытовая ориентировка» в 1 классе призван решить разнообразные образовательные, развивающие воспитательные задачи:
формирование, уточнение, закрепление основных бытовых умений и навыков;
формирование речевой среды, речевой активности, интереса к предметному миру и человеку;
формирование предметных и предметно-игровых действий, способности к коллективной деятельности;
формирование и расширение словарного запаса, связанного с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
формирование элементарных представлений о предметах быта, необходимых в жизни человека;
формирование, расширение спектра социально-бытовых умений, навыков, операций, которые необходимы в разные периоды жизнедеятельности;
формирование предметно-бытового и межличностного общения с учётом индивидуальных особенностей учащихся с учётом невербальных и вербальных средств общения;
формировать элементарную систему информационно-бытовых знаний, обеспечивающих комфортное пребывание в школе и в социуме в целом;
развитие фразовой речи;
развитие способности выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
воспитание отношения к сверстнику как объекту взаимодействия.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, перераспределение содержания программы по годам обучения.
Основные направления коррекционной работы:
комплексное воздействие на учащегося, целью которого является активизация речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности;
использование «зоны актуального развития», проектирование «зоны ближайшего развития»;
формирование и развитие положительной мотивации учебно-познавательной деятельности;
осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;
практическое освоение умений коллективной деятельности и навыков социального поведения;
использование охранительно-педагогического режима обучения.
В работе с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью используются здоровьесберегающие, интерактивные, игровые, развивающие технологии. Уроки строятся таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. На уроках используются словестные, наглядные и практические методы обучения. Формами обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются уроки-занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения с частичным использованием словесного метода, который применяется только в сочетании с вышеперечисленными методами.
Текущий контроль обучающихся в 1 классе VIII вида (II варианта) в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксации достижений обучающихся в классном журнале. Допускается словесная объяснительная оценка. Результат продвижения учащихся в обучении определяется на основе анализа их деятельности в начале и конце года.
Программа предназначена для детей 1 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В классе обучается 7 учащихся с различной структурой нарушений. Из них два ребёнка находятся на индивидуальном (надомном) обучении. Пять детей посещают уроки в школе. Возраст детей 7 - 8 лет.
3. Тематический план

п/п Содержание учебного материала Количество часов
Первое полугодие (16 ч)
1 Диагностика 1
2 Одежда и обувь 4
3 Питание 3
4 Культура поведения 4
5 Транспорт 4
Второе полугодие (17 ч)
1 Одежда и обувь 4
2 Питание 4
3 Культура поведения 5
4 Транспорт 3
5 Диагностика 1
Итого 33
4. Содержание программы
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ (16 ч)
Одежда и обувь. Обучение учащихся запоминанию названий одежды, которую они носят, различению одежды и обуви. Настольно-печатные игры и упражнения на распознавание одежды и обуви: «Обведи по контуру и раскрась одежду (обувь)», «Подбери пару», «Надень на куклу сапожки» и пр. Рассматривание иллюстраций об уходе за обувью. Средства ухода за обувью (вода, тряпочка (щетка) для мытья обуви и сухая тряпка). Составление последовательности действий по пиктограммам, сопряженное проговаривание выполняемых действий. Практические упражнения по элементарному уходу за обувью (вымыть тряпочкой теплой водой, насухо вытереть тряпочкой). (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)
Питание. Продукты питания. Формирование умения узнавать продукты питания по их названию или показу на пиктограммах.
Режим питания (завтрак, обед, полдник, ужин). Рассматривание иллюстраций, картинок: дежурные накрывают на стол, дети обедают (завтракают, ужинают) и пр.
Дидактические и ролевые игры: «Обведи по контуру продукты, которые ты будешь есть в завтрак, обед и пр.», «Помоги Мишке собрать продукты для ~ завтрака», «Часики», способствующие запоминанию названий основных приемов пищи.
Культура поведения. Обучение детей соблюдению элементарных правил поведения (входить в класс вместе с учителем после звонка, на уроке все должны трудиться и пр.). Рассматривание иллюстраций, картинок, на которых изображены дети в классе, действия, которые они выполняют. Просмотр видеосюжетов (возможно снятых в этой же школе) о поведении детей во время уроков.
Дежурство в классе. Обучение элементарным действиям (намочить тряпочку, отжать ее, вытереть доску и пр.) с помощью педагога. Отработка алгоритма действий по пиктограммам, сопряженное проговаривание алгоритма выполненных действий. Воспитание у учащихся желания выполнять трудовые поручения.
Транспорт. Обучение детей умению называть или показывать на карточках (пиктограммах) виды транспорта (автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай). (Каждый вид транспорта рассматривается на отдельном уроке).
Наблюдения за движением транспорта по дороге и перед специальными знаками. Рассматривание светофора. Упражнения в назывании цветов светофора.
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ(17 ч)
Одежда и обувь. Обучение учащихся различению верхней одежды и одежды, которую носят в помещении. Дидактические игры на распознавание различных видов одежды (“Одень куклу на прогулку», «Обведи по контуру и раскрась одежду для улицы (дома)» и пр.). Рассматривание иллюстраций, на которых изображена грязная и чистая одежда. Чтение произведения А. Барто «Девочка чумазая», рассматривание иллюстраций к нему. Средства ухода за одеждой (щетка). Составление последовательности действий по пиктограммам, сопряженное проговаривание выполняемых действий. Практические упражнения по элементарному уходу за одеждой с помощью педагога (почистить щеткой брюки, юбку). (Интеграция с уроками по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Здоровье и ОБЖ»).
Питание. Подготовка к приему пищи (тщательное мытье рук, сервировка стола, аккуратная правильная посадка за стол и пр.). Дидактические и ролевые игры: «Помоги кукле расставить посуду к обеду (завтраку, ужину)», «Обведи по контуру продукты, которые ты будешь есть" в завтрак, обед и т. д.», — компьютерные презентации, способствующие запоминанию названий основных приемов пищи. Составление последовательности действий по пиктограммам, сопряженное проговаривание выполняемых действий. Формирование элементарных умений по сервировке стола и запоминанию названий предметов посуды.
Культура поведения. Поведение в столовой. Обучение учащихся элементарным правилам поведения в столовой (есть аккуратно, не разговаривать во время приема пищи, не бросать продукты и пр.). Закрепление умений пользоваться * салфеткой. Создание специально организованной образовательной среды для отработки навыка поведения в столовой (сюжетно-ролевые упражнения, дидактические игры, обводка по контуру предметов, необходимых для принятия пищи).
Транспорт. Создание специально организованных образовательных условий для проигрывания ситуации поведения пешеходов при переходе через дорогу (использование игрового оборудования «Азбука дорожного движения»). Рассматривание иллюстраций, картинок о правильном поведении пешеходов на дороге. (Интеграция с уроками по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Здоровье и ОБЖ».)
5. Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса «Социально-бытовая ориентировка» в 1 классе учащиеся должны уметь:
различать одежду и обувь, верхнюю одежду и одежду которую носят в помещении;
распознавать различную одежду, обувь;
выполнять практические упражнения по элементарному уходу за одеждой и обувью;
подготовиться к приему пищи (вымыть руки, сервировать стол, правильно сесть за стол;
правильно вести себя в столовой (есть аккуратно, не разговаривать во время приема пищи, не бросать продукты, пользоваться салфеткой и пр.);
правильно себя вести на улице, при переходе через дорогу.
6. Перечень учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Используемый учебно-методический комплект
Программа «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
Дидактические средства для учащихся Аудиальные: проигрыватель, CD- диски
Аудиовизуальные: кинофильмы, мультфильмы
Визуальные: книги, иллюстрации, картинки, зеркала, пиктограммы, фотографии, игрушки, демонстрационные пособия
Список литературы
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Я – ребёнок» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2007
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок в школе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2008.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок и явления в природе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2008
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок и его игрушки!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2007.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание // Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. М.: Просвещение, 2003
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., 1990.
Петрова Е.А., Соловьева Л.М., Ивашова О.Н., Миргородская С.Ю., Тур Н.Б. Педагогическая диагностика детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью СПб 2014
Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками / Под ред. JI. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановай. — СПб.: КАРО, 2009.
Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков / Ил. Нитылкиной. – М.: Эксмо, 2010.
Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: СОЮЗ, 2004.
Перечень материально-технического обеспечения
Диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнедеятельность людей, явления природы, жизнь животных.
Иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей.
Пиктограммы.
Предметы личной гигиены (мыло, полотенце).
Посуда.
Иллюстрированный материал с изображением предметов для уборки жилища, различных видов транспорта и игрушек, которые учащиеся используют в своих играх-занятиях.
Игрушки.
Полифункциональное игровое оборудование «Азбука дорожного движения"
Компьютер.
7. Календарно – тематический план
№п /п Дата Тема урока
Средства обучения Обучающие и коррекционные задачи
1 четверть (9 часов) 1 Диагностические задания, беседа, наблюдение Диагностический пакет, картинки, игрушки, иллюстрации Выявление актуального уровня психического развития с целью создания оптимальных условий обучения
Одежда и обувь
2 Обучение запоминанию названий одежды, различению одежды и обуви Картинки, игрушки, настольно-печатные игры на распознавание одежды, обуви. Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности, коррекция познавательной деятельности
3 Обучение запоминанию названий одежды, различению одежды и обуви Картинки, игрушки, настольно-печатные игры на распознавание одежды, обуви. Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности, коррекция познавательной деятельности
4
Средства ухода за обувью. Практические упражнения по элементарному уходу за обувью Обувь, средства ухода за обувью, картинки, пиктограммы Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности, коррекция познавательной деятельности
5
Средства ухода за обувью. Практические упражнения по элементарному уходу за обувью Обувь, средства ухода за обувью, картинки, пиктограммы Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности, коррекция познавательной деятельности
Питание
6 Продукты питания. Формирование умения узнавать продукты питания по их названию или показу на пиктограммах Игрушки заменители, картинки, пиктограммы, видеозаписи, компьютер
Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности, коррекция познавательной деятельности
7
Режим питания. Игровые упражнения «Накрываем на стол», «Дети завтракают, обедают, ужинают» Посуда, игрушки заменители, картинки, пиктограммы, видеозаписи, компьютер
Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности, коррекция познавательной деятельности
8 Режим питания. Игровые упражнения «Накрываем на стол», «Дети завтракают, обедают, ужинают» Посуда, игрушки заменители, картинки, пиктограммы, видеозаписи, компьютер
Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности, коррекция познавательной деятельности
Культура поведения
9 Соблюдение элементарных правил поведения в школе. Иллюстрации, картинки, видеозаписи, компьютер Социальное и нравственное развитие, коррекция познавательной деятельности
2 четверть (7 часов)
Культура поведения
1 Соблюдение элементарных правил поведения в школе. Иллюстрации, картинки, видеозаписи, компьютер Социальное и нравственное развитие, коррекция познавательной деятельности
2
Игровые упражнения «Дежурство в классе». Отработка алгоритма действий по пиктограммам Иллюстрации, картинки, пиктограммы, видеозаписи, компьютер Социальное и нравственное развитие, коррекция познавательной деятельности
3
Игровые упражнения «Дежурство в классе». Отработка алгоритма действий по пиктограммам Иллюстрации, картинки, игрушки, пиктограммы, видеозаписи, компьютер Социальное и нравственное развитие, коррекция познавательной деятельности
Транспорт
4 Виды транспорта. Светофор. Иллюстрации, картинки, игрушки, пиктограммы, видеозаписи, компьютер Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности, коррекция познавательной деятельности
5 Виды транспорта. Светофор. Иллюстрации, картинки, игрушки, пиктограммы, видеозаписи, компьютер Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности, коррекция познавательной деятельности
6
Игровые упражнения «Мы едем, едем, едем», «Внимание, светофор» Иллюстрации, картинки, игрушки, пиктограммы, видеозаписи, компьютер Социальное и нравственное развитие, коррекция познавательной деятельности
7
Игровые упражнения «Мы едем, едем, едем», «Внимание, светофор»
Иллюстрации, картинки, игрушки, пиктограммы, видеозаписи, компьютер Социальное и нравственное развитие, коррекция познавательной деятельности
3 четверть (9 часов)
Одежда и обувь
1 Обучение запоминанию названий одежды, различению одежды и обуви. Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку» Картинки, игрушки, настольно-печатные игры на распознавание одежды, обуви. Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности, коррекция познавательной деятельности
2 Обучение различению верхней и нижней одежды. Дидактическая игра «Обведи по контуру и раскрась одежду для улицы (дома)» Картинки, игрушки, настольно-печатные игры на распознавание одежды, обуви. Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности, коррекция познавательной деятельности
3 Обучение различению верхней и нижней одежды. Дидактическая игра «Обведи по контуру и раскрась одежду для улицы (дома)» Картинки, игрушки, настольно-печатные игры на распознавание одежды, обуви. Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности, коррекция познавательной деятельности
4 Средства ухода за одеждой. Практические упражнения по элементарному уходу за одеждой Одежда, средства ухода за одеждой, картинки, пиктограммы Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности, коррекция познавательной деятельности
Питание
5 Подготовка к приему пищи. Дидактическая игра «Помоги кукле расставить посуду» Мыло, полотенце, посуда, игрушки, картинки, пиктограммы, видеозаписи, компьютер Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности, коррекция познавательной деятельности
6 Подготовка к приему пищи. Дидактическая игра «Помоги кукле расставить посуду» Мыло, полотенце, посуда, игрушки, картинки, пиктограммы, видеозаписи, компьютер Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности, коррекция познавательной деятельности
7 Режим питания. Дидактическая игра «Обведи по контуру продукты, которые ты будешь есть на завтрак, обед, ужин» Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности, коррекция познавательной деятельности
8 Режим питания. Игровые упражнения «Накрываем на стол», «Дети завтракают, обедают, ужинают»
Посуда, игрушки заменители, картинки, пиктограммы, видеозаписи, компьютер
Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности, коррекция познавательной деятельности
Культура поведения
9 Соблюдение элементарных правил поведения в столовой. Иллюстрации, картинки, видеозаписи, компьютер Социальное и нравственное развитие, коррекция познавательной деятельности
4 четверть (8 часов)
Культура поведения
1 Соблюдение элементарных правил поведения в столовой. Иллюстрации, картинки, видеозаписи, компьютер Социальное и нравственное развитие, коррекция познавательной деятельности
2 Подготовка к приему пищи. Дидактическая игра «Помоги кукле расставить посуду» Мыло, полотенце, посуда, игрушки, картинки, пиктограммы, видеозаписи, компьютер Социальное и нравственное развитие, коррекция познавательной деятельности
3 Отработка навыка поведения в столовой. Дидактическая игра «Обедаем в столовой». Мыло, полотенце, посуда, игрушки, картинки, пиктограммы, видеозаписи, компьютер Социальное и нравственное развитие, коррекция познавательной деятельности
4 Отработка навыка поведения в столовой. Дидактическая игра «Обедаем в столовой». Мыло, полотенце, посуда, игрушки, картинки, пиктограммы, видеозаписи, компьютер Социальное и нравственное развитие, коррекция познавательной деятельности
Транспорт
5
Виды транспорта. Светофор. Иллюстрации, картинки, игрушки, пиктограммы, видеозаписи, компьютер Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности, коррекция познавательной деятельности
6 Игры и игровые упражнения на определение транспортных средств Картинки, игрушки, видеозаписи, компьютер Социальное и нравственное развитие, коррекция познавательной деятельности
7 Игры и игровые упражнения по ПДД
«Азбука дорожного движения». Картинки, игрушки, видеозаписи, компьютер
Социальное и нравственное развитие, коррекция познавательной деятельности
8 Диагностические задания, беседа, наблюдение Диагностический пакет, картинки, игрушки, иллюстрации Контроль динамики психического развития с целью создания оптимальных условий обучения
8. Лист корректировки программы
Четверть Количество часов по программе Количество часов по рабочей программе Дано фактически Выполнение программы
1 2 3 4 За год