РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» 1 КЛАСС VIII ВИД (II вариант)


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 131
Красносельского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТАрешением педагогического совета
ГБС(К)ОУ № 131
Протокол № 1 от ____________2015 г.
Председатель педагогического совета
____________Л.Н. Ненашева
УТВЕРЖДЕНА
Приказом № ___ от ________2015 г.
директора ГБС(К)ОУ № 131
______________ Ненашевой Л.Н.

Рабочая программа
по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности»
Класс 1 «Д» количество часов по учебному плану: 1
2015-2016 учебный год
Ф.И.О. учителя: Зайцева Юлия Юрьевна,
учитель начальных классов
Категория: не аттестована


Санкт-Петербург
2015
Оглавление
№ п / пСодержание Страницы
1 Оглавление 1
2 Пояснительная записка 2
3 Тематический план 5
4 Содержание программы 5
5 Требования к уровню подготовки учащихся 6
6 Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 7
7 Календарно-тематический план 9
8 Лист корректировки программы 14
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» для 1 класса VIII вида (II варианта) составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Распоряжением Комитета по образованию СПб от 13.05.2015 № 2328-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год»;
Распоряжение Комитета по образованию СПб от 06.05.2015 №2158-р;
«О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2015/2016 учебном году»;
Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10.06.2014 года № 03-20-2419/14-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
Учебный план ГБС(К)ОУ школы №131 Красносельского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год;
Образовательная программа ГБС(К)ОУ школы№ 131 Красносельского района Санкт-Петербурга ;
Положение о рабочей программе ГБС(К)ОУ школы №131 Красносельского района Санкт-Петербурга;
Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся классов VIII вида ГБС(К)ОУ школы №131 Красносельского района Санкт-Петербурга.
Обучение предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» организуется с учетом местных и региональных особенностей, в том числе климатических и сезонных изменений в природе. На уроках формируются элементарные навыки самообслуживания с частичной помощью учителя, а затем и самостоятельно, культурно-гигиенические навыки, выполняемые вместе с педагогом, по подражанию его действиям, по образцу, ориентируясь на картинки и пиктограммы, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности жизнедеятельности.
Учитель обучает детей использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур (сообщать о своих действиях, демонстрировать умения, обращаться за помощью в случае затруднений).
Учащиеся в доступной форме получают представления о том, что безопасность окружающего мира – необходимое условие существования каждого человека. Наряду с формированием представлений о собственной безопасности учащимся в доступной форме раскрываются основы безопасности окружающего мира природы.
Овладение учащимися основами безопасности жизнедеятельности напрямую связано с формированием у них социальных представлений, а именно к ним относятся представления о правилах пожарной безопасности, правилах дорожного движения, правилах поведения у водоемов и во время пребывания в них. Для воспитания интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения с учащимися организуются экскурсии, наблюдения, проводятся сюжетно-дидактические и сюжетно-деловые игры. Важной задачей учителя является формирование у учащихся умений переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения (при активном участии учителя).
В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год, годовым календарным учебным графиком, праздничными днями, установленными постановлением Минтруда и расписанием уроков, данная рабочая программа рассчитана на 31 час в год (исходя из 33 учебных недель в году).
Целью обучения данному предмету является освоение учащимися системы жизненно-необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.
В соответствии с требованиями базовой программы, курс «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» в 1 классе призван решить разнообразные образовательные, развивающие воспитательные задачи:
ознакомление учащихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилам поведения в различных ситуациях, исходя из требований безопасности жизнедеятельности;
организация предметно-развивающей среды для обучения учащихся правилам здоровьесбережения и безопасности;
формирование речевой среды, речевой активности, интереса к предметному миру и человеку;
формирование предметных и предметно-игровых действий, способности к коллективной деятельности;
формирование и расширение словарного запаса, связанного с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
формирование основы безопасности собственной жизнедеятельности;
формирование навыков осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям;
развитие умения называть свое имя, говорить о себе от первого лица;
развитие способности выражать свои потребности, значимые для здоровья и сохранения его, используя невербальные и вербальные средства общения;
развитие интереса к изучению себя, своих физических возможностей;
развитие представления о процессах и алгоритме умывания, одевания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их, в доступном учащемуся предметном мире, о назначении предметов, правилах их безопасного использования;
развитие умения элементарно описывать свое самочувствие, способности привлечь внимание педагога в случае неважного самочувствия, недомогания;
воспитание положительного настроя на выполнение элементарных гигиенических процедур, чувства радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, перераспределение содержания программы по годам обучения.
Основные направления коррекционной работы:
комплексное воздействие на учащегося, целью которого является активизация речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности;
использование «зоны актуального развития», проектирование «зоны ближайшего развития»;
формирование и развитие положительной мотивации учебно-познавательной деятельности;
осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;
практическое освоение умений коллективной деятельности и навыков социального поведения;
использование охранительно-педагогического режима обучения.
В работе с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью используются здоровьесберегающие, интерактивные, игровые, развивающие технологии. Уроки строятся таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. На уроках используются словестные, наглядные и практические методы обучения. Формами обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются уроки-занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения с частичным использованием словесного метода, который применяется только в сочетании с вышеперечисленными методами.
Текущий контроль обучающихся в 1 классе VIII вида (II варианта) в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксации достижений обучающихся в классном журнале. Допускается словесная объяснительная оценка. Результат продвижения учащихся в обучении определяется на основе анализа их деятельности в начале и конце года.
Программа предназначена для детей 1 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В классе обучается 7 учащихся с различной структурой нарушений. Из них два ребёнка находятся на индивидуальном (надомном) обучении. Пять детей посещают уроки в школе. Возраст детей 7 - 8 лет.
3. Тематический план

п/п Содержание учебного материала Количество часов
Первое полугодие (16 ч)
1 Диагностика 1
2 Формирование культурно-гигиенических навыков 4
3 Уход за жилищем 3
4 Питание 4
5 Безопасность в доме и на улице 4
Второе полугодие (15 ч)
1 Формирование культурно-гигиенических навыков 4
2 Уход за жилищем 3
3 Питание 3
4 Безопасность в доме и на улице 4
5 Диагностика 1
Итого 31
4. Содержание программы
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ (16 ч)
Формирование культурно-гигиенических навыков. Формирование знаний учащихся о последовательности процесса умывания в имитационных упражнениях и практических действиях: использование мыла (намочить руки, взять мыло из мыльницы, намочить мыло, намылить руки, положить мыло в мыльницу), мытье рук круговыми движениями, стряхивание остатков воды с рук, использование полотенца (снять с крючка индивидуальное полотенце, вытереть руки, повесить на место). Дидактические игры и упражнения на выбор и называние с использованием невербальных и вербальных средств общения предметов личной гигиены (мыло, мыльница, полотенце).
Упражнения в открывании и закрывании кранов с использованием специального тренажера, снабженного разными по форме и способу открывания кранами. (Интеграция с уроками по предметам «Альтернативное чтение», «СБО».)
Уход за жилищем. Знакомство учащихся с предметами уборки жилища (ведро, тряпки). Соотнесение предметов для уборки жилища с соответствующими картинками и пиктограммами.
Практическое упражнение «Вытирание пыли с полок» (выполнение действий сопряженно с педагогом). (Интеграция с уроками по предметам «Альтернативное чтение», «Развитие речи и окружающий мир», «СБО».)
Питание. Знакомство или уточнение названий посуды и действий с ней (чашка, ложка, вилка, тарелка), Узнавание вышеперечисленных предметов на картинках и пиктограммах. Отработка действий ложкой во время еды (практические упражнения, сопряженные действия педагога и ребенка). (Интеграция с уроками по предметам «Альтернативное чтение» «Развитие речи и окружающий мир», «СБО»).
Безопасность в доме и на улице. Практические действия при открывании и закрывании водопроводных кранов в определенной последовательности (сначала - открывать кран с холодной водой, затем постепенно (медленно) с горячей).холодная вода, а в каком горячая (красный цвет — горячая вода, синий — холодная).Игры и игровые упражнения на определение транспортных средств, с которыми учащиеся встречаются в повседневной жизни (показ и называние картинок с изображением движущихся автомобилей, взрослых, держащих за руку детей при переходе улицы). (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)
Игровые и речевые образные действия по усвоению элементарных правил поведения на улице, на дороге, в процессе сюжетных подвижных игр («Воробышкии автомобили», «Поход в парк» и т. п.) с использованием отдельных элементов игры «Азбука дорожного движения» (светофор, пешеходная дорожка, зебра). ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ (15 ч)
Формирование культурно-гигиенических навыков. Обучение учащихся умывать лицо. Практические занятия по усвоению навыка умывания лица, имитационные движения (вымыть руки, сложить ладони чашечкой, набрать воды, поднести к лицу и умыть его) Составление по пиктограммам последовательности действий при умывании.
Уход за жилищем. Практическое упражнение «Вытирание пыли с полок». Составление последовательности действий по пиктограммам. (Интеграция с уроками по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «СБО».)
Питание. Обучение учащихся последовательности приема пищи (алгоритм отрабатывается по пиктограммам): ложкой берем столько еды, сколько можем сразу поместить в рот, едим аккуратно, жуем пищу медленно.
Безопасность в доме и на улице. Формирование умений учащихся открывать и закрывать двери в комнаты, подсобные помещения. Соотнесение последовательности действий с сюжетными картинками, пиктограммами. (Интеграция с уроками по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение».)
Формирование умений учащихся определять и узнавать пожароопасные предметы (спички, зажигалки и пр.). (Интеграция с уроками по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Математические представления и конструирование», «СБО».)
5. Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса «ОБЖ» в 1 классе учащиеся должны уметь:
мыть руки с использованием мыла, вытирать руки полотенцем (уметь снять его с крючка и повесить обратно);
открывать и закрывать кран;
определять по цвету кнопок на вентилях, в каком из них холодная, а в каком горячая вода;
умывать лицо;
соотносить предметы для уборки жилища с соответствующими картинками;
вытирать пыль с полок;
пользоваться посудой, знать ее название и предназначение;
определять транспортные средства, с которыми встречается в повседневной жизни;
применять в игре элементарные правила поведения на улице, на дороге;
открывать и закрывать двери;
определять и узнавать пожароопасные предметы.
6. Перечень учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Используемый учебно-методический комплект
Программа «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
Дидактические средства для учащихся Аудиальные: проигрыватель, CD- диски
Аудиовизуальные: кинофильмы, мультфильмы
Визуальные: книги, иллюстрации, картинки, пиктограммы, фотографии, игрушки, демонстрационные пособия
Список литературы
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Я – ребёнок» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2007
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок в школе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2008.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок и явления в природе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2008
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок и его игрушки!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2007.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание // Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. М.: Просвещение, 2003
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., 1990.
Петрова Е.А., Соловьева Л.М., Ивашова О.Н., Миргородская С.Ю., Тур Н.Б. Педагогическая диагностика детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью СПб 2014
Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками / Под ред. JI. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановай. — СПб.: КАРО, 2009.
Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков / Ил. Нитылкиной. – М.: Эксмо, 2010.
Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: СОЮЗ, 2004.
Перечень материально-технического обеспечения
Диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнедеятельность людей, явления природы, жизнь животных.
Иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей.
Пиктограммы.
Предметы личной гигиены (мыло, полотенце).
Посуда.
Иллюстрированный материал с изображением предметов для уборки жилища, различных видов транспорта и игрушек, которые учащиеся используют в своих играх-занятиях.
Игрушки.
Полифункциональное игровое оборудование «Азбука дорожного движения"
Компьютер.
7. Календарно – тематический план
№ п/п Дата Тема урока Средства обучения Обучающие и коррекционные задачи
1 четверть (9 часов)
1 Диагностические задания, беседа, наблюдение Диагностический пакет, картинки, игрушки, иллюстрации Выявление актуального уровня психического развития с целью создания оптимальных условий обучения
Формирование культурно-гигиенических навыков
2 Формирование знаний о КГН, элементарных правилах гигиены.
Дидактические игры с использованием игрушек заменителей. Мыльница с мылом, полотенца, игрушки. Видеозаписи о КГН, компьютер Формирование культурно-гигиенических навыков, стимулирование познавательной активности
3 Упражнения в открывании и закрывании крана.
Потешки ,стихи, дидактические игры по теме. Игрушки, детские книги с потешками и стихами Формирование культурно-гигиенических навыков, стимулирование познавательной активности
Уход за жилищем
4 Знакомство с предметами уборки жилища (ведро, тряпки, швабра, веник, совок и т.д.) Игрушки заменители, картинки, видеозаписи, компьютер Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности
5 Соотнесение предметов для уборки жилища с соответствующими картинками и пиктограммами Картинки, пиктограммы, игрушки заменители Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности
Питание
6 Знакомство с посудой и её названиями (чашка, ложка, вилка, тарелка).
Узнавание на картинках и пиктограммах. Игрушки заменители, картинки, пиктограммы Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности
7 Знакомство с посудой и её названиями (чашка, ложка, вилка, тарелка).
Узнавание на картинках и пиктограммах. Игрушки заменители, картинки, пиктограммы Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности
Безопасность в доме и на улице
8 Практические действия при открывании и закрывании водопроводных кранов.
Определение по цвету кнопок: красная - горячая вода, синяя -холодная вода . Картинки, кран, игрушки, видеозаписи, компьютер Формирование культурно-гигиенических навыков, стимулирование познавательной активности
9 Игры и игровые упражнения по ПДД
«Азбука дорожного движения». Картинки, игрушки, видеозаписи, компьютер Социальное и нравственное развитие, коррекция познавательной деятельности
2 четверть (7 часов)
Формирование культурно-гигиенических навыков
1 Формирование знаний о КГН, элементарных правилах гигиены.
Дидактические игры с использованием игрушек заменителей. Мыльница с мылом, полотенца, игрушки. Видеозаписи о КГН, компьютер Формирование культурно-гигиенических навыков, стимулирование познавательной активности
2 Упражнения в открывании и закрывании крана.
Потешки ,стихи, дидактические игры по теме. Игрушки, детские книги с потешками и стихами Формирование культурно-гигиенических навыков, стимулирование познавательной активности
Уход за жилищем
3 Практические упражнения и игры с предметами уборки жилища Игрушки заменители, картинки, видеозаписи, компьютер Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности, коррекция познавательной деятельности
Питание
4 Уточнение названий посуды и действий с ней. Узнавание посуды на картинках и пиктограммах Игрушки заменители, картинки, пиктограммы Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности, коррекция познавательной деятельности
5 Практические упражнения и игры с посудой Игрушки заменители, картинки, видеозаписи, компьютер Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности, коррекция познавательной деятельности
Безопасность в доме и на улице
6 Игры и игровые упражнения на определение транспортных средств Картинки, игрушки, видеозаписи, компьютер Социальное и нравственное развитие, коррекция познавательной деятельности
7 Игры и игровые упражнения по ПДД
«Азбука дорожного движения». Картинки, игрушки, видеозаписи, компьютер Социальное и нравственное развитие, коррекция познавательной деятельности
3 четверть (7 часов)
Формирование культурно-гигиенических навыков
1 Обучение учащихся умывать лицо. Упражнения и игровые задания: «Умываем лицо»
Практические задания по усвоению навыка Полотенца, игрушки. Видеозаписи о КГН, компьютер Формирование культурно-гигиенических навыков, стимулирование познавательной активности
2 Практические задания по усвоению навыка умывания лица. Составление по пиктограммам последовательности действий при умывании. Полотенца, игрушки, картинки, пиктограммы. Видеозаписи о КГН, компьютер Формирование культурно-гигиенических навыков, стимулирование познавательной активности
Уход за жилищем
3 Соотнесение предметов для уборки жилища с соответствующими картинками и пиктограммами Картинки, пиктограммы, игрушки заменители Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности, коррекция познавательной деятельности
4 Практическое упражнение «Вытирание пыли с полок». Составление последовательности действий по пиктограммам. Картинки, пиктограммы, игрушки заменители Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности, коррекция познавательной деятельности
Питание
5 Обучение последовательности приема пищи. Составление последовательности действий по пиктограммам.
Картинки, пиктограммы, игрушки заменители Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности, коррекция познавательной деятельности
Безопасность в доме и на улице
6 Игровые упражнения и задания на открывание и закрывание дверей. Соотнесение последовательности действий с картинками, пиктограммами Дверь, картинки, пиктограммы Социальное и нравственное развитие, коррекция познавательной деятельности
7 Обучение определять и узнавать пожароопасные предметы. Игровые упражнения «Уроки пожарной безопасности» Картинки, игрушки, видеозаписи, компьютер Социальное и нравственное развитие, коррекция познавательной деятельности
4 четверть (8 часов)
Формирование культурно-гигиенических навыков
1
Формирование знаний о КГН, элементарных правилах гигиены.
Дидактические игры с использованием игрушек заменителей. Мыльница с мылом, полотенца, игрушки. Видеозаписи о КГН, компьютер

Формирование культурно-гигиенических навыков, стимулирование познавательной активности
2 Формирование знаний о КГН, элементарных правилах гигиены. Мыльница с мылом, полотенца, игрушки. Видеозаписи о КГН, компьютер Формирование культурно-гигиенических навыков, стимулирование познавательной активности
Уход за жилищем
3 Практические упражнения и игры с
предметами уборки жилища
Игрушки заменители, картинки, видеозаписи, компьютер
Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности, коррекция познавательной деятельности
Питание
4 Практические упражнения и игры с посудой. Игровые упражнения «Правила поведения во время приема пищи» Игрушки заменители, картинки, видеозаписи, компьютер Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности, коррекция познавательной деятельности
5
Практические упражнения и игры с посудой. Игровые упражнения «Правила поведения во время приема пищи» Игрушки заменители, картинки, видеозаписи, компьютер Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности, коррекция познавательной деятельности
Безопасность в доме и на улице
6
Обучение определять и узнавать пожароопасные предметы. Игровые упражнения «Уроки пожарной безопасности» Картинки, игрушки, видеозаписи, компьютер Социальное и нравственное развитие, коррекция познавательной деятельности
7 Игры и игровые упражнения по ПДД
«Азбука дорожного движения». Картинки, игрушки, видеозаписи, компьютер Социальное и нравственное развитие, коррекция познавательной деятельности
8 Диагностические задания, беседа, наблюдение Диагностический пакет, картинки, игрушки, иллюстрации Контроль динамики психического развития с целью создания оптимальных условий обучения
8. Лист корректировки программы
Четверть Количество часов по программе Количество часов по рабочей программе Дано фактически Выполнение программы
1 2 3 4 За год