Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» для 9 класса V!!! вида


Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» для 9 класса V111 вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В.Воронковой для 5 – 9 классов (сборник 1).-М.:«ВЛАДОС», 2014 г. и ориентирована на учебник: Русский язык. 9 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Галунчикова Н. Г., Якубовская Э.В. – М.: Просвещение, 2014г.
Программа по предмету «Письмо и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.
Программа рассчитана на 68 часов , 2 раза в неделю.
Обучение письму и развитию речи носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.
Коррекционная направленность программного материала в первую очередь проявляется в области речевого развития детей.
Структурно и содержательно программа для 9 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков развития устной речи в 5-8 классах .

Цель уроков письма и развития речи:
формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности обучающихся, воспитанников и облегчения их адаптации после окончания школы. Практическая направленность программного материала – нацеленность на формирование у обучающихся, воспитанников речевых навыков.
Задачи уроков письма и развития речи:
1. Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
2. Повысить уровень общего развития обучающихся ;
3. Научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
4. Развивать нравственные качества школьников.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.

Основополагающие принципы.
При обучении письму и развитию речи используются следующие принципы:
-принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
- коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
Особенности организации учебной деятельности обучающихся 9 класса с ограниченными возможностями здоровья по письму и развитию речи.
Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.
Методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником ;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
практические – упражнения, карточки, тесты.

ФОРМЫ РАБОТЫ.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установления связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые, личностно-ориентированные;
Типы уроков:
- изучение нового материала и первичного закрепления;
- комплексное применение знаний и умений;
- выработка практических умений;
- обобщение и систематизация знаний и умений;
- контроль и коррекция умений и навыков;
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки (урок-путешествие, урок-викторина, урок-игра и др.)
Межпредметные связи:
русский язык — ИЗО (закрепление навыка описания картин);
русский язык — чтение (письменные ответы на вопросы по тексту, связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам, закрепление навыка составления характеристики);
русский язык – математика (написание названий чисел, поиск нужной страницы в учебнике);
русский язык – природоведение (самостоятельное описание картин природы, явлений природы).
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.


В процессе изучения грамматики и правописания у школьников 9 класса развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития. Значительное место в курсе русского языка 9 класса отводится изучению частей речи, предложения, использования их в речи, а также практическому закреплению наиболее распространённых правил правописания слов.
Прививаются навыки делового письма в написании объявления, расписки, заметки, объяснительной записки, письма другу, анкеты, автобиографии, доверенности.
Особое внимание уделяется графическим навыкам - четкому и аккуратному письму.

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Грамматика, правописание и развитие речи.
Оценка устных ответов
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
«4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка письменных работ обучающихся
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). Основные виды контрольных работ – списывание и диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.
Контрольные диктанты должны содержать 3-4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
Примерный объем текстов контрольных работ V классе – 45-50 слов, VI – VII – 65-70 слов, VIII – X – 75-80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в коррекционной школе VIII вида не рекомендуется.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
V-IX классы
Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.
«4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
«3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
«2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.
В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:
а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.
б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:
повторение одной и той же буквы (например, «посода»);
недописывание слов;
пропуск одной части слова при переносе;
повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко-буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
«4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
«3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
«2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения
Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. В V классе для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в VI-VII- 45-70 слов, VIII-IX классах – 70-100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII-IX классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.
При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.
Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1-2 орфографические ошибки.
«4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.
«3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.
«2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.
Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.
В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания.
Основные требования к умениям обучающихся
      • писать под диктовку текст с изученными орфограммами (75—80  слов);      • составлять план к текстам описательно-повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;      • писать изложение или сочинение после предварительного анализа (до 80 слов);      • составлять простые и сложные предложения с опорой на картинку, схему, предложенную ситуацию, на собственный трудовой опыт;      • подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в различных частях слова;      • определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;      • находить и решать орфографические задачи;      • оформлять все виды деловых бумаг;      • пользоваться школьным орфографическим словарем.
Содержание учебной программы.
Требования к знаниям и умениям обучающихся .
№ раздела Содержание Знания Умения

Повторение Простое предложение. Виды предложений по интонации. Главные и второстепенные члены предложения. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах с союзом И и без союза. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложное предложение без союза, с союзами и союзными словами. Виды предложений по интонации. Особенности однородных членов предложения, постановка запятой между ними. Правила пунктуации при обращении; в сложных предложениях без союзов, с союзами И, А, НО; с союзными словами ЧТО, ЧТОБЫ, ГДЕ, КОГДА. Определять границы предложений; ставить нужные знаки препинания в конце предложения. Распознавать однородные члены в предложении, соблюдать интонацию перечисления. Распознавать обращения в предложении, выделять их запятыми. Применять правила постановки запятой в сложных предложениях без союзов, с союзами и союзными словами.
Предло-жение. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Ударные и безударные гласные. Разделительный мягкий и твердый знаки. Алфавит. Группы гласных и согласных. Парные звонкие и глухие согласные. Непарные согласные. Правила написания мягкого и твердого знаков в словах. Правила правописания ударных и безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова; способы проверки слов. Располагать слова в алфавитном порядке. Проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне; распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне и подбирать проверочные слова, сравнивать написание корня в проверочном и проверяемом словах. Отличать разделительный мягкий от разделительного твердого знака.
Имя существительное. Значение имени существительного в речи. Грамматические признаки имени существительного. Склонение имени существительного. Ударные и безударные окончания. Морфологический разбор имени существительного. Существительные с шипящей на конце. Значение имени существительного в речи. Грамматические признаки. Три склонения имен существительных. Правило правописания имен существительных с шипящей на конце; правило правописания безударных падежных окончаний. Относить слова определенной грамматической категории. Распознавать имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные существительные. Определять склонение имен существительных. Применять правило правописания безударных падежных окончаний в единственном и множественном числе. Производить морфологический разбор имени существительного. Объяснять правописание существительных, оканчивающихся на шипящий.
Имя прилага-тельное. Роль прилагательного в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Безударные окончания прилагательных. Правописание прилагательных на –ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЫЕ. Морфологический разбор имени прилагательного. Грамматические признаки имени прилагательного. Правило правописание окончаний имен прилагательных. Относить слова определенной грамматической категории. Ставить вопросы к прилагательным; определять род, число, падеж существительных и связанных с ними прилагательных. Проверять безударные окончания прилагательных способом постановки вопроса; выделять окончания прилагательных. Проводить морфологический разбор имени прилагательного.
Местои-мение. Личное местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений. Склонение. Личные местоимения с предлогами. Правописание местоимений 3 лица. Заметка-сочинение. Грамматические признаки местоимения Лицо и число местоимений. Правописание личных местоимений 3 лица. Употреблять личные местоимения; указывать лицо и число. Склонять личные местоимения; определять падеж. Применять правило правописания личных местоимений с предлогами. Правильно строить предложения, осуществлять контроль за письмом.
Глагол. Различение глаголов по значению. Грамматические признаки глаголов. Род и число глаголов прошедшего времени. Правописание глаголов неопределенной формы на –СЯ. Правописание частицы НЕ с глаголами. Изменение глагола по лицам и числам. Правописание глаголов 2 лица единственного числа. Спряжение глаголов. Правописание окончаний 1 и 2 спряжений. Правописание безударных окончаний. Повелительная форма глаголов. Правописание глаголов повелительной формы. Мягкий знак в глаголах. Описание картины В.Поленова «Московский дворик». Сочинение-рассуждение. Грамматические признаки глагола. Род, число и лицо глаголов. Спряжение глаголов. Повелительная форма глаголов единственного и множественного числа. Правила правописания глаголов неопределенной формы; частица НЕ с глаголами. Правила правописания глаголов 1 и 2 спряжения. Правило правописания Ь в глаголах. Относить слова к определенной грамматической категории. Указывать время глаголов. Определять число, лицо и род глаголов. Указывать спряжение глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Объяснять правописание глаголов 2 лица единственного числа; применять правило при письме. Обосновывать написание НЕ с глаголами. Заменять глаголы повелительной формы единственного числа на множественное и наоборот.
Наречие. Наречие как часть речи. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с А и О на конце. Наречия в памятках по трудовому обучению. Грамматические признаки наречия. Значение наречий. Правило правописания наречий с А и О на конце. Относить слова к определенной грамматической категории. Находить в предложении наречия, ставить к ним вопросы от глаголов. Указывать значение наречий. Объяснять написание наречий с О и А на конце. Восстанавливать последовательность операций при изготовлении изделия.
Имя числите-льное. Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20 и 30, от 50 до 80, от 500 до 900, правописание числительных 90, 200, 300, 400. Числа в деловых бумагах. Грамматические признаки имени числительного. Правописание числительных. Правила написания чисел в доверенности, расписке, объявлении, телеграмме. Ставить вопросы к числительным; определять количественные и порядковые числительные. Правильно оформлять доверенность.
Части речи. Части речи. Отличительные признаки прилагательного и порядкового числительного. Различение прилагательного и наречия. Различие имени существительного и местоимения. Части речи. Грамматические признаки частей речи. Определять части речи. Отличать имя прилагательное от порядкового числительного. Отличать прилагательное от наречия. Отличать имя существительное от местоимения.
Предложение. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные предложения с однородными членами. Обращение, знаки препинания при обращении. Сложное предложение. Предложения с союзами и без союзов. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Главные и второстепенные члены предложения; роль главных членов предложения. Особенности однородных членов. Правила постановки знаков препинания при однородных членах, при обращении, в сложных предложениях с союзом и без союза, при оформлении прямой речи. Выделять главные и второстепенные члены предложения. Определять однородные члены предложения, указывать какими частями речи они выражены. Указывать связь однородных членов предложения с относящимися к ним словами. Объяснять постановку знаков препинания. Находить в предложении слова-обращения; выделять их на письме; объяснять знаки препинания. Оформлять прямую речь при письме.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока Тип урока Элементы содержания Вид контроля Домашнее задание Дата проведения
План Факт
1 четверть (36 ч)
1 ПОВТОРЕНИЕ
Простое предложение. Вводный Признаки простого предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Составление предложений по схемам. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Умение находить в предложении подлежащее и сказуемое. Подбор предложений, соответствующих схемам. Умение доказать правильность своего выбора Стр.4, упр.1 2 Простое предложение с однородными членами. Комбинированный Понятие об однородных членах предложения, признаки однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Работа с учебником. Тренировочные упражнения .
Подбор подходящих по смыслу однородных членов предложения. Составление предложений с однородными членами.
Умение находить в предложении однородные члены предложения. Умение выделять голосом однородные члены предложения (интонация перечисления). Умение выделять на письме однородные члены предложения запятыми. Стр.6, упр.4
Стр.6, упр.5 3 Обращение. Комбинированный Понятие об обращение. Употребление обращений в устной и письменной речи. Способы выделения обращений. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Составление предложений с обращениями. Диалог . Роль обращений в речи. Умение выделять обращения голосом в устной речи и запятыми на письме. Карточки. 4 Сложные предложения с союзами и союзными словами Комбинированный Союзная и бессоюзная связь в сложном предложении. Пунктуация в сложном предложении. Работа с учебником. Тренировочные упражнения . Умение выделять голосом части сложного предложения. Умение выделять на письме части сложного предложения запятыми.
Стр. 11, упр12
Стр. 12, упр.15 5 Контрольный диктант по теме «Предложение» .Анализ контрольно го диктанта Урок контроля Основные орфографические и пунктуационные нормы. Контрольный диктант Словарная работа 6 Звуки и буквы. Комбинированный Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Гласные ударные и безударные.
Разделительный ь и ъ знаки. Работа с учебником. Тренировочные упражнения . Обозначение мягкости согласных буквой ь. буквы е, ё, ю, я в начале слова.Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Стр19, упр.25 7 Орфография. Гласные и согласные в корне слова. Комбинированный Правописание безударных гласных в корне слова, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных Работа с учебником. Тренировочные упражнения . Количество звуков и букв в слове. Стр.22, упр.31 8 СОСТАВ СЛОВА.
Разбор слова по составу. Комбинированный Части слова: приставка, корень, суффикс, окончание.
Разные по составу слова.
Однокоренные слова, подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи. Разбор слов по составу. Работа с учебником. Тренировочные упражнения .
Умение подбирать однокоренные слова. Умение определять части речи.умение разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов. Стр. 27, упр.36
9 Орфограммы в корнях слов.
Комбинированный Безударные гласные в корне. Звонкие и глухие согласные в корне. Непроизносимые согласные в корне.
Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корне слова. Работа с учебником. Тренировочные упр.
Умение проверять безударную гласную в корне слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов. Умение проверять звонкие и глухие согласные в корне. Умение проверять непроизносимый согласный в корне. Стр. 30, упр.40 10 Правописание приставок. Гласные и согласные в приставках Комбинированный Правила написания гласных и согласных в приставках Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Умение правильно писать гласные и согласные в приставках Стр. 32, упр.44 11 Правописание приставок на согласную. Комбинированный Правописание приставок на –з, -с. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Стр.35, упр.48Стр.36, упр.50 12
рр Деловое письмо. Заявление о приёме на работу. Объявление.
Расписка. Урок развития речи Правила написания заявления, объявления,расписку.,расписку. Творческая работа Написать заявление 13 Сложные слова Комбинированный Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Умение выделять в сложных словах два корня. Умение писать в сложных словах соединительные гласные о и е. Употребление слов с иностр. корнями.
Умение пользоваться словарём. Составление словосочетаний и предложений с новыми словами. Объяснение значений данных слов. Подбор заголовка к тексту, составление плана (упр. 57) Стр. 39, упр.54
14 Сложносокращённые слова Комбинированный Понятие о сложносокращённых словах. Способы образования сложносокращённых слов. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Стр.43, упр.60 15 Упражнения на закрепление темы «Состав слова» Урок обобщения и повторения изученного материала. Систематизация полученных знаний по теме. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Умение разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов .
Стр. 45, упр.64 16 Контрольный диктант по теме «Состав слова» и его анализ. Урок контроля Основные теоретические понятия, орфографические и пунктуационные нормы.
Контрольный диктант 17
Имя существительное.
Грамматические признаки имени существительного Комбинированный
Роль имени существительного в речи. Значение предметности кто? что?
Основные грамматические категории имени существительного. Имена существительные собственные и нарицательные. Отличие существительных собственных от нарицательных. Правописание собственных имён существительных. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Умение находить в предложении имя существительное, определять род, число, склонение, падеж.
Умение различать собственные и нарицательные имена существительные. Умение правильно писать собственные и нарицательные имена существительные. Употребление нарицательных существительных в значении собственных.
Стр.52, упр.70 Стр.56, упр.74 18
Склонение имён существительных. Комбинированный 3 склонения существительных. Правописание существительных единственного числа с основой на шипящую.
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Умение различать на письме существительные м. и ж. рода с шипящей на конце. Стр.60, упр.79 19 Безударные падежные окончания имён существительных Комбинированный Правописание безударных падежных окончаний имён существительных Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Умение определять падеж и склонение имён существительных в единственном числе, писать безударные падежные окончания Стр.63, упр.83
Стр.65, упр.87 20 Существительные с шипящей на коне. Комбинированный Правописание существительных единственного числа и множественного числа с основой на шипящую. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Стр.66, упр.89 21 Несклоняемые имена существительные. Комбинированный Понятие о несклоняемых существительных. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Стр.69, упр.93 22 Контрольный диктант по теме «Имя существительное» и его анализ Урок контроля Основные теоретические понятия, орфографические и пунктуационные нормы. Контрольный диктант. 23
рр Заметка в стенгазету. Письмо Урок развития речи Особенности написания заметки в стенгазету.
Творческая работа. 24 Имя прилагательное. Употребление прилагательных в речи. Комбинированный Признаки прилагательного как части речи. Употребление прилагательных в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Составление словосочетаний и предложений с новыми словами. Подбор прилагательных по тематическим группам.
Умение пользоваться словарём Умение различать части речи. Определение роли прилагат. в речи. Умение выделять окончания прилагат. Стр. 78, упр.101 25 Согласование имени прилагательного с именем существительным Комбинированный Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Стр. 79, упр.102 26 Безударные окончания прилагательных Комбинированный Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Составление словосочетаний (упр.116)
Умение выделять родовые окончания прилагательных Стр. 81, упр.105 27 Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье, ьи Комбинированный Правописание прилагательных на -ий, -ья, -ье, ьи. Умение писать в прилагательных разделительный ь Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Стр. 84, упр.110 28
рр Сочинение по репродукции картины П. Корина «Александр Невский» с опорой на данный текст Урок развития речи Репродукция. Описание портрета. Творческая работа Стр.86, упр.112 29
Упражнения на закрепление темы «Имя прилагательное» Урок обобщения и повторения изученного материала. Основные теоретические понятия, орфографические и пунктуационные нормы.
Работа с учебником. Тренировочные упр.
Способы проверки безударных окончаний существительных и прилагательных. Стр.87, упр.116 30 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» и его анализ. Урок контроля Основные теоретические понятия, орфографические и пунктуационные нормы. Контрольный диктант Карточки 31 Личные местоимения. Лицо и число местоимений Склонение личных местоимений Комбинированный Понятие о личных мест. Роль личных местоимений в речи. Замена сущ. местоимениями. Лицо и число местоимений Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Замена существительных местоимениями. Уметь различать части речи. Стр.96, упр.124 32
Правописание предлогов с местоимениями
Правописание личных местоимений 3 лица Комбинированный Отличие приставок от предлогов, написание местоимения с предлогами раздельно. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Умение различать приставки и предлоги, писать местоимения с предлогами раз -дельно. Редактирование текста о Ю. Гагарине (упр.166) Стр.105, упр.136 33
рр Составление рассказа по репродукции картины Н.Ге «И.И. Пущин в гостях у А.С. Пушкина в селе Михайловском» с использованием плана и словосочетаний Урок развития речи Репродукция. Рассказ по картине. Отбор материала. Творческая работа. Умение последовательно излагать мысли, грамотно строить предложения. Стр.110, упр.144 34 Обобщение по теме «Местоимение» Урок обобщения и повторения изученного материала. Основные теоретические понятия, орфографические и пунктуационные нормы. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Рассказ о местоимении как части речи по схеме. Исправление речевых ошибок в предложениях. Стр.113, упр.1, 2, 3 35 Контрольный диктант по теме «Местоимение» и его анализ. Урок контроля Основные теоретические понятия, орфографические и пунктуационные нормы. Контрольный диктант Стр.114, упр.5,6 36 ГЛАГОЛ как часть речи. Употребление глаголов в речи
Грамматические признаки глагола. Комбинированный Понятие о глаголе. Употребление глаголов в речи. Различие глаголов по значению. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Переносное значение глаголов.
Подбор глаголов – синонимов. Нахождение в предложении сказуемого. Стр.118, упр.152 37 . Неопределённая форма глагола. Не с глаголами. Комбинированный Неопределённая форма глагола на –ть, -чь, -ти.
Раздельное написание отрицательной частицы не с глаголами. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Стр.121, упр.156 38 Изменение глаголов по лицам и числам. Мягкий знак в глаголах Комбинированный Личные окончания глаголов Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Стр.127, упр.166 39 Правописание глаголов на –шь, -шься
тся и –ться в глаголах. Комбинированный Ь в глаголах 2-го лица ед.числа
Правописание глаголов в начальной форме и в форме 3 лица Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Составление предложений по иллюстрации и опорным словосочетаниям (упр.185). Письмо по памяти (упр.186). Стр.128, упр.168 40 1 и 2 спряжение глаголов Безударные окончания глаголов 1 и 2 спряжения Комбинированный Правописание безударных окончаний глаголов. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Стр.134, упр.178 41
рр Изложение с опорой на вопросы. Стр.143, упр.195 Урок развития речи Краткий пересказ текста по вопросам. Творческая работа. Стр.142, упр.193 42 Повелительная форма глагола
Комбинированный Глаголы в повелительной форме. Употребление в речи. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Стр.145, упр.197 43 Упражнения на закрепление темы «Глагол» Урок обобщения и повторения изученного материала. Основные теоретические понятия, орфографические и пунктуационные нормы.
Парашют Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Составление словосоч. и предлож. с новыми словами. Работа с деформированным текстом. Стр. 150, упр.207 44 Контрольный диктант по теме «Глагол» и его анализ Урок контроля Основные теоретические понятия, орфографические и пунктуационные нормы. Контрольный диктант 45 Наречие .Употребление наречий в речи Комбинированный Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречий. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Стр. 159, упр.217 46 Наречия, которые обозначают время, место и способ действия Комбинированный Употребление наречий в речи. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Стр.165, упр.225
Стр.166, упр.227 47 Правописание наречий с а и о на конце Обобщение по теме «Наречие» Комбинированный Зависимость написания конечной гласной наречий на –о и –а от приставок. Основные теоретические понятия, орфографические и пунктуационные нормы. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Стр.168, упр.232 48 Имя числительное .Числительные количественные и порядковые Комбинированный Числительные количественные и порядковые. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Стр.178, упр.246 49 Правописание числительных от 5 до 20 и 30, от 50 до 80, от 500 до 800 Комбинированный Мягкий знак на конце числительных. Мягкий знак в середине числительных. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Стр.181, упр.250
Стр.182, упр.253 50 Правописание числительных 90, 200, 300, 400 Комбинированный Правописание числительных 90, 200, 300, 400 Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Стр.183, упр.255 51 Числа в деловых бумагах.
Доверенность.
Телеграмма.
Анкета Урок развития речи Правила написания доверенности. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Стр.187, упр.260 52 Части речи. Комбинированный Части речи, их грамматические признаки. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Стр.192, упр.263 53
рр Работа с деформированным текстом
Урок развития речи Творческая работа 54
рр Изложение «Песни о Вещем Олеге» стр.199, упр.274 Урок развития речи Краткий пересказ по опорным словосочетаниям. Творческая работа. Стр.201, упр.6 55 Простое предложение .Составление рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Комбинированный Виды предложений по интонации.
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространённые и нераспространённые. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Распространение предложений второстепенными членами. Выделение в предложениях главных и второстепенных членов предложения. Рассказ: «Что я знаю о предложении» Стр.205, упр.277 56 Нераспространённые и распространённые однородные члены предложения Комбинированный Однородные члены с зависимыми словами и без них. Знаки препинания при однородных членах. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Стр.212, упр.287 57 Предложения с обращениями Комбинированный Обращение, употребление обращений в речи. Знаки препинания при обращении. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Стр.218, упр.297 58
рр Краткое изложение текста упр.302 Урок развития речи Краткое изложение текста по вопросам. Творческая работа. Стр.218, упр.297. 59 Сложное предложение. Комбинированный Структура сложного предложения. Союзы в сложном предложении. Знаки препинания в сложных предложениях. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Стр.225, упр.306 60 Сложные предложения с союзами и союзными словами Комбинированный Структура сложного предложения. Союзы в сложном предложении. Знаки препинания в сложных предложениях. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Стр.229, упр.314 61 Составление простых и сложных предложений Комбинированный Предложения простые и сложные. Схемы предложений. Работа со схемами. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Стр.234, упр.322 62 Предложения с прямой речью. Комбинированный Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней. Большая буква в прямой речи. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Стр.240, упр.332 63 Обобщающие упражнения. Урок обобщения и повторения изученного материала. Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней. Большая буква в прямой речи. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Стр.247, упр.343 64 Контрольный диктант по теме «Предложение» Анализ диктанта. Урок контроля Основные теоретические понятия, орфографические и пунктуационные нормы. Контрольный диктант 65-67 Повторение в конце года Комбинированный Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Стр.250, упр.348 68 Итоговый диктант и его анализ Урок контроля Основные теоретические понятия, орфографические и пунктуационные нормы. Контрольный диктант Учебно-методический комплекс.
Учебная программа Учебники Методический материал Дидактический материал
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В.Воронковой для 5 – 9 классов (сборник 1).-М.:«ВЛАДОС», 2014 г.
Русский язык. 9 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Галунчикова Н. Г., Якубовская Э.В.–М.: Просвещение, 2014г.
Е.П.Плешакова. Русский язык. Коррекционно-развивающие задания и упражнения.-   Волгоград, 2009 г.;
Т.И.Томарова .Русский язык конспекты уроков.- Волгоград, 2009 г.;
И.В.Веркеенко. Упражнения и проверочные задания по русскому языку,.- Москва, 2008 г.;.
Л.Жидкова, Л.Каменецкая. Сборник статей для изложений во вспомогательной школе.
М.Е.Прокопенко. Русский язык. Чтение. Речевые разминки. Зрительные диктанты. Игровые упражнения. -Волгоград, 2009 г.;
Коррекционные упражнения:
Работа по карточкам.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: зарисовки силуэтов в разном направлении, штрихованными линиями»
Физ.минутки
Речевые разминки
Игровые упражнения
Упражнения для обучения детей приёмам саморасслабления. – «штанга», «игра с песком», «Кулачки», «Кораблик» и др.
Упражнения для успокоения детей «Найди и промолчи», «Холодно –Горячо ;Право-лево» -ориентировка в пространстве, «Найди рифму» и др.
Психологические тренинги
Наглядные пособия. рисунки, игрушки, плакаты,