Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ по учебному предмету «Письмо и развитие речи»


Областное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска
Рассмотрено на заседании
МО учителей _________
протокол № ____
от ____________20__ г.
Руководитель МО
____________________ О. А. Кобцева Согласовано на заседании
Методического совета
протокол № ____
от ___________20___ г.
Председатель МС
_____________ М.В.Киргизова Утверждаю
Директор школы-интерната
_________________ М.В.Погребцов
Приказ № ______
от ______ 20___ г.
Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ
по учебному предмету
«Письмо и развитие речи»

3 класс
Автор — составитель: Киреева Н. Б. учитель начальных классов

2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида Министерства образования РФ на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой.- М.: Просвещение, 2009
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
Федеральный компонент стандарта образования в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида.
Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», 26.12.2000 г.
Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Примерный план действий о модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы, утвержденный Правительством РФ от 07.09.2010 года № 1507-Р
Базисный учебный план специальных (коррекционных) школ VIII вида (приложение к приказу Министерства Образования Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п)
Учебный план ОКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска, рассчитанному на шестидневную рабочую неделю.
Устав ОКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска.
Положение о разработке, принятии и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов ОКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска.
Цель: коррекция недостатков познавательной деятельности и эмоциональной - волевой сферы у обучающихся с ОВЗ на уроках письма, создание условий для овладения элементарными знаниями по грамматике для выработки у обучающихся достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка, владение языком в разных сферах речевого общения, развитие интереса к предмету, социальная адаптация в условиях современного общества. Основные задачи:
вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;
формировать практические навыки устной и письменной речи;
приобретать грамматические умения в области фонетики, морфологии и синтаксиса;
формировать основные орфографические и пунктуационные навыки;
корригировать уровень общего и речевого развития обучающихся;
формировать нравственные качества обучающихся.
При подборе учебного материала использовался разноуровневый подход к учебным возможностям обучающихся, мотивация учения данного предмета, способствующая наилучшей социальной реабилитации обучающихся, учтены реалии сегодняшнего дня, прослежены межпредметные связи. Данная программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.
Диагностика: педагогическая дифференциация по В.В. Воронковой.
Первую группу представляют обучающиеся, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
Для второй группы характерен более медленный темп усвоения учебного материала. Обучающиеся, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.
Третья группа обучающихся отличается пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при списывании текстов и выполнении других заданий: как правило, они обучаются по упрощенной программе по предмету.
К четвертой группе относятся обучающиеся, которые занимаются по индивидуальным программам, так как основное содержание предмета для них недоступно. Обучать их необходимо с целью социальной поддержки.
В основу критериев и норм оценки учебной деятельности обучающихся положены объективность и единый подход. Для всех установлены следующие общедидактические критерии.
Оценка устных ответов.
Отметка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка«4» ставится, если ученик допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом допускает 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил; в работе с текстом делает грубые ошибки.
Оценка письменных работ.
Отметка«5» ставится за работу без ошибок.
Отметка «4», ставится за работу с 1-3 ошибками.
Отметка«3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
Отметка«2» ставится за работу с 6-8 ошибками.
Изменения, внесенные в авторскую программу
Базисный учебный план по программе составляет 5 часов в неделю, а в год – 170 часов. Однако, в связи с праздничными днями, составляет 168 ч. Итого рабочая программа рассчитана на 168 ч.
Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год
Учебно – методический комплект
Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, -М.: Просвещение, 2009
Учебники Методическое обеспечение Дидактическое обеспечение
А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская Русский язык 3 класс, М.: Просвещение 2007 В. В. Воронкова Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы Пособие для учителя, М.: Просвещение,1988 А. К. Аксёнова, Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская Читай, думай, пиши Часть 1 Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва «Просвещение» 2008
Общая характеристика предмета «Письмо и развитие речи»
Фонетико-фонематические нарушения обучающихся с ОВЗ затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Следовательно самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника к самостоятельной жизни, общению. В 3 классе проводятся подготовительные упражнения по формированию навыков письменной речи. Трудности формирования графических навыков часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Поэтому следует вести работу по закреплению написания строчных и прописных букв и их соединений.
Формы организации деятельности
Основной формой организации процесса обучения письму является урок. Типы уроков: комбинированный урок, урок повторения предметных результатов, урок обобщения и систематизации предметных результатов, контрольный урок, коррекционный урок (работа над ошибками). Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
Мониторинг уровня обученности и качества знаний
Формами контроля на уроках письма в начальной школе выступают три вида: предварительный (входная контрольная работа в начале учебного года), текущий (домашняя работа, самостоятельная работа, орфографический диктант, словарный диктант, устный опрос, контрольные работы: диктанты и контрольные списывания по изучению разделов программы), итоговый (контрольные работы по текстам администрации в конце 1 полугодия и года). При работе с детьми с ОВЗ применяются особые коррекционно-развивающие технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Для обеспечения образовательных потребностей каждого обучающегося в соответствии с его индивидуальными особенностями, развития познавательной активности, школьной мотивации используются
традиционные педагогические технологии:
технологии коррекционного обучения (умение слушать инструкцию и точно ее выполнять, умение действовать по образцу, умение воспроизводить информацию, отвечать на поставленные вопросы);
технологии развивающегося обучения (умение сравнивать, умение выделять существенные объекты, выполнять классификацию по заданному признаку, умение выявлять причинно-следственные связи и объяснять);
игровые технологии (вовлеченность в игру, принятие правил игры, проявление инициативы, склонность к интерпретациям, адекватное отношение к проигрышу и победе);
коррекционно – развивающие технологии (положительная динамика, результативность обучения);
инновационные педагогические технологии:
элементы информационных технологий (индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы обучающихся развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления);
личностно – ориентированные технологии (формирование адаптивных, социально – активных черт обучающихся, чувства взаимопонимания, уверенности в себе);
здоровьесберегающие технологии.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Письмо и развитие речи» входит в образовательную область курса «Родной язык и литература» учебного плана ОКСКОУ «С (к) о школа-интернат VIII вида №3» г. Курска
№ Количество учебных недель Количество часов
в неделю в год
1 35 5 168
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы по предмету «Письмо и развитие речи»
У всех обучающихся продолжать формировать основы учиться, развивать интерес к предмету, планировать свою деятельность, самостоятельно выполнять задания, осуществлять самоконтроль, учить овладевать элементами классификации объектов, анализом и синтезом, под руководством учителя устанавливать причинно-следственные связи, использовать знаково-символические действия. Обучать элементам коммуникативных УУД: продолжать учиться следовать инструкциям педагога, комментировать свою практическую деятельность. По характеристике выполнения разнообразных заданий по письму и развитию речи в классе можно выделить несколько групп обучающихся с различными возможностями усвоения знаний.
Обучающиеся должны уметь:
1-2 уровень 3 уровень
Записывать слова с слоговым орфографическим проговариванием;
различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные; дифференцировать оппозиционные согласные;
определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
списывать текст целыми словами; писать под диктовку текст (16 – 25 слов), включающий слова с изученными орфограммами;
выделять из предложения слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
составлять текст рассказа в виде подписей под серией сюжетных картинок (3 предложения);
записывать свой домашний адрес. Различать сходные по начертанию буквы;
дифференцировать на слух и в произношении оппозиционные звуки;
делить слова на слоги, переносить слова по слогам с помощью учителя;
списывать по слогам слова и предложения с печатного и рукописного текста;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением;
писать предложение с большой буквы и ставить точку в конце;
составлять предложения по картинке;
подбирать по вопросам названия предметов и действий;
называть свой домашний адрес.
Обучающиеся должны знать: алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Содержание тем учебного курса
№ Наименование раздела, темы Количество часов Краткое содержание раздела (темы) Из них (количество часов)
Практические работы Экс
кур
сии Мониторинг уровня обученности1 Повторение. Предложение 10 ч Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце 1
2 Звуки и буквы 3ч Звуки и буквы 3 Порядок букв в русской азбуке. Алфавит 4ч Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Нахождение слов в словаре 4 Гласные и согласные звуки и буквы 4ч Звуки гласные и согласные 5 Гласные буквы е, ё, и, э, ю, я 4ч Гласные буквы е, ё, и, э, ю, я в начале слова и после гласных 6 Ударение в слове 8ч Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные 1
7 Слог как часть слова 6ч Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги 1
8 Перенос слов при письме 5ч Перенос части слова при письме 9 Твёрдые и мягкие согласные 6ч Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я 10 Мягкий знак на конце и в середине слова 9ч Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь1
11 Гласные после шипящих 9ч Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу1
12 Парные звонкие и глухие согласные 3ч Парные звонкие и глухие согласные 13 Звонкие и глухие согласные на конце слова 11ч Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова 1
14 Разделительный мягкий знак (ь) 9ч Разделительный мягкий знак (ь) перед гласными и, е, ё, ю, я 1
15 Слово. Названия предметов 5ч Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи 16 Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сёл, деревень, улиц 6ч Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях 1
17 Названия действий 11ч Закрепление знаний о словах, обозначающих названия действий, умение выделять их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы 1
18 Названия признаков 16ч Название признака данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?. Нахождение слов, обозначающих признаки, в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы 1
19 Предлоги 8ч Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами 1
20 Предложение 24 ч Знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного, родительного, дательного, творительного, предложного падежа. Выделение в тексте или составление предложений на заданную тему. Составление предложений из слов, данных в начальной форме 21 Повторение 7 ч Повторение тем изученных разделов 1
Итого 168ч 12
Календарно – тематическое планирование
Но
мер уро
каТема урока Кол.
Час. Дата Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихсяФорма контроля Дом.
задание
план факт Повторение. Предложение 10 1 Повторение. Употребление простого предложения 1 Знать правило написания предложения Уметь писать предложение с большой буквы, в конце ставить точку Стр. 5, правило; стр.4, № 3
2 Повторение. Предложение. Правило написания предложения 1 Уметь выделять предложения из текста Правило написания предложен. Стр.5, № 4, правило
3 Повторение. Упражнение в правильном написании предложений 1 Знать правило написания предложения Уметь писать предложение с большой буквы, в конце ставить точку Стр.7, № 7
4 Повторение. Составление и дополнение предложений из слов 1 огород,
Составле-
ние предложе-
ний по схемам Знать написание словарного слова Уметь составлять предложения из слов Стр.6, № 9
5 Повторение. Составление предложений на заданную тему 1 овощи,
Составле-
ние предложе-
ний по схемам с данным словом Знать написание словарного слова Уметь составлять предложения на заданную тему Проверка написания словарных слов Стр. 11, № 22
6 Повторение. Составление предложений по вопросам 1 Уметь составлять предложения по вопросам Проверка написания словарных слов Стр. 11, № 24, по заданию
7 Повторение. Составление предложений по картинкам 1 Составле-
ние предложе-
ний по картинкам Уметь составлять предложения по картинкам Стр. 14, № 30
8 Повторение. Связь предложений в тексте 1 Составле-
ние рассказа Уметь составлять рассказ, озаглавливать его Стр.15, № 31
9 Входная контрольная работа № 1 по теме «Предложение» 1 Уметь писать под диктовку Контр. диктант, контр. списывание 10 Работа над ошибками 1 Уметь находить ошибки, исправлять их Стр. 12, № 26
Звуки и буквы 3 11 Количество звуков и букв в слове. Определение места каждого звука 1 Знать правило о звуках и буквах Уметь определять количество звуков и букв, место каждого звука Стр.17. № 4
12 Сравнение пар слов, различающихся одной буквой 1 корзина Уметь определять количество звуков и букв, место каждого звука Проверка написания словарных слов Стр. 21, № 12
13 Сравнение пар слов, различающихся порядком букв 1 Знать написание словарных слов Уметь определять место каждого звука в слове Стр. 21, № 11
Порядок букв в русской азбуке. Алфавит 4 14 Алфавит. Порядок букв в русской азбуке 1 Знать алфавит Уметь правильно читать буквы Стр.25, выучить алфавит
15 Расположение слов в алфавитном порядке 1 Вставлять пропущенные буквы, слова Знать алфавит Уметь записывать слова в алфавитном порядке Чтение алфавита наизусть Стр. 27, № 7, доучить алфавит
16 Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке 1 Сноровка, подбор близких по смыслу слов Знать алфавит Уметь располагать слова в алфавитном порядке Чтение алфавита наизусть Стр. 29, № 13
17 Обобщающий урок по теме «Алфавит» 1 Выписка слов в алфавитном порядке Знать алфавит Уметь располагать слова в алфавитном порядке Чтение алфавита наизусть Стр. 31, контроль-
ное списыва-
ниеГласные и согласные звуки и буквы 4 18 Гласные и согласные звуки и буквы 1 Узнавание и называние гласных и согласных в словах Знать гласные и согласные Уметь выделять гласные и согласные Стр. 33, №8
19 Выделение гласных звуков и букв 1 Узнавание и называние гласных Знать гласные звуки и буквы Уметь выделять гласные буквы Стр. 35, №14(2, 3) знать гласные звуки и буквы, правило о гл. буквах
20 Выделение согласных звуков и букв 1 Узнавание и называние согласных Знать согласные звуки и буквы Уметь выделять согласные буквы Проверка знания
гласных букв Стр. 33, № 6
21 Закрепление выделения в словах гласных и согласных звуков и букв 1 неделя Знать гласные и согласные звуки и буквы Уметь выделять гласные и согласные Проверка знания согласных букв Стр. 37, контр. списыва-ниеГласные буквы е, ё, и, э, ю, я 4 22 Гласная и в начале слова 1 Выделение гласной и в начале слова Уметь выделять гласную и в начале слова, писать слова с этой гласной Проверка правил беседы Стр. 38, №4
23 Гласные е, ё в начале слова 1 Выделение гласных е, ё в начале слова Уметь различать и отображать на письме буквы е, ё в начале слова, писать слова с этими гласными Стр.39, № 10
24 Гласные ю, я в начале слова 1 яблоко Выделение гласных ю, я в начале слова Уметь различать и отображать на письме буквы ю, я в начале слова, писать слова с этими буквами Стр. 41, № 15
25 Гласная буква э в начале слова 1 Выделение гласной э в начале слова Уметь различать звук э в начале слова, писать слова с этой буквой Стр.44, №24
Ударение в слове 8 26 Ударение в слове. Знак ударения. Ударные гласные 1 в словах Знать правило об ударных гласных на стр.45 Уметь ставить ударение в словах Стр.45, правило, стр.46, № 2
27 Упражнение в постановке ударения в слове 1 Знать правило об ударных гласных на стр.45 Уметь ставить ударение в словах Проверка правила об ударных гласных Стр.47, № 4
28 Ударные и безударные гласные 1 Одежда
Составление предложений со словом Уметь находить ударные и безударные гласные Проверка правила об ударных гласных Стр.48, правило, 49, № 11
29 Смыслоразличительная роль ударения 1 Знать правило об ударных и безударных гласных Уметь определять ударную гласную Проверка правила об ударных и безудар-
ных гласных Стр.51, № 17
30 Выделение ударных и безударных гласных 1 Составл. Предлож. из разрознен-
ных слов Знать правило об ударных и безударных гласных Уметь выделять ударные и безударные гласные Стр. 54, контрольное списывание
31 Обобщающий урок по темам « Гласные и согласные звуки и буквы. Ударение» 1 Выделение гласных и, е, ё, ю, я, э в словах Уметь выделять гласные и, е, ё, ю, я, э Стр. 45, контр. списывание32 Контрольная работа № 2 по теме «Гласные и согласные звуки и буквы. Ударение» 1 Уметь писать под диктовку Контр. диктант, контр. списывание 33 Работа над ошибками 1 Уметь находить ошибки, исправлять их Стр. 44, №23
Слог как часть слова 6 34. Слог как часть слова 1 Знать, что слог образует гласный звук Уметь различать количество слогов в слове по количеству гласных Стр.56, № 4
35. Слогообразующая роль гласных 1 Упражнять в подборе слов к заданным схемам Знать, что слог образует гласный звук Уметь делить слова на слоги Стр.56, правило, стр. 56, 57, № 5
36 Деление слов на слоги 1 месяц Знать, что слог образует гласный звук Уметь делить слова на слоги Проверка правила на стр.56 Стр.59, №15
37 Обобщающий урок по темам «Слог как часть слова» 1 Знать о том, что гласный звук образует слог Уметь делить слова на слоги, выделять ударный слог Стр.59, № 14
38 Контрольная работа № 3 по темам « Слог как часть слова» 1 Уметь писать под диктовку 39 Работа над ошибками 1 Уметь находить ошибки и исправлять их Стр. 62, № 20
Перенос слов при письме 5 40* Перенос слов при письме 1 Уметь делить слова на слоги и для переноса Стр. 64, 65, правила , № 6(2 ч.)
41 Правила переноса слов 1 Словарные слова Знать правила переноса слов Уметь переносить слова по слогам Проверка правил на стр. 64, 65 Стр. 65, № 5
42 Упражнения в делении слов на слоги и для переноса 1 Уметь делить слова на слоги и для переноса Стр. 67, № 10
43 Повторение правил переноса слов 1 Знать правила переноса слов Уметь переносить слова Проверка правил на стр. 64 - 66 Стр. 68, № 12
44 Тренировочные упражнения в делении слов на слоги и для переноса 1 Знать правила переноса слов Уметь делить слова на слоги и для переноса Правила переноса слов Стр.,69
контр.списываниеТвёрдые и мягкие согласные 6 45 Твёрдые и мягкие согласные 1 Правильное произношение твердых и мягких согласных Уметь различать твёрдые и мягкие согласные Стр.70, правило, стр. 72,
№ 6
46 Обозначение твёрдости-мягкости согласных буквами а, о, у, ы, и, е, ё, ю,я1 Знать правило на стр.70 Уметь обозначать твёрдые и мягкие согласные на письме Проверка правила на стр.70 Стр. 72, правило, стр. 72,
№ 8
47 Дифференциация твёрдых и мягких согласных 1 посуда, тарелка
составлен. предложений с этими словами Знать способы обозначения мягких и твёрд. согл. на письме Уметь обозначать твёрдые и мягкие согласные на письме Проверка правила на стр. 72 Стр.75,
№ 15
48 Употребление гласных букв для обозначения твёрдости-мягкости согласных (а-я), (ы-и) 1 Уметь обозначать твёрдость-мягкость гласными а-я, ы-иСтр. 76, № 17
49 Употребление гласных букв о-ё-е для обозначения твёрдости-мягкости согласных 1 Уметь обозначать твёрдость-мягкость гласными о-ё-еСтр. 75, № 16(3, 4)
50 Употребление гласных букв у-ю для обозначения твёрдости-мягкости согласных. Обобщение по теме 1 Работа с чистоговор-койЗнать способы обозначения мягких и твёрдых согласных на письме Уметь обозначать твёрдые и мягкие согласные на письме гласными буквами Контроль-
ное списыва-
ние, стр.79 Р. т., стр. 29, № 7 (1, 2)
Мягкий знак на конце и в середине слова 9 51 Различение на слух и в произношении мягких согласных на конце и в середине слова. Обозначение их буквой ь1 Правильное произнош-ние мягких и твёрдых согласных, Знать способы обозначения мягких и твёрд. согласных на письме Уметь обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы ь Стр. 80, № 4(1)
Стр.83, правило
52 Смыслоразличительная роль твёрдых и мягких согласных на конце и в середине слова 1 картофель Уметь обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы ь Проверка правила на стр. 83 Стр.83, № 12
53 Правописание слов с мягким знаком на конце 1 Знать правило об обозначении мягкости согласных на конце буквой ьУметь писать слова с мягким знаком на конце слов Стр. 81, № 6
54 Объяснение написания мягкого знака в словах 1 ранец
портфель Знать правило на стр.84 Уметь объяснять и обозначать мягкость согласных на конце и в середине слова мягким знаком Стр. 86, № 20
55 Правописание слов с ь на конце и в середине слов 1 мебель Знать правило об обозначении мягкости согл. буквой ьУметь обозначать мягкость согласного в конце и в середине слова ьСтр.88, № 25
56 Обозначение мягкости согласных на письме буквами
и, е, ё, ю, я, ь1 Знать способы обозначения твёрдых и мягких согл. на письме Уметь обозначать мягкость согласных на письме буквами
и, е, ё, ю, я, ь Стр. 86, № 21
57 Обобщающий урок по теме «Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь» 1 Словарные слова Знать правила об обозначении мягкости согласных буквами и, е, ё, ю, я, ьУметь обозначать мягкость согласного в конце и в середине слова мягким знаком Стр.88, контроль-ное списыва-ние58 Контрольная работа № 4 по теме «Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь» 1 Уметь писать под диктовку Проверка знаний обучающих-ся59 Работа над ошибками 1 Знать правила Уметь обозначать мягкость согласного Задание у сказочно
го героя
Гласные после шипящих 10 60 Гласные после шипящих. Правописание жи-ши1 Знать, что ш, ж, ч, щ – шипящие согл., правопис.
жи-ши Уметь писать слова с сочетаниями
жи-шиСтр.90,
№ 4,
стр. 89, правило
61 Упражнения в правописании слов со слогами жи-ши1 картина Знать правописание
жи-шиУметь писать слова с сочетаниями
жи-шиПроверка правила написания
жи-шиСтр. 91, №6
62 Правописание ча-ща1 Знать правило написания ча-щаУметь правильно обозначать на письме сочетания ча-щаСтр.92,
№ 10, правило
63 Правописание слов с сочетаниями ча-ща1 товарищ Знать правописание ча-щаУметь писать слова с сочет. ча-щаПроверка правила Стр. 93, № 12
64 Правописание чу-щу1 Знать правило написания чу-щуУметь правильно обозначать на письме сочетания чу-щуСтр. 94, № 17, правило
65 Правописание слов с сочетаниями чу-щу1 Знать правописание чу-щуУметь писать слова с сочет. чу-щуПроверка правила Стр.95,
№ 19
66 Правописание слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши1 Знать правила написания гласных после шипящих Уметь определять и писать орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу67 Обобщающий урок по теме «Гласные после шипящих» 1 родина Знать правила написания гласных после шипящих Уметь определять и писать орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щуСтр. 96, № 23
68 Контрольная работа № 5 по теме «Гласные после шипящих» 1 14.
12 Уметь писать под диктовку Проверить умение распознавать в словах сочетания с гласными после шипящих и писать их 69 Работа над ошибками 1 Уметь исправлять ошибки, подбирать слова на изученные правила Стр.95,
№ 20
Парные звонкие и глухие согласные 3 70 Парные звонкие и глухие согласные 1 Знать, что согласные бывают звонкие и глухие Уметь выделять согласные в слове Стр.100, № 7, стр. 98, правило
71 Различение парных согласных 1 класс Знать, что согласные бывают звонкие и глухие Уметь выделять согласные, различать парные согласные Проверка правила на стр. 98 Стр.101, № 11, стр. 100, правило
72 Упражнения в различении парных звонких и глухих согласных 1 дневник Уметь различать звонкие и глухие согласные Проверка правила на стр.100 Стр. 102, №14
Звонкие и глухие согласные на конце слова 11 73 Сопоставление звонких и глухих согласных на конце слова 1 завод Уметь различать парные согласные по звонкости-глухости Стр.105, правило, стр.105, №3
74 Правописание звонких и глухих согласных на конце слова 1 рассказ Знать, что все парные согл.
произносятся как глухие, а пишутся по-разному Уметь сопоставлять произношение и написание Проверка правила на стр.105 Стр. 106, правило,
№ 5
(2 ст.)
75 Подбор проверочных слов 1 город Уметь проверять парные согласные путём изменения формы слова Проверка правила на стр.106 Стр.109, № 10
76 Объяснение правописания звонких и глухих согласных на конце слов 1 Развивать связную речь Знать алгоритм объяснения правописания парных согласных Уметь писать слова с проверяемыми согласными на конце слова Стр. 111, правило, стр. 112, №17
77 Упражнения в подборе проверочных слов
1 Обогащать словарный запас Знать алгоритм объяснения правописания парных Уметь подбирать проверочные слова
Проверка правила на стр.111 Стр. 118, контр.
спис.
78 Повторение. Правописание звонких и глухих согласных 1 Знать алгоритм объяснения правописания парных согласных Уметь писать слова с парными согласными на конце слова, обосновывать написание проверяемого слова 79* Повторение. Звонкие и глухие согласные на конце слова 1 Развивать связную речь Знать алгоритм объяснения Уметь писать слова с парными согласными на конце слова Стр. 112, №16 (3, 4)
80 Обобщающий урок по теме «Парные согласные на конце слова» 1 Словарные слова Знать парные согласные Уметь сравнивать произношение и написание слов с парными согласными Стр. 109, № 11(3 предложе-ния)
81 Самостоятельная работа по теме «Парные согласные на конце слова» 1 Уметь списывать с печатного текста Проверка знаний обучающ. Стр. 108,
№ 9
82 Работа над ошибками 1 Знать парные согласные Уметь анализировать ошибки Стр.115, № 25
Разделительный мягкий знак (ь) 9 83 Сравнение по смыслу, произношению и написанию слов типа: Коля - колья 1 Уточнить знания о том, что показывает разделительный ьУметь правильно произносить и писать слова с разделительным ьСтр.119, правило, № 4
84 Разделительный мягкий знак 1 Знать о том, что показывает разделительный ьУметь правильно произносить и писать слова с разделительным ь, употреблять в письменной речи слова с разделительным ьПроверка правила на стр.119 Стр. 119, № 3
85 Объяснение правописания слов с разделительным ь1 сапоги Уметь правильно употреблять в словах разделительный мягкий знак, уметь объяснять написание разделительного ьСтр.120, «Учись объяснять»
Стр.121, № 9
86 Упражнения в правописании слов с разделительным ь1 погода Уметь записывать слова с разделительным ьСтр.122,
№ 18
87 Дифференциация разделительного и смягчающего мягких знаков 1 валенки Уточнить знания о разделительном и смягчающем мягких знаках Уметь сравнивать правила Стр.122,
№ 12
88 Дифференциация изученных орфограмм 1 Уметь дифференцировать изученные орфограммы Стр.127, №24
89 Обобщающий урок по теме «Разделительный мягкий знак» 1 Составле-
ние рассказа по сюжетной картинке Уметь употреблять слова с разделительным мягким знаком Самостоятельная работа Стр.129,
Контроль
ное спис.
90 Контрольная работа №6 по теме «Разделительный мягкий знак» 1 Знать правописание слов с разделительным ьУметь писать под диктовку Комменти-
рованный диктант, контроль-
ное списыва-
ние91 Работа над ошибками 1 Знать правописание слов с раздел. ьУметь исправлять ошибки Записать 3 слова с раздел. ьСлово. Названия предметов 5 92 Слова, обозначающие предметы 1 Формировать знания о словах, обозначающих предметы Уметь отвечать на вопросы: Кто это? Что это? Стр.131, правило, стр. 132, №6
93 Различение слов по вопросам кто? что? 1 язык Формировать знания о словах, обозначающих предметы Уметь различать слова по вопросам кто это? что это? Проверка правила на стр.131 Стр. 135, №9
94 Группировка предметов по их назначению, по материалам, из которых они сделаны 1 Уметь различать живые и неживые предметы Стр.136, №14
95 Употребление названий предметов в различных формах 1 Развитие устной связной речи Уметь различать слова по вопросам кто это? что это?, употр. названия предм. в различных формах Словарный диктант Стр.136, №15
96 Изменение слов по вопросам 1 комната Формировать знания о словах, обозначающих предметы Уметь изменять слова по вопросам Стр.139, №23
Большая буква 6 97 Большая буква в именах собственных 1 Уточнить представления о собственных именах Уметь писать имена собственные с большой буквы Стр.142, правило;
Стр. 143, № 3
98 Дифференциация слов типа: Белка – кличка животного, белка – название животного 1 медведь Знать правило о написании имён собственных Уметь распознавать имена собственные и писать их с большой буквы Стр. 143, №4
99 Большая буква в названиях населённых пунктов 1 Уметь распознавать имена собственные и писать их с большой буквы Словарный диктант Стр.147, №17
100 Обобщающий урок по теме «Слова, обозначающие предметы» 1 Знать правило написания имён собственных Уметь дифференциро-вать изученные орфограммы Стр. 148, контроль-
ное списыв.
101 Контрольная работа №7 по теме «Слова, обозначающие предметы» 1 Знать написание имён собственных Уметь писать под диктовку Контр. диктант,
списывание 102 Работа над ошибками 1 Знать написание имён собственных Уметь находить ошибки, исправлять их Стр. 148, №19
Названия действий 11 103 Слова, которые обозначают действия предметов 1 Уточнить знания о словах, обозначающих действие Уметь распознавать слова по вопросам, значению и правильно употреблять их в предложении Стр.149, правило,
№ 2
104 Слова, отвечающие на вопросы что делал? что делает? что будет делать? 1 вчера
сегодня
завтра Уметь распознавать слова, обозначающие действия, ставить к ним вопросы Проверка правила на стр.149 Стр.150, №4
105 Нахождение предметов по их действиям 1 Уметь точно употреблять слова в речи, уметь находить предметы по их действию Стр.151, №7
106 Подбор слов-действий по вопросу 1 Уметь подбирать слова-действия по вопросам Стр.152, правило,
№ 11
107 Согласование слов-предметов и слов-действий 1 шёл Уметь согласовывать слова-предметы и слова-действия Проверка правила на стр.152 Стр.154, №15
108 Дополнение предложений. Дифференциация изученных орфограмм 1 Дополнять предложе-
ния словами по смыслу Знать изученные орфограммы Уметь дифференцировать изученные орфограммы Стр.155, № 17
109 Выделение в предложениях названий предметов и действий 1 Уметь выделять слова-предметы и слова действия Стр. 158, №23
110 Закрепление выделения слов, обозначающих предметы и действия 1 рисовать Уметь распознавать слова-предметы и действия Стр.159, 160, №27 (3)
111 Обобщающий урок по теме «Слова, обозначающие действия предметов» 1 Уметь распознавать слова-предметы и действия, согласовывать их Стр.160, контроль-
ное списыва-
ние
112 Контрольная работа № 8 по теме «Слова, обозначающие действия предметов» 1 Уметь писать под диктовку Контр. диктант, списывание 113 Работа над ошибками 1 Уметь находить ошибки и исправлять их Стр. 157, № 22
Названия признаков 16 114 Слова, которые обозначают признаки (качества) предметов 1 Уточнить знания о словах, которые обозначают признаки Уметь наблюдать, подмечать разнообразные признаки предметов Стр.161. правило, № 1
115 Определение предметов по цвету, вкусу и форме 1 чёрный
жёлтый Уметь наблюдать, подмечать разнообразные признаки предметов, задавать вопросы к словам-признакам Проверка правила Стр. 163, № 6
116 Определение предметов по материалу, из которого они сделаны 1 Уметь выделять в предложениях слова-признаки Стр.164, № 8(3 слова)
117 Подбор названий признаков предметов по смыслу 1 дорога Уметь подбирать слова-признаки по смыслу Стр.166, №13
118 Сравнение предметов по признакам 1 Уметь различать слова-признаки от других слов по вопросу и значению Словарный диктант Стр.167, №18
119 Обобщающий урок по теме «Слова, которые обозначают признаки предметов» 1 Уметь выделять слова-признаки Стр. 172, №26
120 Контрольная работа № 9 по теме «Слова, которые обозначают признаки предметов» 11.
03 Уметь писать под диктовку Диктант, списыва-
ние121 Работа над ошибками Уметь отличать слова-признаки от других слов Самостоя-
тельная работа Стр. 172, контр. списыв.
122 Подбор названия признаков предметов по смыслу. Дифференциация изученных орфограмм 1 Знать изученные орфограммы Уметь подбирать названия признаков предметов по смыслу Стр.167, № 19
123 Составление предложений по картинке и схеме 1 Знать правила написания предложения Уметь составлять предложения по картинке и схеме Стр. 168, № 21
124 Составление рассказа по серии сюжетных картинок 1 Обучение составле-
нию рассказа Знать изученные орфограммы Уметь составлять рассказ по серии сюжетных карт. Стр.171, №25 (3)
125 Дополнение предложений словами-признаками 1 Уточнить знания о связи слов в предложении Уметь дополнять предложения словами-призн. Самостоя-
тельная работа Стр. 171, №25 (4)
126* Согласование слов, обозначающих признаки предметов со словами, обозначающими предметы 1 Уточнить знания о связи слов в предложении Уметь согласовывать слова-признаки со словами-предм. Стр.167, № 20
127. Обобщение знаний о словах, которые обозначают предметы, действия, признаки 1 Знать вопросы к словам-предметам, действиям, признакам Уметь согласовывать слова по вопросам Задание у сказочного героя
128. Повторение темы «Слово» 1 Уточнить знания о словах, обозначающих названия предметов, действий, признаков Уметь выделять их в предложении, ставить к ним вопросы 129 Повторение. Названия предметов, действий, признаков 1 Знать вопросы к словам-предметам, действиям, признакам Уметь различать слова-предметы,слова-действия, слова-признаки Стр.165, №10 (2)
Предлоги 8 130. Предлоги. Предлог как отдельное слово 1 Предлог – самостоятельная единица речи Уметь распознавать и писать предлоги Стр.173, правило, задание у сказочного героя
131. Раздельное написание предлогов со словами 1 арбуз Знать предлоги Уметь писать раздельно предлоги с другими словами Проверить правило о написании предлогов Стр.174, № 4 (1, 2)
132 Выделение предлогов в тексте 1 Знать предлоги Уметь выделять предлоги в тексте, раздельно писать их с другими словами Стр.175, № 9
133 Составление предложений по вопросам. Выделение предлогов 1 Знать о раздельном написании предлогов с другими словами Уметь выделять предлоги в тексте, раздельно писать их с другими словами Стр. 176, №15
134 Подбор предлогов к словам 1 Уметь правильно употреблять предлоги Стр.177, №17
135 Обобщающий урок по теме «Предлоги» 1 Знать предлоги Уметь употреблять предлоги Повторение
изученных правил Стр. 179, №19 (1)
136. Контрольная работа № 11 по теме «Предлоги» 1 Уметь писать под диктовку Проверить уровень усвоения материала 137 Работа над ошибками 1 Знать предлоги, правила написания их с другими словами Уметь исправлять допущенные ошибки Самостоя-
тельная работа Стр. 180,
Контроль
ное списыва-
ниеПредложение 24 138 Предложение. Повторение 1 Уточнить знания о предложении Уметь писать предложения с большой буквы, в конце ставить точку Стр.181, №2
139 Дополнение предложений 1 Уметь дополнять предложения Самостоя-
тельная работа Стр.182, № 6
140 Работа с деформированным предложением 1 Знать о связи слов в предложении Уметь правильно употреблять грамматические
формы речи Самостоя-тельная работа Стр.183, № 8
141 Согласование слов в предложении 1 Знать о связи слов в предложении Уметь согласовывать сова в предложении Стр.183, №9
142 Определение порядка слов в предложении 1 Знать о связи слов в предложении Уметь согласовывать слова в предложении Стр. 185, №13
143 Предложение как часть текста. Деление текста на предложения 1 Знать о том, что предложение – часть текста Уметь оформлять предложение на письме Стр.186, № 17
144 Составление письменных ответов на вопросы 1 Знать о том, что предложение – часть текста Уметь письменно отвечать на вопросы Стр.187, №21
145 Составление предложений с употреблением формы винительного падежа 1 Повторение слов: арбуз, валенки, сапоги, заяц Знать правила написания предложения Уметь употр. формы винительн. падежа Стр. 189, №25
146 Слова, отвечающие на вопросы кого? что? 1 костёр Знать вопросы винительного падежа Уметь подбирать слова, отвечающие на вопросы кого? что? Стр.190, №27
147 Составление предложений с употреблением формы родительного падежа 1 Знать вопросы родительного падежа Уметь употреблять формы родительн. падежа Стр. 191, №32
148 Слова, отвечающие на вопросы кого? чего? 1 Повторение слова корзина Знать вопросы родительного падежа Уметь употреблять формы родительн. падежа Стр. 191, №31
149 Составление предложений с употреблением формы дательного падежа 1 Работа над связной речью Знать вопросы дательного падежа Уметь употреблять формы дательного падежа Стр.192, 193, №35
150 Слова, отвечающие на вопросы кому? чему? 1 Работа над связной речью Знать вопросы дательного падежа Уметь употреблять формы дательного падежа Стр. 194, № 38
151 Составление предложений с употреблением формы творительного падежа 1 Работа над связной речью Знать вопросы творительного падежа Уметь употреблять формы творительного падежа Стр. 196, № 41
152 Слова, отвечающие на вопросы кем? чем? 1 Работа над связной речью Знать вопросы творительного падежа Уметь употреблять формы творительного падежа Стр.197, 39, № 44(3, 4)
153 Составление предложений с употреблением формы предложного падежа 1 Работа над связной речью Знать вопросы предложного падежа Уметь употреблять формы предложного падежа Стр. 199, № 50
154 Слова, отвечающие на вопросы о ком? о чём? где? 1 Работа над связной речью Знать вопросы предложного падежа Уметь употреблять формы предложного падежа Стр.199, №49(2 задание)
155 Составление предложений по картинкам, схемам и вопросам 1 песок Знать вопросы косвенных падежей Уметь составлять предложения по картинкам, схемам Стр.200, №52 (3)
156 Составление письменных ответов на вопросы по тексту 1 Работа над связной речью Знать вопросы косвенных падежей Уметь составлять письменные ответы на вопросы по тексту Стр.204, № 60
157 Работа с деформированными предложениями 1 Работа над связной речью Знать вопросы косвенных падежей Уметь составлять предложения из разрозненных слов Стр.198, № 46
158 Составление рассказа по серии сюжетных картинок 1 Работа над связной речью Знать вопросы косвенных падежей Уметь составлять предложения по серии сюжетных картинок Стр. 203, № 59
159 Обобщающий урок по теме «Предложение» 1 Работа над связной речью Знать вопросы косвенных падежей Уметь составлять предложения Стр. 204, контроль-ное списыва-ние160 Итоговая контрольная работа № 11 по текстам администрации 1 Уметь писать под диктовку Проверка знаний обучающ. 161 Работа над ошибками 1 Уметь находить и исправлять ошибки Задание у сказочного героя
Повторение 7 162 Повторение. Предложение 1 Арбуз, валенки, воскресенье вторник, вчера Знать вопросы косвенных падежей Уметь составлять предложения Стр. 205, № 1 (3)
163 Повторение. Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке 1 Газета, город, дневник, дорога, жёлтый Знать алфавит Уметь располагать слова в алфавитном порядке Проверка знания алфавита Стр.208, № 10
164 Повторение. Большая буква в именах собственных 1 Завод, завтра, картина, картофель, класс, комната Знать правила написания имён собственных Уметь писать имена собственные с большой буквы Проверка правила написания имён собств. Стр.212, № 21
165 Повторение. Название предметов 1 Корзина, костёр, мебель, медведь, месяц Знать вопросы к словам-предметам Уметь выделять в предложениях слова, отвеч. на вопросы кто? что? Стр. 209, №13
166 Повторение. Название действий 1 Неделя, овощи, огород, одежда, песок, погода Знать вопросы к словам- действиям Уметь выделять в предложениях слова, отвеч. на вопросы что делает? что делал? что будет делать? что сделает? Стр.210, №15(последняя строчка)
167 Повторение. Название признаков 1 Понедельник, портфель, посуда, праздник, пятница, ранец, рассказ, рисовать Знать вопросы к словам- признакам Уметь выделять в предложениях слова, отвеч. на вопросы: какой? какая? какое? Стр.210, 317
168 Повторение. Словарные слова 1 Родина, сапоги, среда, суббота, тарелка, товарищ, четверг, чёрный, шёл, яблоко, языкЗнать написание словарных слов Уметь писать словарные слова под диктовку Проверка написания словарных слов Описание материально – технического обеспечения учебного процесса
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская Русский язык 3 класс, М.: Просвещение 2007
2. А. К. Аксёнова, Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская Читай, думай, пиши Часть 1 Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва «Просвещение» 2008
3. П. А. Грушников Орфографический словарик Пособие для учащихся начальных классов, М.: Просвещение, 1983
4. Русский язык 3 класс Поурочные планы по учебнику А. К. Аксёновой, Э. В. Якубовской Волгоград, 2012
5. В. В. Волина Занимательное азбуковедение Книга для учителя, М.: Просвещение, 1991
6. А. Н. Матвеева, Р. А. Васильева, А. Л. Бугаёва Сборник диктантов для начальных классов пособие для учителя, М.: Просвещение 2007
7. Е. П. Плешакова Русский язык Коррекционно-развивающие задания и упражнения 3-4 классы, Волгоград, Учитель, 2009
8. В. Н. Иванкова 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок для начальной школы, М.: Аквариум, Дом печати – Вятка, 2005
9. Ю. А. Соколова Речь и моторика, М.: Эксмо, 2003
10. Л. П. Савина Пальчиковая гимнастика, пособие для родителей и педагогов, М.: АСТ, 2004
11. У. М. Сидорова Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия, ТЦ Сфера, М.,2005
12. Письмо. Развитие речи. 1-4 классы: конспекты занятий, дифференцированные задания / авт.-сост.Н. В. Додух. –Волгоград: Учитель, 2013
Печатные пособия
Таблицы в соответствии с программой обучения.
Плакаты по основным темам.
Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты).
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы уроков.
Видеофильмы соответствующего содержания.
Слайды соответствующего содержания.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Оборудование класса
Ученические столы одноместные и двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски.
Подставки для книг, держатели схем и таблиц
Информационное обеспечение образовательного процесса
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ruФедеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ruУчительский портал http://www.uchportal.ruФестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september 
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ruПортал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ruСеть творческих учителей http://www.it-n.ru/