Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ по учебному предмету «Чтение и развитие речи»


Областное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска
Рассмотрено на заседании
МО учителей _________
протокол № ____
от ____________20__ г.
Руководитель МО
____________________ О. А. Кобцева Согласовано на заседании
Методического совета
протокол № ____
от ___________20___ г.
Председатель МС
_____________ М.В.Киргизова Утверждаю
Директор школы-интерната
_________________ М.В.Погребцов
Приказ № ______
от ______ 20___ г.
Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ
по учебному предмету
«Чтение и развитие речи»

3 класс
Автор — составитель: Киреева Н. Б. учитель начальных классов

2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида Министерства образования РФ на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой.- М.: Просвещение, 2009
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
Федеральный компонент стандарта образования в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида.
Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», 26.12.2000 г.
Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Примерный план действий о модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы, утвержденный Правительством РФ от 07.09.2010 года № 1507-Р
Базисный учебный план специальных (коррекционных) школ VIII вида (приложение к приказу Министерства Образования Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п)
Учебный план ОКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска, рассчитанному на шестидневную рабочую неделю.
Устав ОКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска.
Положение о разработке, принятии и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов ОКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска.
Цель: коррекция недостатков познавательной деятельности и эмоционально - волевой сферы у обучающихся с ОВЗ на уроках чтения, формирование коммуникативно-речевых умений, владение которыми даст возможность обучающимся адаптироваться в окружающем мире.
Основные задачи:
формировать у обучающихся навык правильно, осмысленно и выразительно читать доступный их пониманию текст;
развивать умение общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, делиться впечатлениями о прочитанном материале, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам;
учить пересказывать текст подробно и сжато;
учить декламировать стихотворные произведения;
воспитывать у обучающихся интерес к предмету чтения и чтению как процессу;
повышать уровень общего и речевого развития;
формировать нравственные качества.
При подборе учебного материала использовался разноуровневый подход к учебным возможностям обучающихся, мотивация учения данного предмета, способствующая наилучшей социальной реабилитации обучающихся, учтены реалии сегодняшнего дня, прослежены межпредметные связи. Данная программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.
Диагностика: педагогическая дифференциация по В.В. Воронковой.
Первую группу представляют обучающиеся, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
Для второй группы характерен более медленный темп усвоения учебного материала. Обучающиеся, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.
Третья группа обучающихся отличается пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при списывании текстов и выполнении других заданий: как правило, они обучаются по упрощенной программе по предмету.
К четвертой группе относятся обучающиеся, которые занимаются по индивидуальным программам, так как основное содержание предмета для них недоступно. Обучать их необходимо с целью социальной поддержки.
В основу критериев и норм оценки учебной деятельности обучающихся положены объективность и единый подход. Для всех установлены следующие общедидактические критерии.
Отметка «5» ставится ученику, если он читает целыми словами правильно, с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз; отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Отметка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словами, некоторые трудные слова – по слогам; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Отметка «3» ставится ученику, если он: читает в основном целыми словами, трудные слова – по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Отметка «2» ставится ученику, если он: читает, в основном, по слогам, даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который читает наизусть.
Изменения, внесенные в авторскую программу
Базисный учебный план по программе составляет 5 часов в неделю, а в год – 170 часов. Однако, в связи с дополнительной неполной неделей, составляет 171 ч. Итого рабочая программа рассчитана на 171 ч.
Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год
Учебно – методический комплект
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, -М.: Просвещение, 2009
Учебники Методическое обеспечение Дидактическое обеспечение
В. В. Воронкова, З. Д. Будаева, С. А. Казакова Чтение Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида , М.:ВЛАДОС, 2004
З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева Чтение Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М.: Просвещение, 2007
В. В. Воронкова Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы Пособие для учителя, М.: Просвещение,1988 Занимательное азбуковедение: Книга для учителя Составитель В. В. Волина. – М.: Просвещение, 1991 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы /Авт.-сост.В. Н. Иванкова. – М.: ООО «АКВАРИУМ ПРИНТ», 2005
Общая характеристика предмета «Чтение и развитие речи»
В 3 классе у обучающихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Для чтения подбираются произведения народного творчества, русских писателей. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения. Беглость чтения формируется постепенно. Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать «про себя». Систематическое формирование выразительного чтения начинается в 3 классе с перехода на чтение целыми словами. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Формы организации деятельности
Основной формой организации процесса обучения чтению является урок. Типы уроков: комбинированный урок, урок повторения предметных результатов, урок обобщения и систематизации предметных результатов. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
Мониторинг уровня обученности и качества знаний
Формами контроля на уроках чтения в начальной школе выступают три вида: предварительный (проверка техники чтения в начале учебного года), текущий (домашняя работа, устный опрос, пересказы, чтение наизусть), итоговый ( проверка техники чтения в конце 1 полугодия и года).
При работе с детьми с ОВЗ применяются особые коррекционно-развивающие технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Для обеспечения образовательных потребностей каждого обучающегося в соответствии с его индивидуальными особенностями, развития познавательной активности, школьной мотивации используются
традиционные педагогические технологии:
технологии коррекционного обучения (умение слушать инструкцию и точно ее выполнять, умение действовать по образцу, умение воспроизводить информацию, отвечать на поставленные вопросы);
технологии развивающегося обучения (умение сравнивать, умение выделять существенные объекты, выполнять классификацию по заданному признаку, умение выявлять причинно-следственные связи и объяснять);
игровые технологии (вовлеченность в игру, принятие правил игры, проявление инициативы, склонность к интерпретациям, адекватное отношение к проигрышу и победе);
коррекционно – развивающие технологии (положительная динамика, результативность обучения);
инновационные педагогические технологии:
элементы информационных технологий (индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы обучающихся развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления);
личностно – ориентированные технологии (формирование адаптивных, социально – активных черт обучающихся, чувства взаимопонимания, уверенности в себе);
здоровьесберегающие технологии.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Чтение и развитие речи» входит в образовательную область курса «Родной язык и литература» учебного плана ОКСКОУ «С (к) о школа-интернат VIII вида №3» г. Курска
№ Количество учебных недель Количество часов
в неделю в год
1 35 5 171
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы по предмету «Чтение и развитие речи»
У всех обучающихся продолжать формировать основы учиться, развивать интерес к предмету, планировать свою деятельность, самостоятельно выполнять задания, осуществлять самоконтроль, учить овладевать элементами классификации объектов, анализом и синтезом, под руководством учителя устанавливать причинно-следственные связи, использовать знаково-символические действия. Обучать элементам коммуникативных УУД: продолжать учиться следовать инструкциям педагога, комментировать свою практическую деятельность. Формировать навык правильно, осмысленно, выразительно читать доступный их пониманию текст, отвечать на вопросы учителя, делиться впечатлениями о прочитанном материале, давать оценку поступкам героев, рассказывать наизусть стихотворения, строить речевое высказывание, воспитывать нравственные качества, корригировать общее и речевое развитие.
Обучающиеся должны уметь:
осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
отвечать на вопросы по прочитанному материалу;
в устной форме высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
пересказывать содержание прочитанного материала;
устно рассказывать на темы, близкие интересам обучающихся.
Обучающиеся должны знать: наизусть 5-8 стихотворений.

Содержание тем учебного курса
№ Наименование раздела, темы Коли
чество часов Краткое содержание раздела (темы) Из них (количество часов)
Практраб.
Экскур.
Мониторинг уровня обученности1. Введение 2 ч 2. Сентябрь начинается школьным звонком 7 ч Произведения о школе, учебе Проверка техники чтения в начале года
3. Вспомним лето 10 ч Произведения о сезонных изменениях в природе (о лете) 4. Осенняя пора 19 ч Произведения о сезонных изменениях в природе (об осени), жизни животных и растений, занятиях людей 5. О хорошем и плохом 16 ч Произведения об отношениях людей друг к другу, к труду, об общественно полезных делах 6. Хитрость, мудрость и смекалка 12 ч Произведения об отношениях людей друг к другу. Произведения на морально-этические темы 7. Зимушка-зима, как ты хороша 51 ч Произведения о сезонных изменениях в природе (о зиме), жизни животных и растений, занятиях людей Проверка техники чтения в середине года
8. Весна пришла 31 ч Произведения о сезонных изменениях в природе (о весне), жизни животных и растений, занятиях людей 9. Месяц май 12 ч Произведения о Родине, о Москве, о природе 10. О тех, кто рядом с нами 11ч Произведения о животных Проверка техники чтения в конце учебного года
Итого: 171 ч Календарно – тематическое планирование
Но
мер урока Содержание (тема урока) Кол.
час. Даты проведения Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихсяФорма контроля Дом.
задание
план факт Введение 2 1. Урок мужества 1 2. «Книга – лучший друг» 1 Собеседник Уметь читать обращение Стр.3, выучить наизусть пословицу
Сентябрь начинается школьным звонком 7 3. Г. Белова «Мы хотим учиться» 1 Уютный класс, принимай радушно нас Знать значение выражений Проверка пословицы Стр.5, 6. Выучить наизусть
4. В. Сухомлинский. «Лисёнок-первоклассник». Знакомство 1 Прилежный, пролепетал Знать значение слов Уметь читать
целыми словами Чтение наизусть Стр. 6, 7, читать по слогам
5. «Хитрость лисёнка не удалась». По В. Сухомлинскому. «Лисёнок-первоклассник» 1 Пересказ разговора мамы и лисёнка Уметь отвечать на вопросы Чтение целыми словами Стр. 6, 7, отвечать на вопросы
6. С. Баруздин. «Стихи о человеке и его часах». Знакомство 1 Жить по часам, ценить каждый час Уметь выразительно читать Ответы на вопросы Стр.8, вопросы и задания
7. «Жить по часам, ценить каждый час». По С. Баруздину. «Стихи о человеке и его часах» 1 Составление ответов на вопросы Знать режим дня Уметь находить ответ в тексте Проверка чтения стих-яСтр. 8, выучить наизусть
8. В. Голявкин. «Как я под партой сидел» 1 Тычет Знать правила для обучающихсяУметь читать по ролям Чтение наизусть Стр. 9, 10, читать, отвечать на вопросы
9. Обобщение по разделу «Сентябрь начинается школьным звонком» 1 Пословицы об учении, о знаниях Знать отгадки на загадки Уметь отвечать на вопросы Стр. 10, 11, выучить пословицы
Вспомним лето! 10 10. Г. Демченко. «Луг» 1 Ткать, ал (алый) Уметь читать выразительно Стр. 13, выучить наизусть
11. Е. Серова. «Одуванчик» 1 Сарафанчик Уметь читать стихотворение Чтение наизусть Стр.13, 14, выучить наизусть;
вопросы
12. По И. Соколову-Микитову. «Незабудки» 1 Крошечные, голубизна, журчит, плещется, порхают Уметь отвечать на вопросы Чтение наизусть Стр.14, читать целыми словами
13. И. Соколов-Микитов. «Рассвет в лесу» 1 Занимается, стелется, закуковала, поперхнулась Уметь читать по «цепочке» Стр.15, 16,читать целыми словами
14. С. Козлов.«Ливень». Знакомство 1 Сухо звенели, засуха, ни пройти, ни проехать Уметь читать целыми словами Стр. 16-18, читать целыми словами
15. «Природа обрадовалась дождю». По С. Козлову. «Ливень» 1 Глубокая, сыпучая пыль Уметь читать по ролям Стр.16-18,читать по ролям
16. По Л. Воронковой. «Жаркий день» 1 Припекало, примолкли, столпились, булькали Уметь рассказывать о поведении гусей Стр. 18, 19,подготовить рассказ о гусях
17. Т. Днепровская. «Летний дождь» 1 Палило, млела, напоённый влагой лес Уметь выразительно читать Стр. 19, 20,читать и отвечать на вопросы
18. «Рады, рады все травинки…». По Т. Днепровской. «Летний дождь» 1 Подбор слов для описания дождя Уметь заучивать наизусть Стр.19, 20, выучить наизусть
19. Обобщение по разделу «Вспомним лето!» 1 Словесное рисование Знать отгадки к загадкам Уметь отвечать на вопросы Чтение наизусть Стр.20, 21, соотнести отгадки с рисунками
Осенняя пора 19 20 Введение в раздел «Осенняя пора». По В. Пескову. «Листья опадают с клёнов» 1 Золотой ковёр, снуют под ногами, не беззвучно , огненные Умение находить слова в тексте Стр. 22-24, читать
21. По В. Пескову. «Листья опадают с клёнов» 1 Составлять полные ответы на вопросы Уметь отвечать на вопросы Стр.23, 24, отвечать на вопросы
22. По В. Бианки. «Осени щедрые дары» 1 Гроздья, лоза, щедрые дары Уметь читать и отвечать на вопросы Стр.24, 25. Нарисовать овощи и фрукты
23. По Я. Тайцу. «В поле» 1 Видимо-невидимо Уметь читать по ролям целыми словами Стр.26, читать по ролям
24. «Два лентяя» (Сказка) 1 Лентяй, вкусные-превкусныеУметь читать по ролям целыми словами Чтение по ролям Стр. 26, 27, читать по ролям
25. Н. Сладков. «Осень на пороге» 1 Зимние шубы, пуховые телогрейки, беспробудным сном, оседлые Уметь читать целыми словами Чтение по ролям Стр. 27-29, отвечать на вопросы
26. И. Мазнин. «Посмотри, как день прекрасен!» Знакомство 1 Небосклон, пылает, багряный, рубины, рдеют, алые, пурпурный Уметь выразительно читать стихотворение Стр. 29, 30, выразительно читать
27. «Приметы осени». По И. Мазнину. «Посмотри, как день прекрасен!» 1 Составлять полные ответы на вопросы Уметь заучивать наизусть Стр.29, 30, выучить наизусть
28. Загадки о грибах 1 Сыроежки, мухомор, подберёзовик, подосиновик Знать съедобные и ядовитые грибы; знать наизусть Уметь отгадывать загадки Чтение наизусть Стр. 30, выучить наизусть одну загадку
29. И. Бунин. «Осыпаются астры в садах» 1 Полные ответы на вопросы Знать наизусть загадку Уметь заучивать наизусть Чтение наизусть Стр.30,31,выучить наизусть
30. Г. Снегирёв. «Как птицы и звери к зиме готовятся» Знакомство 1 Дрозды-рябинники, коростель, сойка, глухарь Знать названия птиц Уметь читать Чтение наизусть Стр. 31-33, читать
31. «Осенние приметы». По рассказу Г. Снегирёва «Как птицы и звери к зиме готовятся» 1 Откочевать, на речной отмели, жернова перетрут, трухлявыйУметь отвечать на вопросы Стр. 31-33, читать и отвечать на вопросы
32. По В. Сутееву. «Яблоко» Знакомство 1 Рассуди по справедливости Уметь читать с переходом на целые слова Стр. 33-36, читать
33. «Заяц нашёл яблоко». По В. Сутееву «Яблоко» 1 Одно-единственное Уметь читать целыми словами Стр.33, читать целыми словами
34. «Ёж поймал яблоко». По В. Сетееву «Яблоко» 1 Спросонок, напрасно, лягнул Уметь читать целыми словами Стр. 33, 34, читать по ролям
35. «По справедливости». По В. Сутееву «Яблоко» 1 Рявкнуть, воскликнули Уметь читать целыми словами Чтение по ролям Стр.34-36, читать по ролям
36. Г. Скребицкий. «Осень». Знакомство 1 Порыжеть, хмуро, шустрая, тритон, букашки, проворная, терем-теремок Уметь читать текст Стр. 36-38, читать
37. «Признаки осени». По рассказу Г. Скребицкого «Осень» 1 Составлять ответы на вопросы Уметь пересказывать Стр. 36-38, читать и отвечать на вопросы
38. Обобщение по разделу «Осенняя пора» 1 Багряный, бахча, хоровод, всяк Знать отгадки на загадки Уметь заучивать наизусть Стр. 38, 39, выучить наизусть две загадки
О хорошем и плохом 16 39. М. Пляцковский. «Урок дружбы» 1 Посылка, пшено, аккуратно Знать наизусть загадки Уметь читать целыми словами Чтение наизусть Стр. 60-62,читать, отвечать на вопросы
40. «Друзья всё должны делить пополам». По М. Пляцковскому «Урок дружбы» 1 Составление предложений по картинке Уметь отвечать на вопросы *41. По М. Бартеневу. «Как трудно бить баклуши» 1 Бить баклуши, чурочки Уметь читать по ролям Стр. 62-64, читать
42. «Бить баклуши – бездельничать». По М. Бартеневу. «Как трудно бить баклуши» 1 Баклуши, чурочки Уметь читать текст Стр. 62-64 , отвечать на вопросы
43. «Оказывается, нелегко бить баклуши!» По М. Бартеневу. «Как трудно бить баклуши» 1 Знать значение выражения «Бить баклуши» Уметь читать слитно Стр. 62-64, читать по ролям
44. В. Осеева. «Просто старушка» 1 Скользко, поскользнулась Уметь читать по ролям Чтение по ролям Стр. 64-65,выучить диалог наизусть
45. М. Зощенко. «Смелый, да не очень» 1 Физкультурник, седенький, привстал, благовоспитанный мальчик Уметь читать текст по слогам Инсценировка диалога наизусть Стр.66,67,читать
46. «Благовоспитанный мальчик». По М. Зощенко. «Смелый, да не очень» 1 Благовоспитанный мальчик Уметь читать слитно Стр. 66,67, чтение по ролям второй части рассказа
47. По Б. Бушелевой. «Ко мне пришёл гость». Знакомство 1 Парусник, многоцветная, полированный, Уметь внимательно слушать Чтение по ролям Стр.67-69, читать рассказ
48. «Как нельзя ходить в гости». По Б. Бушелевой. «Ко мне пришёл гость» 1 Хрустальная ваза, презрение к вкусам хозяина, критически оглядел туалетный столик Уметь отвечать на вопросы учителя Стр.67,69,отвечать на вопросы
49. «Как правильно вести себя в гостях». По Б.Бушелевой. «Ко мне пришёл гость» 1 Знать правила поведения в гостях Уметь читать выборочно Стр. 67-69, знать правила поведения в гостях
50. В. Осеева. «Три товарища» 1 Кто скоро помог, тот дважды помог Уметь читать по ролям Правила поведения в гостях Стр.69-71, читать целыми словами
51. «Кто скоро помог, тот дважды помог». По рассказу В. Осеевой «Три товарища» 1 Знать значение выражения Уметь читать по ролям Чтение по ролям Стр. 69-71,
Читать по ролям
52. Ю. Ермолаев. «Два пирожных» 1 Африка, крендельки, глава, долина реки Конго, тропические лианы, пальмы Уметь читать слитно, длинные слова по слогам Чтение по ролям Стр.71, 72, читать слитно
53. «Сделал дело, гуляй смело». По рассказу Ю. Ермолаева «Два пирожных» 1 Уметь читать выборочно Стр. 71, 72, читать по ролям
54. Обобщение по разделу
«О хорошем и плохом» 1 Знать отгадку на загадку Уметь отвечать на вопросы Чтение по ролям Стр.72,73.
Задания № 7,9
Хитрость, мудрость и смекалка 12 55. Введение в раздел «Хитрость, мудрость и смекалка». «Как мужик гусей делил» (Русская сказка) 1 Барин, барыня, всему дому голова, задок Уметь объяснять пословицы Стр.75-77,
читать
56. «Находчивый и смекалистый».
По сказке «Как мужик гусей делил» 1 Уметь отвечать на вопросы учителя Стр.75-77, отвечать на вопросы
57. «Каша из топора» (Русская сказка) 1 Побывка, притомился, дорожный человек, вдоволь, поскупилась, варево Уметь читать
слитно Стр.77-79,
читать
58. «Ох, и каша хороша!» По сказке «Каша из топора» 1 Находчивый, смелый,наблюдательный,добрый,скромный, хитрый Уметь читать по ролям Стр. 77-79,
читать по ролям
59. «Ворона и рак» (Русская сказка) 1 Пропадать, неровня, самовлюблённая Уметь читать по ролям Чтение по ролям Стр.79, 80,
Читать по ролям
60. Н. Сладков. «Двое на одном бревне» 1 Мечется, стрекотнула, уживались, вредная птица, спихнуть Уметь читать по ролям Чтение по ролям Стр.80-82, читать
61. «Значит надо мирно сидеть». По сказке «Двое на одном бревне» 1 Уметь читать по ролям Стр.80-82,
читать по ролям
62. По В. Сутееву. «Палочка-выручалочка». Знакомство 1 Нагнал, фыркнул, одним махом, скакалочка, плетёшься еле-еле, трясина, Уметь слушать чтение
учителя Чтение по ролям Стр.83-85,
читать
63. «Важна не палка, а умная голова да доброе сердце». По В. Сутееву. «Палочка-выручалочка» 1 Добрый, равнодушный,\надёжный друг,
внимательный,
легкомысленный Уметь читать целыми словами Стр.83-85, отвечать на вопросы
64. По В. Сутееву. «Палочка-выручалочка». Закрепление 1 Уметь читать по ролям Стр. 83-85,
Читать по ролям
65. «Мужик и медведь» (Русская сказка) 1 Уговариваться, корешок, вершок, надул Уметь читать слитно Чтение по ролям Стр.86, 87,
читать и отвечать на вопросы
66. Обобщение по разделу «Хитрость, мудрость и смекалка» 1 Работа с пословицами Знать отгадки на загадки Уметь объяснять значение пословиц Стр. 87, выучить загадки
Зимушка-зима, как ты хороша 51 67. Введение в раздел «Зимушка-зима, как ты хороша». Л. Яхнин. «Зима». Знакомство 1 Составление предложений по картинке Уметь составлять предложения Чтение наизусть Стр. 41,составить рассказ по картинке
68. Л. Яхнин. «Зима» 1 Работа над выразительным чтением Уметь читать выразительно Стр. 41, выучить наизусть
69. М. Пляцковский. «Какая бывает зима». Знакомство 1 Дворняжка, Топтыгин Уметь читать целыми словами Чтение наизусть Стр. 42, 43, читать
70. «Зима для животных и птиц». По М. Пляцковскому «Какая бывает зима» 1 Работа над чтением по ролям Уметь читать по ролям Стр.42, 1-5 задания
71. «Зима для мальчишки». По М. Пляцковскому «Какая бывает зима» 1 Работа над чтением по ролям Уметь читать по ролям Стр.42, 6,7 задания
72. А. Пушкин. «Зимнее утро» 1 Ель сквозь иней зеленеет. Работа над выразительным чтением Уметь читать выразительно Стр. 43, выучить наизусть
73. «Отчего у белого медведя нос чёрный?» (Сказка народов севера) 1 Тундра, морж, тюлень, нерпа, стойбище Уметь читать по слогам с переходом на целые слова Чтение наизусть Стр. 44, 45, читать
74. «Раньше медведь был весь белый». По сказке «Отчего у белого медведя нос чёрный?» 1 Выборочное чтение Уметь читать слитно Стр. 44, читать и отвечать на вопросы
75. «И нос стал чёрным». По сказке «Отчего у белого медведя нос чёрный?» 1 Выборочное чтение Уметь читать целыми словами Стр.44,45, читать и отвечать на вопросы
76. А. Шабаев. «Загадка». Знакомство 1 Глухо, ворчать, клюка, Знать отгадку на загадку Уметь читать по ролям, отгадывать загадки Стр.46, читать по ролям
77. «Сильный мороз». По А. Шибаеву. «Загадка» 1 Выборочное чтение Уметь читать выборочно Стр. 46, выучить наизусть
78. Н. Сладков. «Суд над Декабрём». Знакомство 1 Засветло, червяка заморить, самоуправство, скучищаУметь читать слитно Чтение наизусть Стр.46-48, читать
79. «Признаки зимы». По Н. Сладкову «Суд над Декабрём» 1 Очень от него натерпелись, в ночную смену работаю, сверху не держит и до земли не дороешьсяУметь читать выборочно Стр. 46-48, отвечать на вопросы
80. Н. Сладков. «Суд над Декабрём». Закрепление 1 Чтение по ролям Уметь читать по ролям *81. Е. Ровинская. «Загадки на снегу» 1 Полевей, поправей, прутики, бульдог Уметь читать целыми словами Стр.49, 50, читать целыми словами
82. «Где чей след?» По Е. Ровинской. «Загадки на снегу» 1 Выборочное чтение Уметь читать слитно Стр. 49,50, читать выразительно
83. «Лиса и волк» (Русская сказка в обработке А. Толстого). 1 часть. «Лисичка-то была не мёртвая» 1 Свернулась калачиком, не ворохнётся, улучить время. Озаглавливание 1 части Уметь читать целыми словами, озаглавливать Стр. 50-52, читать, отвечать на вопросы
84. «Лиса и волк» (Русская сказка в обработке А. Толстого). 2 часть. «Лиса учит волка рыбу ловить» 1 Кумушка, хлеб да соль, наудишь (наудить). Озаглавливание 2 части Уметь читать, озаглавливать Стр.52,53, читать, отвечать на вопросы
85. «Лиса и волк» (Русская сказка в обработке А. Толстого).
3 часть. «Волк оторвал себе хвост» 1 Нагоняю, привалило, коромысло, пустился наутёк. Озаглавливание 3 части Уметь читать, озаглавливать Стр.53,54, читать, отвечать на вопросы
86. «Лиса и волк» (Русская сказка в обработке А. Толстого).
4 часть. «Битый не битого везёт» 1 Квашня, исколотили, плетусь. Озаглавливание 4 части Уметь читать, озаглавливать Стр.54, 55, читать, отвечать на вопросы
87. «Лиса и волк» (Русская сказка в обработке А. Толстого). Обобщение 1 Работа над обучением пересказу по частям и целиком, чтение по ролям Уметь пересказывать и читать по ролям Стр. 50-55, читать по ролям и пересказывать
88. А. Прокофьев. «Как на горке, на горе» 1 Работа над выразительным чтением. Слова для описания действий детей Уметь читать выразительно Чтение по ролям, пересказ Стр. 56, выучить наизусть
89. А. Фет. «Чудная картина…» 1 Чудная, равнина Уметь выразительно читать наизусть Чтение наизусть Стр.57, выучить наизусть
90. По Г. Скребицкому. «Редкая гостья». Знакомство 1 Получилась на славу, конопляные семена, зорко, столуется Уметь читать по слогам с переходом на целые слова Чтение наизусть Стр. 57,58, читать
91. «Поможем зверям и птицам пережить зиму». По Г. Скребицкому «Редкая гостья» 1 Выборочное чтение Уметь выборочно читать Стр.57,58, читать и отвечать на вопросы
92. И. Суриков. «Зима». Знакомство 1 Пелена, лес заснул непробудно, Уметь читать целыми словами Стр. 129,130, читать целыми словами
93. «Признаки зимы». По И. Сурикову. «Зима» 1 Выборочное чтение, выразительное чтение Уметь читать выразительно Стр. 129, 130, выучить наизусть
94. А. Чехов. «Первый снег» 1 Бульвар. Составление рассказа о снеге Уметь читать целыми словами, составлять рассказ Чтение наизусть Стр. 130, составить рассказ о первом снеге
95. В. Берестов. «Гололедица» 1 Гололедица Уметь читать выразительно Стр.131, выучить наизусть
96. В. Орлов. «Никто не обижается» 1 Стог, опушка, избушка Уметь читать выразительно целыми словами Чтение наизусть Стр.132, выразительно читать
97. «Почему никто не обижается?» По В. Орлову. «Никто не обижается» 1 Работа над выразительным чтением Уметь читать весело, с юмором Стр. 132, выучить наизусть
98. Н. Сладков. «Воробьиный термометр» 1 Термометр, поджарые, взъерошенные, трескучий Уметь читать слитно Чтение наизусть Стр.132,133, читать и отвечать на вопросы
99. Н. Носов. «На горке». 1 часть. «Целый день ребята трудились» 1 Сгребали, сваливали, нацепил. Выборочное чтение Уметь читать целыми словами Стр.133, 134, читать, отвечать на вопросы
100. Н. Носов. «На горке». 2 часть.
«Как же теперь по песку кататься?» 1 Фанерка, дворницкая, на четвереньках Уметь читать целыми словами Стр.135,136, читать, отвечать на вопросы
101. Н. Носов. «На горке». 3 часть.
А Котьке работать понравилось» 1 Напортил. Работа над чтением по ролям Уметь читать по ролям Стр.136, 137, читать по ролям
102. Н. Носов. «На горке». Обобщение 1 Озаглавливание рассказа, работа над пересказом Уметь пересказывать Стр.136, 137, пересказывать
103. Д. Мамин-Сибиряк. «Река стала». 1 часть. Знакомство 1 Река стала, заразительный пример, по закрайку. Уметь читать по слогам Стр.138, 139, читать и отвечать на вопросы
104. Д. Мамин-Сибиряк. «Река стала». 1 часть. «Да он совсем толстый, лёд-то…» 1 Озаглавливание части Уметь читать целыми словами Стр.138, 139, задание № 3
105. Д. Мамин-Сибиряк. «Река стала». 2 часть. Знакомство 1 Врассыпную, за версту Уметь читать по слогам Стр. 139,140, читать и отвечать на вопросы
106. Д. Мамин-Сибиряк. «Река стала». 2 часть. «и мы оказались по горло в воде» 1 Озаглавливание части, выборочное чтение Уметь читать целыми словами Стр. 139,140,
пересказывать
107. К. Ушинский. «Проказы старухи зимы» (Сказка). Знакомство 1 Сжить, запорошила, пойло, дойму оконницы, Уметь читать по слогам с переходом на целые слова Стр. 141-143, читать
108. «Зима и животные». По К. Ушинскому «Проказы старухи зимы» 1 Деление текста на части, озаглавливание их Уметь делить текст на части Стр.141,142, читать, пересказывать
109. «Зима и люди». По К. Ушинскому. «Проказы старухи зимы» 1 Выборочное чтение Уметь читать целыми словами Стр.142,143, читать и пересказывать
110. В. Лебедев-Кумач. «Здравствуй, ёлка!» 1 Работа над выразительным чтением Уметь читать выразительно Стр.143-145, читать весело и задорно
111. Е. Пермяк. «Знакомые следы». Знакомство 1 Садовод, вникай, болтик, сторожка, наезженная дорога Уметь читать целыми словами Стр.145-147, читать, отвечать на вопросы 1-5
112. «Век живи, век учись и во всё вникай». По Е. Пермяку. «Знакомые следы» 1 Деление текста на части, пересказ по плану Уметь пересказывать по плану Стр.145-147, читать и пересказывать
113. В. Бианки. «Из лесной газеты» 1 Насмешница, ясли, вал, преграда, озимые хлеба, снегопах Уметь читать целыми словами Стр. 147,148, читать, отвечать на вопросы
114. По В. Одоевскому. «В гостях у дедушки Мороза» (Сказка) 1 Лавочка, перина, окоченели руки, диковина, заколосится рожь. Работа с пословицей Уметь читать сказку целыми словами Стр. 148-150, читать, отвечать на вопросы
115. Пословицы о зиме 1 Работа над значением пословиц Уметь объяснять значение пословиц Стр.150, 151, выучить пословицы о зиме
116. По К. Ушинскому. «Четыре желания» 1 Выборочное чтение Уметь читать по ролям Чтение наизусть пословиц Стр. 155,156, вопрос № 4
117. Обобщение по разделу «Зимушка-зима, как ты хороша» 1 Выборочное чтение Уметь ориентироваться в тексте, отвечать на вопросы Стр. 59.
Стр.157
Весна пришла 31 118. Введение в раздел «Весна пришла». Г. Ладонщиков. «Весна» 1 Выборочное чтение Уметь читать выразительно наизусть Стр. 88, 89, выучить наизусть
119. По Л. Толстому. «весна» 1 Наст, бурный дождь, разорвался туман, солнце съело снежок, воздух задрожал… Уметь читать целыми словами Стр. 90, читать и отвечать на вопросы
120. Е. Серова. «Подснежник» 1 В полутьме лесной, властвуют снега, разведчик Уметь читать наизусть Стр. 91, выучить наизусть
121. Х. К. Андерсен. «Подснежник». 1 часть 1 Луковица, настойчивый, подёргивалась ледком Уметь читать целыми словами Чтение наизусть Стр.92, читать и отвечать на вопросы
122. Х. К. Андерсен. «Подснежник». 2 часть 1 Ноет, приналёг. Выборочное чтение Уметь читать целыми словами Стр. 92, 93, читать и отвечать на вопросы
123. Х. К. Андерсен. «Подснежник». 3 часть 1 Щеголять, хмурые дни, вестник лета, безумец Уметь читать целыми словами Стр.94, 95, читать и отвечать на вопросы
124. В. Бирюков.»Весенняя песня». Знакомство 1 Проталины, трепыхнул крылышками Уметь читать целыми словами Стр. 95-97, читать
125. «Признаки весны». По В. Бирюкову. «Весенняя песня» 1 Чтение по ролям, придумывание продолжения рассказа Уметь читать по ролям Стр.95-97, читать по ролям
126. Н. Найдёнов. «Поздравляем с женским днём!» 1 Выборочное чтение, выразительное чтение Знать дату женского праздника Уметь читать выразительно Чтение по ролям Стр.97, 98, выучить наизусть
127. Е. Пермяк. «Как Миша хотел маму перехитрить» 1 Всплеснула, негодники, выборочное чтение Уметь читать по ролям целыми словами Чтение наизусть Стр. 98, 99, читать по ролям
128. И. Токмакова. «К нам весна шагает…» 1 Проталины ,весна шагает быстрыми шагами Уметь читать целыми словами выразительно 129.* А. Усанова. «Улетела злая вьюга» 1 Беспокойные, похорошела. Работа над выразительным чтением Уметь читать наизусть выразительно Стр.100, выучить наизусть
130. Ф. Тютчев. «Зима недаром злиться…» 1 Засуетилось, нудит, трезвон, хлопочет, ворчит, пуще, наперекор Уметь читать выразительно целыми словами Чтение наизусть Стр. 178, читать выразительно целыми словами
131. К. Паустовский. «Стальное колечко» (Отрывок) 1 Околица, мать-и мачеха. Выборочное чтение Уметь читать выразительно Стр.179, 180, выразительно читать
132. А. Плещеев. «Весна» 1 Повеяло, небесная лазурь, миновала Уметь читать выразительно Стр. 180, 181, выучить наизусть
133. Э. Шим. «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце» (Сказка) 1 Перезванивает, болобочут, бормочут,, благодать, Камень-валун Уметь читать по ролям Чтение наизусть Стр.181,182, читать по ролям
134. С. Михалков. «А что у вас?» 1 Лётчик, милиционер, инженер, вагоновожатый, прицеп, портниха Уметь читать по ролям Чтение по ролям Стр.183-185, читать по ролям
135. «Мамы всякие важны». По С. Михалкову. «А что у вас?» 1 Чтение по ролям Уметь читать по ролям Чтение по ролям Стр.183-185, выучить отрывок наизусть
136. По Б. Емельянову. «Мамины руки». Знакомство 1 Сладу с ней нет, шершавенькие, золотые руки, сноровистая, всыпать горячих Уметь читать по слогам с переходом на целые слова Чтение наизусть отрывка Стр.185-188, читать
137. «Золотые руки». По Б. Емельянову.»Мамины руки» 1 Мягкое сердце, отходчивое Уметь читать по ролям Стр. 185-188, читать по ролям
138. Я. Колас. «Песня о весне» 1 Косматый, пригорок. Работа над выразительным чтением Уметь читать выразительно Чтение по ролям Стр.193, выразительно читать
139. «Весенние признаки». По Я. Коласу. «Песня о весне» 1 Выборочное чтение Уметь читать наизусть Стр. 193, выучить наизусть
140. По В. Бианки. «Последняя льдина» 1 Крестьяне, трясогузки Уметь читать целыми словами Чтение наизусть Стр.193-195, читать целыми словами
141. М. Матусовский. «Скворцы прилетели» 1 Трели, на крыльях весну принесли Уметь читать наизусть Стр.196, выучить наизусть
142. А. Барков. «Голубой апрель». «Бегут, журчат в оврагах ручьи» 1 Капель, верба,ивнячок, овсянка. Выборочное чтение Уметь читать целыми словами Чтение наизусть Стр.196, 197, читать целыми словами
143. А. Барков. «Голубой апрель». «Берёзкины слёзы» 1 Работа над пересказом Уметь пересказывать отрывок Стр. 197,198, читать и пересказывать отрывок
144. А. Барков. «Голубой апрель». «Солнечный огонёк» 1 Лужайка, мать-и-мачеха Знать лекарственное растение Уметь читать целыми словами Стр.198, 199, читать целыми словами
145. А. Барков. «Голубой апрель». «Комариный бал» 1 Предсказывать погоду, поленница дров, табунятся, мак толчёт Знать народные приметы Уметь читать целыми словами Стр. 199, 200, читать целыми словами
146. В. Драгунский. «И мы». «Закаляться как сталь» 1 Сокол, Беркут, пупырки, орбита Уметь читать с переходом на целые слова Стр. 201, 202, читать
147. В. Драгунский. «И мы». «Испытание на невысовываемость» 1 Сурдокамера, иллюминатор. Чтение по ролям Уметь читать по ролям Стр. 202,203, читать по ролям
148. В. Драгунский. «И мы». «Установление телефонной связи» 1 Задрёмывать. Чтение по ролям Уметь читать по ролям Стр. 204-206, читать по ролям
Месяц май 12 149. Н. Михайлова. «Май» 1 Завет, цветень, травень. Работа над пословицами Уметь читать выборочно Чтение по ролям Стр.206, 207, читать целыми словами
150. В. Орлов. «Когда на планете хозяева дети» 1 Разноцветные, планета, невзгода Уметь читать целыми словами выразительно Стр.207,208, читать выразительно
151. Е. Серова. «Ландыш» 1 Лес его хранит Уметь читать выразительно целыми словами Стр.115, выучить наизусть
152. И. Соколов-Микитов. «Ландыши» (В сокращении) 1 Проворно, фарфоровые, корневища, приживаются, тонко пахнут Уметь читать целыми словами Стр. 116, 117, читать целыми словами и отвечать на вопросы
153. С. Михалков. «Спать легли однажды дети…» 1 Затемнены, налёты, весть, медали, ордена. Работа над выразительным чтением Знать дату Победы, 9 мая Уметь читать целыми словами выразительно Стр. 210,211, выразительно читать
154. Г. Виеру. «Девятое мая» 1 День мира и света. Работа над выразительным чтением наизусть Знать дату Победы, 9 мая Уметь читать наизусть Стр. 117, выучить наизусть
155. А. Митяев. «Вечный цветок» 1 Павшие солдаты Уметь читать целыми словами Чтение наизусть Стр.118, читать и отвечать на вопросы
156. И. Соколов-Микитов. «Черёмуха» 1 Приглядываюсь, черемуховая начинка Уметь читать целыми словами Стр.119, 120, читать целыми словами
157. И. Яковлев. «Драчуны» 1 Молния, гром, гроза Уметь читать по ролям Стр. 120, 121, читать и отве-чать на вопр.
158. Г. Скребицкий. «Лесной голосок». Знакомство 1 Изумрудно-зелёные, струят-ся, кукушка, ястребёнок, метнулась Уметь читать целыми словами Стр.121-123, читать
159. «Тайны родной природы». По Г. Скребицкому. «Лесной голосок» 1 Работа над выборочным чтением Уметь читать выборочно Стр. 121-123, читать отвеч.на вопросы
160. Обобщающий урок по разделам «Весна пришла», «Месяц май» 1 Выборочное чтение Уметь ориентироваться в тексте и отвечать на вопросы Стр.89-123, 178-210.
О тех, кто рядом с нами 8 161. К. Россети. «Никого не обижай» 1 Улитка, кузнечик, синица, дрозд Уметь читать наизусть Стр.103,104, выучить наизусть
162. По Л. Толстому. «Лев и собачка» 1 Зоопарк, вспрыгнул, метался, ревел, Уметь читать целыми словами Стр.106, 107, читать
163. Б. Житков. «Как слон спас хозяина от тигра» 1 Индусы, ручной слон, поперёк, Уметь читать целыми словами Стр. 106, 107, читать, отве-чать на вопр.
164. Л. Толстой. «Пожарные собаки» 1 Лондон Знать номер телефона пожарной службы Уметь читать целыми словами 165. Е. Пермяк.»Двойка» 1 Кудлатая собака, приласкали, понятливая Уметь читать целыми словами Стр. 110, читать
166. В. Орлов. «Хрюшка обижается» 1 Лиловый берет, атласный жилет Уметь читать выразит. целыми словами Стр. 111, выразчитать
167. И. Демьянов. «Где сметана?» 1 Караулил, хитрый, злой, голодный сытый, весёлый, спокойный Уметь читать наизусть Стр. 112, наизусть
168. И. Соколов-Микитов «Лето в лесу» 1 Привольно, пересвистываютсяУметь читать целыми словами Чтение наизусть Стр. 205,206, читать
169. По В. Бианки «Купание медвежат» 1 Знойный день Уметь читать целыми словами Стр.208-210,читать
170. М. Ивенсен «Вот и лето подоспело» 1 Лето подоспело Уметь читать выразительно целыми словами 171. Обобщающий урок по разделу «О тех, кто рядом с нами» 1 Выборочное чтение Уметь ориентироваться в тексте Описание материально – технического обеспечения учебного процесса
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. В. В. Воронкова, З. Д. Будаева, С. А. Казакова Чтение Учебник для 3 класса специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида , М.:ВЛАДОС, 2004
2. З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева Чтение Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М.: Просвещение, 2007
3. О. Д. Ушакова Словарные слова Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007
4. В. В. Воронкова Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы Пособие для учителя, М.: Просвещение,1988
5. В. П. Канакина Работа над трудными словами в начальных классах, М.: Просвещение, 1991
6. И. А. Морозова, М. А. Пушкарёва Развитие речевого восприятия Конспекты занятий, М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009
7. Г. М. Первова Проверочные работы по чтению в начальной школе Методическое пособие, М.: АРКТИ, 2006
8. Занимательное азбуковедение: Книга для учителя Составитель В. В. Волина. – М.: Просвещение, 1991
9. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы /Авт.-сост.В. Н. Иванкова. – М.: ООО «АКВАРИУМ ПРИНТ», 2005
10. О. Н. Тишурина Писатели в начальной школе Дидактическое пособие к урокам литературного чтения, М., Дрофа, 2003
11. В мире природы, истории и литературы: сборник загадок /сост.М. П. Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2008
Печатные пособия
Таблицы в соответствии с программой обучения.
Плакаты по основным темам.
Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты).
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы уроков.
Видеофильмы соответствующего содержания.
Слайды соответствующего содержания.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Оборудование класса
Ученические столы одноместные и двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски.
Подставки для книг, держатели схем и таблиц
Информационное обеспечение образовательного процесса
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ruФедеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ruУчительский портал http://www.uchportal.ruФестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september 
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ruПортал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ruСеть творческих учителей http://www.it-n.ru/