Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью.

Общий обзор организма человека – 63 часа
Образовательные цели: Познакомить учащихся со строением, расположением, с функциями основных систем и органов. Дать элементарные представления о первой помощи, предупреждении заболеваний, о вреде алкоголя и никотина.
Что должны знать: названия, строение и расположение основных органов организма человека; элементарное представление о функциях основных органов и их систем; влияние физических нагрузок на организм; вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; основные санитарно-гигиенические правила.
Что должны уметь: применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья; соблюдать санитарно-гигиенические правила.
I четверть

Тема урока
Кол-во часов
Вид контроля
Словарь
Коррекционно-развивающая работа
Домашнее задание
Дата

1
Место человека среди млекопитающих в живой природе.
1
беседа
Анатомия. Физиология. Гигиена.
Развивать умения работать с опорным текстом.
Стр. 3 пересказ.


2
Строение клетки
1
Фронтальная беседа
Ядро. Цитоплазма. Клетка. Мембрана
Развивать познавательные способности в процессе усвоения знаний.
Стр. 7-8 пересказ


3
Химический состав и жизнедеятельность клетки.
1
Фронтальная беседа. Работа по карточкам.
Органические и неорганические вещества. Обмен веществ. Возбудимость. Рост. Размножение.
Развивать познавательные способности при работе с текстом.
Стр. 8-9 пересказ.


4
Ткани и органы.
1
Составление таблицы. Тест.
Ткань. Эпителиальная. Соединительная. Мышечная. Нервная. Орган. Полость.
Развитие мышления на основе выполнения теста.
Стр. 10-12 пересказ.


5
Системы органов. Организм.
1
Составление таблицы. Тесты.
Система органов. Организм.
Формировать умения ориентироваться в тексте учебника.
Стр. 14-16 пересказ.


6
Зачет по теме «Строение организма человека».
1
Самостоятельная работа.

Коррекция познавательных процессов при повторении пройденного материала.
Повторить записи в тетради.


7
Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Соединение костей.
1
Фронтальный опрос.
Опорно-двигательная система. Скелет головы – череп. Скелет туловища. Скелет конечностей. Сустав.
Коррекция внимания.
Стр. 21- 23 пересказ.


8
Строение и состав костей.
1
Фронтальная беседа. Карточки.
Длинные кости. Короткие Кости. Плоские кости. Надкостница.
Развивать умения работать с наглядными пособиями и рисунками в учебнике.
Стр. 24-26 пересказ.


9
Скелет головы.
1
Фронтальная беседа. Карточки
Череп. Лицевой отдел. Мозговой отдел.
Закреплять навыки самостоятельной работы по карточкам.
Стр. 27-28 пересказ.


10
Скелет туловища.
1
Составление таблицы. Тест.
Позвоночник. Позвонок. Грудная клетка. Ребра. Грудина.
Закреплять навыки самостоятельной работы по тестам.
Стр.29-31 пересказ.


11
Скелет конечностей.
1
Работа по схеме. Зарисовка.
Плечевая кость. Локтевая кость. Лучевая кость. Лопатка. Ключица. Бедренная кость. Берцовые кости. Тазовая кость.
Развитие умения отвечать на вопросы.
Стр. 32-34 пересказ.


12
Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.
1
Беседа.
Растяжение. Вывих. Перелом. Шина.
Коррекция мышления на основе анализа текста. (составление таблицы).
Стр. 35-36 пересказ.


13
Строение и значение мышц.
1
Фронтальный опрос.
Скелетные мышцы. Гладкие мышцы. Сухожилия. Сократимость.
Коррекция памяти.
Стр. 38-39 пересказ


14
Основные группы мышц.
1
Составление таблицы.
Мышцы головы. Мышцы туловища. Мышцы конечностей.
Продолжать развивать познавательные способности в процессе самостоятельной работы с учебником.
Стр. 40-43 пересказ


15
Работа мышц.
1
Работа по карточкам.
Мышцы – сгибатели. Мышцы – разгибатели. Утомление мышц.
Развивать мышление через выполнения задания.
Стр. 43-44 пересказ


16
Осанка и здоровье человека.

1
Беседа. Работа по карточкам.
Осанка. Плоскостопие.
Коррекция зрительного восприятия.
Стр. 45-47 пересказ


17
Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.
1
Фронтальный опрос.
Двигательная активность.
Коррекция мышления через анализ текста.
Стр. 48-50 пересказ


18
Зачет по теме: «Опорно-двигательная система».
1
Самостоятельная работа.

Развивать навыки самостоятельной работы.
Повторить записи в тетради.



II четверть
19
Значение и состав крови.
1
Составление таблицы.
Плазма крови. Красные кровяные клетки. Белые кровяные клетки. Гемоглобин. Иммунитет.
Развивать внимание, память при изучении материала
Стр. 55-57 пересказ.


20
Строение и работа сердца.
1
Презентация. Выполнение тестов.
Кровообращение. Органы кровообращения. Сердце четырехкамерное. Клапаны сердца.
Развивать умения работать с наглядными пособиями.
Стр. 58-61 пересказ


21
Кровеносные сосуды. Круги кровообращения.
1
Просмотр видеоролика.
Артерии. Капилляры. Вены. Артериальная и венозная кровь. Круги кровообращения.
Развивать внимание, память при изучении материала
Стр. 61-63 пересказ


22
Движение крови по сосудам.
1
Проведение исследования.
Пульс. Кровяное давление. Перераспределение крови.
Развивать мышление путем решения тестов.
Стр.64-65 пересказ


23
Первая помощь при кровотечениях. Переливание крови.
1
Составление таблицы.
Кровотечение. Свертывание. Переливание. Донор.
Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника
Стр. 66-68 пересказ


24
Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.
1
Беседа.
Тренировка сердца.
Коррекция мышления через упражнения.
Стр. 70-71 пересказ


25
Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды.
1
Беседа. Презентация.
Никотин. Алкоголь.
Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.
Стр. 72-73 пересказ


26
Зачет по теме: «Органы кровообращения».
1
Самостоятельная работа.

Развивать навыки самостоятельной работы с учебником.
Повторить записи в тетради.


27
Органы дыхания.
1
Фронтальный опрос. Составление схемы.
Дыхательные пути. Голосовые связки. Голосовая щель. Легочные пузырьки. Носовая полость. Носоглотка. Гортань. Трахея. Бронхи. Легкие.
Коррекция мышления на основе анализа текста.
Стр. 77-79 пересказ


28
Строение легких. Газообмен в легких и тканях.
1
Работа по карточкам. Работа и зарисовка схемы.
Легкие. Обмен газов в легких. Обмен газов в тканях.
Коррекция памяти.
Стр. 80-82 пересказ


29
Дыхательные движения.
1
Беседа.
Вдох. Выдох. Дыхательные движения.
Развитие мышления через выполнения задания «собери слово».
Стр. 83-84 пересказ


30
Болезни органов дыхания и их предупреждение.
1
Кроссворд.
Грипп.
Коррекция слуховой памяти.
Стр. 84-85 пересказ


31
Гигиена дыхания. Искусственное дыхание.
1
Фронтальный опрос.
Искусственное дыхание. Наружный массаж сердца.
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в опосредованном запоминании.
Стр. 86-88 пересказ


32
Охрана воздушной среды.
1
Беседа.

Коррекция памяти.
Стр. 89-90 пересказ


33
Зачет по теме: «Органы кровообращения и дыхания».
1
Самостоятельная работа. Тест.

Развивать навыки самостоятельной работы с учебником.
Повторить записи в тетради.



III четверть
34
Значение и состав пищи.
1
Составление таблицы.
Питательные вещества.
Коррекция мышления на основе анализа текста.
Стр.95-97 пересказ


35
Органы пищеварения.
1
Зарисовка схемы.
Пищеварение. Пищеварительные соки.
Развивать внимание, память, мышление при работе с наглядными пособиями
Стр.98-100 пересказ


36
Строение и значение зубов.
1
Работа по схеме.
Молочные зубы. Постоянные зубы. Коронка. Шейка. Корень. Дентин. Эмаль.
Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника
Стр. 101-103 пересказ


37
Пищеварение в ротовой полости.
1
Кроссворд.
Слюна. Слюнные железы. Глотание.
Развитие памяти путем выполнения кроссворда.
Стр. 103-104 пересказ


38
Пищеварение в желудке.
1
Фронтальный опрос.
Желудочный сок. Соляная кислота.
Коррекция памяти путем анализа текста.
Стр. 105-106 пересказ


39
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.
1
Зарисовка схемы.
Тонкая кишка. Толстая кишка. Печень. Желчь. Поджелудочная железа. Кишечный сок.
Развитие зрительного восприятия путем рисования.
Стр. 106-108 пересказ


40
Гигиена питания.
1
Таблица. Работа по карточкам.
Кулинарная обработка. Аппетит. Режим питания.
Развивать умения сравнивать, обобщать.
Стр.109-110 пересказ


41
Нормы питания.
1
Фронтальный опрос.
Норма питания.
Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника.
Стр. 110-113 пересказ


42
Витамины.
1
Работа по карточкам.
Витамины.
Развитие мышления путем заполнения таблицы.
Стр.113-115 пересказ


43
Предупреждение желудочно-кишечных и глистных заболеваний.
1
Беседа. Презентация.
Глисты.
Способствовать развитию памяти, внимания, мышления; в процессе работы с учебником находить ответы на вопросы.
Стр.116-117 пересказ


44
Предупреждение пищевых отравлений.
1
Таблица.

Коррекция памяти путем анализа текста.
Стр. 118-119 пересказ


45
Вредное влияние курения и употребление спиртных напитков на органы пищеварения.
1
Таблица.

Развитие мышления путем заполнения таблицы.
Стр. 120-121 пересказ


46
Зачет по теме: «Органы Пищеварения».
1
Самостоятельная работа.

Развивать навыки самостоятельной работы



47
Строение и значение почек.
1
Фронтальный опрос.
Почки. Мочеточники. Мочевой пузырь. Моча.
Развивать внимание, память при изучении материала
Стр. 125-127 пересказ


48
Предупреждение почечных заболеваний.
1
Беседа.

Коррекция памяти.
Стр.127-128 пересказ


49
Значение и строение кожи.
1
Составление таблицы.
Наружный слой. Внутренний слой. Жировая клетчатка. Сальные и потовые железы.
Развитие мышления путем составления таблицы.
Стр.130- 133 пересказ


50
Роль кожи в теплорегуляции. Оказание первой помощи при тепловом, солнечном ударах, ожогах и обморожениях.
1
Работа по карточкам.
Теплорегуляция. Ожог. Обморожение.

Коррекция развития логического мышления.
Стр.134-136 пересказ


51
Закаливание организма человека.
1
Беседа.
Закаливание. Солнечные ванны. Водные процедуры.
Коррекция мышления.
Стр.137-139 пересказ


52
Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви.
1
Фронтальный опрос.

Коррекция внимания.
Стр.140-142 пересказ


53
Зачет по теме «Органы выделения и кожа».
1
Самостоятельная работа.

Развивать навыки самостоятельной работы




IV четверть
54
Значение и строение нервной системы.
1
Составление таблицы.
Работа по схеме
Возбудимость. Проводимость. Головной мозг. Спинной мозг. Нервы. Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Коррекция памяти.
Стр. 145-148
пересказ


55
Спинной мозг, его строение и значение.
1
Фронтальная беседа.
Работа по карточкам.
Спинной мозг. Белое вещество. Серое вещество.
Коррекция мышления на основе составления таблицы.
Стр. 149-150
пересказ


56
Головной мозг, его строение и значение.
1
Фронтальная беседа.
Тест.
Продолговатый мозг. Мозжечок. Большие полушария. Кора мозга.
Коррекция мышления на основе составления таблицы.
Стр. 150-152
пересказ


57
Гигиена нервной системы.
1
Самостоятельная работа.
Взаимопроверка

Коррекция внимания и логического мышления.
Стр. 152-153
пересказ


58
Режим дня.
1
Беседа.Фронтальный опрос.
Режим дня.
Коррекция мышления на основе анализа текста.
Стр.154-155 пересказ


59
Сон и его значение.
1
Беседа.Фронтальный опрос.
Сон. Сновидения.
Коррекция памяти.
Стр.156-157 пересказ


60
Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему.
1
Самостоятельная работа.
Взаимопроверка.
Наркотические вещества. Алкоголизм.
Коррекция мышления на основе составления таблицы.
Стр.158-159 пересказ


61
Зачет по теме: «Нервная система
1
Тест.
Самостоятельная работа.

Развивать навыки самостоятельной работы с учебником.
Повторить записи в тетради


62
Значение органов чувств. Орган зрения.
Гигиена зрения
1
Фронтальная беседа.
Работа по схеме.
Органы чувств. Зрение. Осязание. Слух. Вкус. Глазное яблоко. Роговица. Радужная оболочка. Зрачок.
Хрусталик. Сетчатка.
Близорукость. Дальнозоркость.
Развивать внимание, память, мышление при работе с наглядными пособиями
Стр.163-169 пересказ


63
Орган слуха.
Гигиена слуха.
1
Работа со схемой.
Наружное ухо. Среднее ухо. Внутреннее ухо. Барабанная перепонка. Слуховые косточки.
Улитка.
Развивать внимание, память, мышление при работе с наглядными пособиями
Стр.170-173 пересказ


64
Органы осязания, обоняния, вкуса.
1
Работа со схемой.
Орган осязания. Орган обоняния. Орган вкуса. Вкусовой сосочек.
Развивать внимание, память, мышление при работе с наглядными пособиями
Стр.174-177 пересказ


65
Контрольная работа по курсу 9 класса.
1
Самостоятельная работа.

Закрепить навык применения полученных знаний.



66
Размножение человека.
1
Беседа.

Развитие навыков запоминания и воспроизведения нового материала
С. 182-183
пересказ



15