Адаптированная рабочая программа для учащихся с ОВЗ учебного предмета Письмо и развитие речи 2 класс + КТП


Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 71»
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
__________ Самоделкина Н.В. УТВЕРЖДАЮ
Директор МКС (К)ОУ
школы-интерната №71
____________ Черепанцева И.А.
Рабочая программа
учебного предмета «Письмо и развитие речи» учащегося 2 класса
П. Е. (индивидуальное обучение)
2015-2016 учебный год
Учитель
Гурьева Н.В.
Принята на педагогическом совете
Протокол № _ от ___________ 20__ г.
Нижний Новгород
2015
ПИСЬМО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённый приказом Минобразования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / под ред. В.В.Воронковой. - М.: «Просвещение», 2010.
4. Учебный план муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 71»
Особенности содержания программного материала по письму и развитию речи
Обучение письму детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости мы, в первую очередь, рассматривали как коррекционно-развивающий процесс, в ходе которого у детей формируется межличностное функционирование перцептивной деятельности и психических функций, на основе которых развиваются компенсаторные возможности личности ребенка-инвалида.
У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью зрительное восприятие более сохранно, чем слуховое. В соответствии с этим на уроках обучения грамоте первоначально опора должна быть на зрительную память, на запоминание зрительного образа буквы с постепенным подключением слухового анализатора. Так как первичная опора идет на зрительное восприятие, то детям легче искать «свои» буквы в алфавите среди других букв. Такой подход позволяет развивать способность к анализу, к различению и выделению части из целого. Этому способствует также известный психологический феномен – ближе всего человеку его имя. Работа с именами детей способствует также формированию навыков общения, освоению социальной роли ученика и становлению детского коллектива.
При обучении грамоте, учитель может изменить последовательность изучения алфавита. Например, можно начать с изучения букв, которые являются начальными буквами имен учеников класса или буквами имени одного ученика.
Так как специально созданных учебников по чтению для детей с умеренной умственной отсталостью нет, то учителю необходимо самому разрабатывать нужные тексты.
Содержание программы:
Во 2-м классе продолжается работа по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентировки и по развитию мелкой моторики рук. Работа в тетрадях обязательно содержит графические упражнения из элементов букв, рисования бордюров. Продолжается отработка навыка правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования инструментами для письма.
Во 2-м классе ученики повторяют письмо элементов букв: короткие и длинные наклонные палочки, крючки, овалы и полуовалы, палочки с петелькой вверху и внизу, соединения двух элементов букв, бордюры из элементов букв и стилизованных предметов; печатное и рукописное написание строчных и прописных букв а, у, м, о, с, х. Необходимо давать задания по списыванию с доски и написанию под диктовку прочно усвоенных букв и слогов. Ученики начинают знакомиться с печатным и рукописным написанием строчных и прописных букв ш, л, ы, н, р, к, п, т и пишут их по образцу. Проводится работа по дифференциации печатных и рукописных изображений букв, сходных по написанию. Слоги и слова также пишутся по образцу. При написании слогов и слов ученики отрабатывают соединение букв. Ученики начинают переписывать с образца предложения. Письмо 2-х сложных предложений проводится после предварительной работы со словами, из которых оно состоит. Учеников знакомят с правилами грамматики: правила записи предложения; правила записи имен собственных.
Учебно – методическое обеспечение
Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством Образования РФ (9-е издание, исправленное) – М: «Просвещение», 2008. – 143 с.
Тетрадь по обучению грамоте для учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2006.
Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М: «ВЛАДОС», 2002. – 320 с.
Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте: метод. рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2009. – 56 с.
Лещинская Т.Л. Букварик: Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 95 с.
Требования к усвоению программы
Ученик должен знать:
название элементов букв;
последовательность написания изученных печатных и рукописных
строчных и прописных букв;
отличия между буквами, слогом, словом.
Ученик должен уметь:6645910292735Речь (7 ч)
00Речь (7 ч)

писать по образцу элементы букв;
писать по образцу и под диктовку, списывать с доски печатные и
рукописные начертания строчных и прописных изученных ранее
букв;
писать по образцу и под диктовку изученные ранее слоги и слова;
писать по образцу печатное и рукописное начертание строчных и
прописных букв ш, л, ы, н, р, к, п, т;
писать по образцу слоги и слова;
переписывать после предварительного разбора с образца 2-х сложное предложение;
- писать имена с прописной буквы;
- соблюдать правила записи предложения.
Оценивание
Оценивание работ учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью носит индивидуальный с учетом специфики структуры дефекта (в соответствии с возможностями ребенка как интеллектуальными, познавательными, так и моторными и сенсорными) и условный характер, определяющую степень овладения самостоятельным письмом и чтением в целом. В случае невозможности овладения навыком самостоятельного письма, задания выполняются на уровне совместных действий с использованием доступного для осуществления учебной деятельности оборудования и комментированием действий.
Оценка «5» ставится в случае наличия максимальной самостоятельности при отсутствии ошибок (без учета специфических ошибок);
Оценка «4» ставится в случае самостоятельного написания и правильного устного комментирования правил написания и синтаксического оформления предложений при наличии специфических ошибок, связанных с грубым нарушением фонематического анализа. При этом не считается ошибкой небрежное написание, искажение графического образа букв в пределах узнаваемости при наличии нарушений опорно-двигательного аппарата.
Оценка «3» ставится в случае невозможности самостоятельного письма при наличии устного комментирования с ошибками, неполным ответом, ответом при помощи взрослого.
Оценку «2» ставить нецелесообразно из-за специфики и глубины интеллектуального дефекта.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ «письмо»
I четверть
№ Тема Кол-во часов Дата
Обучение по программе для детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью.
1 Вводный урок. Здравствуй, школа! 1 01.09
2 Повторение. Звуки и буквы. 1 02.09
3 Письмо печатных букв А и а. Письмо строчной буквы. 1 08.09
4 Письмо печатных букв У и у. Письмо строчной буквы. 1 09.09
5 Письмо заглавной буквы: А и У. 1 15.09
6 Письмо печатных букв: М и м. Письмо строчной и заглавной буквы. 1 16.09
7 Письмо элементов рукописных букв. 1 22.09
8 Письмо печатных букв: О и о. Письмо строчной и заглавной буквы. 1 23.09
9 Письмо печатных букв: С и с. Письмо строчной и заглавной буквы. 1 29.09
10 Письмо элементов рукописных букв. 1 30.09
11 Повторение ранее изученных звуков и букв: а, о, у, м, с. Письмо слогов и слов. 1 06.10
12 Соотнесение звука и буквы. Составление схемы слова. 1 07.10
13 Письмо печатных букв Х и х. 1 13.10
14 Письмо элементов рукописных букв. 1 14.10
15 Письмо строчной буквы. 1 20.10
16 Письмо заглавной буквы. 1 21.10
17 Письмо слогов и слов. 1 27.10
18 Письмо печатных букв Ш и ш. 1 28.10
II четверть
№ Тема Кол-во часов Дата
1 Письмо изученных печатных и письменных букв. Упражнения в узнавании и копировании. 1 10.11
2 Письмо строчной и прописной буквы «ш». дифференциация букв «Ш,ш» и «М,м» 1 11.11
3 Запись слогов и коротких слов с буквой «ш» по следам анализа. 1 17.11
4 Составление и запись слов с буквой ш с опорой на картинку и разрезную азбуку. 1 18.11
5 Письмо коротких предложений. 1 24.11
6 Звук и буква Л,л. Письмо печатных и рукописных букв. 1 25.11
7 Дифференциация «Л, л» и «М, м», «А» 1 01.12
8 Письмо слогов на основе упражнений в соотнесении и сравнении. 1 02.12
9 Письмо слов. Упражнения с деформированными словами. 1 08.12
10 Письмо предложений. 1 09.12
11 Составление схемы предложений. Письмо коротких текстов. 1 15.12
12 Звук и буква «ы». письмо буквы «ы» 1 16.12
13 Дифференциация множественного и единственного числа предметов. Окончание «ы» - показатель множественности. 1 22.12
14 Письмо слогов и слов с «ы» .1 23.12
15 Списывание предложений с рукописных и печатных образцов. 1 29.12
III четверть
№ Тема Кол-во часов Дата
1 Повторение пройденного во второй четверти. Упражнения в записи слов, состоящих из знакомых букв. 1 12.01
2 Письмо строчной и прописной буквы «Н,н». Определение места буквы в слове. Запись слогов. 1 13.01
3 Запись слогов и слов с «н». Различение грамматической категории рода. 1 19.01
4 Чтение и запись словосочетаний из изученных слов с опорой на картинку и разрезную азбуку. 1 20.01
5 Составление и запись предложений по условно-графической опоре. 1 26.01
6 Буква «Р, р». Запись прямых и обратных слогов с «р» по следам анализа. 1 27.01
7 Чтение и запись слов из знакомых слоговых конструкций. 1 02.02
8 Составление и запись имен. 1 03.02
9 Дифференциация слов с «р» и «л». 1 09.02
10 Запись коротких предложений и текстов с опорой на схему и графическую наглядность. 1 10.02
11 Упражнения в составлении и записи словосочетаний с изменением грамматических категорий рода и числа. 1 16.02
12 Составление и запись коротких предложений из заданных слов. 1 17.02
13 Буква «К, к». Звуко-буквенный анализ слогов и коротких слов. 1 24.02
14 Запись слов с «к» с опорой на разрезную азбуку и картинку 1 01.03
15 Запись слов со стечением согласных с опорой на схему. 2 02.03
16 09.03
17 Запись коротких предложений и текстов с опорой на картинку и схему. «Утки» 1 15.03
18 Буква «т». Звукобуквенный анализ. Упражнения в записи и различении со сходными по написанию буквами. 1 16.03
19 Запись слов с «т» с опорой на разрезную азбуку и картинку 1 22.03
20 Запись слов со стечением согласных с опорой на схему. 1 23.03
IV четверть
№ Тема Кол-во часов Дата
1 Списывание печатных и письменных букв. 1 05.04
2 Упражнения в записи слов, состоящих из знакомых букв. 1 06.04
3 Дифференциация сходных по написанию букв 1 12.04
4 Письмо строчной и прописной буквы «Т,т». Определение места буквы в слове. 1 13.04
5 Запись слов с «к» с опорой на разрезную азбуку и картинку 1 19.04
6 Составление и запись слов с опорой на картинку. 1 20.04
7 Звук и буква «п». Запись 1 26.04
8 Дифференциация слов с «п» и «т». 1 27.04
9 Составление и запись слов с опорой на слоговую таблицу. 1 03.05
10 Упражнения в списывании с печатного и письменного образца. 1 04.05
11 Запись коротких предложений с опорой на графическую схему. 1 10.05
12 Составление и запись картинно-словарных текстов. 1 11.05
13 Имена людей. 1 17.05
14 Контрольная работа 1 18.05
15 Повторение пройденного 2 24.05
16 25.05