Адаптированная программа по биологии для обучающейся VIII вида


Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
•Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
•Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Феде-рального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
•Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллек-туальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
•Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2011 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной дея-тельности по основным общеобразовательным программам - образовательным програм-мам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
•Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286 - 15 "Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в органи-зациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобра-зовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоро-вья»;
•Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 (в редакции от 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
•Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.10.2011 г. № 19-255 «О направлении рекомендации» (Рекомендации по совершенствованию преподавания физической культуры в специальных (коррекционных) заведениях);
В учебном плане 2016-2017года предусмотрен 1 час учебного предмета «Биология» из Федерального компонента, 34 часа в год. Но в соответствии с расписанием уроков 2016-2017 учебного года и календарного учебного графика МБОУ СОШ № 21 г. Сальска на 2016-2017 учебный год, а также с государственными праздниками, программа 7 класса будет реализована за 33 часа.
Адаптированная рабочая программа по биологии 7 класса программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В М.2001 Владос.
Биологический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Систематическая словарная работа на уроках расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Программа составлена с учетом особенностей умственного развития ученицы 7 класса Добриковой Ольги и отвечает основным принципам коррекционной педагогики. Особенности контингента обучающихся восьмого класса. У ученицы имеются нарушения эмоционально-волевой сферы, недоразвитие всей познавательной деятельности. Низкий уровень развития абстрактного мышления особенно отчетливо проявляется при необходимости установления сложных систем причинно-следственных связей между предметами и явлениями. Уровень развития познавательной сферы снижен, нарушено внимание: объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания. Ответы в основном односложные.
Знания усваиваются механически, быстро забываются. Работоспособность у мальчика низкая, малопродуктивная. Быстро устаёт, начинает отвлекаться, требуется постоянная смена деятельности. В работу включается не всегда охотно, часто просто отказывается работать. Задания выполняет под контролем учителя, посильные упражнения самостоятельно. С интересом выполняет задания, проводимые в игровой форме.
Для преодоления выше перечисленных затруднений при обучении биологии создаются специальные условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов:
а) поэтапное разъяснение заданий;
б) последовательное выполнение заданий;
в) повторение инструкции к выполнению задания;
г) частая смена видов деятельности;
д) предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;
е) использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения; использование заданий с пропущенными словами и предложениями;
ж) дополнение печатных материалов видеоматериалами;
з) ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
Основные направления коррекционной работы:
•Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
•Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
•Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
•Коррекция мышц мелкой моторики.
•Развитие самостоятельности, аккуратности.
Коррекционная работа. Коррекция отдельных функций психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти. Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). Работа над расширением и активизацией словаря опирается на активное действенное познание ребенком предметов и явлений окружающей действительности, с привлечением всех или многих анализаторов: зрения, слуха, осязания и т. д. Расширение и закрепление словаря по различным темам. Для формирования отвлеченных понятий, обобщений, умений и навыков, предметная наглядность используется более длительное время. Расчленение сложного учебного материала на части, логически завершенные и связанные между собой, выделение главных существенных сторон предмета или явления и отличие их от второстепенных, несущественных.
Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств для дальнейшей социализации.
Основными задачами преподавания биологии являются:
- сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы;
- формирование правильного понимания природных явлений в жизни растений и животных;
- проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе;
- первоначальное ознакомление с приёмами выращивания некоторых растений и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Основой для разработки структуры данной образовательной программы для данной категории детей является Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ .
Согласно данной концепции можно выделить основные взаимосвязанные содержательные линии при обучении биологии.
Овладение основными знаниями по биологии.
Развитие способности использовать знания по биологии и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой природы.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Основные требования к знаниям и умения учащихся 7 класса
должны знать:
• внешнее строение и элементарную биологическую и хозяйственную характеристику основных растений огорода, поля, леса и сада;
• общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы растений;
• признаки сходства и различия между растениями;
• особенности выращивания культурных растений: сроки и способы посева и посадки культур, некоторые приемы ухода за ними.
должны уметь:
• узнавать изучаемые растения по внешнему виду;
• различать органы растений, а также распознавать все изучаемые растения по стеблям, листьям, цветкам, плодам и семенам;
• устанавливать взаимосвязь между средой произрастания растений и их внешним видом (изменения органов растений)
Содержание курса
№п/п Название раздела Кол-во час Характеристика раздела Знать Уметь
1 Растения вокруг нас
4 Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их
связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
• внешнее строение и элементарную биологическую и хозяйственную характеристику основных растений огорода, поля, леса и сада;
• узнавать изучаемые растения по внешнему виду;
• различать органы растений, а также распознавать все изучаемые растения по стеблям, листьям, цветкам, плодам и семенам.
2 Общее знакомство с цветковыми растениями 15 Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней.
Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Жилкова-
ние. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия.
Плоды и их классификация. Распространение
плодов и семян.
Демонстрация внешнего и внутреннего строения корня, строения почек (вегетативной и генеративной) и расположения их на стебле, строения листа. • общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы растений;
• признаки сходства и различия между растениями;
• осуществлять уход за некоторыми цветочно-декоративными, комнатными растениями и овощными культурами.
3 Многообразие растительного мира 15 Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
• особенности выращивания культурных растений: сроки и способы посева и посадки культур, некоторые приемы ухода за ними. • устанавливать взаимосвязь между средой произрастания растений и их внешним видом (изменения органов растений);
Календарно-тематическое планирование.
Раздел
(подраздел) учебной программы по предмету Количество часов, отведённых на раздел №
п/п Тема урока
Количество часов, отведённых на тему Дата проведения урока Требования к результату освоения учебного раздела
Растения вокруг нас 4 1 Введение.
О чем расскажет учебник.
1 02.09 Узнавать изучаемые растения по внешнему виду; различать органы растений, а также распознавать все изучаемые растения по стеблям, листьям, цветкам, плодам и семенам;
Знать общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы расте-ний;
2 Разнообразие растений.
1 09.09 3 Значение растений.
1 16.09 4 Охрана растений. 1 23.09 15 5 Строение растения. 1 30.09 Знать общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы растений;
называть признаки сходства и различия меж-ду растениями;
осуществлять уход за не-которыми цветочно-декоративными, комнатными растениями и овощ-ными культурами.
Общее знакомство с цветковыми растениями 6 Цветок. Виды. Строение. 1 07.10 7 Виды соцветий. Опыление цветков.
2 четверть
Уплотнение программного материала по биологии.
1 14.10 8 Разнообразие плодов. 1 19.11 9 Распространение семян и плодов. 1 10 Внешний вид и строение семян. 1 25.11 11 Контрольная работа по темам: «Цветок. Семя». 1 12 Виды корней. Корневые системы. 1 02.12 13 Значение корня. Видоизменения корней. 1 14 Лист. Из каких веществ состоит лист. 1 09.12 15 1 16.12 17 3 четверть.
Стебель, строение стебля. Разнообразие стеблей. 1 13.01 18 Взаимосвязь частей растения и связь растений со средой обитания. 1 20.01 19 Контрольная работа по теме: «Общее знакомство с цветковыми растениями». 1 27.01 Многообразие растительного мира. 15 20 Многообразие растительного мира 1 03.02 Знать особенности выра-щивания культурных растений: сроки и способы посева и посадки культур, некоторые приемы ухода за ними.
Уметь устанавливать взаимосвязь между средой произрастания растений и их внешним видом (изменения органов растений);
21 Мхи. Папоротники. 1 10.02 22 Голосеменные. Хвойные растения. 1 17.02 23 Покрытосеменные или цветковые. 1 03.03 24 Однодольные покрытосеменные растения 1 10.03 25 Хлебные злаковые культуры. 1 17.03 26 Общие признаки лилейных. Цветочно-декоративные лилейные 1 24.03 27 4 четверть
Овощные лилейные. Дикорастущие лилейные. 1 07.04 28 Общие признаки пасленовых. 1 14.04 29 Выращивание картофеля. Овощные пасленовые. Томат, баклажан, перец. 1 21.04 30. Общие признаки бобовых. Пищевые бобовые растения. 1 28.04 31. Общие признаки розоцветных. Плодово-ягодные розоцветные. Общие признаки сложноцветных. 1 05.05 32. Контрольная работа по теме «Двудольные» 1 12.05 33. Повторение по курсу «Биология. Растения». 1 19.05 Используемый учебно-методический комплекс.
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежде-ний VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – Сборник 1). Никишов А.И. «Биология. Неживая природа». 6 класс: учебник для спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида - М.: Просвещение, 2015.
2.Клепинина З.А. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы». 7 класс: учеб-ник для спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида - М.: Просвещение, 2014
3.Рабочие тетради для учащихся 7 класса спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2013-2015гг.
Ресурсное обеспечение программы:
1. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) /Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Академия, 2000.
2. Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе//Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 2013.
3. Книга для чтения по зоологии: Для учащихся 6-7 класса. / Сост. С.А. Молис. - М.: Просвещение, 2014.
4. Книга для чтения по ботанике. Пособие для учащихся. Сост. Д.И. Трайтак. – М.: Просвещение, 1987.
5. Имехенова С.В., Шелкунова О.В. К вопросу о формировании экологической культуры у учащихся с нарушением интеллекта // Ступени: Научный журнал. – 2015. – № 3.
6. Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А. Занимательная ботаника: Кн. для учащихся, учителей и родителей. – М., 1998.
7. Шелкунова О.В. В помощь студенту, ориентированному на творческую профессиональную самореализацию: Методические рекомендации по методике преподавания естествознания в школе 8 вида. – Иркутск, 2012.
8. Шелкунова О.В. Методика преподавания естествознания в специальной (коррекц.) школе VIII вида.- Учебное пособие. Иркутск, 2015 г.
9. Яковлева О.В., Шелкунова О.В. Использование детской литературы на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида //
Все для учителя биологии - http://bio.1september.ru
Вся биология - http://www.sbio.info
Анатомия человека в иллюстрациях - http://www.anatomus.ru/
Энциклопедия растений - http://www.greeninfo.ru/
Животные - http://www.theanimalworld.ru/