Адаптированная рабочая программа для учащихся с ОВЗ учебного предмета Чтение и развитие речи 2 класс + КТП


Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 71»
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
__________ Самоделкина Н.В. УТВЕРЖДАЮ
Директор МКС (К)ОУ
школы-интерната №71
____________ Черепанцева И.А.
Рабочая программа
учебного предмета «Чтение и развитие речи» учащегося 2 класса
П.Е. (индивидуальное обучение)
2015-2016 учебный год
Учитель
Гурьева Н.В.
Принята на педагогическом совете
Протокол № _ от ___________ 20__ г.
Нижний Новгород
2015
ЧТЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённый приказом Минобразования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / под ред. В.В.Воронковой. - М.: «Просвещение», 2010.
4. Учебный план муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 71»
Особенности содержания программного материала по чтению и развитию речи
Главная задача уроков чтения в случае учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью – выработка у них правильного и максимально сознательного чтения простых текстов, вывесок магазинов, названий улиц. Мы не ставим задачу беглого, выразительного чтения. Чтение для детей с умеренной степенью умственной отсталости имеет коррекционное значение и играет огромную роль в их социальной адаптации. Для развития регулирующей и исполнительской функций речи рекомендуется работа по формированию и отработке предварительного замысла и его реализации с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами.
Использование вариативных форм работы со знаково-символической системой, ориентированной на индивидуальные психофизические и речевые (сохранные и нарушенные) функции учащихся, позволит учителю осуществлять коррекционно-развивающий процесс. Поскольку учебников и учебно-методических пособий для обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в настоящее время недостаточно, материалы учебно-методического комплекса могут найти применение в различных школьных предметах «Математика», «предметно-практическая деятельность», «Ручной труд» и др.), облегчая работу по усвоению программного материала. Содержание программы:
Во 2-м классе после повторения изученных в 1-м классе строчных и прописных букв а, у, м, о, с, х. составление и чтение слогов, слов, предложений. Выделение первого и последнего звука в слове. Составление из слов предложений и словарно-картинных текстов.
Изучаются печатные и рукописные изображения строчных и заглавных букв ш, л, ы, н, р, к, п, т. Продолжается закрепление правильного и отчетливого произношения изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова. Во 2-м классе начинается обучение составлению и чтению слогов, слов, предложений и текстов, содержащих слова из данных букв по следам анализа с использованием метода пиктограмм, слоговых таблиц и картинно-словарных текстов. Отрабатывается чтение слов методом глобального чтения.
Учебно – методическое обеспечение
Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством Образования РФ (9-е издание, исправленное) – М: «Просвещение», 2008. – 143 с.
Тетрадь по обучению грамоте для учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2006.
Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М: «ВЛАДОС», 2002. – 320 с.
Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте: метод. рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2009. – 56 с.
Лещинская Т.Л. Букварик: Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 95 с.
Требования к усвоению программы
Ученик должен знать:
отличие слова от предложения;
печатное и рукописное изображение строчных и прописных изученных букв.
Ученик должен уметь:6645910292735Речь (7 ч)
00Речь (7 ч)

повторять и правильно произносить звуки русского языка;
выделять первый и последний звуки из слова;
вычленять слова из предложений;
определять количество слов в предложении;
читать изученные буквы ш, л, ы, н, р, к, п, т;
дифференцировать сходные по написанию буквы;
составлять и читать слоги и слова;
читать изученные слова методом глобального чтения.
Оценивание
Оценивание данного вида учебной деятельности носит индивидуальный с учетом специфики структуры дефекта (в соответствии с возможностями ребенка как интеллектуальными, познавательными, так и моторными и сенсорными) и условный характер, определяющую степень овладения самостоятельным чтением в целом. Важно соблюдать ряд условий, повышающих эффективность овладения чтением в условиях фронтальной работы:
- У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью зрительное восприятие более сохранно, чем слуховое. В соответствии с этим на уроках обучения грамоте первоначально опора должна быть на зрительную память, на запоминание зрительного образа буквы с постепенным подключением слухового анализатора. В случае невозможности овладения навыком самостоятельного чтения (при выраженных нарушениях зрительного гнозиса и артикуляции, слухо-речевой памяти), задания выполняются на уровне совместных действий (совместного проговаривания) с использованием доступного для осуществления учебной деятельности оборудования и комментированием действий (на уровне звукового аналитико-синтетического метода, глобального чтения).
- Грубое недоразвитие речи у этих детей вносит значительные ограничения в отборе слов, используемых для работы по изучению новой буквы. У детей с умеренной умственной отсталостью навык чтения формируется очень долго и с большим трудом. За год ребенок с умеренной умственной отсталостью может освоить шесть – восемь букв.
- Так как специально созданных учебников по чтению для детей с умеренной умственной отсталостью нет, то учитель может сам подбирать речевой материал и разрабатывать нужные тексты.
- Оценивание обучающихся носит условный характер и учитывает специфику структуры дефекта, определяющую степень овладения самостоятельным навыком чтения в целом. В случае невозможности овладения навыком самостоятельного чтения, задания выполняются в устноречевой форме в виде комментирования прослушанного текста, ответов на вопросы по прослушанному.
Оценка «5» ставится в случае наличия слогового чтения или чтения целыми словами при максимально возможной выразительности в соответствии с логикой сюжета, отвечает на вопросы и осуществляет элементарный пересказ с сохранением логики изложения сюжетных линий текстов с использованием минимальной помощи в виде вопросов учителя или наглядности; знает наизусть текст стихотворения и пытается читать его выразительно, в том числе на основе отраженной речи.
Оценка «4» ставится в случае самостоятельного прочтения текста (слогового, побуквенного или глобального) при наличии специфических ошибок, связанных с грубым нарушением фонематического анализа, слоговой структуры слова, с возможной потерей строки в случаях увеличения объема текстов; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но продуктивно использует помощь учителя; читает наизусть с использованием сопряженной речи, недостаточно выразительно.Оценка «3» ставится в случае невозможности самостоятельного чтения при наличии устного комментирования и умения использовать помощь учителя при ответах по услышанному; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, использует помощь учителя недостаточно продуктивно и при наличии многократного обучения; читает наизусть только в условиях сопряженной речи.
Оценку «2» ставить нецелесообразно из-за специфики и глубины интеллектуального дефекта.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
«чтение и развитие речи»
I четверть
№ Тема Кол-во часов Дата
Обучение по программе для детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью.
1 Вводный урок «Здравствуй, школа» 1 01.09
2 «Мы учимся читать!» 1 02.09
3 Звук и буква: А а. Определение места буквы и звука в слове. 1 08.09
4
Звук и буква: У у. Определение места звука [у] в слове. 1 09.09
5 Слова «ау» «уа». Звуко-буквенный анализ, чтение. 1 15.09
6 Звук и буква : М м. Определение места звука [м] в словах. 1 16.09
7 Упражнения в составлении и чтении слогов: ам, ум. 1 22.09
8 Звук и буква: О о. Чтение слогов и слов. 1 23.09
9 Звук и буква: С с. Определение места звука [с] в словах. 1 29.09
10 Составление и чтение прямых и обратных слогов. Составление и чтение слов. 1 30.09
11 Повторение ранее изученных звуков и букв: а, о, у, м, с. Чтение слогов и слов. 1 06.10
12 Упражнения в слогослиянии прямых и обратных слогов со знакомыми буквами. 1 07.10
13 Буква «х». Соотнесение звука и буквы. Чтение печатных и рукописных букв. 1 13.10
14 Выделение первого и последнего звука х в словах. Определение места звука [х] в словах. 1 14.10
15 Составление и чтение прямых и обратных слогов. Составление и чтение слов. 1 20.10
16 Составление и чтение словосочетаний из изученных слов. 1 21.10
17 Составление и чтение картинно-словарных текстов. 1 27.10
18 Звук и буква «ш». Чтение слогов и слов. Заучивание логопедических скороговорок на этот звук. 1 28.10
II четверть
№ Тема Кол-во часов Дата
1 Составление и чтение слов с буквой «ш» различной слоговой структуры. 1 10.11
2 Выделение первого и последнего звука «ш» в словах. Определение места звука [ш] в словах. 1 11.11
3 Составление и чтение прямых и обратных слогов. Составление и чтение слов из разрезной азбуки. 1 17.11
4 Составление и чтение словосочетаний из изученных слов с опорой на картинку. 1 18.11
5 Составление и чтение картинно-словарных текстов. Упражнения в пересказе 1 24.11
6 Звук и буква Л,л. Соотнесение звука и буквы. Чтение печатных и рукописных букв. Упражнения в звуко-буквенном анализе. 1 25.11
7 Составление и чтение прямых и обратных слогов. Составление и чтение слов. Дифференциация сходных по написанию слов. 1 01.12
8 Составление и чтение предложений. 1 02.12
9 Составление и чтение картинно-словарных предложений. 1 08.12
10 Составление и чтение текстов. 1 09.12
11 Составление и чтение картинно-словарных текстов. 1 15.12
12 Звук и буква «ы». Звукобуквенный анализ. Выделение последнего звука [ы] в словах. 1 16.12
13 Образование множественного числа предметов. 1 22.12
14
15 Составление и чтение предложений и коротких текстов с опорой на картинку и схему. 2 23.12
29.12
III четверть
№ Тема Кол-во часов Дата
1 Повторение пройденного во второй четверти. Составление и чтение слов, состоящих из знакомых букв. 1 12.01
2 Выделение первого и последнего звука «н» в словах. Упражнения в звуко-буквенном анализе. 1 13.01
3 Составление и чтение прямых и обратных слогов. Составление и чтение слов из разрезной азбуки. 1 19.01
4 Составление и чтение словосочетаний из изученных слов с опорой на картинку. 1 20.01
5 Составление и чтение картинно-словарных текстов. Упражнения в пересказе 1 26.01
6 Звук и буква «р». Упражнения в звуко-буквенном анализе. Составление и чтение прямых и обратных слогов. 1 27.01
7 Составление и чтение слов из знакомых слоговых конструкций. 1 02.02
8 Составление и чтение предложений. «Шары» 1 03.02
9 Составление и чтение картинно-словарных предложений. 1 09.02
10 Составление и чтение текстов. «Рама» 1 10.02
11 Составление и чтение картинно-словарных текстов.
«На дворе». «В песочнице» 2 16.02
12 17.02
13 Звук и буква «к». Звуко-буквенный анализ. Определение места звука и буквы в словах. 1 24.02
14 Составление слов с «к» с опорой на разрезную азбуку и картинку 1 01.03
15 Составление и чтение предложений с опорой на картинку. Упражнения в смысловом анализе. 1 02.03
16 Упражнения в чтении слов со стечением согласных 1 09.03
17 Чтение коротких текстов с опорой на картинку и схему. «Утки» 1 15.03
18 Звук и буква «т». Звукобуквенный анализ. Определение места звука и буквы в словах. 1 16.03
19 Составление и чтение слогов и слов с буквой «т». Упражнения в подборе картинок по следам анализа прочитанного 1 22.03
20 Чтение коротких предложений с опорой на картинки и вопросы. 1 23.03
IV четверть
№ Тема Кол-во часов Дата
1 Чтение печатных и письменных букв. 1 05.04
2 Составление и чтение слов, состоящих из знакомых букв. 1 06.04
3 Чтение коротких текстов с опорой на картинку и схему. «Утро», «Урок» 2 12.04
4 13.04
5 Составление и чтение словосочетаний из изученных слов с опорой на картинку. «Утром» 1 19.04
6 Составление и чтение картинно-словарных текстов. Упражнения в пересказе 1 20.04
7 Звук и буква «п». Упражнения в звуко-буквенном анализе. Составление и чтение прямых и обратных слогов. 1 26.04
8 Дифференциация сходных по написанию слов. 1 27.04
9 Составление и чтение слов из знакомых слоговых конструкций. 1 03.05
10 Чтение слов со стечением согласных. 1 04.05
11 Чтение слогов и слов с «п». 1 10.05
12 Составление и чтение картинно-словарных предложений. 1 11.05
13 Составление и чтение картинно-словарных текстов. 2 17.05
14 18.05
15 Дифференциация букв, сходных по начертанию. 1 24.05
16 Чтение коротких предложений с опорой на картинки и вопросы. 1 25.05