МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ МУЗИЦИРОВАНИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В ДМШ И ДШИ»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
НА ТЕМУ
«ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ МУЗИЦИРОВАНИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В ДМШ И ДШИ»
Подготовила Лоскутова Е.Е
г. Железногорск
2016 год

-1-
В современной музыкальной педагогике всё более широко применяются методы, которые помогают ученикам овладеть навыками самостоятельной работы на инструменте и развивать его творческую инициативу. В основе широкого музыкального образования лежит тесная связь между всеми музыкальными дисциплинами: сольфеджио, фортепиано, хором.
Тесное сотрудничество предмета фортепиано с музыкально-теоретическими дисциплинами идеальна для такой работы.
К сожалению, по многим причинам такое сотрудничество не всегда реально. Среди этих причин можно выделить необходимость и творческой заинтересованности у педагогов, и тесного контакта между преподавателями этих предметов.
Тем не менее, для развития слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, хорошей ориентации на клавиатуре, творческого мышления, для развитии заинтересованности к музицированию у детей, в учебную программу по сольфеджио должны быть включены следующие задания: подбор по слуху мелодий песен, аккомпанемента к ним, транспонирования их, исполнения романсов под собственный аккомпанемент.
Помогая ребёнку в его собственном начинании, педагог одновременно развивает его музыкальный слух.
В творческом развитии детей обязательно должна быть система – песенный материал должен быть подобран от простого к сложному, от песен с простой гармонизацией (Т – Д – Т) к песням с более развитой: отклонения в тональности первой степени родства.Музицирование на уроках сольфеджио должно быть связано с теоретическим материалом, который объясняется на уроках:
а) мелодия и аккомпанемент;
- главные ступени и трезвучия лада;
- обращения трезвучий;
- гармонические обороты;
-2-
- секвенция;
- Д7 и его обращения;
- хроматизм, альтерация;
- прерванная каденция;
- отклонение, модуляция;
- транспозиция;
- буквенные обозначения звуков и тональностей;
- жанры: полька, марш, вальс, колыбельная и т.д.
б) ритмические группы: все, включая синкопы внутритактовые, междутактовые, с паузой, залигованные группы; размеры 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8 и т.д.
А также с формами работы: ритмические и мелодические диктанты на заданные песни, сольфеджирование их с листа и разучивание.
Если говорить о развитии навыков музицирования уроках сольфеджио на хоровом отделении, следует обратить внимание на то, что дети посещают уроки общего фортепиано от одного до двух раз в неделю, поэтому возникают проблемы, связанные с неравным развитием (по сравнению с отделением фортепиано) освоением ими клавиатуры.
Поэтому к подбору аккомпанемента целесообразно приступать лишь после приобретения детьми некоторого слухового опыта, более свободной ориентации на клавиатуре, определённых навыков игры на фортепиано двумя руками, когда начинается изучение и освоение главных ступеней и трезвучий лада, а затем и их обращений.
Часто в состав групп по сольфеджио входят дети, обучающиеся игре на разных инструментах со своей спецификой обучения (гитаре, баяне, флейте и других). Если нет возможности сформировать группы, включающие только детей, обучающихся игре на фортепиано, гармонизацией песен, тем не менее, занимаются все ученики и даже те, которые не обучаются игре ни на каком-либо инструменте,

-3-
так как в процессе работы педагог помогает проанализировать структуру мелодии, используя понятия, освоенные в младших классах, определить тональность данной мелодии, проанализировать её размер, ритмический рисунок и так далее.
Дети, играющие на каких-либо инструментах, привлекаются к подбору мелодии или аккомпанемента самостоятельно дома, но лучше при возможности под контролем педагога по специальности на уроках по инструменту.
У учеников старших классов возрастает потребность подобрать популярные мелодии, услышанные по радио и телевидению, поделиться умением самостоятельного подбора понравившихся песен с друзьями и родителями.
Для того, чтобы ученики старших классов свободно подбирали по слуху, необходим подготовительный этап и планомерность таких занятий с младших классов.
На начальном этапе, как только на уроках сольфеджио дети познакомятся с клавиатурой, ритмическими длительностями, начинается подбор по слуху простейших попевок вначале в узком диапазоне на одном-двух соседних звуках («Барашеньки», «Красная коровка», «Сорока», «Дон-дон» и тому подобные) с постепенным расширением диапазона («Василёк», «Лошадка»).
Работа над ними начинается с того, что ученики поют их вместе с педагогом, а затем самостоятельно с прохлопыванием ритмического рисунка со словами и ритмослогами, с определением количества фраз, определением количества разных звуков, их высоты, с пением и одновременным показом рукой движения мелодии. Затем следует подбор от разных звуков. Таким образом, этот опыт подбора по слуху становится и первым опытом транспонирования.
Транспонирование играет большую роль в развитии слуха и координации движения на фортепиано, а также вырабатывает у ученика навыки исполнения песенного репертуара в удобной для его голоса тесситуре. Эти попевки используются также в качестве устных диктантов с
-4-
записью.
Несложных по мелодической линии и небольших по объёму попевок желательно пройти как можно больше, включая в работу попевки с более широким диапазоном, а при прохождении устойчивых ступеней, и с движением мелодии по ним. В процессе работы с мелодиями с более расширенным диапазоном следует обратить внимание учеников на то, что мелодия может двигаться плавно, скачками, опеванием, по устойчивым ступеням.
Важным этапом работы над подбором песни «по слуху» является гармонизация её мелодии. Первый опыт подбора аккомпанемента должен быть простым – один звук в басу (тоника), затем - квинта «бурдон». Опять-таки, это первоначально могут быть диктанты, которые потом дети играют с примитивным сопровождением.
Эти попевки-диктанты (или прибаутки) полезно транспонировать с аккомпанементом в соседние тональности: из До мажора в Ре мажор, из Соль мажора в Фа мажор и наоборот.
С изучением главных ступеней и трезвучий лада следует работа с их использованием в аккомпанементах к песням.
Например, мелодия песни «Маленькой ёлочке» используется в качестве диктанта или подбора в домашнем задании. Напомнить, что, прежде, чем подбирать мелодию, надо настроиться на устойчивых ступенях в До мажоре. Ведь именно с одного из устойчивых звуков обычно начинаются мелодии. В домашнее задание включается и выучивание наизусть мелодии на фортепиано с одновременным пением со словами.
На следующем этапе начинается гармонизация мелодии. Выписываются в данной тональности главные трезвучия и сравниваются входящие в них звуки из мелодии. Определяется каденция и объясняется её гармонизация. Знакомимся с аккомпанементами в жанре марша, польки, вальса. Выписываем отдельно аккомпанемент в жанре польки.
Следующий этап – игра с аккомпанементом (включается в домашние задания с проверкой на уроках):
-5-
- игра мелодии с басами;
- игра мелодии в жанре марша с главными трезвучиями;
- выучивание аккомпанемента в жанре польки;
- соединение мелодии и аккомпанемента.
В песне «Музыканты», которая может быть использована в качестве диктанта при прохождении темы «Секвенция», ведётся та же работа в жанре вальса в тональности Фа мажор.
Полька «Мишка с куклой», так же заранее выученная как песня, может быть дана в качестве ритмического или мелодического диктанта при прохождении ритмической группы две шестнадцатые и восьмая и секвенции. Используется аккомпанемент в жанре польки ( т.е. продолжение работы как в песне «Маленькой ёлочке») в До мажоре. Затем транспонировать в тональность Ре мажор.
При прохождении темы «Обращения трезвучия» целесообразно использовать гармоническую последовательность: До мажор – Т53 – S64 – Д6 – Т53 в песне «12 поросят». Возможные фактурные аккомпанементы для этой песни: аккордовый, бас-аккорд.
Начиная со второго класса идёт работа над подбором одноимённых трезвучий, а с третьего класса – над их обращениями – игрой на фортепиано, по настольным клавиатурам.
Идёт подготовка и в игре басовых аккомпанементов: от всех белых, а затем и чёрных клавишей играются квартовые ходы: октава и посередине кварта 2-м пальцем (сверху).
Интересные песни для подбора с аккомпанементом, в том числе и с отклонениями и модуляциями (при прохождении этих тем). Песни исполняются в качестве чтения с листа, а затем со словами разучиваются: «Добрый жук» сл.Е.Шварца, муз.А.Спадавеккиа в До мажоре с использованием последовательностей аккордов: До мажор – Т53 – Д6; Соль мажор – Т6 (= Д6 в До мажоре) – Д53; аккомпанемент: бас-аккорд. В Фа мажоре: «С днём рожденья тебя» с двумя вариантами аккомпанемента:1 куплет на английском языке – бас-аккорд; 2 куплет на русском языке –
-6-
с маршевым аккомпанементом.
С уже пройденными видами аккомпанементов в Фа мажоре выучиваются эстонская народная песня «Хор нашего Яна» и «В лесу родилась ёлочка».
При изучении темы «Септаккорд» от каждой белой клавиши играем трезвучия с дополнением терции вверху, а проще – 4 звука через клавишу.
При изучении темы «Обращения Д7» прибавляются новые упражнения: к трезвучию прибавляем секунду внизу – получаем секундаккорд; прибавить секунду вверху – квинтсекстаккорд; в квартсекстаккорде секунда в середине – терцквартаккорд.
С большим удовольствием ученики играют аккомпанементы к популярным мелодиям по буквенным обозначениям. При изучении буквенных обозначений начинается подбор с их использованием. Для этого полезно петь с листа романсы, которые изучаются на уроках музыкальной литературы, особенно в начальных темах – романсы первой половины XIX века «Я встретил вас», «Домик-крошечка», «Красный сарафан»…
Следующий этап – игра по буквенным обозначениям наиболее употребляемых аккордов: C7; C2; c2; d64; d43; E; E2; F6; F64; G7; g65; A2; D2; B; Es; e64; h; a7; G6; H2; D; a6; f64; fis6.
А вот так можно давать ученикам тексты для подбора аккомпанементов любимых мелодий (вполне распространённый способ):
Я тебя никогда не забуду
e64 H7
Ты меня на рассвете разбудишь,
H7 e64
Проводить необутая выйдешь.
a6 D6 G6
Ты меня никогда не забудешь,
-7-
a6 H7 e64
Ты меня никогда не увидишь…
Для того, чтобы подобрать определённую фактуру аккомпанемента, существует замечательное методическое пособие для ДМШ М.Калугиной и П.Халабузарь «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио». В конце его – распределение работы по классам.
Музицирование становится органичной частью учебного процесса. Учащимся предстоит осваивать на каждом уроке сольфеджио большой и разнообразный материал. Чтобы достичь положительных результатов в работе, перед педагогом стоит задача поддержать творческую активность детей на высоком уровне. И роль музицирования здесь неоспорима. Благодаря педагогам-энтузиастам, разработаны игры и упражнения, которые побуждают в детях творческую инициативу, развивают внутренний слух, чувство ритма, формы – то, без чего невозможно импровизировать.
Использованная литература:
Калугина М.Е., ХалабузарьП.В. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. Методическое пособие для ДМШ. М., Советский композитор. 1989г.
Беленькая М.Г., Ильинская С.В. Музыкальная копилка. Ч.1-2. С-П., 2002г.
Оськина С.Е., Парнес Д.Г.. Аккомпанемент на уроках гармонии и сольфеджио. М. 2002г.
Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования.М., 1989г.
Металлиди Ж.Л., Перцовская А.И. Сольфеджио: учебные пособия для 1-7 классов ДМШ. С-П.