План-конспект урока географии по теме: «Природные зоны. Экваториальные леса. Саванны».


Ахапкина Раиса Григорьевна,
учитель географии
высшая квалификационная категория
МОУ «Майская гимназия
Белгородского района
Белгородской области»
Предлагаю учебные занятия для учащихся 7 класса, которые можно провести в системе уроков по теме «Природа Африки» в соответствии с авторской программой курса географии для 7 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Дронова. УМК География. Материки, океаны, народы и страны. 7кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенёв; под ред. В.П.Дронова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2012. – 349, (3) с. Серия уроков спланирована на основе современных общеобразовательных технологий: проектного обучения, критического мышления, здоровьесберегающие технологии.
Умение учиться всю жизнь особенно актуально для школьников и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в ФГОС ООО. В основу ФГОС ООО положен системно - деятельностный подход к обучению. Применение системно – деятельностного подхода, как метода обучения в условиях современной школы позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных работ, граничащих с исследовательской деятельностью. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации  и непрерывному образованию,  организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Именно на уроках географии происходит формирование таких базовых компетенций, как   общекультурной,  информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании географии.
Опыт познания происходит в учебной ситуации взаимодействия учителя и ученика как равноправных партнеров. Основа личностно ориентированного обучения - обучение на деятельностной основе, что способствует формированию учебной деятельности обучающегося. Обучающийся овладевает навыками самостоятельной организации, рефлексии и оценки своей деятельности. В основе лежит системно-деятельностный подход в обучении, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.

Современный урок – удивление, удовольствие, усилие, успех!»



 


План-конспект урока географии по теме
«Природные зоны.  Экваториальные леса. Саванны».
Класс: 7.
Урок: № 23 (4).
Цель: создание условий для формирования представления о природной зоне, как крупном ПТК.
Задачи:
образовательная:
способствовать формированию представлений о единстве природы, объяснению простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
развивающая:
познание сущности и динамики основных природных, экологических и других процессов, происходящих в географической среде;
развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные описания и характеристики территории;
воспитательная:
продолжить развитие умения самостоятельно работать, обобщать и делать выводы, понимать и видеть прекрасное;
выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, метод критического мышления, метод стимулирования, словесный метод, практический метод.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах, работа по вариантам, исследовательская деятельность, обучение самостоятельной деятельности.
Технологии: информационно - коммуникационная, элементы дифференцированного и личностно-ориентированного обучения.
Базовый УМК: География. Материки, океаны, народы и страны. 7кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенёв; под ред. В.П.Дронова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2012. – 349, [3], с.
Оснащение урока: учебник, мультимедийное оборудование, дидактический раздаточный материал.
Результаты обучения:
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и   познавательной   деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей.
Предметные:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
формирование основ экологической культуры.


ХОД УРОКА

Этап урока и цель Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные действия Время
I. Организационно – мотивационный этап урока. Создать положительную эмоциональную атмосферу 1.Приветствие. Добрый день! Я рада приветствовать вас на борту нашего научно – исследовательского судна «Школьный» и уверена, что вы сегодня сделаете еще один шаг к постижению природы и её законов.
Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, пусть вам сопутствует удача!
1.Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих.
Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 1 мин.
2.Проверка подготовленности к уроку, организация внимания. 2.Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места» 1 мин.
3. Предлагаю вам принять участие в работе экспедиции африкановедов и совершить увлекательное путешествие по Африканскому континенту и познакомиться с природой материка.
3. Выбирают роли (физгеограф, климатолог, почвовед, ботаник, зоолог, эколог, картограф, экскурсовод). А теперь, юные искатели приключений, отправляемся
в добрый путь!
Наш корабль отходит от острова Школьный. Работа в опорных конспектах атласы, используя текст, контурные карты. Актуализация субъективных знаний обучающихся.
Подготовка к изучению нового материала
Формулирование задач урока 1.После длительного скитания по океану нас вынесло бурей к берегу материка. Это наша первая остановка. Определите этот объект и отметьте на контурной карте.
2.На привале просмотр видео фильма
http://www.youtube.com/watch?v=DxAO-a0KrAQ&feature=player_embedded#!1.Определяют ГК первой остановки на материке, узнают название объекта и отмечают на контурной карте. (3 с. Ш. и 10 в. д. - это Гвинейский залив).
2. Знакомятся с фрагментом фильма и приводят примеры фрагментов. Регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: постановка вопросов;
познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы 5 мин.
2. Двигаться будем на восток. Вам предстоит исследовать материк.
Назовите тему урока. Прочитайте тему урока и сопоставите с названной темой.
Запишите в тетрадях дату и тему урока.
Что у вас вызвало затруднение?
2. Задание: по тематической карте «ПЗ Африка» определите, название ПЗ

Предлагают свои варианты ответов, из названных оставляют верный.
Картинная галерея. Ваше мнение, какие ПЗ изображены?
Ответы школьников 1 мин.
Что вы знаете о природных зонах и что - хотели бы узнать?
Перечисляют известные сведения о ПЗ.
Ставят цель: Учусь определять географическое положение ПЗ и условия формирования, влияние географического положения на природу.
Создание мотивационной
установки Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? Формулирование темы обучающимися: «Природные зоны. Экваториальные леса. Саванны». Смыслообразование
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно – познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
- эмпатия как понимание чувств других людей сопереживание им. 1 мин.
Это и будет тема нашего урока: «Природные зоны. Экваториальные леса. Саванны». Делают записи в тетрадях Какие задачи нужно решить при изучении данной темы? 1. Развитие умения определять цели своей деятельности 1 мин.
Постановка учебной проблемы
Вспомните:
1.Какие природные комплексы называют природными зонами?
2.Назовите компоненты природной зоны.
Отвечают на вопросы.
Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;
познавательные:
общеучебные самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
логические - формулирование проблемы.
Изучение нового материала Проведём исследование с целью выявления условий, при которых формируются ПЗ.
1. Для выяснения причин разнообразия ПЗ материка разделимся на 3 группы.
2. Каждой группе предлагается проанализировать материал параграфа № 20, стр.87.
3. Сделать вывод о причинах разнообразия флоры и фауны.
4. Заполнить таблицу по изучаемой теме в ходе обсуждения.
Работа в 3 группах: заполнение таблицы.
Распределение обязанностей в группе Личностные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы; необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнером; - предлагать помощь и сотрудничество; - проявлять активность во взаимодействии и для решения коммуникативных и познавательных задач.
6 мин.

Опорный конспект № 1.
Задание 1. Анализируя тематическую карту «Природные зоны Земли мира», определите набор ПЗ Африки с севера на юг по 20 в.д. и данные исследований занесите в таблицу.
Самостоятельная работа. Работа картами с атласа.
Опорный конспект № 1.
В-1.Северное полушарие: от кр. с.т. до экватора. ПЗ
В-2. Южное полушарие: от кр. ю. т.- до экватор. ПЗ
Вывод: «Какие особенности их размещения на материке?»
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков;
логические: - подведение под понятие на основе распознавания объектов выделения существенных признаков;
Что же такое экваториальный лес и саванны?
Практическая работа. «Природные зоны Африки».
Исследование. Ученики анализируют карты атласа, сопоставляют с текстом результат работы, вносят в таблицу опорного конспекта Регулятивные:
Целеполагание:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную*; Формирование навыков исследовательской деятельности Группа № 1
Задание № 1. Используя текст пар.20, стр. 88 карты атласа, дополнительные сведения, составьте характеристику ПЗ - влажные экваториальные леса.
Группа № 1.
Задание № 1.
Составляют характеристику ПЗ - влажные экваториальные леса и данные исследований заносят в таблицу опорного конспекта. Личностные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы; необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнером; 10 мин.
Группа № 1. Таблица 1 «Влажные экваториальные леса»
ГП Климат Причины образования Почвы Растительный мир Животный мир
Регулятивные:
Планирование - применять установленные правила в планировании способа решения; - выбирать действия в сочетании с поставленной задачей и условиями её реализации; -установление причинно- следственных связей;
Регулятивные:
Планирование
- предлагать помощь и
сотрудничество; - проявлять активность во взаимодействии и для решения коммуникативных и познавательных задач. Группа № 2
Задание № 1.
Используя текст пар.20, карты атласа, составьте характеристику ПЗ – саванны. Группа № 2
Задание № 1.
Составляют характеристику ПЗ - влажные экваториальные леса и данные исследований заносят в таблицу опорного конспекта. Регулятивные: контроль и самоконтроль:
- сличать способ действия и результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - различать способ и результат действия;
Группа № 2 Таблица 2 «Саванны»
Г П Климат Причины образования Почвы Растительный мир Животный мир
Информационные: - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах ( текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема ); - сбор информации ( извлечение необходимой информации из различных источников ; дополнение таблиц новыми данными; Обсуждение итогов исследовательской работы Развитие умения выделять главное 2 мин.
1. Назовите цель вашего исследования.
2. К каким же выводам вы пришли? Слушаем ответы групп.
3. Сравните свои выводы с учащимися 1. Определение условий формирования ПЗ.
2.Называют особенности ПЗ и экологические проблемы
3.Определение различий. Личностные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы; необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнером; - предлагать помощь и сотрудничество; -проявлять активность во взаимодействии и для решения коммуникативных и познавательных задач. Физминутка. Гимнастика для глаз

Выполняют упражнения
1
мин.
Самостоятельная работа в опорном конспекте № 3. тестирование по теме «Природные зоны Африки».
3
мин.
Проверка первичного усвоения Опорный конспект № 3. Тестирование по теме «Природные зоны Африки».
Вариант 1
1. Если в африканской пустыне и июле холоднее, чем в январе, то эта пустыня называется:
1) Сахара
2) Калахари
2. Главной причиной богатства и разнообразия растительности влажных экваториальных лесов является:
1) благоприятный климат
2) плодородные почвы
3) густая речная сеть
4) равнинный рельеф территории
3. Установите соответствие:

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;
коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
5 мин.
Природная зона Климатические пояса:
1) Пустыни а) экваториальный
2) Саванны б) субэкваториальный
3) Влажные леса в) тропический
г) субтропический
4. Антилопы, львы, гепарды, бегемоты – животные природной зоны:
1) экваториальных лесов
2) саванн
3) пустынь
5. Укажите, что характерно для влажных экваториальных лесов:
1) смена сухого и влажного сезона года
2)высокая травянистая растительность
3) каштановые почвы
4) ярусность древостоя.
6. Для экваториальных лесов характерен следующий тип почв:
1) бурые и серо - бурые
2)красно-желтые ферраллитные
3) каштановые.
7. Страусы являются представителями фауны
1) тропических пустынь; 2) саванн; 3) экваториальных лесов;
8) назовите черты приспособления к условиям обитания у животных и растений влажных лесов.

Вариант 2
1. Если в африканской пустыне в январе теплее, чем в июле, то эта пустыня называется:
1) Сахара
2) Калахари
2.Установите соответствие:
Природная зона Климатические пояса:
1) Пустыни а) экваториальный
2) Саванны б) субэкваториальный
3) Влажные леса в) тропический
г) субтропический
3. Окапи, тапир, шимпанзе, леопард живут в природной зоне:
1) экваториальных лесов
2) саванн
3) пустынь
4. Страны Северной Африки наиболее часто страдают:
1) от нашествия саранчи
2) от засухи
3) от пыльных и песчаных бурь
4) от наводнений.
5. Укажите, какая из природных зон занимает наибольшую площадь:
1) саванны
2) тропические пустыни
3) влажные экваториальные леса.
6. Природная зона, называющаяся «царством копытных» - это:
1)полупустыни и пустыни
2)экваториальные леса
3)саванны и редколесья.
7. Баобабы и бутылочное дерево - типичные представители флоры
1) тропических пустынь
2) саванн и редколесий
3) влажных экваториальных лесов
4)Как растения и животные саванн приспособились к условиям обитания?
Проверка Взаимопроверка Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
личностные: самоопределение
развитие навыков самопроверки
3 мин.
Информация о домашнем задании Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:
Стандартный минимум
§20, вопросы на стр.94
Повышенный
Инд. задания «Влияние человека на природу»
Творческий
«Экологические проблемы Африки».
Ответить на вопросы (по выбору):
1.Влажные экваториальные леса
1) Что образуется на месте вырубок?
2) Как вернуть леса Африке?
2. Саванны
1)Как изменяют природу саванны хозяйственные занятия ее жителей?
2)Какие стихийные явления возникают в саванне в результате деятельности человека и как они влияют на природу саванны? 1 мин.
Подведение итогов урока Подведём итоги.
Что узнали нового на уроке?
Учащиеся заполняют таблицу: «Знал. Узнал. Хочу узнать».
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
личностные: самоопределение 2 мин.
Заполните таблицу: «Знал. Узнал. Хочу узнать».
Знал Узнал Хочу узнать
фауна флора Обращение с природой для меня - это………………………………;
Среди этапов игры-путешествия мне особенно понравился ……...;
Во время игры я приобрел…………………………………………….

Рефлексия деятельности Какое задание на уроке было наиболее интересным?
Какое задание оказалось самым трудным?
- Эти трудности мы разрешим на следующем уроке.
В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?
Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке.
С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?
За что бы ты себя похвалил на уроке?
Я знала, все у вас получится,
Африку мы с вами будем знать.
Всем, кто хорошо работал
В журнал поставлю оценку - «пять».

С результатом тестирования ознакомлю вас на следующем уроке.
Всем, кто хорошо работал, в журнал поставлю оценку –

Спасибо! Урок окончен. Ответы
Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)?
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия;
личностные: смыслообразование 2 мин.