Конспект урока:Природные зоны Африки. Африканские степи — саванны.


Конспект урока
Ф.И.О. учителя: Пятаева Елена Ивановна
Предмет: окружающий мирКласс: ___3__класс____
Тема урока: Природные зоны Африки. Африканские степи - саванны.
Тип урока: урок открытия «новых знаний»
Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о природе зоны африканских саванн.
Предметные задачи:
способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой изучаемой зоны Африки (климат, растительный и животный мир), сравнивать с другими природными зонами этого материка
Метапредметные:
осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей (познавательные);
развивать способность строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию; умение договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре (коммуникативные);
содействовать развитию умений ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью (регулятивные).Личностные:
содействовать развитию интереса к учебному материалу, внутренней позиции школьника, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Тип урока : изучение нового материала
Оборудование:
физическая карта мира,
карта природных зон,
рисунки или фотографии представителей растительного и животного мира зоны саванн,
презентация, проектор, экран, компьютер
бортжурналы у учащихся
учебники
Технологическая карта
Этап урока Цель Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
1.Самоопределение к учебной деятельности
(мотивация) Актуализировать
требования к ученику
со стороны учебной
деятельности; создание условий
для возникновения у
учеников внутренней
потребности
включения в учебную
деятельность
Слайд1.
- Ребята, урок – это мгновение, мне очень хочется, чтобы за это мгновение вы успели сделать как можно больше разных открытий, получить множество знаний.
Тихонько садитесь.
Слушают учителя, выполняют его указания. Совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
(Коммуникативные УУД).
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности содействовать развитию интереса к учебному материалу -Один исследователь, вернувшись из очередного путешествия, написал: «Я побывал на втором по величине континенте мира. Это - страна контрастов. Меня поразило здесь разнообразие флоры и фауны, многие представители мира животных и растений встречаются исключительно на этом материке.»
-Как вы думаете, где побывал путешественник?
Слайд 2
-Верно, и мы с вами тоже продолжаем путешествовать по этому интересному и загадочному материку. Перед вами карта, какую информацию об Африке мы можем рассказать с её помощью? Отвечают на вопросы учителя
-В Африке, …
Работают с картой
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
Уметь работать с картой (Познавательные УУД).
3. Постановка учебной задачи Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации. -Пожалуйста, расскажите всё, что вы помните об Африке.
(Рассказ сопровождается показом на карте)
- Первая остановка в путешествии по Африке у вас была в зоне влажных экваториальных лесов. Пожалуйста, пододвиньте к себе бортжурнал, заполните информацию об этой зоне, работая в парах. если есть затруднения, можно пользоваться учебником. Слайд 3
- Проверьте, пожалуйста, так ли у вас получилось. Слайд 4 Отвечают на вопросы учителя.
Работают с картойРаботают в парахПроверяют по эталонуПроявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. (Личностные УУД)
Определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и
понимать речь других, обосновывает высказанное суждение.
(Коммуникативные УУД).
4.Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)
способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой изучаемой зоны Африки (климат, растительный и животный мир), сравнивать с другими природными зонами этого материка

-Сегодня мы с вами продолжаем исследовать Африку. Попробуйте предположить, в какой зоне мы сегодня сделаем остановку. Слайд 5 («Иногда эту зону называют дикой, первобытной равниной. Здесь можно встретить травянистые злаки метровой, а иногда трёхметровой высоты, среди растений встречаются редкие деревья. Т.к. места богаты растительной пищей, там много крупных травоядных животных. Можно увидеть огромные стада диких буйволов, антилоп, а у берегов озера ковёр из диких фламинго…») Слушают учителяРаботают с учебникомПланировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства. (Регулятивные УУД).
наблюдать за природой изучаемой зоны Африки (климат, растительный и животный мир), сравнивать с другими природными зонами этого материка (Предметные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и
понимать речь других, обосновывает высказанное суждение.
(Коммуникативные УУД).
Итак, действительно, сегодня нам с вами предстоит изучить особенности новой природной зоны. Слайд 6 Запишите её название в бортжурнал. Слайд 7. Прошу вас открыть учебники на стр. 39, прочитаем статью о саванне. 5 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
воспринимать учебную задачу -Каковы ваши первые впечатления от прочитанного? Есть ли какие-то сходства с зоной экваториальных лесов?
-Чтобы приступить к более детальному изучению данной природной зоны, предлагаю разделиться на группы:
1 группа – учёные
2 группа – картографы
3 группа – метеорологи
4 группа – ботаники
5 группа - зоологи и
6 группа – турфирма.
Слайд 8
-Пожалуйста, получите задания (Приложение 1)
-В ходе работы, не забывайте о правилах работы в группе, строго выполняйте задания полученных вами инструкций. Если вы заблудились на местности, подайте сигнал SOS мне.
(работают в группах).
У доски, в ходе работы групп, продолжается создание детьми проекта «Природные зоны Африки» - Хорошо читающие дети читают статью в учебнике, остальные следят.
Отвечают на вопросы учителяРаботают в группах
наблюдать за природой изучаемой зоны Африки (климат, растительный и животный мир), сравнивать с другими природными зонами этого материка (Предметные УУД)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей (познавательные) -План выступлений вы видите на доске, запомните, пожалуйста, кто за кем выступает. Право выступить первыми получает группа учёных (и т.д. по порядку, кроме группы «турфирма»)
-Будьте добры, слушайте внимательно, если сможете дополнить, я буду рада.
Слайды 9-14
+Нам было дано задание в справочной литературе и учебнике найти информацию о понятиях: степь, саванна и Африканские саванны.
Степь – безлесое, бедное влагой и обычно ровное пространство с травянистой растительностью в зоне
сухого климата.. (словарь Ожегова)
Саванна – тропическая степь с редко рас- тущими деревьями и кустарниками.
(словарь Ожегова)
Африканские саванны – это равнины с высокой травянистой растительностью и редкими деревьями.
(статья в учебнике)
Спасибо за работу. Право выступить получают картографы
Вам необходимо внимательно слушать и заполнять бортжурналы
-Думаю, в ходе сообщения картографов у вас, ребята, появилась информация в графе географическое положение в нашем бортжурнале. Следующие у нас метеорологи. Мы готовы вас выслушать
+В Африке два сезона года: зимний – сухой и жаркий и летний – влажный и жаркий. В летний сезон дождей много влаги. В зимний сезон наступает пора засухи. Прошу заполнить бортжурнал.
-Молодцы. Приглашаю ботаников.
+Саванны богаты травянистой растительностью, некоторые травы, например, слоновая, достигают в высоту 2-3 метра, кустарники там разрастаются большими зарослями, много разновидностей акаций, но больше всего нас поразило дерево баобаб, которое обхватить могут несколько человек.
-Вот это да! Как у вас дела с заполнением бортжурналов? Приглашаю зоологов.
+Животный мир саванн весьма разнообразен. Крупные травоядные, такие, как жирафы, зебры, антилопы гну, слоны и носороги, способны совершать переходы на огромные расстояния и, если в каком-то месте становится слишком сухо, они отправляются туда, где идёт дождь и где много растительности. Хищники, такие, как львы, гепарды и гиены, охотятся на бредущие стада животных. Маленьким животным трудно пускаться на поиски воды, поэтому они предпочитают погружаться в спячку на всё время сухого сезона.
Спасибо вам большое за работу. Сделаем небольшую остановку
Выступают по группам,слушают одноклассников Уметь
ориентироваться в
своей системе
знаний;
осуществлять
анализ объектов
(Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и
понимать речь других, обосновывает высказанное суждение.
(Коммуникативные УУД)
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
7.Включение в систему знаний и повторения развивать способность ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. В ходе выступлений учащихся делает обобщения ответов и, если необходимо, вносит исправления.
) Слушая одноклассников, дополняют, поправляют-Проверьте, так ли у вас получилось? Слайд 14
-Итак, вы прослушали выступления 5 групп, пожалуйста, дополните свои бортжурналы, обсудите, что у вас получилось в парах.
(Приложение1) Выполняют задания в парах
Проверяют и исправляют ошибки Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке содействовать развитию внутренней позиции школьника, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
-Ну, и последними перед нами выступят турагенты. Слайд 15.
-Господа! Добро пожаловать в турагенство « Мираж», вашему вниманию горячие путёвки в зону африканских саванн.
«…Но вот поглядите, какая-то птица
Всё ближе и ближе по воздуху мчится.
На птице, глядите, сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит:
«ДА здравствует милая Африка…»
Так писал об Африке К.И.Чуковский. Только здесь вы сможете увидеть огромное количество животных: обезьян, львов, гепардов, зебр, жирафов, трубкозуба. Вы попробуете собственноручно «обнять» баобаб. Сфотографируетесь вблизи водопада Виктория. Спешите!!! Не забудьте взять в дорогу удобную одежду, фотоаппарат или видеокамеру. Проконсультируйтесь у доктора, все ли профилактические прививки вам сделаны. Только «Мираж» сделает ваш отдых незабываемым.
Спасибо, агенты. Мы обязательно к вам обратимся. Да, ребята?
Наш урок подошёл к концу, возьмите листочки, которые лежат у вас на партах (Приложение 1), попробуйте закончить предложения. Слайд 16.
Сначала мы рассуждали …
Потом мы …
Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…
Мы увидели …,
Значит…
Теперь мы будем…
Кто желает выступить?
слушают

Высказываются Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)
Домашнее задание: Разъяснить суть домашнего задания, проинструктировать. Д/З: пользуясь вашими бортжурналами, составьте рассказ о саванне, также можно использовать дополнительную литературу. Слайд 17. Спасибо за урок Вопросы по выполнению, если будут. Эмоциональное принятие домашнего задания. Определяют
степень трудности задания для
себя. (Личностные УУД)