Рабочая адаптированная программа по профессионально-трудовому обучению VIII вида 9 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ФЕДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»

Рассмотрено
на заседании МО
Протокол №__1____
от «__31»_08.__2015 г.
______________________

Согласовано
МС
Протокол №__1____
от «31»_08.__2015 г.
______________________

Утверждаю
Директор МБОУ ФСОШ №5
Приказ № _532_____
от «01»_09.__2015 г.
______________________



РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА VIII вида
по профессионально-трудовому обучению
(предмет)
класс_____________________9_АОК________________________________

Учебник: Технология. Сельскохозяйственный труд.9 класс: учебник для спец.(коррекц.) образовательных уч.VIII вида., Е.А.Ковалева_ 2012 г._
(название, автор, год издания)
в неделю:______________________11________________часов

учитель _____Боброва Татьяна Владимировна____________________
(Ф.И.О.)

учебный год ___________2015 – 2016_______________________________


Количество часов
по учебному плану
Очное обучение (О.о)
Дистанционное обучение (Д.о)

Всего за учебный год

385


В т.ч.
на I полугодие
176



на II полугодие
209





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптационная программа VIII вида по профессионально-трудовому обучению ориентирована на обучающихся 9 класса для детей с ОВЗ и, с учетом их возможностей, реализуется в соответствии:
со статьями 8, 66, 79 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.05.2006 №100-п «Об утверждении порядка обучения детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому», СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189, на основании подпункта 6.5.1 Положения о Департаменте образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденного постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.07.2010 №116, на основании приказа департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 13.08.2015 года № 1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории ХМАО-Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий», приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 8 мая 2014 года №5-пн «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования", с приказом МБОУ «Федоровская средняя общеобразовательная школа №5» от 31.08.2015г. №521 «Об утверждении учебных планов, планов внеурочной деятельности»; с приказом МБОУ «Федоровская средняя общеобразовательная школа №5» от 31.08.2015г. №525 «Об утверждении списка учебников», программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой. – М.: «Просвещение» 2010 г.
Рабочая учебная программа по профессионально – трудовому обучению в 9 классе рассчитана на 385 часов по 11 часов в неделю, исходя из обязательного минимума содержания для основной школы, в соответствии с базисным учебным планом. Из них:
- контрольных работ - 2 часа;
- практических работ - 29 часов.
Уровень психофизических возможностей, зона актуального развития учащихся с уровнем их умственной отсталости, климатические условия, материально – техническая база учреждения позволяют использовать следующие разделы: «Сельскохозяйственный труд», «Цветоводство и декоративное садоводство», «Подготовка младшего обслуживающего персонала». Программа соответствует государственному стандарту образования и предусматривает формирование у учащихся обязательного минимума знаний умений и навыков по этим разделам.
Основными направлениями коррекционной работы в школе для учителя служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Последнее предполагает формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений. Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях. Большое внимание обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций.
Цель программы – подготовка учащихся с ограниченными возможнстями здоровья к самостоятельной жизни и труду в условиях сельской местности.
Задачи: формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;  развитие у учащихся общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в трудовом задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работ;  воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу;  овладение учащимися основам сельскохозяйственных знаний, трудовых умений и навыков, достаточных для выпускников школы в производительном сельскохозяйственном труде по специальностям – овощевода и животновода, а также в личном подсобном хозяйстве.
- коррекция недостатков трудовой деятельности детей с ОВЗ
- воспитание положительного отношения к сельскохозяйственному труду и стойкой привычки трудиться и быть полезным членом общества.
-воспитание положительных качеств личности таких как честность, добросовестность в труде, коллективизм и товарищеская взаимопомощь,чувство ответственности за порученное дело и других качеств, необходимых выпускникам школы для работы в сельскохозяйственном производстве и для самостоятельной жизни;
- содействие физическому развитию школьников, укреплению их здоровья и закаливанию организма, воспитанию физической выносливости.
Основной формой организации учебного процесса по предмету  является – урок, экскурсия, практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная работа.  Основные технологии:  личностно-ориентированное,  деятельностный подход,  уровневая дифференциация,  информационно-коммуникативные,  здоровьесберегающие,  игровые.  Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:  Беседа (диалог).  Работа с книгой и Работа по плакатам.  Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.  Самостоятельная работа и работа по карточкам.  Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.  Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.  Методы стимуляции:  Демонстрация натуральных объектов; наглядные пособия, раздаточный материал; Дифференцирование, разноуровневое обучение;  Создание увлекательных ситуаций и занимательные упражнения;  Экскурсии;  Декады трудового обучения;  Участие в конкурсах и в выставках декоративно-прикладного творчества. 

Общая характеристика учебного предмета

Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении с 5-го по 8 классе. Основным предназначением образовательной области в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Из-за отсутствия достаточной материальной базы для практических работ по животноводству запланированы экскурсии на фермерское хозяйство частного предпринимателя, а часть занятий заменена практическими работами по растениеводству и семеноводству. Для расширения знаний включены занятия по цветоводству.
Четверть
Раздел (тема)
Всего часов
Контрольные
работы
Практические работы

1 четверть
Повторение курса 8-го класса
Раздел 1. «Сельскохозяйственный труд»
Раздел 2. «Цветоводство и декоративное садоводство»
2
38
12



10
8



Раздел 3. «Подготовка младшего обслуживающего персонала»






96
0
18

2 четверть
Раздел 1. «Сельскохозяйственный труд »
Раздел 2. «Цветоводство и декоративное садоводство»
40
4







Раздел 3. «Подготовка младшего обслуживающего персонала»






80
1
0

3 четверть
Раздел 1. «Сельскохозяйственный труд »
Раздел 2. «Цветоводство и декоративное садоводство»
Раздел 3. «Подготовка младшего обслуживающего персонала»
Раздел 4. «Конструирование»
44
10


4
2




110
0
6

4 четверть
Раздел 1. «Сельскохозяйственный труд »
Раздел 2. «Цветоводство и декоративное садоводство»
Раздел 3. «Подготовка младшего обслуживающего персонала»
Раздел 4. «Конструирование»
28
16

1
0
0

1
4
2

0



99
1
6

Итого

385
2
57

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
четверть
Раздел
часы



Всего
Теория
Практика

1
1 четверть
Вводное занятие
96
2
34
2
18
0


Раздел 1. Сельскохозяйственный труд. Уборка урожая

39
12

29
12

10
0


Почва и её обработка
18
12
6


Чеснок
4
2
2


Осенний уход за ягодными кустарниками
5
3
2


Раздел 2. «Цветоводство и декоративное садоводство»
11
3
8


Раздел 3. «Подготовка младшего обслуживающего персонала»










2
2 четверть
80
44
0


Раздел 1.
Сельскохозяйственный труд.
Домашняя птица

40
14

40
14

0
0


Содержание домашней птицы
11
11
0


Удобрения
15
15
0


Раздел 2. «Цветоводство и декоративное садоводство»
4
4
0


Раздел 3. «Подготовка младшего обслуживающего персонала»




3
3 четверть
110
70
14


Раздел 1.
Сельскохозяйственный труд. Овцы и козы

44
6

40
6

4


Содержание овец и коз
4
4



Корма и кормление овец и коз
6
6



Практическое повторение
4
4



Полевые культуры
10
10



Овощные культуры
14
14



Раздел 2. «Цветоводство и декоративное садоводство»
10
8
2


Раздел 3. «Подготовка младшего обслуживающего персонала»




4
4 четверть
99
10
10


Раздел 1.
Сельскохозяйственный труд. Выращивание столовых корнеплодов

22

16

18

12

4



Практическое повторение
6
6
0


Раздел 2. «Цветоводство и декоративное садоводство»
16
14
2


Раздел 3. «Подготовка младшего обслуживающего персонала»





Итоговая контрольная работа
1
1
0


Всего
385
223
57



Учебно – тематический план уроков
профессионально-трудового обучения по курсу
«Подготовка младшего обслуживающего персонала»

п/п
Раздел программы
Кол-во
часов
кол-во практич.
работ

1
Вводные занятия
2


1
Рабочие профессии. Профессии родителей учащихся.
1


2
Кабинет обслуживающего труда. Основные виды практических работ.
1


2
Уборка пришкольной территории
13
12

3
Хозинвентарь (метла, лопата, грабли, совки, носилки), устройства, назначение, рабочие позы, приемы работы.
1




4-5
Практическая работа: Подметание дорожек с твердым покрытием. Сбор мусора в валки и кучи, переноска мусора.
2
2


6-7
Практическая работа: Уборка газонов: уборка сучьев и других посторонних предметов.
2
2

8-9
Практическая работа. Уборка газонов: сгребание опавших листьев граблями, удаление с газонов.
2
2

10-11
Практическая работа. Уборка спортплощадки.
2
2

12-13
Практическая работа. Уборка игровой площадки.
2
2

14-15
Практическая работа. Выдергивание и удаление сорных растений.
2
2

3
Уход за комнатными растениями
8
6

16
Комнатные растения, названия.
1


17
Требования к размещению, светолюбивые и теневыносливые растения.
1


18-19
Практическая работа. Обрезка и сбор сухих листьев.
2
2

20-23
Практическая работа:
Чистка и промывка поддонов, обтирание цветочных горшков.
4
4

4
Устройство жилого помещения
5
3

31
Элементы строительной конструкции.
1


32
Оборудование дома.
1


33
Практическая работа. Аппликация «Жилая комната».
1
1

34
Практическая работа. Аппликация «Прихожая».
1
1

35
Практическая работа. Аппликация «Кухня».
1
1

6
Ежедневная уборка полов в школе
25
23

36
Пол: виды (дощатый крашеный; покрытый линолеумом). Средства для мытья полов.
1


37
Рабочая одежда: хранение, уход. Уборочный .
1


38
Практическая работа. Подготовка к сухой и влажной уборке.
1
1

39-40
Практическая работа. Сухая уборка полов веником.
2
2

41-45
Практическая работа. Сухая уборка полов щеткой.
5
5

46-60
Практическая работа. Протирка пола шваброй.
15
15

7
Уборка лестницы в помещении
10
9

61
Лестница: устройство (ступени, пролет, площадка, ограждение (перила или поручни). Моющие средства. Правила безопасности при уборке лестницы. Резиновые перчатки: назначение, правила бережного обращения.
1





62-63
Практическая работа. Уборка мусора. Подметание лестницы.
2
2

64-65
Практическая работа. Протирка перил, поручней.
2
2

66-70
Практическая работа. Мытье лестницы.
5
5

9
Уборка спального помещения
5
4

81
Тряпка для уборки. Назначение в зависимости от вида работы. Маркировка.
1


82-83
Практическая работа. Протирка подоконников, радиаторов, радиаторных ниш.
2
2

84-85
Практическая работа. Влажная протирка пола.
2
2

10
Уборка пришкольной территории от снега
10
9

86
Инструменты для уборки снега. Безопасное обращение. Приемы уборки. П.Т.Б. при уборке снега.
1



87-95
Практическая работа. Расчистка дорожек от снега. Уборка снега в специально отведенное место.
9
9

11
Работа с тканью. Пуговица. Вешалка на белье.
6
5

96
Ремонт одежды и белья.
Сведения о пуговицах.
1



97-98
Практическая работа. Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями.
2
2


99
Практическая работа. Раскрой детали вешалки.
1
1

100
Практическая работа. Обработка детали вешалки косыми стежками.
1
1

101
Практическая работа. Соединение вешалки с полотенцем косыми стежками.
1
1

13
Ежедневная уборка помещения
14
12

109
Виды, назначение, оборудование служебных помещений. Правила и порядок уборки в служебном помещении.
1




110
Пылесос: устройство, пользование, применение. П.Т.Б. при работе с пылесосом.

1



111-114
Практическая работа. Протирка столов, подоконников, радиаторов, очистка мусорных корзин.
4
4


115-122
Практическая работа. Удаление пыли с помощью пылесоса.
8
8

14
Уход за мебелью
20
18

123
Виды мебели. Ее назначение. Виды покрытия мебели.
1


124
Средства по уходу за мебелью и бытовой техникой. Правила ухода за мебелью в зависимости от покрытия. П.Т.Б. при чистке мебели.

1



125-126
Практическая работа.
Удаление пыли с водостойкой мебели.
2
2


127-128
Практическая работа.
Обновление поверхности полированной мебели.
2
2


129-130
Практическое повторение.
2
2

131-132
Практическая работа. Уборка мягкой мебели. Применение пылесоса при обработке мягкой мебели.
2
2

133-134
Практическая работа. Уборка кожаной мебели.
2
2

135-139
Практическая работа. Очистка экранов и бытовой техники.
5
5

140-142
Практическая работа. Очистка холодильника.
3
3

15
Генеральная уборка помещения
16
15

143
Теоретические сведения. Удаление пыли с панели, окрашенной водоэмульсионной и клеевой краской.
1


144-158
Практическая работа. Обработка стенной панели, подоконников, дверей в различных помещениях школы.
15
15

16
Обработка корнеплодов
6
4

159
Корнеплоды, виды. Основные требования к обработке.
1


160
Определение пригодности корнеплода, переборка корнеплодов.
1


161-162
Практическая работа. Очистка картофеля.
2
2

163-164
Практическая работа. Очистка моркови.
2
2

17
Работа на пришкольном участке
6
4

165
Строение дерева: ствол, крона.
1


166
Основные породы деревьев на пришкольном участке.
1


167-170
Практическая работа. Вскапывание приствольного круга лопатой.
4
4


Итого:
170
140

Содержание тем по профессионально-трудовому обучению
«Подготовка младшего обслуживающего персонала»
№ п/п
Тема (количество часов/практические работы)

1
Вводные занятия (2/0)


Рабочие профессии. Профессии родителей учащихся.
Кабинет обслуживающего труда: оборудование, правила работы и поведения.
Ознакомление с основными видами практических работ.
Предполагаемые знания: названия некоторых профессий; профессии своих родителей; профессии обслуживающего труда; правила работы и поведения в кабинете;

2
Уборка пришкольной территории (13/12)


Хозинвентарь (метла, лопата, грабли, совки, носилки), устройства, назначение, рабочие позы, приемы работы.
Практические работы: Подметание дорожек с твердым покрытием. Сбор мусора в валки и кучи, переноска мусора. Уборка газонов: уборка сучьев и других посторонних предметов. Уборка газонов: сгребание граблями опавших листьев, удаление с газонов. Уборка спортплощадки. Уборка игровой площадки. Выдергивание и удаление сорных растений.
Предполагаемые знания: инструменты, уметь с ними обращаться, приемы работы, порядок хранения; приемы подготовки к хранению, порядок хранения, приемы безопасного пользования.
Предполагаемые умения: обращение с метлой, совком, носилками, собирать мусор, обращаться с граблями.


3
Уход за комнатными растениями (8/6)


Комнатные растения, названия. Требования к размещению, светолюбивые и теневыносливые растения. Приспособления для опрыскивания.
Практические работы: Обрезка и сбор сухих листьев.
Чистка и промывка поддонов, обтирание цветочных горшков.
Предполагаемые знания: названия 2-3 видов растений, требования к размещению, приспособления для опрыскивания.
Предполагаемые умения: с помощью учителя обрезать и собирать сухие листья; мыть поддоны и протирать цветочные горшки.


4
Устройство жилого помещения (5/3)


Элементы строительной конструкции. Оборудование дома. Практическая работа. Аппликация «Жилая комната». Практическая работа. Аппликация «Прихожая». Практическая работа. Аппликация «Кухня».
Предполагаемы умения: Называть, узнавать и показывать элементы строительной конструкции. Узнавать и показывать оборудование дома.Уметь вырезать и располагать детали на бумаге, наклеивать их. Находить строительные элементы в здании школы.

5
Ежедневная уборка полов в школе (25/23)


Пол: виды (дощатый крашеный; покрытый линолеумом). Средства для мытья, средства, применение которых противопоказано при мытье полов с тем или иным покрытием.
Рабочая одежда: хранение, уход. Уборочный инвентарь (ведро, таз совок, половая щетка, тряпка, швабра): назначение, пользование, бережное обращение. Подготовка к хранению, порядок их хранения.
Правила безопасности при подготовке к уборке полов.
Пр Практические работы. Подготовка к сухой и влажной уборке покрытого линолеумом и плиточного полов. Сухая уборка полов веником. Сухая уборка полов щеткой. Протирка пола шваброй.
Предполагаемые знания: виды полов, уметь их отличать. Уметь выделять средства для мытья пола среди других моющих и чистящих средствах.
Предполагаемые умения: называть, узнавать и показывать рабочую одежду и уборочный инвентарь.
Готовить швабру к работе; подметать плиточные полы веником, щеткой; протирать полы шваброй.

6
Уборка лестницы в помещении (10/9)


Лестница: устройство (ступени, пролет, площадка, ограждение (перила или поручни). Моющие средства. Правила безопасности при уборке лестницы. Резиновые перчатки: назначение, правила бережного обращения.
Практические работы. Уборка мусора. Подметание лестницы.
Протирка перил, поручней. Мытье лестницы.
Предполагаемые знания: составные части лестницы. Соблюдать П.Т.Б. при уборке лестницы.
Предполагаемые умения: подметать лестницы; протирать перила; мыть лестницы.

7
Уборка спального помещения (5/4)


Тряпка для уборки. Назначение в зависимости от вида работы. Маркировка.
Практическая работа. Протирка подоконников, радиаторов, радиаторных ниш.
Практическая работа. Влажная протирка пола.
Предполагаемые знания: Знать последовательность уборки спального помещения.
Предполагаемые умения: Уметь подбирать салфетки для протирки подоконников, радиаторов. С помощью учителя маркировать их. Уметь протирать подоконники, радиаторы.
Соблюдать ТБ при протирке радиаторов. Уметь протирать пол влажной тряпкой.

8
Уборка пришкольной территории от снега (10/9)


Инструменты для уборки снега. Безопасное обращение. Приемы уборки.
П.Т.Б. при уборке снега.
Практические работы. Расчистка дорожек от снега. Уборка снега в специально отведенное место.
Предполагаемые знания: инструменты для уборки снега. Отличать их от других инструментов. Соблюдение П.Т.Б.
Предполагаемые умения: расчищать снег лопатами и откидывать его в специально отведенные места.

9
Работа с тканью.
Пуговица. Вешалка на белье (6/5)


Ремонт одежды и белья.
Сведения о пуговицах.
Практические работы. Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями.
Раскрой детали вешалки.
Обработка детали вешалки косыми стежками.
Соединение вешалки с полотенцем косыми стежками.
Предполагаемые знания:
правила ухода за одеждой, виды пуговиц, их назначение. Виды пуговиц, правила пришивания пуговиц (со сквозными отверстиями, с ушком, на стойке); правила вдевания нитки для пришивания пуговицы, правила пришивания пуговицы со сквозными отверстиями; назначение вешалки, ручные стежки, применяемые при пошиве вешалки, план работы по изготовлению вешалки.
Предполагаемые умения:
Определять место оторванной пуговицы, подбирать пуговицы, нитки; пришивать пуговицы со сквозными отверстиями, вдевать нитку; подбирать ткань, нитки для вешалки, размечать деталь вешалки на ткани с помощью учителя; выполнять косые стежки одинаковой высоты с помощью;

10
Ежедневная уборка помещения (14/12)


Виды, назначение, оборудование служебных помещений. Правила и порядок уборки в служебном помещении.
Бытовой электропылесос: устройство, пользование, применение.
Практические работы. Протирка подоконников, радиаторов.
Протирка столов; очистка мусорных корзин.
Удаление пыли с помощью пылесоса. Чистка уборочного инвентаря после применения и уборка в отведенные места.
Иметь представление об устройстве пылесоса. Знать и соблюдать П.Т.Б. при работе пылесосом.
Предполагаемые знания: виды служебных помещений, порядок уборки в них.
Предполагаемые умения: протирать подоконники, радиаторы, столы, очищать мусорные корзины в служебных помещениях.

11
Уход за мебелью (20/18)


Виды мебели. Ее назначение. Виды покрытия мебели.
Средства по уходу за мебелью и бытовой техникой. Правила ухода за мебелью в зависимости от покрытия. П.Т.Б. при чистке мебели.
Практические работы.
Удаление пыли с водостойкой мебели.
Практическая работа: Обновление поверхности полированной мебели с помощью полирующего средства.
Практическая работа. Применение пылесоса при обработке мягкой мебели.
Практическая работа. Уборка кожаной мебели.
Практическая работа. Очистка экранов оргтехники и бытовой техники.
Практическая работа. Очистка холодильника.
Предполагаемые знания: виды мебели и виды покрытия мебели; средства по уходу. Соблюдать правила по уходу и П.Т.Б.
Предполагаемые умения: Удалять пыль с водостойкой мебели; обновлять поверхность полированной мебели с помощью полирующего средства с помощью учителя; удалять грязные пятна с помощью чистящих средств; удалять пыль с мягкой мебели с помощью пылесоса, чистить кожаную мебель, чистить экраны оргтехники и бытовой техники.

12
Генеральная уборка помещения (16/15)


Теоретические сведения. Удаление пыли с панели, окрашенной водоэмульсионной и клеевой краской.
Практическая работа. Обработка стенной панели, подоконников, дверей в различных помещениях школы.
Предполагаемые знания: Знать виды панелей, отличать панели, окрашенные водоэмульсионной краской от панелей, окрашенных другими видами красок.
Предполагаемые умения: Уметь подбирать салфетки для обработки панелей, разводить мыльный раствор. Уметь обрабатывать стенные панели.

13
Обработка корнеплодов (6/4)


Корнеплоды, виды. Основные требования к обработке.
Определение пригодности корнеплода, переборка корнеплодов
Корнеплоды, виды. Основные требования к обработке.
Определение пригодности корнеплода, переборка корнеплодов
Практическая работа. Очистка картофеля, моркови.
Предполагаемые знания: Знать, называть, различать несколько видов корнеплодов, требования к их обработке.
Предполагаемые умения: Уметь отделять целые корнеплоды от испорченных.
Уметь чистить картофель, морковь с помощью ножа для очистки овощей.

14
Работа на пришкольном участке (6/4)


Строение дерева: ствол, крона.
Основные породы деревьев на пришкольном участке.
Практическая работа. Вскапывание приствольного круга лопатой.
Предполагаемые знания: Знать строение дерева.
Знать основные породы деревьев на пришкольном участке.
Предполагаемые умения: Уметь вскапывать лопатой приствольный круг.


Коррекционная работа.
1ч.







2 ч.







Содержание курса
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД
Вводное занятие. Охрана труда. Спецодежда.
Овощеводство Уборка урожая томатов
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Признаки поражения растений томата фитофторой. Сбор плодов томата с пораженных растений. Прогревание этих плодов в горячей воде для предотвращения загнивания. Сбор недозрелых плодов. Оставление плодов на здоровых кустах для получения семян. Дозревание плодов и их переработка.
Умение. Хранение помидоров.
Практические работы. Раздельный сбор зрелых и недозрелых плодов. Размещение недозрелых плодов для дозревания. Сбор семенных плодов томата, размещение их для полного размягчения в комнатных условиях. Выборка семян из полностью размягченных плодов, промывка и просушка семян.
Уборка огурцов-семенников
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Внешний вид огурцов, оставленных для получения семян. Сроки уборки и признаки созревания этих огурцов. Приемы хранения огурцов-семенников. Правила извлечения семян.
Умение. Хранение огурцов-семенников.
Практические работы. Размещение огурцов в комнатных условиях. Наблюдение за состоянием семенников. Извлечение семян (разрез огурцов вдоль) из семенных камер. Промывка и просушка семян.
СадоводствоУход за молодым садом
Объект работы. Плодовое дерево.
Теоретические сведения. Признаки однолетнего прироста плодового дерева. Заглубление или оголение корневой шейки посаженного плодового дерева. Проверки состояния молодых посадок плодовых деревьев.
Практические работы. Осмотр молодых посадок. Замена погибших молодых деревьев новыми саженцами. Рыхление почвы в приствольных кругах и полив (по необходимости). Подсыпка почвы в приствольный круг при оголении корневой шейки. Проверка подвязки саженцев к кольям.
Подготовка молодого сада к зиме
Объект работы. Плодовые деревья.
Теоретические сведения. Грызуны вредители молодых посадок плодовых деревьев. Борьба с грызунами. Приспособления для охраны молодых плодовых деревьев от грызунов. Сроки установки защитных приспособлений.
Практические работы. Подготовка материала для обвязки стволов саженцев плодовых деревьев к кольям. Обвязка нижней части ствола молодого дерева еловыми ветками или толью. Проверка состояния обвязки через некоторое время.
II четверть
Животноводство Пастьба телят
Объект работы. Теленок.
Теоретические сведения. Значение летней и осенней пастьбы животных для укрепления их здоровья и получения высокой продуктивности. Понятие о пастбище. Пастбище для телят. Правила о пастьбе. Поение животных на пастбище. Обращение с животными.
Умение. Пастьба телят.
Практические работы. Выгон телят на пастбище. Маршрут движения на пастбище и обратно. Наблюдение за телятами во время пастьбы. Предотвращение ухода телят за пределы пастбища. Своевременное возвращение телят с пастбища с соблюдением маршрута движения.
Практическое повторение Виды работы. По выбору: уборка овощей и картофеля, осенний уход за садом, уборка коровника или пастьба животных. Подготовка молодого сада к зиме.
Животноводство Производственная санитария и личная гигиена доярки
Теоретические сведения. Основные правила производственной санитарии. Использование молочного и моечного отделений фермы строго по назначению. Санитарные требования к содержанию коров в помещении, а также к коровнику и другим отделениям фермы. Личная гигиена доярки (дояра). Спецодежда доярки (дояра), защита рук доярки (дояра) от трещин, царапин и кожных заболеваний. Значение правил личной гигиены для доярки (дояра).
Упражнение. Стирка полотенец, халатов и косынок.
Выращивание откормочного молодняка крупного рогатого скота
Объект работы. Корм.
Теоретические сведения. Бычки и телочки. Возраст разделения молодняка. Постановка бычка на откорм. Выращивание телок для пополнения дойного.стада. Содержание откормочного молодняка. Нормы и рационы кормления. Окончание откорма.
Практические работы. Уборка помещения, где содержится откормочный молодняк. Подготовка кормов к употреблению. Раздача кормов согласно рациону и кратности кормления. Поение животных.
Устройство доильного аппарата
Объект работы. Доильный аппарат.
Теоретические сведения. Машинное доение коров. Составные части доильного аппарата (доильные стаканы, пульсатор, коллектор, комплект гибких шлангов, доильное ведро с крышкой или устройство для подключения к молокопроводу) и назначение частей. Устройство доильного стакана, пульсатора и коллектора.
Экскурсия. Молочно-товарная ферма, отделение машинной дойки коров.
Упражнения. Разборка и сборка доильного аппарата. Разборка и сборка доильного стакана.
Практическое повторение
Виды работы. Уборка коровника. Кормление коров. Ручное доение коров. Простейшая переработка молока и уход за молочной посудой.
Контрольная работа за 1 полугодие
III четверть
Животноводство
Кормление и раздой новотельной коровы
Объект работы. Корова.
Теоретические сведения. Признаки близкого отела коровы. Кормление коровы накануне отела, сразу после отела и в период раздоя. Понятие о раздое коровы. Кратность доения при раздое. Молозиво и его ценные качества. Необходимость скармливания молозива теленку. Предотвращение воспаления молочной железы (мастита) у коровы. Окончание раздоя.
Практические работы. Кормление коровы накануне отела доброкачественным сеном. Поение коровы теплой болтушкой из отрубей сразу после отела. Постепенный ввод сочных и концентрированных кормов. Ежедневный учет молока. Прибавка корма на раздой. Контроль за состоянием вымени. Продолжительность массажа вымени во время раздоя. Признак окончания раздоя (стабильный надой несмотря на продолжающуюся прибавку корма).
Уход за телятами в молочный период
Объект работы. Теленок.
Теоретические сведения. Первое кормление теленка молозивом. Кормление теленка в первые 10 дней жизни цельным молоком. Составление схемы выпойки теленка. Постепенная замена цельного молока. Уход за посудой, используемой для кормления теленка молоком.
Овощеводство Уборка урожая огурцов
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Признаки поражения растений огурца фитофторой. Сбор плодов с огурца. Оставление плодов на здоровых кустах для получения семян. Дозревание плодов и их переработка.
Умение. Хранение огурцов.
Практические работы. Полив грунта в теплице кипятком, а после его подсыхания раствором марганцевокислого калия. Натягивание проволоки для подвязки стеблей. Наблюдения за температурой грунта и воздуха. Подготовка рассады огурцов к высадке (обильный полив с легкой подкормкой минеральными удобрениями). Разметка мест посадки рассады, выкопка лунок, полив. Выборка рассады огурцов из горшков с комьями земли. Посадки рассады, полив. Наблюдения за приживаемостью растений. Подвязка стеблей растений с помощью шпагата и проволоки. Систематический полив и опрыскивание растений. Подкормки. Удаление боковых побегов (по необходимости). Наблюдения за началом роста зеленца, признаки зрелости огурца. Съем плодов без повреждения стебля и листьев. Учет урожая.
Выращивание огурцов под пленочным укрытием
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Пленочное укрытие разных типов, их устройство. Подготовка почвы для выращивания огурцов под пленочным укрытием. Приспособления для подвязки стеблей растений. Сорта огурцов, предназначенные для выращивания под пленочным укрытием. Использование пчелоопыляемых сортов и сортов, не требующих опыления. Тоннельные укрытия, их размеры. Размещение растений под пленочным укрытием. Сроки посева семян огурцов под пленочное укрытие. Уход за посевами.
Практические работы. Вскапывание почвы на грядке. Выкопка канавок вдоль грядки, заполнение их навозом или спрессованной соломой. Насыпка в канавки земли, смешанной с перегноем. Установка каркаса, натягивание пленки. После прогрева почвы посев семян огурца в рядки над канавками, полив теплой водой. Прореживание всходов. Систематический полив и подкормка. Подсыпка земли, смешанной с перегноем. При обильном цветении поднятие пленки с южной стороны для привлечения насекомых-опылителей. Подвязка стеблей. Удаление боковых побегов (по необходимости).
Животноводство
Машинное доение коров двумя аппаратами
Объект работы. Корова.
Теоретические сведения. Подготовка коров к доению. Рациональный порядок переноса аппаратов при доении. Условия работы доярки при использовании двух доильных аппаратов.
Практические работы. Подготовка к доению первой и третьей в ряду коровы. Подключение первого аппарата к молокопроводу, надевание стаканов на вымя первой коровы. Подключение второго аппарата к молокопроводу, надевание стаканов на вымя третьей коровы. Подготовка второй и четвертой коровы к доению. Додаивание первой коровы и перенос первого аппарата к второй корове. Додаивание третьей коровы и перенос (без отключения от молоко-провода) аппарат к четвертой корове. Перенос аппаратов к следующим четырем коровам. По окончании дойки промывки доильных аппаратов и всего молокопровода.
Пастьба коров
Объект работы. Коровы.
Теоретические сведения. Виды пастбищ (луга, суходолы, лесные пастбища и др.). Вольная и загонная система пастьбы. Естественные и культурные пастбища. Травы, полезные для коров. Ядовитые травы. Порядок выгона коров на пастбище. Правила пастьбы. Поение животных на пастбище. Отдых животных на пастбище.
Умение. Пастьба коров.
Практические работы. Выгон коров из коровника, прогон по установленному пути. Наблюдение за коровами во время пастьбы. При продолжительной пастьбе подгон коров к водопою и месту отдыха. По окончании пастьбы перегон коров к коровнику.
Практическое повторение
Виды работы. По выбору учителя. Вскапывание почвы лопатами, уход за садом, посадка овощей и картофеля, уборка коровника и телятника или кормление коров.
Самостоятельная работа
По выбору. Машинное доение коровы одним аппаратом или разметка, посадка рассады огурцов в теплице.
ПОДГОТОВКА МЛАДШЕГО ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА
Программа в основном содержит сведения по технологии работ. Однако, вследствие того, что учащиеся в той или иной степени страдают дебильностью и сопутствующими дефектами усилен дифференцированный подход к обучению, введены коррекционно-развивающие занятия, а также уроки по этике поведения, подготовке уборщиков производственных помещений. В программе уделяется большое внимание развитию у школьников доброжелательности, честности, тактичности, терпения.
Основная цель изучения курса: подготовка учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных помещений, дворников, рабочих прачечной.
Одновременно решаются задачи
воспитание личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к оборудованию, использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;
воспитание творческого отношения к домашнему труду;
развитие ловкости, скорости;
развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
Природные и сезонные изменения
Осень. Сезонный труд на улице. Состояние территории. Наблюдение за работой дворника. Инструменты дворника. Работа с метлой и граблями. Признаки чистого участка. Практическая работа. Уборка территории. Участие в сборе мусора в мешок, в кучу, в тележку, сметание песка.
Зима. Уборка снега. Инвентарь для уборки снега. Посыпание дорожек песком. Практическая работа. Уборка территории от снега.
Одежда и обувь.
Правила пользования утюгом. Глажение небольших вещей из хлопчатобумажной ткани. Чистка кожаной обуви. Хранение принадлежностей для чистки обуви и одежды.
Практическая работа. Стирка мелких вещей.
Жилище.
Ковры и ковровые покрытия. Способы ухода за ними. Правила и периодичность уборки санузла. Моющие средства, приспособления и техника безопасности.
Практическая работа. Ежедневный уход за комнатными растениями, протирка пыли с цветов, мебели, подоконников, мытье полов.
Обучающиеся могут уметь:
-убирать территорию
-собирать мусор в кучу, в тележку, в мешок
-сметать песок
-убирать территорию от снега
-стирать рабочую одежду
-готовить помещение к зиме
-убирать класс
-ухаживать за растениями в классе
-стирать мелкие вещи
Обучающиеся могут усвоить:
-какими инструментами работает дворник
-инвентарь для уборки снега
-способы ухода за одеждой
-названия одежды, ее назначение и виды.
-приемы стирки мелких вещей

ЦВЕТОВОДСТВО И ДЕКОРАТИВНОЕ САДОВОДСТВО
Программа рассчитана на подготовку учащихся коррекционной школы VIII типа к ручному труду на цветоводческом предприятии или в муниципальном озеленительном хозяйстве.
Программа содержит темы по цветоводству и декоративному садоводству. Темы опираются на такие школьные дисциплины, как математика (например, «инвентарь для работы в цветнике»), черчение («Разбивка цветника»), естествознание («Строение цветкового растения»), труд. Работа по предложенным темам благотворно сказывается на сообразительности и мелкой моторики умственно отсталых подростков (например, все операции, связанные с цветочными семенами).
Время на освоение новых тем и повторение пройденного материала соответствуют уровню подготовленности учеников. Неизменной остается задача ознакомить школьников с многообразием однолетних и многолетних цветковых растений и древесно-кустарниковых пород, используемых в цветоводстве и декоративном садоводстве, научить приемам их выращивания, тем самым способствуя социальной адаптации ребят.

I четверть
Состояние цветников, газонов, посадок кустарника на пришкольном участке. Рабочие специальности озеленитель и цветовод; значение, обязанности, условия труда.
Цветоводство Осенний уход за цветником
Объект работы. Цветник.
Теоретические сведения. Характеристика цветника по элементам цветочного оформления и подбору растений. Оценка состояния растений. Приемы осеннего ухода за цветником.
Умение. Описание видового состава растений цветника.
Практические работы. Удаление сломанных и засохших растений и их частей из цветника. Дополнительная подвязка растений. Оправка границ клумб. Уборка мусора.
Умение. Рыхление почвы.
Практические работы. Удаление отмерших стеблей и листьев с растений. Неглубокое рыхление вокруг растений и вскапывание почвы в междурядьях. Перед наступлением устойчивых морозов легкое укрытие растений торфяной крошкой.
Практическое повторение Виды работы. Осенние работы в цветнике. Расчистка дорожек вокруг школы.
Распознавание двухтрех видов зимующего многолетника цветкового растения, требующего легкого укрытия на зиму. Выполнение некоторых операций по осеннему уходу за ними.
Декоративное садоводство
Сбор плодов и листьев с деревьев и кустарников, используемых в озеленении
Объект работы. Дерево и кустарник.
Теоретические сведения. Признаки созревания плодов и семян деревьев и кустарников. Способы засушивания листьев для изготовления гербария. Способы сбора плодов с высоких деревьев и кустарников. Правила безопасной работы с шестом для огибания веток.
Умение. Работы с шестом для сбора плодов с высоких деревьев. Изготовление гербария.
Практические работы. Сбор листьев с изучаемых деревьев и кустарников. Укладка листьев между листами газет под пресс. Сбор плодов и семян. Укладка их в картонные коробки с этикетками, где указаны названия деревьев или кустарников. Сбор плодов с высоких деревьев при помощи шеста с крючком для нагибания веток. Просушка плодов и семян. Перетирка сочных плодов, выделение семян и просушка. Сушка сочных плодов для гербария. Изготовление гербария для упражнений в распознавании деревьев и кустарников: прикрепление на лист картона высохших листьев, безлистных побегов, плодов и семян от каждого из изучаемых деревьев и кустарников.
Подготовка почвы под посадку деревьев и кустарников
Объект работы. Дерево. Кустарник.
Теоретические сведения. Подготовка территории к озеленению. План размещения кустарников и деревьев на пришкольном участке. Способы разметки мест посадки. Размеры ям и траншей под посадку стандартных саженцев деревьев и кустарников. Размеры ям для 35-летних саженцев. Ручной и механизированный способы выкопки ям и траншей. Расстояния между ямами.
Умение. Выращивание дерева и кустарника.
Практические работы. Уборка мусора с участка для озеленения (удаление крупных сорняков или предварительная вспашка). Разметка линий траншей и мест посадок деревьев с помощью измерительной ленты, шнура и колышков. Выкопка ям и траншей. Внесение в ямы органических удобрений.
Посадка дерева и кустарника
Объект работы. Дерево и кустарник.
Теоретические сведения. Строение саженца дерева или кустарника: расположение корневой шейки, корни вертикальные и горизонтальные. Правила посадки дерева и кустарника. Соответствие возраста и величины саженца и размера ямы.
Практические работы. Посадка дерева: выкопка ямы, насыпка верхнего слоя почвы в яму, перемешивание почвы с органическим удобрением, установка кола, формирование холмика в яме, установка саженца на холмик, расправление корней, засыпка почвой, уплотнение почвы вокруг саженца ногами, проверка расположения корневой шейки, полив, подвязка ствола к колу, мульчирование торфяной крошкой. Посадка кустарника: расстановка в траншее, расправление корней, засыпка почвой, уплотнение почвы ногами, полив, мульчирование.
Практическое повторение Виды работы. Заготовка компонентов земляных смесей. Осенние работы в цветнике. Осенний уход за кустарниками. Сбор семян цветковых растений. Выкопка ямы в соответствии с размеров саженца дерева. Посадка дерева.
II четверть
Вводное занятие
Цветоводство. Укрытие роз, выращиваемых в открытом грунте
Объект работы. Роза.
Теоретические сведения. Роза, выращиваемая в открытом грунте, подлежащая укрытию на зиму: группы, подготовка к укрытию, сроки укрытия.
Горшечные цветковые растения
Объект работы. Кальцеолярия, цинерария.
Теоретические сведения. Сезонноцветущие горшечные растения закрытого грунта: виды (цикламен, кальцеолярия, примула, цинерария и др.) общая характеристика, условия выращивания, использование. Сроки цветения.
Умение. Размножение горшечных цветочных растений,
Практические работы. Подготовка земляных смесей для выращивания кальцеолярии, цинерарии и др. Заполнение 13-сантиметрового горшка земляной смесью. Пересадка рассады кальцеолярии и цинерарии в цветочные горшки. Размещение горшков в прохладном светлом помещении (температура от +4° до +6°). Редкий полив. С февраля постепенное повышение температуры. При появлении бутонов подкормка.
Декоративное садоводство Виды зеленых насаждений
Теоретические сведения. Зеленые насаждения: виды (общего и ограниченного пользования), значение (санитарно-гигиеническое, культурно-просветительское, архитектурно-художественное). Деревья и кустарники в парке, лесопарке, саду, сквере, виды посадок (массив, группа, аллея, рядовая посадка, одиночный, живая изгородь; опушка и подлесок), характеристика видов.
Экскурсия. Парк, лесопарк, скверы, озелененная территория предприятия или учреждения, ознакомление с видами посадок и их составом.
Деревья и кустарники лиственных пород
Теоретические сведения. Породы деревьев и кустарников. Лиственные и хвойные. Двойное название деревьев и кустарников. Ознакомление с местными деревьями и кустарниками, которые принадлежат к следующим семействам: ивовые (ива белая, тополь бальзамический), березовые (береза бородавчатая), чубушниковые (чу-бушник обыкновенный), розоцветные (пузыреплодник калинолис-тный, рябина обыкновенная, кизильник блестящий, спирея острозубчатая, боярышник кроваво-красный и черноплодный, шиповник морщинистый, роза собачья), кленовые (клен остролистный и татарский), липовые (липа мелколистная и крупнолистная), маслинные (сирень обыкновенная, ясень обыкновенный), жимолостные (жимолость татарская, калина обыкновенная, снежноягодник кистецветный). Характеристика внешнего строения и отличительных признаков этих растений. Защита зеленых насаждений.
Наглядное пособие. Цветные изображения изучаемых деревьев и кустарников.
Упражнения. Определение дерева и кустарника по листьям, плодам, побегам коры, форме кроны и другим отличительным признакам. Составление гербария из засушенных ранее листьев, плодов, побегов.
Экскурсия. Парк.
Умение. Распознавание деревьев по цвету коры и ветвям.
Зимние работы в парке
Объект работы. Пришкольный участок.
Теоретические сведения. Виды зимних работ на участке.
Практические работы. Расчистка дорожек. Набрасывание снега на укрытия роз и на молодые посадки некоторых зимующих многолетних цветковых растений.
Практическое повторение Виды работы. Заготовка компонентов земляных смесей. Ремонт дорожек и площадок. Осенний уход за кустарниками. Выполнение заданий на распознавание основных местных древесных пород.
III четверть
Цветоводство
Производственная классификация цветковых растений
Теоретические сведения. Деление цветковых растений на группы по сходным биологическим свойствам, агротехнике выращивания и практическому применению в зеленом строительстве. Цветковые растения открытого и закрытого грунта. Однолетние, двулетние и многолетние цветковые растения. Красивоцветущие и декоративнолиственные, горшечные и выгоночные растения, а также грунтовые цветковые растения закрытого грунта (гвоздика, кал-ла, гребера и др.). Общие признаки групп цветковых растений. Краткая характеристика некоторых представителей этих групп.
Умение. Классификация растения по словесному описанию, рисунку, названию.
Упражнения. Классификация изученных ранее растений. Определение принадлежности к той или иной классификационной группе растения по словесному описанию, рисунку, названию.
Декоративное садоводство Красивоцветущие кустарники
Объект работы. Кустарник красивоцветущий.
Теоретические сведения. Кустарник красивоцветущий: виды (роза, сирень, чубушник, калина стерильная и др.), декоративные качества видов, использование в озеленении. Роза: виды (садовая, парковая, дикорастущая), отличительные признаки (шипы на побегах, яркая зелень, крупные цветки, ярко окрашенные плоды). Морозостойкость дикорастущей розы. Парковые розы. Отличие культурных роз от дикорастущих. Сирень: виды, отличительные признаки. Отличительные особенности. Уход за кустарниками.
Упражнение. Определение вида кустарника без листьев и с листьями по внешним признакам.
Практические работы. Обрезка сухих стеблей с кустов. Прореживание посадок. Обрезка побегов. Перекопка почвы вокруг кустов.
Стили садово-паркового строительства
Теоретические сведения. Строение парка: стиль (регулярный, пейзажный и смешанный), характеристика стилей. Элементы цветочно-декоративного оформления в регулярном, пейзажном и смешанном стилях садово-паркового строительства. Типичный парк культуры и отдыха в России. Составные части, устройство, оформление.
Экскурсия. Парк. Определения стиля устройства.
Умение. Распознавание парковых стилей.
Упражнение. Определение паркового стиля по изображению.
Хвойные деревья и кустарники, используемые в озеленении Теоретические сведения. Местные хвойные деревья и кустарники: виды (ель голубая, пихта, туя, можжевельник высокий), внешнее строение, отличительные признаки, использование в озеленении.
Экскурсия. Парк. Ознакомление с хвойными деревьями и кустарниками. Сбор веточек ели, туи, можжевельника (если таковые есть).
Упражнение. Определение вида хвойного дерева и кустарника по отличительным признакам.
Ранне-весенний уход за деревьями и кустарниками
Объект работы. Дерево. Кустарник.
Теоретические сведения. Значение ранне-весеннего ухода за зелеными насаждениями. Виды обрезки деревьев и кустарников: формовочная, санитарная, омолаживающая. Применение того или иного вида обрезки.
Практические работы. Обрезка и прореживание кустарников. Перекопка почвы.
Практическое повторение Виды работы. Зимние работы в парке и сквере. Заготовка компонентов земляных смесей. Посев и пикировка однолетних цветковых растений. Уход за комнатными растениями. Обрезка кустарников.
IV четверть
Вводное занятие Цветоводство Вечнозеленые цветковые растения для озеленения помещения
Теоретические сведения. Общее представление о вечнозеленых цветочных растениях. Цветковые растения для озеленения недостаточно освещенного прохладного помещения (аспидистра, аспарагус, хлорофитум, кливия, плющ, традесканция, сансивьерия, папоротники (нефролепис, терис) и др.). Растения для озеленения помещения с повышенной температурой воздуха (от +20° до +22°) (бегония, антуриум, монстера, драцена, паперомия, кринуш и др.). Растения, наиболее подходящие для светлого помещения с сухим воздухом (кактусы, алоэ, каланхое и др.).
Умение. Распознавание видов комнатных вечнозеленых растений.
Упражнения. Определение вида вечнозеленого растения. Подбор цветковых растений для озеленения помещений с различными климатическими условиями.
Подготовка цветника к весенне-летнему сезону
Объект работы. Цветник.
Теоретические сведения. Элементы цветочного оформления улицы: рабатка, бордюр, групповая посадка. Использование однолетних цветковых растений, выращиваемых посевом семян в открытый грунт, для оформления школьного двора. Определение мест рабатки, групповой посадки, размещение бордюра.
Умение. Распознавание элементов цветочного оформления. 'Планирование размещения клумбы.
Практические работы. Составление плана размещения однолетних цветковых растений. Вскапывание почвы. Вскапывание участков для размещения высокостебельных однолетних цветковых растений на фоне кустарников или на газоне.
Посев семян однолетних цветковых растений в цветнике
Объект работы. Цветник.
Теоретические сведения. Выбор однолетних цветковых растений для выращивания в местных условиях, декоративные качества, биологические особенности. Бархатцы. Величина семян выбранных растений и глубина их заделки при посеве. Расстояния между посевными рядками. Способы разметки посевных рядков.
Умение. Разметка посевных грядок. Выравнивание разрыхленной почвы. Подвязывание стеблей.
Практические работы. Рыхление и выравнивание почвы. Разметка рядков с помощью веревки, колышков и мерной ленты. Углубление посевных рядков по разметке. Раскладка семян в посевные борозды и заделка их.
Уход за однолетними цветковыми растениями
Объект работы. Однолетнее цветковое растение.
Теоретические сведения. Способность однолетних цветковых растений к образованию многочисленных боковых побегов. Причина, последствия боковых побегов. Зависимость расстояния между растениями в рядке от размеров растения в полном развитии. Необходимость прореживания некоторых однолетних цветковых растений.
Умение. Прореживание растений. Весенний уход за кустарниками.
Практические работы. Прореживание растений с ориентировкой на образцово обработанный участок. Полив растений. Оформление краев рабатки подручными средствами.
Практическое повторение. Весенний уход за кустарниками. Расчистка дорожек. Обработка аллей и кустарников. Уборка территории вокруг школы.
Самостоятельная работа Распознавание на натуре и называние элементов цветочного оформления (бордюр, групповая посадка). Разметка посевных рядков. Посев указанного учителем однолетнего растения.

Декоративное садоводство Стандартные саженцы
Теоретические сведения. Строение саженца дерева: расположение корневой шейки, виды корня (горизонтальный и вертикальный). Правила посадки саженцев. Понятие стандартный саженец дерева. Выращивание саженцев в питомнике. Выкопка, упаковка и транспортировка саженцев.
Практические работы. Насыпка в подготовленную яму почвы холмиком. Установка кола. Установка саженца на холмик. Расправление корней, выравнивание в ряду. Засыпка корней почвой, уплотнение ногами. Полив. Подвязка к колу.
Устройство садовых дорожек и площадок
Объект работы. Садовая дорожка и площадка.
Теоретические сведения. Формы и размеры садовой дорожки и площадки. Требования к дорожке и площадке в парке, сквере, саду, цветнике. Основания и покрытия садовой дорожки и площадки. Глубина выемки грунта при устройстве дорожки и площадки на различных основаниях. Стройматериалы для устройства дорожки и площадки. Разбивка дорожки. Механизация работ при устройстве дорожки в парке, сквере, саду. Уход за садовой дорожкой.
Практические работы. Протягивание шнура. Выкопка по шнуру мелких канавок для границ дорожки. Выемка грунта по всей площади дорожки. Насыпка шлака в качестве основания дорожки или другого подобного материала. Полив всей поверхности дорожки. Утрамбовка дорожки. Устройство уклонов по краям дорожки. Насыпка слоя щебня или гальки. Полив, утрамбовка. Верхнее покрытие дорожки крупно зернистым песком, мелким гравием, гранитной или кирпичной крошкой. Уход за дорожкой: подсыпка гравия и песка в выбоины, полив.
Уход за газоном
Объект работы. Газон.
Теоретические сведения. Приемы ухода за газонами. Бытовая газонокосилка, с электрическим приводом: устройство рабочих органов, правила работы, заправка горючим, пуск двигателя. Сроки стрижки газона. Другие приемы ухода. Правила безопасной работы.
Умение. Работа садовыми ножницами.
Практические работы. Ручная стрижка небольшого газона садовыми ножницами. Уборка скошенной травы. Полив газона. Оформление границ газона.
Основы гигиены труда, производственной санитарии и личной гигиены
Теоретические сведения. Личная гигиена. Здоровый режим дня. Простудные заболевания: причины их возникновения, меры предупреждения. Роль производственной гимнастики. Гнойничковые заболевания; причины возникновения, меры предупреждения. Режим питания. Чистота тела и одежды. Гигиенические требования к одежде и уход за ней. Производственная санитария. Санитарное законодательство и санитарный надзор. Краткая санитарно-гигиеническая характеристика условий труда в озеленительном хозяйстве и на цветоводческом предприятии.
Охрана труда и правила безопасной работы
Теоретические сведения. Основные положения законодательства об охране труда. Основные правила и инструкции по безопасности труда в озеленительном хозяйстве и на цветоводческом предприятии. Пожарная безопасность. Правила безопасной работы на производственном участке.
Механизация труда в цветоводстве и декоративном садоводстве
Теоретические сведения. Машины для сплошной обработки почвы. Машины и механизмы для скаши-вания травы и стрижки газонов. Моторная газонокосилка: назначение, общее устройство и принцип действия. Механизация полива цветников и газонов.
Экскурсия. Объект цветоводческого хозяйства. Объект озеленительного хозяйства. Ознакомление с машинами и механизмами.
Практическое повторение Виды работы. Высадка рассады однолетних цветковых растений в цветник. Уход за зимующими многолетними цветковыми растениями. Весенний уход за кустарниками. Посадка кустарников. Разметка места посадки дерева, выкопка ямы, посадка дерева.
Контроль. Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждого полугодия после проведения практического повторения. Для эффективного обучения умственно отсталых детей необходимо проводить систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. Одним из способов решения этой задачи служат самостоятельные практические работы учащихся. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребенком, позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки учащихся. Основные пути повышения качества работы учащихся заключаются в следующем:
1. Создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим требованиям и имеющих товарный вид.
2. Обучение нормативно одобренным приемам труда и применение в работе эффективной технологии. .
3. Достаточный уровень технического и материального обеспечения труда учащихся.
С этой целью организуются занятия практического повторения, во время которых учащиеся изготавливают товарную продукцию.
По окончании курса учащиеся 9 класса должны уметь убирать семенники укропа, убирать капусту и выполнять простейшую ее переработку, выращивать и размножать смородину и малину, уметь посадить плодовое дерево. Знать виды крупного рогатого скота, стати коровы, корма и кормление коров. Учащиеся должны знать технологию ручного доения коров. Уметь выращивать томаты и огурцы в открытом грунте.
Прогнозируемые результаты обучение по данной программе могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда. По окончании курса учащиеся 6 класса должны уметь убирать семенники укропа, убирать капусту и выполнять простейшую ее переработку, выращивать и размножать смородину и малину, уметь посадить плодовое дерево. Знать виды крупного рогатого скота, стати коровы, корма и кормление коров. Учащиеся должны знать технологию ручного доения коров. Уметь выращивать томаты и огурцы в открытом грунте.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Информационное обеспечение
Основная литература
1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 класс.: В 2 сб./ под ред. В.В. Воронковой. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
2. Сельскохозяйственный труд: учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Е.А.Ковалёва. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
3. Пинский, Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы /Б.И.
Пинский – М.: Педагогика, 1985.
4 Ковалёва, Е.А. Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе / Е.А. Ковалёва – М.: Просвещение, 1985.
5 Мирский, С.М. Методика профессионального обучения во вспомогательной школе /С.М. Мирский// – М.: Просвещение, 1980.


·Дополнительная литература
1. Журнал «Приусадебное хозяйство»
2. Журнал «Настоящий хозяин»
3. Справочник «Приусадебное животноводство»
4. Ваш огород: маленькая энциклопедия/ под ред. В.Ф.Белика. – 2-е изд. – М. Большая российская энциклопедия,1999.
Материально-техническое обеспечение
1. Сельскохозяйственный инвентарь: лопаты, вилы, грабли, ведра.
2. Коллекция почв и лабораторное оборудование для изучения свойств почв.
3. Плакаты
4. Коллекция семян полевых и овощных культур.
5. Коллекция снопов зерновых культур
6. Коллекция кормов
7. Натуральные образцы овощей.

Медиаресурсы

Презентации по изучаемым темам.

Программу составила: ____________/Т.В. Боброва/
uђ Заголовок 115