Рабочая адаптированная программа для работы с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности АБВГДейка для детей с ЗПР


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детского сада №4 «Росинка»» комбинированного вида.

Рабочая адаптированная программа
для работы с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности №13 «АБВГДейка»
для детей с задержкой психического развития
Воспитатели:
Евсеенко В.Н.
Торопова М.А.
Шарыпово
2016-2017учебный год
СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 3

Цели и задачи Программы. 4
Принципы и подходы к формированию Программы. 5
Характеристики особенностей развития детей с ЗПР 5

детьми образовательных областей:
2.1. «Социально-коммуникативное развитие».
2.2. «Познавательное развитие».
2.3. «Речевое развитие».
2.4. «Художественно-эстетическое развитие».
2.5. «Физическое развитие».


7
11
14
15
17
3.Организация деятельности группы:
4. Перспективно-тематическое планирование.
5. Работа с семьей.
6. Развивающая предметно-пространственная среда.

Пояснительная записка
Настоящая Рабочая программа (далее Программа) разработана с учетом «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» /Под общей ред. С.Г. Шевченко (М., 2004).
Программа рассчитана на 2016-2017 учебный год.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-
ФЗ
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564)
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России
26.09.2013 № 30038);
Устав МБДОУ - детского сада №4 (утвержден)
Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление. Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно- развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента, а также — реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания психического и речевого развития детей.
Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно образовательного процесса для детей с ЗПР от 5 до 7 лет.

Цели и задачи Программы.
Цель:
Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Задачи:
создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;
коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития; - стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Реализация цели и задач осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
Коррекционная работа, осуществляется в процессе взаимодействия со специалистами: учителя-логопеда, учителя- дефектолога, педагога-психолога
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
Самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно - образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой группы.
Принципы и подходы к формированию Программы.
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в ее основу заложены основные принципы и подходы:
принцип развивающего образования, в соответствии с которым
главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;
принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной коррекционной педагогики);
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями обучающихся;
принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (законных представителей, педагогических работников) и детей;
предполагает реализацию образовательного процесса в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно - эстетическое развитие ребенка;
строится на основе индивидуальных особенностей и потребностей детей, связанных с их состоянием здоровья;
обеспечивает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
основывается на возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); предусматривает поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; непрерывность (преемственность) образования (формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью).
Характеристики особенностей развития детей с ЗПР
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – это дети с трудностями в воспитании и обучении. Психическое развитие таких детей характеризует неустойчивость, утомляемость нервной системы, низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарь, трудности звукового анализа, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. Игровая деятельность сформирована недостаточно. Процессы восприятия и мышления замедлены. При работе с такими детьми на начальном этапе преобладают наглядно-действенные методы предъявления материала. Однако по мере совершенствования различных психических процессов и формирования устойчивых навыков у ребенка необходимо переходить к словесно-логическим формам обучения дошкольников.
У детей с ЗПР страдает память, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации.
Кроме того, отмечается низкий навык самоконтроля, что особенно проявляется в процессе игровой и учебной деятельности.
У детей с ЗПР слабо сформированы основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не планируют свою деятельность; однако они легко принимают помощь взрослого и способны применять показанный способ действий при выполнении аналогичных заданий, осуществлять перенос знакомых умений и навыков в новые условия.
Дети отстают в речевом развитии (недостатки произношения, аграмматизм, ограниченность словаря). Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной мотивации и преобладании игровой. Характерны недостатки моторики, в особенности мелкой, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности. Существенными особенностями детей с ЗПР являются неравномерность, мозаичность проявлений недостаточности развития.
Дошкольники с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми характеризуются не соответствующим возрасту недостаточным развитием внимания, восприятия, памяти, недоразвитием личностно-деятельной основы, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой активности, замедленным темпом становления регулирующей функции речи. Психологи и педагоги отмечают характерные для дошкольников с ЗПР импульсивность действий, недостаточную выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкую продуктивность деятельности. Отмечаются недостатки в мотивационно-целевой основе организации деятельности, несформированность способов самоконтроля, планирования. Особенности проявляются в ведущей игровой деятельности и характеризуются у старших дошкольников несовершенством мотивационно-потребностного компонента, знаково-символической функции и трудностями в оперировании образамипредставлениями. Выражено недоразвитие коммуникативной сферы и представлений о себе и окружающих. О моральных нормах, представления нечеткие.
Первая группа — задержка психического развития конституционального происхождения. Это гармонический психический и психофизический инфантилизм. Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильные, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. У этих детей особенно сильно выражено отставание в развитии эмоциональной сферы. Они находятся как бы на более ранней стадии развития по сравнению с хронологическим возрастом. У них наблюдается большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень характерны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот. У детей этой группы очень выражены игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте.
Вторая группа — задержка психического развития соматогенного происхождения, которая связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например), заболевания пищеварительной системы. Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приводит к отставанию в развитии. Сердечно-сосудистая недостаточность, хроническое воспаление легких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения.
Третья группа — задержка психического развития психогенного происхождения. Надо сказать, что такие случаи фиксируются довольно редко, так же, как и задержка психического развития соматогенного происхождения.
Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. Эти условия — безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве. Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчатости и, конечно, безынициативности, к отставанию в интеллектуальном развитии. Гиперопека ведет к формированию искаженной, ослабленной личности, у таких детей обычно проявляется эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм.
Последняя, четвертая, группа — самая многочисленная — это задержка психического развития церебрально-органического генеза.
Причины — различные патологические ситуации беременности и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а также травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни. Особенно опасен период до 2 лет.
Травмы и заболевания центральной нервной системы могут привести к тому, что называется органическим инфантилизмом, в отличие от гармонического и психофизического инфантилизма, причины которого не всегда ясны.
Таким образом, органический инфантилизм — это инфантилизм, связанный с органическим повреждением центральной нервной системы, головного мозга. (Надо сказать, что внутри каждой из перечисленных групп детей с задержкой психического развития имеются варианты, различные как по степени выраженности, так и по особенностям индивидуальных проявлений психической деятельности.) В дальнейшем изложении речь пойдет преимущественно об этой форме задержки психического развития, поскольку дети с органической или функциональной недостаточностью мозга нуждаются в особых условиях воспитания и обучения, и именно они составляют основной контингент специальных детских садов (групп), школ и классов для детей с задержкой психического развития.
Описание образовательной деятельности по освоению детьми
образовательных областей
Образовательная деятельность организуется в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях: социально–коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие. 2.1 Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Обучение игре
Задачи образовательной деятельности закреплять и расширять представления и знания, сформированные на занятиях.
учить составлять сюжет игры, используя усвоенные действия с игрушками. Игра с куклой: одеть и раздеть куклу, кормить, укладывать спать, умывать куклу и т.п. Игра с кукольной посудой: мыть посуду, расставлять приборы для гостей, расставлять посуду в шкафы. Игра с бытовой техникой: включать пылесос, чистить им мебель, ковры, шить на швейной машинке и т.п.;
развивать в игре коммуникативные навыки;
совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре;
развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки;
развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков;
совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативность речи.
Результаты образовательной деятельности
эмоционально включается в ту или иную игровую ситуацию, принимая на себя определенную роль в знакомой игре;
играет с небольшими группами, подчиняясь сюжету игры;
по предложению педагога и воспитателя выполняет знакомые роли;
воспроизводит усвоенные цепочки действий по всем указанным в программе темам;
вводит в игру постройки и обыгрывать, разворачивая сюжет;
участвовать под руководством взрослого в драматизации знакомых сказок.
Дошкольник входит в мир социальных отношений.
Задачи образовательной деятельности
формировать умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
познакомить детей с понятием «семья», дать элементарные представления о родственных связях. Знать любимые занятия членов семьи, уметь рассказать, как семья проводит досуг;
дать представление о правилах поведения в общественных местах;
формировать доброжелательные отношения к окружающим и представления о группе.
Результаты образовательной деятельности - проявляет интерес к сверстникам, их интересам увлечениям;
соблюдает правил организации жизни и совместной деятельности в
группе;
сформированы доброжелательные отношения к окружающим и представления о группе.
Развиваем ценностное отношение к труду Задачи образовательной деятельности учить различать трудовые действия, характерные для той или иной специальности, употреблять наряду с конкретными обобщенные названия профессий (строитель, рабочий, колхозник), осознавать общественную значимость труда;
познакомить детей с трудом родителей: где и кем работают его родители, что они делают на работе;
закрепить знания о занятиях братьев и сестер (ходят в детский сад, школу, на работу);
дать представление и научить рассказать двумя-тремя предложениями о труде взрослых детского сада: воспитателя, помощника воспитателя, педагога дефектолога, врача, медсестры.
Результаты образовательной деятельности Труд взрослых и рукотворный мир.
знаком с трудом родителей: где и кем работают его родители, что они делают на работе;
знает о занятиях братьев и сестер (ходят в детский сад, школу, на работу);
имеет представление и умеет рассказать двумя-тремя предложениями о труде взрослых детского сада: воспитателя, помощника воспитателя, педагога- дефектолога, врача, медсестры;
имеет представление об особенностях работы почтальона (разносит письма, телеграммы и газеты, а также пенсии старым людям и т.п.), водителя общественного пассажирского транспорта (например, ведет автобус по определенному маршруту, делает в установлениях местах остановки, открывает и закрывает двери, объявляет остановки, старается вести автобус плавно, чтобы людям было удобнее ехать, и т.п.), продавца (вежливо обращается с покупателем, старается помочь в выборе товара, подает товар, получает деньги, благодарит за покупку).
Самообслуживание и детский труд
просится на горшок, используя выражение «Я хочу в туалет»;
умеет пользоваться унитазом;
самостоятельно надевает штаны и колготки после пользования туалетом, выходить из туалета одетыми;
засучивает рукава без закатывания;
моет руки мылом, правильно пользоваться мылом, намыливать руки круговыми движениями, самостоятельно смывать мыло; вытирать руки насухо, разворачивая полотенце;
ест ложкой, правильно держать ее в правой руке (в левой — для левшей) между пальцами, а не в кулаке;
набирает в ложку умеренное количество пищи; подносить ложку ко рту плавным движением; есть не торопясь, хорошо пережевывая пищу; помогает хлебом при набирании пищи в ложку; пользуется салфеткой; благодарит за еду;
самостоятельно снимает и надевает штаны, рейтузы, шапку, обувь, рубашку, кофту, платье;
самостоятельно снимает верхнюю одежду;
аккуратно вешает одежду и ставит обувь в свой шкафчик;
правильно надевает обувь, различает правый и левый ботинки; - регулярно причесывается;
чистит зубы и поласкает рот после еды.
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Задачи образовательной деятельности
формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности, формировать предпосылки экологического сознания;
формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способов поведения в них;
учить соблюдать технику безопасности;
закреплять правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами;
приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
дать детям представления о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
формировать осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Результаты образовательной деятельности
имеет представление о бытовой технике (знает два-три предмета);
имеет представления о правилах обращения с бытовой техникой, правилах безопасности;
соблюдает технику безопасности;
знает и соблюдает правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами;
знает и соблюдает правила безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
знает и соблюдает правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
осторожного и осмотрительного относится к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Формы организации образовательной деятельности по реализации ОО
«Социально-коммуникативное развитие»
настольно-печатные дидактические игры, театрализованные игры, игры с правилами, творческие игры; автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи; беседа, индивидуальные поручения, игры с мелкими предметами, индивидуальные поручения.
Региональный компонент.
Экскурсии в мини – музей ДОУ, посещение кукольного театра, рассказ о заводах и фабриках города, о том, что на них производят, люди каких профессий.
Встречи с ветеранами войны и труда г. Шарыпово, представителями различных профессий.
В группе соблюдаются русские народные традиции по празднованию Рождества, Масленицы, Пасхи; проводятся тематические дни «День семьи», «День пожилого человека», «День космонавтики», «День города»; детские досуги «Осенены», «Веселые конкурсы», «Затейники», «Веселые старты».
2.2. Образовательная область «Познавательное развитие».
Задачи образовательной деятельности Окружающий мир.
способствовать развитию умения рассказать о внешнем виде посещаемого детского сада и дома, в котором живет ребенок (сколько этажей, из чего дом построен, сколько подъездов в доме, наличие лифта, мусоропровода, балконов, лоджий и т.п.);
способствовать развитию умения узнавать по назначению и оформлению разные виды магазинов, аптеку, почту, детский сад, школу, поликлинику, стадион, подземный переход станции метро;
учить детей узнавать и правильно называть транспортные средства (автобус, трамвай, троллейбус, поезд, самолет). Сезонные изменения в природе
учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе; различать и правильно называть состояние погоды: холодно, тепло, прохладно, жарко, солнечно, ясно, облачно, дует ветер (холодный, теплый, сильный, слабый), идет (льет, моросит) дождь, идет (кружит, сыплет, падает хлопьями, метет) снег и т.п; Растения.
формировать у детей первоначальные представления о том, что у каждого растения есть корни, листья, цветы, ствол или стебель, а также плоды или семена;
расширять, уточнять и систематизировать представления детей о растениях ближайшего окружения, об условиях их жизни, сезонных изменениях;
формировать обобщенные представления на основе выделения общих существенных признаков. Учить вести себя на природе;
расширять знания о растениях, произрастающих на участке детского сада; научить узнавать и правильно называть 3—4 вида травянистых цветущих растений, 2-3 вида деревьев, 1—2 вида кустарников, 2—3 вида грибов (знать мухомор как ядовитый гриб), 1—2 комнатных растения;
научить правильно называть 3-5 видов овощей, фруктов и ягод, уметь отнести к обобщающим понятиям деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы, два-три наименования конкретных предметов. Животные
учить детей различать птиц, которые посещают участок детского сада (3— 4 вида), по величине, окраске оперения (указываются только опознавательные признаки), пению, повадкам (3—4 вида);
правильно называть 3—4 вида насекомых (муха, пчела, бабочка, стрекоза), формировать представления о характерных особенностях насекомых (6 ног, брюшко, головка, крылья, насечки на спине). Познакомить с домашними и дикими животными (5—6 видов), учить различать их по размеру, характерным частям тела, повадкам;
знакомить с местом проживания животных, рассказать, чем они питаются, какую пользу приносят людям.
Результаты образовательной деятельности
осуществляет целенаправленный последовательный анализ изучаемого конкретного предмета;
распределяет практически и «в уме» предметы (их изображения) на группы по родовому признаку;
называет группы однородных предметов (их изображений) точными обобщающими словами;
ориентируются на ближайших улицах, соблюдают правила дорожного движения, знают, какие общественные здания расположены на улицах, кто в них работает, какую работу выполняет;
устанавливает простейшие причинно-следственные связи в наблюдаемых природных и общественных явлениях с помощью педагога.
Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем Сенсорное развитие.
Задачи образовательной деятельности
закреплять и расширять представления и знания, сформированные на занятиях;
способствовать развитию умению проводить наблюдения за изучаемыми объектами;
способствовать развитию умения осуществлять целенаправленный последовательный анализ изучаемого конкретного предмета;
способствовать развитию умения сравнивать два предмета по цвету, форме, размеру, назначению;
способствовать развитию умения распределять практически и «в уме» предметы (их изображения) на группы по родовому признаку;
способствовать развитию умения называть группы однородных предметов
(их изображений) точными обобщающими словами;
способствовать развитию умения устанавливать простейшие причинно-
следственные связи в наблюдаемых природных и общественных явлениях с помощью педагога.
Результаты образовательной деятельности
различает и правильно называет цвета;
узнает и правильно называет геометрические фигуры и геометрические
тела;
видит форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими эталонами, называет эти предметы круглыми, треугольными, квадратными, овальными;
умеет обводить контур геометрических фигур и биологических объектов (листьев разных деревьев);
указывает размер предметов при сравнении нескольких предметов (от 3 до 5) разной длины, высоты, ширины;
владеет приемам сопоставления двух или нескольких предметов по цвету, форме, размеру: прикладыванию вплотную при распознавании цвета, накладыванию друг на друга при определении формы, уравниванию по одной линии при определении размера;
умеет составлять ряды из геометрических фигур одинаковой формы, одной величины, одинакового цвета;
умеет подбирать геометрические фигуры, разные по цвету и по величине. Развитие пространственного восприятия
различает правую и левую руку, ногу, правую и левую сторону тела и лица человека, ориентируясь на сердце с левой стороны;
определяет направление от себя, двигаясь в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — тем, что данная геометрическая фигура им вниз);
различает пространственные понятия: правое — левое, верх — низ, спереди — сзади;
умеет воспроизводить пространственные отношения между предметами.
Формирование первичных представлений о себе, других людях
Задачи образовательной деятельности
формировать у ребенка представлений о самом себе и, элементарных навыков для выстраивания положительных личностных оценок и позитивного отношения
к себе;
способствовать развитию умений называть свои имя и фамилию, свой возраст, имена и отчества родителей, имена братьев и сестер, бабушки и дедушки.
Результаты образовательной деятельности
знает свои имя и фамилию, свой возраст, имена и отчества родителей, имена братьев и сестер, бабушки и дедушки;
знаком с понятием «семья», дает элементарные представления о родственных связях;
знает любимые занятия членов семьи, умеет рассказать, как семья проводит досуг. Домашний труд взрослых членов семьи, какую помощь оказывают дети родителям в домашнем труде;
знает и умеет рассказать о внешнем виде посещаемого детского сада и дома, в котором живет ребенок (сколько этажей, из чего дом построен, сколько подъездов в доме, наличие лифта, мусоропровода, балконов, лоджий и т.п.);
узнает по назначению и оформлению разные виды магазинов, аптеку, почту, детский сад, школу, поликлинику, стадион, подземный переход;
узнает и правильно называет транспортные средства (автобус, трамвай, троллейбус, поезд, самолет).
Формы организации образовательной деятельности по реализации
«Познавательно - речевое развитие»
Наблюдения, экскурсии, эксперименты, решение проблемных ситуаций, беседы, викторины, реализация проекта, рассматривание сюжетных картин, дидактические игры.
Региональный компонент
Расширение кругозора детей посредством рассматривания иллюстраций, фильмов, проведения экскурсий и бесед о городе, отражение впечатлений в продуктивной деятельности.
2.3. Образовательная область «Речевое развитие».
Задачи образовательной деятельности
закреплять и расширять представления и знания, сформированные на занятиях;
воспитывать активное произвольное внимание к речи;
учить активно употреблять слова, обозначающие предметы и явления;
учить употреблять слова, обозначающие цвет, форму, величину, свойства материалов, назначение непосредственно наблюдаемых предметов;
обогащать и систематизировать словарь, развивать устную диалогическую и монологическую речь;
способствовать развитию умения придумывать название картины или серии картин;
способствовать развитию умения устанавливать причинно-следственные связи, высказывать суждения, выводы;
способствовать развитию умения восстанавливать последовательность событий в серии сюжетных картин;
способствовать развитию умения слушать внимательно ответы и рассказы своих товарищей, уметь оценивать их с точки зрения логичности и последовательности изложения и использования выразительных средств языка.
совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи.
Результаты образовательной деятельности
отчетливо произносит каждое слово в предложении, не торопится, четко проговаривает окончания в словах;
использует интонацию как средство выражения вопроса, просьбы,
благодарности и др.;
правильно согласовывает существительные с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже;
понимает значение предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов;
строит предложения с использованием союза и, предлогов и наречий, выражающих пространственные понятия.
рассказывает о собственных наблюдениях за погодой, объектами и явлениями природы, а также о собственной практической деятельности по этапам изготовления той или иной поделки или выполненного трудового действия («Как я наблюдал за птицами», «Как я делал белочку из шишечек» и т.п.). Составлять рассказы о сезонных изменениях природы, изображенных на сюжетной картине: умение выделить главное, установить причинно-следственные связи, сделать выводы;
понимает позу и движения, настроения персонажей, изображенных на сюжетной картине, уметь рассказать о последовательности действий персонажа в серии сюжетных картин. Учить составлять рассказы-описания любимых игрушек.
Формы организации образовательной деятельности по реализации ОО
«Речевое развитие»
Автоматизация поставленных звуков; игровые проблемные ситуации, дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия творческие
Региональный компонент
2.4. Образовательная область «Художественно эстетическое развитие» Изобразительное искусство
Задачи образовательной деятельности
закреплять и расширять представления и знания, сформированные на занятиях;
формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих
работ;
развивать эстетический вкус, художественные способности;
формировать у детей эстетическое отношение к миру;
развивать умение слышать и передавать ритмический рисунок;
учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки.
Результаты образовательной деятельности
Лепка
лепит знакомые предметы круглой и овальной формы по просьбе взрослого, используя приемы вдавливания, сплющивания, прощипывания (овощи, фрукты, пирамидка из шаров);
дает оценку результатам своей работы по наводящим вопросам взрослого, сравнивая ее с образцом, при этом пользоваться словами верно, неверно, такой, не такой;
обыгрывает лепные поделки в свободной деятельности.
Аппликация
наклеивает предмет по образцу, соотносить его с реальным объектом
(фрукты или овощи);
наклеивает аппликацию на контурный силуэт изображенного предмета;
составляет и наклеивает по образцу предмет из двух частей, называть его;
по наводящим вопросам дает оценку результатам своей работы, сравнивая ее с образцом, пользуясь словами верно, неверно, такой, не такой. Рисование
проявляет интерес к изобразительной деятельности, передавать в рисунках круглую и овальную форму, разную величину предметов;
ориентируется на листе бумаги: вверху, внизу;
дает оценку результатам своей работы по наводящим вопросам взрослого, сравнивая ее с образцом; пользоваться словами верно, неверно, такой, не такой. Конструирование
создает знакомые для них постройки, состоящие из трех-четырех элементов, из различного строительного материала по образцу, играть с ними;
называет основные детали, использованные при создании конструкций;
позитивно реагирует на участие в коллективном конструировании и игре с использованием построек;
узнает и называет знакомые постройки и конструкции;
передает простейшие пространственные отношения между двумя или несколькими объемными объектами;
отвечать на вопросы взрослого о процессе и результатах создания постройки.
Формы организации образовательной деятельности по реализации ОО «Художественно эстетическое развитие»
Дидактические игры и упражнения, игровые ситуации, мини инсценировки, штриховка.

Ознакомление с художественной литературой.
Задачи образовательной деятельности
способствовать развитию умения проявлять эмоциональную отзывчивость на литературные произведения разного жанра;
способствовать развитию умения слушать художественный текст и следить за развитием его содержания, подбирать иллюстрации к двум-трем знакомым произведениям, отвечать на вопросы по содержанию текста;
способствовать развитию умения отвечать на вопросы по содержанию произведения;
способствовать развитию умения оценивать поступки героев, мотивированно высказывать свое отношения к содержанию сказки, рассказа; - учить выразительно рассказывать потешки, стихотворения; - воспитывать бережное отношение к книге.
Результаты образовательной деятельности
проявляет эмоциональную отзывчивость на литературные произведения разного жанра;
слушает художественный текст и следит за развитием его содержания, подбирать иллюстрации к двум-трем знакомым произведениям, отвечать на вопросы по содержанию текста;
участвует в совместном со взрослым рассказывании знакомых
произведений, в их полной и частичной драматизации;
слушает рассказы и тексты вместе с группой сверстников;
выполняет игровые действия и элементы сюжетной игры по мотивам знакомых текстов сказок и потешек;
передает в рисунках и конструкциях содержание фрагментов текста, использовать персонажи знакомых литературных произведений (2-3 персонажа);
отвечает на вопросы по содержанию произведения;
оценивает поступки героев, мотивированно высказывает свое отношения к содержанию сказки, рассказа;
умеет выразительно рассказывать потешки, стихотворения;
бережно относится к книге.
2.5. Образовательная область «Физическое развитие».
Задачи образовательной деятельности
создавать условия необходимые для защиты сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка;
формировать культурно- гигиенических навыков, потребности вести здоровый - образ жизни;
развивать потребности вести здоровый образ жизни и о средствах его укрепления;
развивать координированность и точность действий;
формировать правильную осанку при посадке за столом;
расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании.
Результаты образовательной деятельности
выполняет действия по показу взрослого; бросать мяч в цель двумя руками; ловить мяч среднего размера; ходить друг за другом;
встает в ряд, строится в шеренгу, встает колонной по одному; бегает вслед за воспитателем;
прыгает на месте по показу воспитателя (или по подражанию); ползать по скамейке произвольным способом; перелезать через скамейку; проползать под скамейкой; удерживаться на перекладине (10 с); выполнять речевые инструкции взрослого; выполнять разминку у бассейна; пользоваться пенопластовой доской для плавания.
Формы организации образовательной деятельности по реализации ОО
«Физическое развитие»
Пальчиковая гимнастика, речь с движением, физкультминутки.
Региональный компонент.
Спортивные сооружения, знаменитые спортсмены, проведение «Дней здоровья», оздоровительных традициях города (летняя гимнастика, оздоровительные кроссы и забеги в честь праздников, знаменитых спортсменов, дней здоровья).
3.Организация деятельности группы
3.1. Режим дня на холодный период года комбинированной группы №13 «АБВГДейка» на 2016-2017 учебный год

Режимные моменты Время проведения Примечание

Прием и осмотр детей, игры. Свободная деятельность детей. 7.00 –7.50
Самостоятельная деятельность детей, свободные игры. Индивидуальная работа. 7.50-8.20
Утренняя гимнастика 8.20-8.28
Подготовка к завтраку, завтрак. 8.30-8.45
Свободная деятельность детей. 8.45 -9.00 Организованная образовательная деятельность (фронтальные и или групповые занятия специалистов и воспитателя). 9.00-10.00
Час свободной игры 10.00 -10.25 Второй завтрак. 10.25-10.35 Индивидуальная работа логопеда, дефектолога с детьми. Игры. Подготовка к прогулке, прогулка. 10.35-11.50
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность.
11.50-12.00
Подготовка к обеду, обед. 12.00-12.35
Подготовка к дневному сну, сон. 12.35-15.00
Постепенный подъем, оздоровительная гимнастика. 15.00-15.20
Подготовка к полднику. Полдник. 15.20-15.30
Свободная деятельность. 15.25-15.30
Индивидуальная работа логопеда(дефектолога) с детьми. Индивидуальная работа воспитателя по заданию логопеда (дефектолога), игры, самостоятельная деятельность детей. Чтение художественной литературы. 15.30-15.50
Организованная образовательная деятельность (фронтальные и/или групповые занятия специалистов и воспитателя). 15.50-16.15
Индивидуальная работа логопеда (дефектолога) с детьми. Индивидуальная работа воспитателя по заданию логопеда (дефектолога). Игры, самостоятельная деятельность детей. Чтение художественной литературы. 16.15- 16.25 Подготовка к прогулке. Прогулка. 16.25 – 17.15 Подготовка к ужину, ужин 17.15 -17.40 Прогулка. Самостоятельная деятельность детей, уход домой. 17.40-19.00 3.2. Учебный план для групп детей с ЗПР
Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы в соответствии с требованиями Программы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, — что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы. Для закрепления материала используются дидактические игры. Они отбираются и разрабатываются с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.

Разделы программы Проводит Формы образовательной
деятельности Количество НОД

Ознакомление с окружающим
миром и
коммуникация Дефектолог Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций 2
Ознакомление с художественной литературой Воспитатель Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, театрализованная игра, драматизация отдельных эпизодов.
Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач. 1
Развитие речевого (фонематического) восприятия и развитие речи.
Логопед 2
Познание ФЭМП Дефектолог Беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов,
викторины, конструирование, (Сравнения, обобщения, анализ, синтез) 1
Обучение игре Воспитатель Сюжетно-ролевые, дидактические, настольно печатные, игры путешествия, наблюдение Просмотр и анализ мультфильмов. -
Сенсорное развитие Дефектолог Игры, проблемные ситуации -
Изодеятельность\ Художественный труд Воспитатель Коллаж, проекты, нетрадиционные техники рисования, рисование на асфальте, песке. Рассматривание репродукций художников, выставка 1
Лепка Воспитатель Лепка из глины, соленого
теста, пластилина 1
Музыка Муз. руководитель Слушание, импровизация, исполнение, музыкально подвижные игры, досуги, 2
праздники и развлечения. Физическое развитие Инструктор Воспитатель Подвижные, народные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники, досуги, эстафеты. 3
Конструирование Аппликация Воспитатель Конструирование из бумаги, природного и иного материала (бумагопластика) 1
Коммуникация Дефектолог ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины 3
Самообслуживание и элементарный бытовой труд Воспитатель Поручения, дежурство, игры, беседы, наблюдение
Итого 18

3.3. Модель двигательного режима для детей с ЗПР

Формы организации
1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ходе выполнения режимных моментов деятельности детского сада
Утренняя гимнастика Ежедневно 8-10 минут
Физкультминутки Ежедневно по мере необходимости
(до 3 -х минут)
Динамические паузы между занятиями Ежедневно в зависимости от вида и содержания НОД
Закаливающие процедуры Ежедневно после дневного сна
Дыхательная гимнастика Подвижные игры не менее 2-4 раз в день
Спортивные упражнения Целенаправленное обучение не реже 1 раза в неделю
Физкультурные упражнения на прогулке Ежедневно с подгруппами
10 -15 мин
Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно под руководством воспитателя (продолжительность определяется в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка)
2. Физкультурные занятия
Физкультурные занятия в
спортивном зале 2 раза в неделю 25 минут
Физкультурные занятия на
свежем воздухе 1 раз в неделю 25 минут
3. Спортивный досуг
Физкультурные досуги и
развлечения 1-2 раза в месяц
30 минут
Спортивные праздники 2- 4 раза в год
30 минут
День здоровья 1 раз в квартал
Неделя здоровья Не реже 2 раз в год
3.5 Взаимодействие воспитателей со специалистами.
Логопед Закрепление пройденного материала по лексическим темам и обучению грамоте
Игры для развития звуковой культуре речи.
Упражнение по активизации расширения лексического словаря. Игры для звукобуквенного анализа. «Поймай звук, ходит ежик вдоль дорожек, тише громче говори, и.т. д.». Тетрадь взаимодействия по автоматизации и дифференциации поставленных звуков Консультация и рекомендации по работе с детьми в свободной деятельности
Дефектолог Закрепление пройденного материала по лексическим темам. Игры с мячом на классификацию «Один много, скажи ласково, четвертый лишний». Беседы по пройденным темам. Консультация и рекомендации по работе с детьми и их родителей в свободной деятельности.
3.6. Циклограмма деятельности для детей с ЗПР.


Утро


Утро

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
-беседа.
индивидуальная работа по сенсорике -словесно-моторная игра -наблюдение в центре природы
-разучивание стихов -индивидуальная работа по культ гигиеническим навыкам. -дидактическая игра
-индивидуальная работа по ознакомлению. с окружающим - пальчиковые игры -дидактическая игра
-игра малой подвижности
-индивидуальная работа по мелкой моторике -рассматривание картин, иллюстраций
-дидактическая игра
пение песен
Прогулка
Прогу
лка

Наблюдение (погода)
-подвижные игры
-индивидуальная работа по ФИЗО -наблюдение (неживая природа) -подвижные игры
-индивидуальная работа по ФиЗО -наблюдения
(растения)
-подвижные игры -индивидуальная работа по ФИЗО
-наблюдение (труд взрослых)
-подвижные игры
-индивидуальная работа по ФИЗО -наблюдения (животные, птицы)
-подвижные игры
-индивидуальная работа по ФИЗО
Вечер

Вечер

-дидактическая игра -индивидуальная работа по лепке.
-развитие мелкой моторики
-развитие мелкой
моторики
- сюжетно-ролевая
игра
-индивидуальная
работа по рисованию
-музыкальное развитие
-индивидуальная работа по РЭМП - безопасность
(ОБЖ, ПДД, ППБ) -индивид работа по аппликации
-настольно-печатные игры
-чтение художественной литературы -театрализованная деятельность
-индивидуальная работа по
конструированию
-развитие мелкой моторики




3.7 Перспективно-тематическое планирование

СЕНТЯБРЬ
Неделя Тема Краткое содержание традиционных событий и праздников
Первая, вторая недели «Диагностика»
Третья недели «Осень» Смена времен года, их взаимосвязь. Приметы осени (в погоде, в неживой и живой природе).
Четвертая неделя «Деревья» Обобщающее понятие «деревья». Названия распространенных деревьев (береза, тополь, осина, рябина, сосна, ель). Узнавать породу дерева по форме листа.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
ОКТЯБРЬ
Первая недели «Овощи»
Обобщающее понятие «овощи». Название распространенных (помидор, огурец, лук, картофель, морковь).Познакомить с новыми видами овощей (баклажан, перец, чеснок). Особенности внешнего вида – цвет, форма, величина. Вкусовые особенности и варианты употребления в пищу.
Вторая неделя «Фрукты»
Обобщающее понятие «фрукты». Название распространенных плодов – яблоко, груша, лимон, апельсин, банан. Особенность внешнего вида и вкусовые ощущения.
Третья неделя «Ягоды» Обобщающие понятия «Ягоды». Название распространённых ягод.
Четвертая неделя «Бытовые приборы» Понятие «бытовые приборы» и «электроприборы». Назначение(домашние помощники). Дифференциация с мебелью. Правила обращения с электроприборами. Название служб спасения (пожарная, скорая, полиция) и номера их телефонов. НОЯБРЬ
Первая недели «Поздняя осень»
Расширения понятия «Осень». Знакомства с осенними месяцами. Живая природа (как животные готовятся к зиме).
Вторая неделя «Посуда» Закрепление представлений о посуде. Название распространённых предметов посуды, их назначения.
Знакомства с разновидностями посуды (столовая, чайная, кухонная). Материал для изготовления посуды. Правила обращения с посудой, уход за ней.
Третья неделя «Мебель» Обобщающие понятие «Мебель». Название распространённых предметов мебели их назначении. Материал для изготовления мебели. Части мебели и ее детали (ножка, сиденье, ручка и т. д.).
Четвертая неделя «Домашние птицы» Понятие «Домашние птицы» (живут рядом с человеком, которые ухаживает за ними). Особенности внешнего вида. Название частей тела. Польза для человека название детенышей, звукоподражание. ДЕКАБРЬ
Первая недели «Зима»
Расширить и обогатить знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры.) Накопление представлений о жизни животных и растений в зимнее время года. Расширить представления детей о зимних явлениях в природе о зимних видах спорта. Закрепить понятие «спортивная одежда». Ознакомление со способами укрепления здоровья в зимнее время, с возможными травматическими ситуациями зимой и способами их
Вторая неделя «Домашние животные» Обобщающие понятия «Домашние животные». Названия распространённых домашних животных, их детенышей. Их польза для человека.
Третья неделя «Дикие и домашние животные» Обобщающие понятие «Диких животных». Название распространённых животных леса. Питание способ передвижения, название жилища, польза в природе. Дифференциация понятий «Дикие животные» и «Домашние животные».
Четвертая неделя «Новый год»
Выявить представления детей о новогоднем празднике, познакомить с историей праздника, новогодними обычаями и традициями разных народов; Составлять рассказ по картине «Дети наряжают елку».
Воспитывать добрые чувства к близким. Пробудить интерес к истории, создать положительный настрой у детей.
укрепление знаний в продуктивной деятельности.
ЯНВАРЬ
Первая неделя «Водный воздушный, наземный транспорт»
Обобщающие понятие «Транспорт». Группы транспорта (воздушный, наземный). Наименование распространённого транспорта. Детали транспорта. Профессии людей управляющих транспортом. Правила дорожного движения.
Вторая неделя «Одежда» Понятие «Одежда», ее назначение. Название распространённых предметов одежды. Детали одежды. Различия одежды по сезону. Материал для изготовления одежды. Уход за одеждой.
Третья неделя «Зимующие птицы» Понятие «Зимующие птицы». Причина зимовка птиц. Название распространённых зимующих птиц. Внешние характерные признаки: величина, цвет, питание и.т.д. Место проживания зимой. Забота о птицах в зимнее время.
ФЕВРАЛЬ Первая неделя «Профессии строитель»
Познакомить детей с рабочими профессиями их назначением и атрибутами (строитель, столяр, слесарь, дворник, садовник, маляр, портниха).
Воспитывать уважение к труду людей.
Вторая неделя «Профессии в детском саду»
Уточнить представления о профессиях, познакомить с многообразием профессий.
Узнавать на картинках и правильно называть представителей разных профессий.
Третья неделя «День защитника отечества» 23 февраля – День защитника Отечества. Знакомство с военными профессиями (летчик, танкист, ракетчик, пограничник). Беседа о тех, кто защищает Родину. Воспитание чувства патриотизма.
МАРТ
Первая неделя «Весна»
Наблюдения на участке детского сада и во время прогулок с родителями. Поиск примет весны в природе. Знакомство с особенностями жизни птиц и животных в весенне-летний период и способами помощи человека природе. Посадка растений на участке детского сада.
Развитие эстетического отношения к образам весны в произведениях искусства Наблюдения и эксперименты (вода, свет, воздух).
Вторая неделя «Мамин праздник»
Название месяца «Март». Весенний праздник его традиции (приготовление подарков, разучивание песен, стихов, поздравление всех женщин).

Третья неделя «Основные признаки весны. Перелетные птицы». Признаки ранней «Весны»: в погоде (потепление, капель, и.т.д.) в не живой природе (таяние снега), в живой природе (оживление среди птиц, изменения в одежде людей). Обобщающие понятия «Перелетные птицы». Причина отлета, название рас- пространных перелетных птиц (грач, скворец, ласточки).
Четвертая неделя «Зоопарк» Знакомство с «Зоопарком», его назначением. Названия распространённых животных зоопарка (жираф, носорог, слон, кенгуру, зебра..). Особенности проживания, повадки. Названия детенышей.

Пятая неделя «Продукты питания» Обобщающее понятие «Продукты питания». Основные группы продуктов: молочные, мясные, рыбные, хлебобулочные, овощные, кондитерские. Культура питания, сервировка стола. Временное обозначение приемов пищи (завтрак, обед. Полдник, ужин).
АПРЕЛЬ
Первая неделя «Город в котором я живу» Понятие «Город». Название города. Различные учреждения города, их назначения. Домашний адрес.
Вторая неделя «Правила дорожного движения»
Безопасность на улицах города. Правила дорожного движения (сигнал светофора, дорожные знаки, переход через улицу. Правила поведения транспорте.
Третья неделя «Насекомые» Обобщающее понятие «Насекомые». Название распространённых насекомых (комар, муха, пчела, паук, бабочка и.т.д). Особенности внешнего вида (величина, части тела, количество ног). Польза насекомых для природы и человека. Насекомые вредители.
Четвертая неделя «Комнатные цветы» Обобщающее понятие «Цветы». Знакомство с комнатными цветами, их польза жизни человека. Правила ухода за комнатными цветами.
МАЙ
Первая неделя «День Победы» Традиции праздника, поздравление ветеранов.
Вторая неделя Весенние сельх – работы. Весенние работы в саду и огороде. Виды работ (вскапывание, подготовка грядок, парников, высевание овощей). Инструменты для работы в саду и огороде.
Третья неделя «Поздняя весна» Название последнего весеннего месяца. Изменения в природе. Явления природы – гроза, гром, молния, радуга. Весенние первоцветы.
Организация работы с семьей.
Одним из важных условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ является сотрудничество педагогов с семьями воспитанников. Задача педагогического коллектива – установить партнёрские отношения с семьями воспитанников, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Основные формы взаимодействия с семьей.
Знакомство с семьей: встречи- знакомства, посещение семей, анкетирование семей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские праздники, создание памяток.
Образование родителей: «Школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы).
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, семейных праздников, выставок творческих работ.

Перспективный план взаимодействия с родителями детей ЗПР

Месяц Название темы
Сентябрь Родительское собрание «Цели и задачи учебно0воспитательной работы на 2016-2017 уч. год»:
Консультация для родителей «Сговеты, которые спасут жизнь».
Индивидуальные беседы «Ребенок с ОВЗ в комбинированной группе».
Опрос родителей «Расскажите о вашем ребенке».
Октябрь Консультация для родителей «Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка».
Папки – передвижки: «Играйте вместе с детьми»;
Индивидуальные беседы «Роль семьи в развитии игровой деятельности детей».
Индивидуальные беседы «Учим ребенка убирать игрушки».
Опрос родителей «Какие игрушки предпочитают малыши».
Совместный поход в осенний парк.
Ноябрь Консультация для родителей: «Здоровье – это серьезно».
Памятки для родителей «Осторожно – грипп!».
Индивидуальные беседы «Прогулки с ребенком по родному городу».
Индивидуальные беседы «Закаливанию для ослабленных детей».
Анкетирование родителей «О здоровье всерьёз».
Информационный стенд: «Гендерный подход к воспитанию своего ребёнка».
Декабрь Родительское собрание «ОБЖ. Родители – образец поведения на улицах и дорогах».
Консультация для родителей «Как уберечься от простуды».
Папки – передвижки: «Зимние игры и развлечения».
Индивидуальные беседы «Ребенок и новогодняя елка».
Индивидуальные беседы «Режим ребенка с ОВЗ во время зимних каникул».
Новогодний утренник.
Январь Консультация «Общение ребенка с ОВЗ со сверстниками и со взрослыми».
Индивидуальные беседы «Развитие речи у детей с ОВЗ в домашних условиях».
Выставка игр, пособий по развитию речи у детей с ОВЗ.
Февраль Консультация «Роль отца в физическом воспитании ребенка с ОВЗ».
Консультация «Растим будущего мужчину».
Индивидуальные беседы «Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!»
Март Консультация «Воспитание любви и уважения к матери».
Консультация «Гендерное воспитание в семье».
Совместное мероприятие с родителями «День матери».
Индивидуальные беседы «Учим стихотворение с ребенком».
Апрель Родительское собрание «Ребенок на пороге школы».
Памятка для родителей «Нескучные прогулки».
Консультация «Воспитание ребенка через приобщения к русским народным традициям»
Консультация «Физическое воспитание в семье».
Опрос родителей «Режим дня ребенка в выходные дни».
Май Консультация «Наблюдаем окружающий мир с ребенком».
Индивидуальные беседы «Компьютер и его влияние на развитие ребенка».
Ширма «Скоро лето».

6. Развивающая предметно-пространственная среда
Познавательный центр
Цели: развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка.
Оборудование: дидактические, развивающие и логико-математические игры, игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности; тетради на печатной основе; объемные геометрические тела; часы; счетные палочки.
Литературный центр
Цели: поддерживать у детей интерес к литературе, обогащать «читательский» опыт детей. Воспитание литературно-художественного вкуса.
Оборудование: мини-библиотека по программе; мини – энциклопедии; портреты детских писателей; иллюстрации к сказкам; магнитофон с произведениями по программе.
Центр детского творчества
Цели: активизировать проявление эстетического отношения к окружающему миру.
Развитие художественно-эстетических способностей.
Оборудование: изобразительные материалы для самостоятельной деятельности; репродукции картин великих художников; образцы «Учусь рисовать»; книжки-раскраски; предметы декоративного творчества.
Центр ОБЖ
Цели: формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил.
Оборудование: альбомы «Добрые правила», «Азбука безопасности»; макет «Осторожно: опасные предметы»; виды специальных машин. машин.

Музыкальный центр
Цели: стимулирование освоения умений игрового музицировании, самостоятельной деятельности детей по импровизации танцев, игр, оркестровок.
Оборудование: музыкальные инструменты, музыкальные игры, шумелки, тарахтелки.
Центр детского театра
Цели: стимулирование самостоятельности в театральной деятельности.
Оборудование: куклы разных видов театра (пальчиковый театр, настольный театр, театр игрушек, перчаточный театр, теневой театр, би-бабо); атрибуты для обыгрывания сказок; зеркало, парики.
Спортивный центр
Цели: формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Оборудование: массажные мячики, коврики; спортивный инвентарь: скакалки, мячи разных диаметров, обручи, канаты, шнуры, кегли, кольцебросы, гимнастические палки, мешочки для бросания, баскетбольная корзина. Маски-шапочки для п/игр. Спортивные игры (бадминтон, городки, гольф, хоккей). Диск здоровья.
Игровой центр
Цели: развивать умение сотрудничать со сверстниками в разных видах игр:
Оборудование: атрибуты к сюжетно-ролевым играм, творческим играм, режиссерским играм. Куклы обоих полов. Комплекты одежды по сезонам для кукол. Предметы-заместители. Коляски.
Центр патриотического воспитания
Цель: освоение представлений о своем городе, проявление интереса к родной стране. Развитие интереса к жизни людей в разных странах.
Оборудование: портрет Президента РФ В.В.Путина. Альбомы с государственной символикой. Фотографии с видами Белгорода. Глобус. Куклы в национальных костюма. Детская художественная литература про страны мира.
Центр природы.
Цели: увеличение объема представлений о многообразии мира растений, животных
Оборудование: игрушки животных, насекомых. Оборудование для труда в природе. Альбом наблюдений. Природный календарь.
Центр исследований.
Цели: развивать у детей интерес и желания к экспериментированию. Воспитание любознательности и желания познать окружающий мир.
Оборудование: передники, нарукавники. Природный материал. Сыпучие продукты, лупы, вспомогательный материал (пипетки, колбы, вата, шпатели, шприцы). Емкости разных размеров. Альбом наблюдений.
Коробочка с бросовым материалом.