Урок русского языка по теме «Имя существительное как часть речи», 6 класс

Урок русского языка в 6 классе

Култанова А.К. учитель русского языка и литературы школы-гимназии №17 г.Актобе

Тема урока: Имя существительное как самостоятельная часть речи.

Цель урока:
Повторить и обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы «Имя существительное как часть речи» в 5 классе.
Развивать мыслительные и общеучебные умения: морфологический разбор и синтаксическая роль имени существительного.
Продолжать развитие коммуникативных умений в процессе коллективной работы, развивать интерес к русскому языку как к предмету.

Оборудование и средства обучения:
интерактивная доска, учебники;
презентация, заготовки солнышек и тучек по количеству учеников.

Форма организации деятельности учащихся: коллективная.

Тип урока: использование межпредметных связей с русской и казахской литературой.

План урока:
Организационный момент: взаимное приветствие учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку – 2 мин.
«Мозговой штурм» (повторение и обобщение знаний) – 10 мин.
Контроль и самопроверка знаний – 10 мин.
Информация о домашнем задании и подведение итогов урока – 3 мин.

Ход урока:

I. Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания, полученные при изучении темы «Имя существительное как часть речи». Работать будем на материале устного народного творчества русского и казахского народов.
- Что такое устное народное творчество?
Учащиеся: УНТ – это произведения, которые создаются и передаются из уст в уста народом. С давних пор живут у разных народов колыбельные песни, шутки, прибаутки, заклички, загадки, скороговорки, пословицы и поговорки. Они развлекают, забавляют, успокаивают. Произведения устного народного творчества учат жизни, умению образно мыслить и говорить.
Задание классу: прочитайте и запишите в тетрадях отгадки казахских и русских загадок:
Тетушка – пряха
В голубой рубахе,
Рукава легли
На край земли. (Дым)

Шапка зернышек полна,
Утром глянул – нет зерна. (Звезды)

3) Быстрый маленький зверек
По деревьям скок-поскок. (Белка)

4) Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)

II. «Мозговой штурм»
Учитель: Ребята, что можно сказать о записанных словах?
Учащиеся: Это имена существительные.
Учитель: Что называется именем существительным?
Учащиеся: Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.
Учитель: Как изменяются имена существительные?
Учащиеся: Имена существительные изменяются по числам и падежам.
Задание классу: запишите данные пословицы, найдите имена существительные и определите их падеж.
Живи для людей (Р.п.), поживут и люди (И.п.) для тебя.
Чабан (И.п.) трудолюбив – овцы (И.п.) упитаны.
При солнце (П.п.) тепло, при Родине (П.п.) добро.
Гость (И.п.) в двери (В.п.) – счастье (И.п.) в дом (В.п.).
Учитель: Назовите морфологические признаки имени существительного.
Учащиеся: Склонение, род, одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.
Учитель: Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонениям? Какие существительные относятся к одушевленным и неодушевленным, собственным и нарицательным? Приведите примеры.
Учащиеся: к 1 склонению относятся сущ. мужского и женского рода с окончаниями –а и –я; ко 2 склонению относятся сущ. мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, -е; к 3 склонению относятся сущ. женского рода с нулевым окончанием. Приводят примеры.
Учащиеся: к одушевленным относятся существительные, отвечающие на вопроскто? К неодушевленным имена существительные, отвечающие на вопрос что? Приведите примеры. Собственные имена существительные обозначают единственные в своем роде предметы: не только ФИО людей, названия городов, стран, гор, рек, озер, океанов, но и названия исторических событий, газет, книг, журналов, кинофильмов, спектаклей, предприятий, клички животных. Нарицательные имена существительные называют однородные предметы, которые имеют что-то общее.
Задание классу: найдите соответствия, связанные по смыслу - Астана, журнал, столица, Вероника, имя, «Алакай», «Метель», повесть, Санкибай батыра, поэт, улица, Сергей Есенин - учащиеся записывают в тетрадях составленные пары слов.
Задание классу: Выполните морфологический разбор имени существительного победу.
Если будешь грустить – победу можешь упустить. (1 ученик у доски, остальные в тетрадях на местах).
Победа – сущ., предмет.
(Что?) победу. Н.ф. – победа.
Пост. – нариц., неодуш., ж. р., 1-го скл.; непост. – в В.п., в ед.ч.
Упустить (что?) победу.
Самопроверка работ учащихся (оценки за урок) и информация о домашнем задании (на выбор): 1) §28, страница 141 учить правило, страница 143 упражнение 491; 2) написать сочинение-миниатюру «Зимний этюд».
III. Подведение итога урока: Что мы вспомнили на уроке? На основе какого материала мы на уроке работали?
Учащиеся: На уроке мы говорили об имени существительном, его признаках. На основе устного народного творчества русского и казахского народов.
Учитель: Ребята, я хочу попросить вас поделиться своими впечатлениями об уроке, оставьте на столе одно из солнышек или тучку. (Учащиеся получают возможность оценить и свою работу, и работу учителя.)
Спасибо за работу на уроке.