Урок русского языка. Тема: Имя существительное как часть речи закрепление.

Тема: "Имя существительное как часть речи" закрепление.
С
Цели:
закрепить знания об имени существительном как часть речи;
отрабатывать умения находить существительные в тексте, ознакомить с обобщенным лексическим значением имён существительных;
формировать грамматическое понятие “имя существительное”;
развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость, воспитывать чувство прекрасного.
Орг. класса:
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты
Слушаем, запоминаем
Ни минутки не теряем.
Ход урока:

- Сегодня мы идём в гости к зиме. Изменчива погода зимой; то выглянет яркое солнышко, то вдруг нахмурится небо, вихри закружат снежные хлопья.
- А какой идёт месяц? (запись числа и классной работы)
2. Минутка чистописания З з
Дать характеристику звуку З.
Орфографическая работа.
Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы. Какое слово лишнее.
Работа со словарям.

3- Ребята, какую часть речи мы изучаем?
Она зашифрована на доске.
И..я с..щ ..ствтльн
Постановка темы и целей урока.
4. Зима опустилась на землю во всей своей красе, сверкает снег. Давайте порадуем зиму, поработаем в тетрадях.

 А что такое имя существительное? Слайд
Снеговик.
Всему название дано, - и зверю и предмету Вещей вокруг полным полно, а безымянных нету, И все, что может видеть глаз –  Над нами и под нами, И все, что в памяти у нас, -  Означено словами.
- У каждого слова своя работа, одни, - называют предметы, другие – их признаки, третьи –действия. Имя существительное – всё, что существует. И мы должны сегодня разобраться с этой частью речи. А части речи живут в большой стране, которая называется МОРФОЛОГИЯ. И вот сегодня мы будем строить дом имени существительному.
Каждый дом имеет фундамент.
Составим кластер.
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Картина зимы. Слайд
5. – Что вы уже знаете об этой части речи? Назовите имена существительные.
-А почему слова отвечают на разные вопросы? Да, живые и неживые. А правильно сказать одушевлённые и неодушевлённые. Слайд
Это первый этаж нашего дома.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 Физминутка:
- Игра на внимание “Хлопок – молчок”
(игра проводится стоя). Девочки хлопают, если услышат одушевлённые имена существительные, а мальчики – неодушевлённые: кот, мяч, воробей, дом, карась, окно, дятел, лопата, книга, гусь, гром, гвоздь, доктор, муха, платок.
6 Какой праздник приближается? Новый год. Слайд.
- Записать в 2 столбика им существительные отвечающие на вопрос что? одушевленные и неодушевленные им сущ .
Кто? Что?
Школьник школа
Грибник гриб
Лыжник .
Садовник .
Собственные и нарицательные (устно) Картинка. Слайд.
Дед Мороз снег
Снегурочка метель
баба Яга буран
заяц ёлка
Запись в тетрадь. ( перевод на каз язык)
Посёлок ., район, река, директор.., учитель.., мама.
7 Изменяется по родам.
Письмо под диктовку.
Записать слова из игры и определить род. Назови словарные слова. Слайд.
8 Имена существительные изменяются по числам. Слайд.
Письмо по памяти. Определить число. Разбор по составу.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
В гости к нам идёт сама-
Зима.

9 . Классификация существительных. Слайд.
- А что обозначают имена существительные? А только ли предметы?
Поиграем в группы слов. Устно.
Кто из вас играть готов? (как назвать одним словом)
Пёс, петух, корова, кошка - животные.
Платье, юбка и рубашка - одежда.
Василек, ромашка, роза - цветы.
Ветер, дождик и мороз - явления природы.
- Итак, что же могут обозначать имена существительные?
Определить склонение. Слайд. Карточки у каждого на столе.

Физминутка.
Зима очень загадочна и волшебна. А как красив зимой русский лес! Ребята, вы хотите побывать на лесной поляне? Представьте, что мы входим в зимний лес (встали).
- Свежий ветерок ласкает ваши лица (движения ветерка к лицу)
- Мороз щиплет и румянит щечки (пощипывание щек).
- Пойдем по тропинке, снег очень глубокий (высоко поднимаем ноги).
- Потрогаем белые стволы берёз (потираем руки).
- У берёз очень тонкие веточки (руки вперед, шевелим пальчиками)
- Сели (минутка отдыха).
Реснички опускаются Глазки закрываются, Мы спокойно отдыхаем. (2 раза)
Роль существительных в речи и предложении. Слайд. Подлежащее и второстепенные чл предложения.

Прочитайте текст (на доске):
Пушистый укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый . Стучит по стволу дерева . Только спит в своей . . .
- Всё ли понятно в тексте? Почему? Потому что не понятен смысл предложения. Что нужно сделать, чтобы было понятно о ком и о чем говорится.
- Спишите текст, вставьте слова, подходящие по смыслу.
Разбор каждого предложения: Определить склонение.
- Почему в первом предложении вставили слово снег? Найдите основу предложения, подчеркните. На какой вопрос отвечает подлежащее? Что обозначает? Какой частью речи является? Им падеж.
- Какой вывод можно сделать? Имя существительное, которое в предложении отвечает на вопрос кто? или что? - является подлежащим и несет главную мысль в предложении.
- Какое слово вы вставили в третьем предложении? На какой вопрос оно отвечает? Это имя существительное, но является ли оно главным членом предложения? Имена существительные, которые отвечают в предложении на другие вопросы – это второстепенные члены предложения. Они служат для смысловой окраски предложения. В падеж.
Работа по учебнику. С 23 № 50. Карточки. Самостоятельно.
7. Обобщение – по этажам “Дом”. Слайд. Кластер.

Так что же такое имя существительное?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Но впереди у нас большая работа, изучить четвертый этаж нашего дома. Этим мы займемся на следующих уроках.
8. Рефлексия “Сегодня на уроке я” Снежинки па каждой парте. Напиши.
- узнал новое
- научился
- было трудно
- Как вы думаете, ребята, порадовали мы сегодня зиму? Понравился вам урока? Спасибо всем за работу.
Домашнее задание. С 24 № 52 (1) повторить склонение с3-12.
Итог.
Оценки.

Заголовок 115