Урок русского языка в 5-м классе по теме Имя существительное как часть речи


Урок русского языка в 5-м классе по теме "Имя существительное как часть речи"
Цели:
- повторить изученный ранее материал об имени существительном, углубить знания учащихся, познакомить со значением и морфологическими признаками имени существительного как части речи; - формировать умение составлять рассказ об имени существительном в форме научного описания, умение доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, умение находить имена существительные в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль;
- формировать навык правильного произношения; развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;
- способствовать воспитанию бережного отношения к книгам, чувства ответственности при работе в группах.
Оборудование:
карточки с заданиями,
слова для орфоэпической работы,
схема для гимнастики глаз,
рисунки (дерево, символизирующее "имя существительное", настроение-пейзаж),
опоры, эскизы дерева "имя существительное".
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. На столах у вас лежат яркое солнышко и хмурая тучка. В конце урока с их помощью вы сможете показать, понравился ли вам урок.
II. Повторение и углубление изученного материала.
1. Беседа.
- С каким разделом науки о языке вы познакомились на предыдущем уроке?
- Что изучает морфология?
- Вспомните, пожалуйста, какие группы частей речи вы знаете? (самостоятельные, служебные, междометия).
- Какие части речи относятся к самостоятельным? Назовите их.
- Какие относятся к служебным? Назовите их.
2.Постановка проблемы и задач урока
- Сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки, ответ на которую позволит вам определить тему урока: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам». О какой части речи эта загадка? Почему вы так считаете?
— Правильно, это имя существительное.
3. Работа в тетради.
- Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Имя существительное как часть речи).
4. Сообщение цели урока.
- Сформулируйте цель нашего урока и проговорите алгоритм наших действий на уроке.
- С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.
5. Работа в группах.
- Вспомните, что обозначает имя существительное?
- Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в группах. На столах у вас лежат индивидуальные карточки. На них обозначен номер вашей группы. Дети 1 группы, поднимите руки. Дети 2, 3 группы:
1. Прочитайте слова:
М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.
2. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия.
3. Подчеркните вставленные буквы. Расскажите друг другу орфограмму, которую вспомнили, выполняя задание?
- Повернулись тихо к своим товарищам и дружно, давая возможность каждому высказаться, обсуждая шёпотом, работаем.
- Проверим, как справились с заданием ребята 1 группы. Им нужно было выписать:
1 группа
1) названия людей; (Оле _, пилот, тракторист)
2) названия вещей. (Зеркало, тетра_ ь, велосипе _)
- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?
- Проверим, как справились с заданием ребята 2 группы. Им нужно было выписать:
2 группа
1) названия признаков; (Смелость, радость, с_нева)
2) названия действий. (Мол_тьба, стр_льба, бег)
- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?
- Проверим, как справились с заданием ребята 3 группы. Им нужно было выписать:
3 группа
1) названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова)
2) названия веществ. (Нефть, малахит, м_ локо)
- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?
Вывод: что обозначает имя существительное?
6. Орфоэпическая минутка с грамматическим заданием.
- А помните ли вы, на какие вопросы отвечает имя существительное?
- Давайте запишем слова в два столбика, в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают, обозначим ударение, произнесём их правильно.
Кто? Что?
- Записать слова. Алфавит, инженер, шофер, портфель, столяр, свитер, человек.
Вывод: на какие вопросы отвечает имя существительное?
7. Физминутка- А сейчас мы отдохнем с пользой для нашего здоровья.
(Выполняются упражнения для снятия напряжения в мышцах спины, рук, для улучшения мозгового кровообращения, для предупреждения зрительного утомления.)
Руки "в замок"; потянулись вперёд, назад; повернулись вправо, влево.(1 раз) Руки на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. (3-4 раза)
Посмотрите на схему. Рисуем глазами круг, затем треугольник, фокусируем взгляд на точке.(3-4 раза)
8. Работа с учебником.
- Вот теперь отдохнувшие, свежие, бодрые вы можете приступить к работе с учебником.
Работа с текстом.
- Откройте стр. 190, найдите упр. 466, прочитайте задание.
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
- Как его можно озаглавить? Запишите заголовок в тетрадь.
- Ребята, как вы относитесь к своим друзьям? Значит, как должны обращаться с книгами? Почему нужно беречь книгу?
- Объясните правописание слов с пропусками букв.
- Определите род, число, падеж имён существительных.
- Объясните постановку тире в предложениях.
- Спишите текст, подчёркивая существительные как члены предложения. Определите род, число, падеж имён существительных.
Вывод:
- К какому роду относятся имена существительные?
- Как они изменяются?
- Какими членами предложения чаще всего бывают?
9. Составление устного рассказа.
- Составьте рассказ об имени существительном в форме научного описания.
- Кто затрудняется, может воспользоваться опорой.
Имя существительное - это.. Что это такое?
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Какие морфологические признаки имеет (как оно изменяется)?
Каким членом предложения чаще всего бывает?
10. Чтение вывода в учебнике (стр. 191)
- Сравните свой рассказ с правилом в учебнике.
4. Домашнее задание.
- На столах у вас лежат эскизы дерева "имя существительное". Воспользуйтесь ими дома. Восстановите надписи, раскрасьте и изобразить своё настроение-пейзаж.
III. Итог урока.
1. Слово учителя.
- Что вспомнили сегодня на уроке, что узнали нового? Как выполняли работу?
2. Рефлексия.
- Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать, понравился ли вам наш урок. Если "да" - покажите солнышко, если "нет" - тучку. Спасибо, ребята.
3. Выставление оценок.
- Урок окончен, благодарю вас за работу.