Методическая работа Практический опыт постановки певческого голоса учащихся детских музыкальных школ в классе хорового пения




Методическая работа на тему:


Практический опыт постановки певческого голоса учащихся детских музыкальных школ в классе хорового пения





Исполнитель:
Куркачева Таисия Юрьевна








1. Темброво-регистровая методика развития детского голоса учащихся младшего школьного возраста Г.П. Стуловой (г. Москва)
Галина Павловна Стулова – профессор, доктор педагогических наук, заведующего кафедрой хорового пения и дирижирования Московского педагогического государственного университета. В результате исследований и огромного педагогического опыта работы с детьми, Г.П. Стулова установила, что голосовые возможности детей гораздо шире. Она предложила оригинальную методику развития детского голоса, базирующуюся на регистровой его структуре.
«Управлять развитием детского голоса – это значит, максимально учитывая природу естественно протекающего процесса, согласовывать каждое воздействие на данный процесс с его внутренней логикой», – так пишет в своей книге Г.П. Стулова [19, С.110].
Оптимальный режим голосообразования у детей младшего школьного возраста при коллективном воспитании.
В разные исторические эпохи методика вокальной работы с детьми младшего школьного возраста при коллективном воспитании строилась на основе определенного представления о звучании детского голоса. Эстетические критерии оценки качественных особенностей звучания детского голоса менялись в разные эпохи. Истинно прекрасное и в жизни, и в искусстве, складываясь исторически, происходило, прежде всего, из того, что целесообразно для жизни человека.
При коллективном обучении трудно создать наилучшие условия для развития всех видов голосов. Даже при осуществлении индивидуального подхода в процессе коллективного творчества неизбежно наблюдается определенная тенденция к слиянию тембров. С самого начала стоит разделить коллектив на несколько групп по признаку склонности к преимущественному использованию одного из крайних типов регистрового звучания. Такое разделение производиться обычно в результате индивидуального прослушивания, но нередко тембровые особенности голоса проявляются в процессе речи. Задача развития детского голоса при коллективном творчестве усложняется тем, что кроме вокальных навыков, необходимо заботиться и о хоровых, которые формируются параллельно и оказывают влияние друг на друга.
На начальном этапе работы главной задачей руководителя является приведение коллектива к общему тону, то есть выработка унисона. Для большинства детей это возможно на основе настройки их голосов на облегченное звучание, в средней, ближе к высокой тесситуре. Этот тип голосообразования, необходимый для первого этапа работы с детскими голосами, в дальнейшем может быть использован как основной метод при разучивании произведений, поскольку замечено, что при пении в высоком регистре голос меньше утомляется, а интонация становиться точнее по сравнению с любым другим звукообразованием. Кроме того, такой тип звучания голоса может быть использован как средство художественной выразительности.
Оптимальной формой обучения пению принято считать сочетание хоровых, групповых и индивидуальных занятий. Однако их соотношение должно быть различным на каждом этапе работы в зависимости от возраста воспитанников: чем меньше ребенок, тем больше значение имеют индивидуальные формы работы. Индивидуальные занятия проводятся лишь с отдельными младшими школьниками, использующими при пении исключительно грудной тип звукообразования, а так же имеющими ярко выраженные индивидуальные недостатки в работе голосового аппарата.
Хоровая работа с самого начала должна строиться так, чтобы имелась возможность использовать пение по группам, составленным по типу регистровой природы голосов. Организовать коллективную работу при этом желательно по принципу соревнования между группами и развития способности к самооценке полученного звучания.
В условиях дополнительного образования, где занятия ведутся в музыкальных школах и школах искусств, доминирующая коллективная форма работы на всех возрастных ступенях должна равномерно сочетаться с групповыми занятиями по голосам, составляющим партии, и индивидуальными прослушиваниями.
Использование голосовых регистров младшими школьниками, не обученными пению
Разрабатывая методику развития певческих голосов детей младшего школьного возраста, необходимо принимать в расчет, прежде всего, их регистровую природу, то есть знать исходный материал, с которым педагогу приходится иметь дело в процессе обучения. Поэтому следует выяснить, какой преимущественно регистр используют дети, не имеющие вокального воспитания. Прослушивание множества детей позволяет сделать вывод, что природе певческого голоса не обученных пению детей младшего школьного возраста свойственны все регистры, присущие голосу взрослых.
При отборе и прослушивании детей в коллектив, не следует ограничиваться быстрым заключением по немногим данным. В процессе необходимо учитывать два фактора:
- качество интонации;
- использование голосового регистра.
По качеству интонации детей можно распределить на 3 группы:
1. Дети с плохой интонацией.
2. Со средней по качеству интонацией.
3. С хорошей и отличной интонацией.
По типу преимущественного использования регистрового звучания голоса можно разделить на 4 группы:
1. С чисто грудным звучанием.
2. Использующие микст, близкий к грудному типу.
3. Микст, близкий к фальцетному типу.
4. Чистый фальцет.
Следует отметить, что такое разделение весьма условно, поскольку нередко при прослушивании ребенок, по просьбе педагога может повторить ту же песню, но в другом регистре. Однако рекомендуется судить по первому исполнению, так как регистровый режим выбирался самим поющим.
Дети с плохим интонированием обычно используют грудную манеру исполнения. Голоса со средней по качеству интонацией звучат в микстовых регистрах. Голоса детей с хорошей и отличной интонацией звучат ближе к фальцету.
Таким образом, регистровые возможности голоса проявляются не одинаково у всех детей в данный возрастной период. Но устанавливается определенная взаимосвязь между типом регистрового звучания голоса и качеством интонации. Отсюда автор методики утверждает, что при фальцетном типе звукообразования легче добиться чистоты интонирования по сравнению с грудным. Знание этого имеет большое значение для методики обучения исполнения вокально певческого репертуара.
Тип гласного. Чтобы настроить голос воспитанников на звучание ближе к фальцетному типу, следует использовать гласные «у», «о», «а». Более грудное звучание легче сформировать на гласных «и», «э», «ы». Из исследований автора методики, очевидно, что работа голосовых складок координируется типом гласного звука, как при пении, так и при речи. Экспериментально Г.П. Стулова установила, что при всех прочих равных условиях в отношении высоты и интенсивности звука гласные «и», «э» формируют тембр голоса с более грудным оттенком по сравнению с гласными «а», «о», «у».
Эмоциональный настрой. Чтобы настроить голос ребенка на облегченное звучание, ближе к фальцетному, следует использовать «мажорные» попевки или песни, светлые и радостные по настроению. Противоположные по характеру и содержанию песни будут настраивать голос на иное звучание, ближе к грудному.
Эмоциональное состояние ребенка, связанное с художественным образом исполняемого произведения, безусловно, отражается в тембре его голоса. Веселое настроение вызывает более светлое звучание голоса, и, напротив, грустная песня непроизвольно способствует появлению более грудного оттенка в тембре голоса.
Примарные тоны, переходные звуки и звуковой диапазон детского голоса.
Правильное представление о примарных тонах, переходных звуках и звуковом диапазоне детского голоса позволит руководителю определить наиболее удобный участок звуковой шкалы для пения в каждом конкретном случае и, соответственно, выбрать репертуар, наилучшим образом способствующий развитию детского голоса. Это поможет управлять тембром за счет использования оптимального регистрового режима и добиться максимального звукового и динамического диапазонов, без перенапряжения в звукообразовании.
Примарными тонами называются такие певческие звуки, которые среди других тонов голоса звучат наиболее естественно и свободно.
При пении примарных звуков все звенья голосового аппарата работают с естественной координацией. На примарных звуках легче всего настроить голос в зависимости от педагогической задачи. В голосе детей, так же как и взрослых, можно найти эти примарные тоны (2-3 звука), которые расположены примерно в середине его звукового диапазона. Для большинства детей, по мнению ряда исследователей, это фа1 – ля1. С этих же тонов рекомендуют начинать распевание.
При индивидуальном обучении следует исходить из примарных звуков данного ребенка, а при коллективном – на усредненные данные, типичные для большинства.
Переходные звуки. По природе голоса детям свойственно использовать натуральные регистры с ярко выраженным переходом грудного голоса в фальцетный. Переходные звуки в голосе детей могут быть ярко выражены или оставаться незаметными. Если петь восходящий звукоряд грудным регистром, то в определенном месте перелом в голосе наступает неизбежно. На этом наблюдении и основан принцип построения вокально – тренировочных упражнений для сглаживания регистрового звучания: нисходящий поступенный звукоряд при облегчении нижних звуков.
Перелом в голосе при пении восходящего звукоряда наступает тогда, когда грудной регистр достигает предела своего напряжения. Обычно напряжение в голосе при пении грудным регистром появляется за кварту до переходных звуков. Зная это, следует уже при подходе к ним облегчать звук за счет ослабления динамики и смягчения атаки звука.
Звуковой диапазон – это объем голоса от самого нижнего до самого верхнего звука. Голосовые складки каждого ребенка, как и взрослого певца, имеют свои пределы по частоте в зависимости от анатомического строения голосового аппарата, эластичности тканей, свойств нервной системы и тренировки в пении. Нижний предел голоса можно установить путем пения нисходящего поступенного звукоряда.
Верхний предел можно установить разными способами:
- воспитанник исполняет небольшую попевку, которая многократно повторяется по полутонам вверх и доводится до верхнего предела голоса;
- исполняется какой-либо поступенный восходящий звукоряд на гласный звук «А».
В результате определения звукового диапазона указанными способами у одного и того же певца может быть установлен разный верхний предел голоса, так как первый способ рассчитан на сглаживание регистров, а второй на выявление границ натуральных регистров. Поэтому при оценке голосового диапазона необученного певца очень важно учитывать способ регистрового звучания его голоса. В специальной литературе, где приводятся данные относительно звукового диапазона детского голоса, обычно это обстоятельство не оговаривается. Вот почему до сих пор диапазон детского голоса является предметом споров и изучений.
В связи с ростом голосовых аппаратов детские голосовые диапазоны нельзя определить как постоянные. Даже для одного возраста они разные и зависят от систематических упражнений, овладения голосовыми регистрами, а так же от индивидуальных различий.
Таким образом, как утверждает Г.П. Стулова, автор данной методики, постепенное расширение диапазона детского голоса нельзя считать возрастным признаком. Характеризуя развитие детского голоса, следует отметить, что изменения его основных характеристик относятся не столько к звуковому диапазону, сколько к возрастанию силы голоса и обогащению тембра. Поэтому, целесообразнее говорить о постепенном расширении диапазона не с точки зрения возрастных возможностей детей, а с точки зрения последовательности в методике обучения их пению, с какого бы возраста они ни начинали петь.
Подводя итог вышеизложенной методике, хочется отметить, что воспитательные и организационные возможности музыки велики особенно на начальном этапе, когда у детей проявляется интерес к своим голосовым возможностям и пению. Формирование хоровых навыков, коллективное пение и творческая обстановка на занятии способствует развитию музыкальной – эстетической культуры младших школьников, как части музыкальной культуры в целом. Практический опыт автора показывает, что при комплексном подходе воспитанники коллектива проникаются ощущением ответственности, ценности своей жизни и жизни окружающих. Развивая певческие навыки, дети учатся естественно и правдиво передавать в звуке тончайшие оттенки человеческого настроения, что является для них высшей трудностью. В коллективе, где ставятся определенные художественно - ценные исполнительские задачи, дети выполняют их параллельно со своими, очень важными «детскими» жизненными задачами.


2. Фонопедический метод как основное направление ускоренного развития певческого голоса по системе В.В. Емельянова (г. Санкт-Петербург)
Данная методика также используется под названием – метод развития голоса. Координация и тренинг (ФМРГ – фонопедический метод развития голоса). Фонопедия – та же «постановка голоса» (речевого или певческого), только применяемая к лицам с расстройствами голосообразования и на начальном этапе работы (или на нулевом уровне подготовки, осведомленности).
Вся работа по данному методу делится на 3 этапа:
1) Координационно-трениноровочный.
2) Эстетический.
3).Исполнительский (музыкальный).
Координационно-тренировочный этап содержит в себе:
- создание материальной базы, инструмента для решения музыкальных задач;
- осознание действий мышц, участвующих в голосообразовании (прямое осознание скелетной и лицевой мускулатуры, косвенное – внутренней дыхательной, гортанной, глоточной – через вибро-, баро- и проприорецепцию, через близлежайшие взаимодействующие группы мышц, представленные в сознании);
- осознание ощущений вибрации, давления, действия мышц отдельно от восприятия звука своего голоса;
- осознание работы голосового аппарата в разных режимах (регистрах) через разные ощущения;
- осознание связи этих разных режимов с разными тембрами и разной силой голоса;
- осознание связи действия разных режимов работы голосового аппарата с разными участками диапазона;
- осознание связи действия разных режимов работы голосового аппарата, разных тембров и разной силы голоса с разными энергетическими затратами;
- формирование связи представлений о разных режимах работы голосового аппарата с разными объемно-проcтранственными и эмоционально-образными представлениями;
- формирование связи всего предыдущего со слуховыми представлениями о высоте отдельных тонов и об интервалах;
- формирование навыков выбора режима работы гортани, оптимального для реализации слухового представления о высоте тона;
- формирование навыков выбора энергетических затрат, оптимальных для реализации слухового представления о высоте тона;
- формирование навыков выбора режимов гортани или их последовательности, оптимальных для реализации слухового представления об интервале;
- формирование навыков выбора оптимальных энергетических затрат для реализации слухового представления об интервале, его ширине, преодолении этой ширины;
- дозированную тренировочную нагрузку на разные группы мышц, участвующих в голосообразовании, имеющую целью устранение неравномерности развития к решению звуковысотных, динамических и тембровых задач, которые могут возникнуть в музыкальных произведениях.
Развитие, формирование, выработка или просто появление у обучаемых полного комплекса показателей является целью координационно-тренировочного этапа.
Необходимым и достаточным условием первого приближения к академическому певческому тону является наличие четырех показателей:
- целесообразное использование режимов работы гортани или регистров;
- голосообразующий (фонационный) выдох, многократно превышающий по длительности и интенсивности речевой и жизнеобеспечивающий;
- певческое вибрато и произвольное управление его параметрами: частотой и амплитудой;
- специфическая певческая акустика ротоглоточных полостей, специфическая артикуляция, существенно отличающаяся от речевой.
Под целесообразным использованием режимов работы гортани (регистров) понимается соотношение звуковысотности или диапазона и использование того или иного регистра, в зависимости от возраста и пола поющих. Применительно к пению предлагается такая схема.
Детский голос (детский – мальчики и девочки) в употребительном диапазоне:
- от фа-соль малой октавы до ре-ми первой, но не выше – «грудной» режим;
- от ми-фа первой до ля-си второй – «фальцетный» режим;
- от ля-си второй до ми-фа третьей и выше – может быть «свистковый» режим, но – это сольный вариант.
Голосообразующий (фонационный) выдох в первом приближении имеет отношение к силе тона или, научно говоря, две интенсивности звукового давления», что субъективно воспринимается как громкость.
«Певцы самых разных жанров - от фольклора до рока поют разными регистрами, весьма громко независимо от наличия или отсутствия электроусиления, используют вибрато самых разных параметров. Решающим показателем, выделяющим академических вокалистов из певцов других, неакадемических, жанровых, является особая специфическая форма ротоглоточного рупора, выражающаяся в особом специфическом способе формирования гласных и особом способе произнесения coглacных» - утверждает В.В. Емельянов.
Принципы метода:
1) биоакустическим фундаментом любых проявлений голосовой активности являются механизмы голосообразования, возникшие в древний период эволюции человека и сохраняющиеся в первые месяцы жизни: голосовые сигналы доречевой коммуникации;
2) принцип саморегуляция голосообразующей системы: создание оптимальных условий функционирования природной автоматики через точные действия управляемой части голосового аппарата, использование некоторых явлений голосообразования в качестве пусковых механизмов певческой саморегуляции;
3) принцип элементарных операций: формирование сложного двигательного навыка певческого голосообразования из последовательности и совокупности простейших далее неразложимых на сознательном уровне операций;
4) принцип повторяемости: многократное повторение одинаковых операций, вызывающее оптимизацию деятельности всей системы в направлении биологической целесообразности и энергетической экономичности;
5) принцип наблюдаемости - визуальной и осязательной;
6) принцип самоимитации: повторение не чужого звука, воспринимаемого только слухом, а своего, со всем комплексом вокально-телесных ощущений (вибро-, баро- и проприорецепция);
7) принцип эстетического негативизма: пение нарочито некрасивым голосом с целью переноса внимания с контроля тембра на контроль вибро-, баро-, проприорецепции и фонетики.
Критерии отбора приемов, программ и упражнений ФМРГ:
точность описания;
однозначность понимания.;
безусловная выполнимость;
мгновенная результативность;
независимость эффективности от уровня одаренности и подготовленности обучаемого и учителя;
элементарность обучающих операций;
минимальный шаг двигательной программы;
контроль визуальный, осязательный и через качественные характеристики звука, минимально искажаемые субъективным восприятием поющего;
тренирующая дозированность.
Под мгновенной результативностью понимается, конечно же, не чудесное появление певческого голоса, а тот результат, который предусмотрен приемом: искомый режим работы гортани, или требуемая на данном этапе активность выдоха, или точные изменения ротоглоточного рупора.
Минимально искажается субъективным восприятием поющего частота и амплитуда вибрато и фонетика. Если поющий слышит шесть пульсаций вибрато в секунду, то и слушающий - столько же. Если для поющего размах вибрато полтона (по четверти тона вверх и вниз от основной высоты), то и для слушающего - так же. Если педагог поет гласную «А», то вряд ли ученик запоет «И». И уж конечно, лучше один раз увидеть в зеркале свой кривой рот, чем сто раз слышать это от учителя. А если учителя не устраивают какие-либо вялые или зажатые мышцы ученика, то последнему, надо просто их потрогать, и довериться не проприорецепции, которая еще не развита, а собственным пальцам, которые сразу же почувствуют вялость, и перенапряжение.
Двигательный смысл приемов
Приемом автор называет организацию некоторых условий, не позволяющих издать звук привычным способом, т.е. только под влиянием слухового представления или регулировочного образа, если таковой уже имеется.
Двигательная программа - один из элементов «системы-мистификации». Многократное воспроизведение приема для накопления времени тренировочной нагрузки с привнесением некоторого разнообразия (разные фонемы, интонации, дозирование движений и условий во времени) называется двигательной программой. Запись двигательной программы осуществляется при помощи специальных условных обозначений, букв русского и латинского алфавита и нот. Прием, развернутый в программу и записанный системой знаков, называется упражнением.
В.В. Емельянов предлагает огромное количество упражнений, которые могут быть уложены в четыре приема:
1) Речевой или певческий процесс начинается с атаки гласного, либо произнесения согласного. Первый прием заключается в замене этой атаки непривычным неречевым, непевческим движением голосообразующей системы, при котором провоцируется искомый режим работы гортани, или стимулируется фонационный выдох, или вызывается певческое вибрато или организуется рупор. В результате вносятся изменения в регулировочный образ.
2) Замена певческой или речевой атаки гласного введением дополнительного режима работы гортани регистра, располагающегося выше или ниже искомого. При переходе от дополнительного регистра к искомому срабатывает межрегистровый пороговый эффект. Он приносит в искомый регистр свойства и особенности дополнительного и является условием саморегуляции голосообразующей системы. Меняется регулировочный образ.
3) Отключение какой-либо части управляемой мускулатуры (артикуляционной и внешней дыхательной). Цель: активизация и тренировка не управляемых произвольно (не представленных в сознании непосредственно) компонентов голосообразующей системы, участвующих в выполнении слухового задания. Провоцирование специфических вокально-телесных ощущений, связанных с действием этой мускулатуры. Коррекция регулировочного образа своего голоса введением в него представлений об этих ощущениях.
4) Инспираторная фонация (издавание звука во время вдоха). Цель: поиск режима работы гортани (штро-баса, фальцетного, свисткового), нереализуемого почему-либо обычным способом и другими приемами; осознание специфических вокально-телесных ощущений, вызываемых ею.
Артикуляционная гимнастика по системе В.В. Емельянова
Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Повторите четыре раза. (Далее - каждое задание исполняется четыре раза).
Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно, кончик языка, и все более далеко отстоящие поверхности.
Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его. Сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.
Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки. (Предложите детям пощелкать всем одинаково, т.е. выстроить унисон низкими и высокими щелчками)
Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.
Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение.
Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки.
Чередуйте два предыдущих упражнения в ускоряющемся темпе.
Пройдите по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем. Обратите внимание на то, чтобы пальцы не терли кожу лица, а сдвигали всю мягкую ткань относительно лицевых костей.
Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загорелось».
Поставьте указательные пальцы горизонтально под глаза и попытайтесь приподнять пальцы мышцами лица, контролируя, таким образом, активность мышц.
Поставьте указательные пальцы на переносицу и проконтролируйте «сморщенный нос».
Одновременно приподнимите мышцы под глазами и наморщите нос, пытаясь при этом широко открывать глаза и поднимать брови.
Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вниз.
Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вправo-назад-влево- вперед.
Соедините движение нижней челюсти вперед-вниз с оттопыриванием (выворачиванием) нижней губы с обнажением десен.
Соедините движение нижней челюсти вперед-вниз с поднятием верхней губы с обнажением десен.
Соедините движение челюсти вперед-вниз с выворачиванием нижней и верхней губ, обнажением десен, приподниманием мышц под глазами и наморщиванием носа. Глаза широко открыты, брови подняты. В этом положении сделайте четыре резких движения языком вперед-назад при неподвижной челюсти и губах. При этом надо не задерживать дыхание, дышать спокойно и бесшумно.
Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта, необходимо контролировать в зеркале. В дальнейшей работе также желателен постоянный визуальный контроль.
Таким образом, система В.В. Емельянова дает нам представление не только о вокальном воспитании обучающегося, но и о психофизиологическом состоянии ребенка во время занятий по освоению вокально-хоровых навыков.

Из опыта работы над вокально-хоровой постановкой голоса
преподавателя ДМШ № 22 Куркачевой Таисии Юрьевны
Хоровое пение расширяет кругозор учащихся, формирует положительное отношение детей к музыкальному искусству, стимулирует развитие интереса к музыке и к музыкальным занятиям.
В условиях музыкального образования и воспитания хоровое пение выполняет несколько функций:
Во-первых, разучивая и исполняя произведения хорового репертуара, учащиеся знакомятся с разноплановыми сочинениями, получают представление о музыкальных жанрах, приемах развития, соотношении музыки и слова в вокальных произведениях, осваивают некоторые черты народного фольклора и музыкальный язык произведений профессиональных композиторов.
Во-вторых, хоровое пение решает задачи развития слуха и голоса учащихся, формирует определенный объем певческих умений, навыков, необходимых для выразительного, эмоционального и осмысленного исполнения.
В-третьих, являясь одним из самых доступных видов исполнительской деятельности детей, хоровое пение развивает общеучебные навыки и умения, необходимые для успешного обучения вообще: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения, умения и навыки коллективной деятельности и др.
В-четвертых, содержание певческого репертуара нацелено на развитие у ребёнка позитивного отношения к окружающему миру через постижение им эмоционально-нравственного смысла каждого музыкального произведения, через формирование личностной оценки исполняемой музыки.
Выразить себя через пение, звучание – древняя и органичная для человека потребность. У детей большое желание петь, потребность в самовыражении. К шести-семи годам у ребенка формируется слуховой аппарат и выявляется музыкальный слух.
«Учить детей музыке полезно в любой форме», – отмечает психолог и музыковед Дина Кирнарская. Но хоровое пение лучше, чем сольное, развивает слух, ведь надо слышать и то, что поешь ты сам, и то, что поют рядом, следить за дирижером, контролировать темп, ритм, да и еще соответствовать общему эмоциональному настрою. Такая напряженная творческая работа активизирует мозговую деятельность, воспитывает волю и дисциплину, но прежде всего, доставляет невероятное удовольствие, ведь пение хором – настоящее объединение душ.
В сентябре школа набирает детей.
Работа над постановкой вокального голоса ведется на каждом этапе обучения.
Главное: 1) понять индивидуальные особенности ребенка; 2) идти за «стремлениями» ребенка, сохранять и беречь его интерес к музыке.
Существует проблема взаимоотношений учителя и ученика на занятиях музыкальным творчеством. Не самолюбованием, не демонстрацией собственной эрудиции должен заниматься музыкант-преподаватель, а совместным творчеством с ребенком, общим «открытием музыкальных истин».
Основа деятельности – индивидуальный подход. Контингент детей, обучающихся в ДМШ очень разнообразен. Необходимо «услышать» и «увидеть» каждого ребенка в хоре. Учебная деятельность построена на принципах оптимальности, оптимизма и веры в успех. Применяются игровые формы работы с помощью которых, учебный материал преподносится живо и интересно. Такая форма работы позволяет мягко и безболезненно «раскрыть» закомплексованных детей. На каждом уроке должно присутствовать творческое начало. Нужно воспитать не только послушных исполнителей, но и ценителей услышанного, умеющих, к тому же, ясно выражать свое мнение, свои мысли, активно относящихся ко всему, что касается хорового коллектива, его успехам, неудачам, поведению каждого члена хора. Задача музыкального воспитания – это воздействие через музыку на весь духовный мир детей, прежде всего на их нравственность.
Коллективный характер хорового музицирования корректирует вокальную технику певцов и предопределяет использование специфических приемов пения и воспитания голоса.
Техника звукообразования у солиста, певца ансамбля или хора одинакова. Идентичны основные требования, предъявляемые к их вокально-техническому мастерству.
Однако коллективная природа хорового музицирования усложняет процесс певческого воспитания. Успешность вокально-хоровой работы зависит во многом от разных причин.
Одна из них – исходный уровень общей и музыкальной культуры детей, влияющий на развитие таких психофизических процессов, как восприятие музыки, память, навыки речевого общения, эмоциональные реакции.
Другая – состояние слуха и голосового аппарата ребенка, а также сформированность первичных вокально-хоровых навыков до поступления в музыкальную школу.
За время обучения учащиеся овладевают вокально-хоровыми навыками, осваивают хоровой репертуар различных стилей и эпох, учатся концентрировать внимание на качестве певческого звучания, приобретают опыт хорового пения, концертных выступлений.
В детском хоре важны сочетания индивидуальной и коллективной форм работы, использование общих упражнений, распеваний и индивидуальной подготовки маленьких певцов к репетициям. Поэтому, хотя основная форма работы в хоре - групповая, большое значение имеет работа над вокально-хоровой постановкой голоса каждого певца хора.
Особенно хорошо голосовые данные развиваются в течение работы над протяжной песней. А долгий распев одного слога или слова развивают дыхание. Вот почему пение как средство лечения назначается детям с заболеваниями дыхательных путей. Вдох носом при открытом рте можно определить термином «активная пауза». Главное качество певческого вдоха – бесшумность – при неподвижности плеч и грудной клетки автоматически влечет за собой всю основную установку дыхательной мускулатуры. Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения медленных песен, мы не только создаем условия для увеличения объема легких и их качественных вентиляций, но и усиливаем релаксационный момент напрямую связанный с выдохом.
Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений укрепляют межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса.
Различные приемы, упражнения, с помощью которых голос постепенно крепнет, приобретает силу и красоту.
Рассмотрим главные компоненты, из которых складываются певческий процесс и техника вокального исполнения.







Певческая установка

Главное условие пения – это внутренняя полная физическая свобода исполнителя. Она достигается естественной позой певца: прямой и свободный корпус, расправленные плечи, прямое положение головы.
Необходимо подтянуться, поиграть всеми мышцами, распрямить плечи, почувствать себя победителем («столб достоинства»). Если младший школьник будет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.
При пении нельзя запрокидывать голову, гримасничать, зажимать нижнюю челюсть. Все должно быть просто и естественно, свободно и непринужденно. Нужно добиваться, чтобы процесс пения был таким же естественным и органичным, как процесс речи.
Дыхание
Важнейшим фактором голосообразования у певцов является дыхание.
Существуют различные типы певческого дыхания: ключичное, грудное, нижнереберное, диафрагмальное или брюшное. Диафрагмальный тип наиболее приемлемый вариант певческого дыхания. Этот тип дыхания самый глубокий и является основой, на который идет дальнейшее формирование уже смешанного типа дыхания. Живот как бы выдвигается вперед, а выдох регулируется брюшным прессом.
Необходимо постараться физически ощутить именно глубину «воздушного столба».
Певческое дыхание можно воспитывать двумя способами: развивая дыхательную мускулатуру специальными упражнениями вне пения и развивать дыхание на вокальных упражнениях.
Мягко, по руке взяв глубокое дыхание. В живот, певцы равномерно, медленно и беззвучно выдыхают воздух, произнося согласную «ф». Все внимание сосредотачивается на глубине дыхания, работе брюшного пресса, сбережении воздуха. Упражнение выполняется при полной физической свободе, мягко, без утрирования.
Упражнение без звука следует сочетать с исполнением упражнения на отдельные гласные. (Приложение № 1, 3, 4, 7, 9, 11).
Полезно, в качестве тренировки почувствовать мышцы брюшного пресса, когда человек дышит «на стекло», пытаясь растопить лед. При этом внимание должно быть сосредоточено на ощущении диафрагмы: чем сильнее поток горячего воздуха, тем ощутимее тяжесть на диафрагме.
Хорошо помогает почувствовать глубину дыхания упражнения: «промычать», «повыть». Другими словами, певец должен физически ощутить полную взаимосвязь между процессами дыхания и звукообразования.
Проинтонировать слог «ой» или «эй» на удобной высоте. При этом момент начала звука должен быть стремительным, быстрым, зафиксированным на диафрагме, именно в этом месте находится опора звука. После фиксации начала звука его следует продолжить протянуть на гласную и, ощущая плавное, свободное звучание на опоре, на диафрагме (Приложение № 11, 17).
Петь звуки примарной зоны, стараясь как можно дольше удержать их на дыхании. Каждый звук тянуть ровно и свободно, без толчков. Позднее, когда появятся навыки правильного дыхания, можно перейти к упражнению на филирование звука (Приложение № 2, 3, 4, 8, 9, 12, 18.).
Тянется звук на слог. Поем на cresh. или dim. Главное, чтобы поющий почувствовал зависимость усиления звука от напряжения мышц живота. Упражнение быстро помогает обрести ощущение опоры дыхания. «Прокачать диафрагму». – На звуке «а-а», как укачиваем ребенка.
На каждом уроке напоминать принципы певческого дыхания, следить за правильностью его выполнения.
Атака звука
Дело не в силе звука, а в его широте, округленности и эмоциональной выразительности и эти качества голос приобретает при мягкой атаке, как постоянной манере начинать звук. Мягкая атака звука должна быть постоянным способом, которым следует начинать звук. Как бы слегка касаясь голосовыми связками (Приложение № 3, 5, 7, 10, 15).
Высокая позиция звука
Ранее мы выяснили, куда и каким образом брать дыхание. Теперь рассмотрим, куда должна быть направлена воздушная волна при выдохе, чтобы голос получил необходимую силу и окраску. В этой связи остановимся на понятии позиционной точности звука. Это важнейшее качество интонации является результатом умения пользоваться головным резонатором (Приложение № 1, 2, 6, 9, 18).
Упражнение «Зеркальное отражение»
Педагог младшему ученику: «есть потолок и пол». Их надо научить «думать» высоко. Не давить на гортань (Приложение № 15, 16, 17).
Все внимание певца должно быть направлено на возможно большее использование резонирования. Наиболее резонирующими гласными считаются «и, е, у», с которых рекомендуется начинать поиск верного звукообразования. Эти гласные способствуют выработке единорегистрового звучания диапазона голоса (Приложение № 10, 17, 18).
Звукообразование
Правильное звукообразование с единой степенью округленности гласных. Гласные в пении должны произноситься четко, чисто, по тембру одинаково, с округлением. Иначе, пение будет «плоским», резким, неприятным по тембровой окраске.
Чтобы звук всегда был ровным и единообразным, надо стремиться к пению на соединении регистров – грудного и головного. Грудное резонирование придает голосу мощь, силу, а головное – блеск, яркость, полетность (Приложение № 9, 10, 16).



Дикция
Отчетливая дикция является средством донесения текстового содержания произношения и одним из важнейших средств художественной выразительности.
Причина вялой дикции – вялость и малоподвижность языка, губ, зажатость нижней челюсти, скованность мышц шеи и лица. С каждым учащимся проводится индивидуальная работа.
Главное правило – это полное физическое освобождение артикуляционного аппарата. Для раскрепощения нижней челюсти упражнения на слоги «бы, ма, да». Губные согласные «б» и «м» способствуют активности губ (Приложение № 1,2, 11, 12).
Сочетание нескольких согласных (например – «вздымает»).
Правило переноса согласных с конца слога на начало следующего слога – добиваться протяжного пения. Цель работы над дикцией сводится к тому, чтобы научить петь осмысленно.
Распевание и вокальные упражнения
Овладение вокально-хоровой техникой исполнения происходит не только в ходе разучивание репертуара, но и в процессе пения специальных упражнений (Приложение № 11, 14, 15, 16, 19).
Задача упражнений заключается в том, чтобы повысить (усовершенствовать) вокальную технику певца. Каждое упражнение имеет конкретную техническую задачу. Упражнения могут быть самыми различными и преследовать разные цели: развивать голос, расширять его диапазон, укреплять дыхание, вырабатывать ровность голоса, его подвижность, гибкость, чистоту интонации, развивать четкость дикции и т.д. Словом, должны помочь певцам овладеть техническими приемами выразительного исполнения. Есть упражнения, которые носят комплексный характер, то есть развивают различные навыки одновременно.
Вычленение из произведений мелодические обороты могут быть использованы как подготовительный интонационный материал для последующей работы над всем произведением. Кроме того, они могут быть прекрасными вокально-техническими упражнениями и исполняться в разных тональностях в пределах рабочего диапазона.
Работа с детьми младшего возраста предполагает использование образных игровых технологий. Образное выражение «достать и почувствовать дно». Почувствовать диафрагму.
- «Как собачка дышит» (найди место диафрагмы)
- «Как филин кричит» (найди место диафрагмы)
- «Эй» (окликнуть) (найди место диафрагмы)
- «Коровка мычит» (найди место диафрагмы)
- «Волчонок воет» (найди место диафрагмы)
При данных упражнениях необходимо обратить внимание учащегося на ощущения, происходящие в теле, при произношении данных звуков.
Взять вдох (в живот) и пропустить воздух через себя (закрытым ртом). Почувствовать, как он свободно проходит без препятствий. Не зажимать и не перекрывать зажимом в гортани.
Настоящее пение должно быть полнозвучным, ярким, свободным.
Образ жизни современного человека малоподвижный. Дыхательная гимнастика – это эликсир для легких, способ их оживить, тонизировать. В нашей работе мы используем методику дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, которая основана на применении «самосопротивления».
Все упражнения основаны на том, что одновременно с вдохом делается упражнение, создающее сопротивление вдоху. Во время выдоха сопротивление снимается, мышцы расслабляются.
Вначале А. Н. Стрельникова применяла свою систему для укрепления дыхательной системы и голосового аппарата артистов, но вскоре выяснилось, что терапевтические возможности метода шире.
Вдох делается носом, носом выдох – через постоянно полуоткрытый рот. Вдох должен быть коротким, резким и сильным. Выдох совершается непроизвольно, через полуоткрытый рот.
Подготовительное упражнение. Цель: освоить вдох через нос – выдох через рот.
Сочетать дыхание с ритмичными движениями рук.
Сочетать дыхание с поворотом головы.
Сочетать дыхание с поворотом корпуса.
Сочетать дыхание с наклоном корпуса.
Таким образом, в нашей исследовательской работе по развитию вокально-хоровых навыков учащихся детских музыкальных школ основано на всестороннем укреплении основ профессиональных навыков пения..

Выводы
Темброво-регистровая методика развития детского голоса учащихся младшего школьного возраста Г.П. Стуловой дает нас сделать вывод о том, воспитательные и организационные возможности музыки велики особенно на начальном этапе, когда у детей проявляется интерес к своим голосовым возможностям и пению. Формирование хоровых навыков, коллективное пение и творческая обстановка на занятии способствует развитию музыкальной – эстетической культуры младших школьников, как части музыкальной культуры в целом. Практический опыт автора показывает, что при комплексном подходе воспитанники коллектива проникаются ощущением ответственности, ценности своей жизни и жизни окружающих. Развивая певческие навыки, дети учатся естественно и правдиво передавать в звуке тончайшие оттенки человеческого настроения, что является для них высшей трудностью. В коллективе, где ставятся определенные художественно - ценные исполнительские задачи, дети выполняют их параллельно со своими, очень важными «детскими» жизненными задачами.
Фонопедическая методика В.В. Емельянова используется под названием – метод развития голоса. Координация и тренинг (ФМРГ – фонопедический метод развития голоса). Фонопедия – та же «постановка голоса» (речевого или певческого), только применяемая к лицам с расстройствами голосообразования и на начальном этапе работы (или на нулевом уровне подготовки, осведомленности).
Принципы метода:
1) биоакустический фундамент любых проявлений голосовой активности;
2) принцип саморегуляция голосообразующей системы;
3) принцип элементарных операций;
4) принцип повторяемости;
5) принцип наблюдаемости - визуальной и осязательной;
6) принцип самоимитации;
7) принцип эстетического негативизма
Таким образом, система В.В. Емельянова дает нам представление не только о вокальном воспитании обучающегося, но и о психофизиологическом состоянии ребенка во время занятий по освоению вокально-хоровых навыков.
Основа нашей педагогической деятельности в ДМШ № 22 – индивидуальный подход. Контингент детей, обучающихся в ДМШ очень разнообразен. Необходимо «услышать» и «увидеть» каждого ребенка в хоре. Учебная деятельность построена на принципах оптимальности, оптимизма и веры в успех. Применяются игровые формы работы с помощью которых, учебный материал преподносится живо и интересно. Задача музыкального воспитания – это воздействие через музыку на весь духовный мир детей, прежде всего на их нравственность.
Таким образом, в нашей исследовательской работе по развитию вокально-хоровых навыков учащихся детских музыкальных школ основано на всестороннем укреплении основ профессиональных навыков пения (певческая установка, певческое дыхание, атака звука, высокая позиция звука, звукообразование, дикция, распевание и вокальные упражнения).

Приложения
Упражнения
Приложение № 1


Приложение № 2


Приложение № 3




Приложение № 4

Приложение № 5

Приложение № 6

Приложение № 7





Приложение № 8

Распевки
Приложение № 9

Упражнение направлено на выработку правильного дыхания и пение cantilena в одной певческой позиции.

Приложение № 10

Движение мелодии по терциям вверх и вниз помогает отрабатывать гибкость, пластичность, подвижность голоса и чистоту интонации.
Приложение № 11

Упражнение исполняется на одном дыхании с ощущением опоры на диафрагму. Слог «ма» помогает освободить нижнюю челюсть.

Приложение № 12

Упражнение направлено на выработку навыков подвижности голоса, опору на диафрагму, чистоту интонирования, плавного перехода с одного звука на другой. Первоначальный звук необходимо взять сверху, применяя головной резонатор.

Приложение № 13

Исполнять в подвижном темпе, легко работая губами и кончиком языка.


Приложение № 14

Упражнение направлено на воспитание ритмического рисунка.

Приложение № 15

Упражнение направлено на расширение диапазона, сглаживание регистров, свободу звуковедения.

Приложение № 16

Упражнение направлено на умение петь широкие интервалы. В нотах нижнего диапазона использовать головной регистр («не зарывать»). В нотах верхнего диапазона больше опоры на открытую гортань. Стараться петь в единой певческой позиции.



Приложение № 17


Приложение № 18

Упражнение направлено на овладение плавного звуковедения, сглаживание регистров, опоры на диафрагму, чистоту интонирования.

Приложение № 19









13 PAGE \* MERGEFORMAT 142115




Oђ Заголовок 115