Урок русского языка в 4 классе по теме : Имя существительное как часть речи


Урок русского языка
Имя существительное как часть речи
ЦЕЛИ:
Углубление знаний об имени существительном как части речи.
Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме “Имя существительное”, путешествие по городу Существительное.
Развитие логического мышления, воображения, речи учащихся при выполнении различных творческих заданий; умение (правильно) грамотно проводить морфологический разбор существительного.
Воспитание интереса к изучению данной темы, аккуратности, прилежания.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Словарный диктант
Вдвоём с другом, интересный карнавал, узкий коридор, решение задачи, цитата из рассказа.
III. Зрительный диктант.
Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине,
Дружит с небом океан,
Дружат люди разных стран.
- Сколько слов в четверостишье?
- Сколько из них существительных?
- Какой вывод сделаем о популярности?
IV. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня у нас урок – путешествие в город Имени Существительного.
1) Игра “Светофор” (дети отвечают при помощи бумажных светофоров)
- Имя существительное обозначает признак предмета. (Нет)- Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что? (Да)- Имя существительное изменяется по родам. (Нет)- Имя существительное бывает собственное и несобственное. (Нет)- Имя существительное бывает одушевленное и неодушевленное. (Да)- В предложении имя существительное может быть только второстепенным членом. (Нет)- ИМЯ существительное- древнейщая часть речи.Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти названия закрепились в языке. Существительное – наиболее самостоятельная часть речи. Уже от имен существительных образуются прилагательные. Первоначальные сочетания зелень-трава, камень-стена постепенно преобразуются в сочетания зеленая трава, каменная стена. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.
- Итак,чтобы узнать на чем мы отправимся в путь, нужно отгадать загадку.
Он рогатый, но не лось,Так не просто повелось:Он при помощи роговТок берет от проводовИ бежит туда, кудаПуть укажут провода.
Правильно, мы отправляемся в путешествие на ТРОЛЛЕЙБУСЕ.
Словарная работа
- Запишите в тетрадь слово, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.- Что вы скажете о слове троллейбус? (Существительное, неодушевленное, нарицательное, м.р., ед.ч.)
2)Прочитайте текст упражнения 101, найдите имена существительные.
- Сделайте вывод о роли существительных в предложении?
-Запишите в схему.
3) Улицы собственных и нарицательных.
- Поехали. Первая остановка на улицах Собственных и Нарицательных. Запишите существительные из текста в два столбика.- Назовите особенность написания имен собственных? (Всегда с большой буквы независимо от места положения)
- Разгадайте ребусы. Запишите получившиеся слова
ВЫВОД: имена существительные бывают либо собственные, либо нарицательные.
- Какой это признак существительного? (постоянный).Запись в схему.
4) Побываем еще на двух улицах города Существительного: Одушевленные и Неодушевленные.
Назовите одушевленные существительные из выписанных, подпишите их
- На какие вопросы отвечают одушевленные существительные? Неодушевленные?
- Какой это признак существительного? (постоянный).
ВЫВОД: имена существительные бывают либо одушевленные, либо неодушевленные.Запись в схему
5) Отправляемся на площади м.р, ж.р, ср.р.
- Как определить род существительного?
ж.р. м.р. ср.р.
она, моя он, мой оно, моё,
-а, -я, _ -а, -я, _ -о, -е- Определите род сущ., которые мы записали.
Прочитайте сущ. ж.р., м.р., ср.р.
- Как определить род существительного? (По окончанию и вспомогательным словам).- Какой это признак существительного? (Постоянный)
Физкультминутка
Мы идем, мы идем, По дорожке мы идем, Мы идем, мы идем, Звонко песенку поём:Ля – ля – ля!Через сугробы мы шагаем,Ноги выше поднимаем.Все равно вперед идем, Смело песенку поём:Тра – та – та!А теперь на лыжи встали,Очень быстро побежали.Мчимся с горки, не молчим, А задорно так кричим: ух!
6) Подъезжаем к последней остановке Реки мн.ч. и ед.ч.
- Как различить имена существительные этих рек?- Могут ли существительные переплывать из одной речки в другую?- Образуйте от существительных, которые мы записали, формы ед.ч. и мн.ч. (в паре)- Изменение по числам какой это признак? (Непостоянный)- Но есть существительные, которые имеют только мн.ч. или ед.ч. (ножницы, сани, листва, погода)7) Вывод:
- Почему одни улицы связаны с центром города, а другие нет?
К центру города стремятся улицы, названия которых обозначают постоянные признаки имен существительных, а чуть в стороне улицы и реки, называющие непостоянные признаки.
- Назовите постоянные признаки. Непостоянные признаки.
8) Давайте проведем морфологический разбор. 2 ученика у доски
I вариант
Около деревни3 – сущ.
Н.ф. – деревня,
нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.
Р.п., ед.ч.
Вт. член
II вариант
(на берегах) речки3 – сущ.
Н.ф. – речка,
нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.
Р.п., ед.ч.
Вт. член
- Проверим ваши знания.
9) Работа со схемой
Я думаю, что теперь Вы сами сможете провести экскурсию по городу Имя существительное.
IV. Итог урока:
- Признаки, о которых мы говорили, (постоянные и непостоянные), называются МОРФОЛОГИЧЕСКИМИ.
V. Домашнее задание. Стр. 87 упр.105 устно, пользуясь схемой.